I. Вступление - объявление темы урока
Ребята!
Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке,
познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая расскажет нам о
парных согласных.
II. Чистописание
А чтобы всем нам оказаться в сказочной стране - нужно очень красиво и
без ошибок написать эти строчки:
СС с ссс ссс
сказка сказочка сказочник
Сказка - мед, так и течет.
Как называются эти слова?
Что у них общего, что объединяет их? А как понять эту поговорку?
(Сказка как мед - сладкая , любимая, так и течет, как речка.)
Запишем, отмечая и проверяя орфограммы.
Дети записывают элементы чистописания и предложение.
III. Словарная работа
Все справились? Молодцы!
Я взмахнула волшебной палочкой и вот мы и в сказке.
На магнитную доску прикрепляется фигурка Красной Шапочки.
Жила-была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали ее
Красной Шапочкой. Раз решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, что
жила в домике на опушке леса.
Идет девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками лесными
знакомится.
Словарь:
заяц медведь лисица сорока
Давайте познакомимся с ними тоже.
Читаем хором.
Запишем в тетрадь, ударение проставим, безударные гласные отметим.
Вспомним словарные слова, и дальше в путь!
IV. Повторение. Имена собственные.
Но свернула с тропинки Красная Шапочка и заблудилась. А на полянке
указатель стоит! Чтобы понять куда идти девочке, давайте запишем эти
словосочетания. Запишем и прокомментируем. (Назовем имена
существительные, нарицательные и собственные.)
Вспомним и повторим правило о том, что имена собственные пишутся с
большой буквы.
Записали, подчеркнули заглавную букву в именах собственных. Отлично!
Теперь-то Красная Шапочка знает дорогу, да и домик уже виден...
Но что это? (Упала одна из стрелок указателя, на обратной стороне -
"злой Волк".)
Это проделки злого Волка! Что же будет?
V. Основная часть урока
Рядом с Красной Шапочкой на магнитную доску прикрепляется фигура
выглядывающего из-под одеяла волка в кружевном чепце.
Зашла девочка в дом, а на постели "бабушка" лежит (подозрительная
какая-то!)
"Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие
большие глаза, уши, зубы?"- говорит басом.
А девочка ей в ответ: "Ш-ш-ш..."
Рядом с Красной Шапочкой и волком на магнитную доску прикрепляется
фигурка пчелы.
А пчела мимо летит: "Ж-ж-ж..."
Чем-то похожи эти звуки!
Да это же парные согласные: их 6 пар они близняшки, (но один из них
звонкий, а другой глухой). Живут они в этом домике.
Открывается доска. На доске аппликация:
В окошках домика - парные согласные - буквы-человечки.
Ниже таблица:
б в г д ж з звонкие: из голоса и шума
п ф к т ш с глухие : из шума.
От удивления у Волка-бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и
Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб.
Но она нисколько не испугалась и мы тоже, и давайте запишем слова:
глаз (глаза) |
|
|
нос (носы) |
зуб (зубы) |
|
|
лоб (лбы) |
А рядом запишем проверочные слова. Подчеркните согласный и рядом гласный
в проверочных словах.
В этой позиции парный согласный слышится четко!
А почему? Правильно - рядом с ним гласный звук!
Немного отдохнем - зарядка!
VI. Физкультминутка
Мы в сказку к Красной Шапочке
Собрались в дальний путь.
Летели, плыли, ехали -
Пора и отдохнуть!
А в сказке той увидим мы
И прудик и цветы.
Про парные согласные
Узнаем я и ты.
Нам в этой сказке встретятся
Сорока, заяц, еж...
Дорогу к милой бабушке
Для внучки ты найдешь.
Все любят сказки добрые -
Довольна детвора!
Скорее всем за дело,
Вновь в сказку нам пора!
Сели на места, ровно, спинки прямые.
VII. Закрепление
Красная Шапочка загадала волку-бабушке загадку:
На зеленой ножке
Выросли сережки. (ландыш)
Что это? Правильно.
Давайте запишем загадку и отгадку. А какие согласные здесь спрятаны?
Парные.
ножка, сережка слышим [ ш ], а пишем [ ж ]
Вот какие опасные согласные, сколько с ними хлопот. Им нельзя доверять -
надо их проверять! Ноженьки, сережечки.
Красная Шапочка говорит: "У домика парных согласных пруд." А волк ей в
ответ: "Да, прут, тоненький такой, березовый! Как шлепнешь им ...."
- "Да нет, же нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!"
- "Ничего не понимаю!" - сказал Волк.
А ты запиши вместе с нами:
пруд
прут
Мы отправились на пруд,
На тропе валялся прут.
Вот пруды, а это прутик,
И не путайте их люди!
Как же проверить нам их? Изменить слово! Подобрать родственное! И чтобы с
парным согласным оказался гласный.
Запишите рядом проверочные слова из стихотворения. Вот так:
пруд - пруды
прут - прутик
"До чего же опасные эти парные согласные!" - волк почесал в раздумии в
затылке и чепчик свалился.
Красная Шапочка совсем не испугалась, а задумчивый волк даже этого не
заметил, он думал о парных согласных: Вот растет гриб. Красная
Шапочка, дай мне ручку и тетрадь, я запишу: В ча
ще под Березкой рос гриб.
Помогите волку, ребята. Прокомментируем предложение, найдем все
орфограммы.
А волк сомневается: "Гриб, гриб... А может грипп, кашель, насморк."
"Нет, гриб. Докажи."
Гриб - грибы, грибок.
Это волк изменил слово так, что рядом с парным согласным стоит гласный.
И согласный - не опасный!
"Я понял, понял,"- закричал Волк.
А вы, ребята? Сейчас проверим.
В лесу у прудика гуляли: еж, уж. В гнезде сидели чиж, стриж. А в норе -
мышь. А у воды рос камыш. Запишем:
Камыш -камыши
стриж -стрижи
еж - ежи
чиж - чижи
уж - ужи
мышь - мыши
Проверяйте! Рядом напишем проверочные слова.
VIII. Проверка знаний. Подведение итогов
Запомнили? Молодцы!
Волк тоже запомнил и рассказ сочинил: Запишем, ребята, рассказ Волка.
Ученики получают раздаточный материал. Текст с пропущенными парными
согласными и стихотворение:
Солнечная пого_ка. Мы плывем на ло_ке к зеленому остро_ку.
Под Бере_ками и ду_ками прячутся гри_ки. Сла_кие
Яго_ки манят нас. Скорее на Бере_!
А еще Волк стихотворение сочинил:
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные.
Звук нечетко слышится -
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный -
И согласный неопасный.
Это стихотворение Волк вам дарит на память , чтобы правило о парных
согласных вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни.
|