Речь – широкая сфера деятельности человека. По
развитию речевой деятельности выделяют
несколько уровней работы. Один из них –
лексический уровень или словарная работа.
Словарная работа является ведущим
направлением в развитии речевой деятельности
учащихся. Нами создано методическое пособие
"Откуда пришли слова?” Данное методическое
пособие является II частью цикла внеклассных
занятий по русскому языку в начальной школе.
Каждая часть пособия содержит конспекты 10
внеклассных занятий и электронное приложение с
наглядным мультимедийным сопровождением,
играми, тестами.
Наше пособие предусматривает на занятиях по
формированию лексического запаса не только
объяснение современного значения слов, но и
знакомство с их этимологией, историей
возникновения того или иного слова. Очень часто
за словами, оборотами лежит целый мир,
историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное
событие нашего прошлого. А это нужно нам для того,
чтобы понимать их подлинное значение, чтобы
правильно, точно ими пользоваться.
Цели цикла занятий.
I.
- Дать сведения о происхождении слов с точки
зрения исторической и языковой;
- Способствовать расширению познаний учеников в
области этимологии;
- Выявить лексическое значение слов и
исследовать происхождение их.
II.
- Расширять активный словарный запас учащихся,
кругозор;
- В игровой форме способствовать запоминанию
слов и их этимологии.
III.
- Способствовать воспитанию интереса к языку,
истории и культуре русского народа, уважение к
культуре других стран.
Ниже помещаем конспект 1 занятия и наглядное
сопровождение (Power Point)
Город
I. Новая тема.
– Совершим ещё одну экскурсию по городу вместе
с Машей.
Она приехала из другого города и оказалась на
вокзале.
Вокзал – слово по происхождению английское.
Когда-то госпожа Вокс устроила в усадьбе зал, где
проводили танцы. Сначала этот зал и назвали
вокзалом, в слове мы слышим "вок” + "зал”. А
теперь – это помещение на станции для
пассажиров.
Маша вышла на площадь. Ей интересно будет
узнать, что слово это по происхождению русское,
обозначало "плоский”.
На площади – рынок. Сейчас это крытое
помещение, но когда слово родилось, в немецком
языке оно означало "круг, площадь”, потому что
рынок чаще всего устраивали на торговой площади.
Рядом с рынком – аптека – учреждение, где
изготавливают и продают лекарства. Когда-то
давно это было греческое слово и означало
"склад”.
Маша подходит к огромному торговому комплексу.
Это Гипермаркет. Сложное слово. "Гипер” в
переводе с латинского означает "сверх”,
"маркет” – покупка-продажа. Так комплекс
назвали за огромное количество отделов, где
продают вещи совершенно разного назначения.
Рядом станция метро. Метро – сокращённое слово
"метрополитен” – городской подземный
транспорт. Посмотрим, как слово образовалось.
В греческом языке было 2 слова: "метер” (мать) и
"полис” (город), а если сложить вместе, получится
"мать городов”, т. е. столица. А от них
образовалось – метрополитен – столичный
транспорт. Потому что метро сначала строили
только в самых крупных городах.
На метро Маша доехала до окраины. На берегу
залива – порт. Это слово из латинского языка:
место стоянки, погрузки судов.
А это здание – бассейн. В латинском языке
раньше обозначало – "чаша”, в немецком –
"котлован”.
На другой площади – собор. Слово из
старославянского языка, означало "собрание”.
По-другому это здание называется – церковь.
Слово во время крещения пришло из Греции.
Означает – "господний (дом)”.
Это сооружение нам уже знакомо – стадион.
Напомним Маше: слово греческое. В древних
олимпийских играх бегун пробегал дистанцию
примерно в 192 метра – это "стадий”.
Маша пришла в парк и пошла по аллее. Аллея – это
дорога в саду или в парке, по обеим сторонам
которой посажены деревья или кусты. Слово пришло
из французского языка, где означало "проход,
дорога”.
Вдалеке журчит фонтан. Это сооружение, в
котором вода под напором бьёт струёй. Фонтан –
слово по происхождению латинское, значение его
было – "источник”.
А вот дорога, похожая на аллею, также растут по
бокам деревья. Но эта аллея в городе, идёт вдоль
улицы. Здесь её правильное название – бульвар.
Это слово заимствовано из голландского языка.
Означало раньше совсем другое: крепостной вал.
II. Закрепление.
– Вы узнали эту карту? Это карта нашего города.
Мы будем путешествовать по ней. Попадая в
какой-нибудь уголок, назовём его и расскажем всё
о значении и происхождении слова. Презентация: http://poznayko.at.ua/load/otkuda_prishli_slova/21-1-0-2145
|