Тип урока: повторителыю-обобщающий, урок закрепления
знаний и умений по теме.
Вид урока: комбинированный.
Технология: на личностно-смысловой основе.
Цели урока: совершенствовать умение произносить
мягкие шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с
гласными; развивать воображение, смекалку, речь; воспитывать уважительное
отношение ко времени, бережное отношение к природе.
Задачи урока:
1. Сопоставление звучания и написания сочетаний жи,
щи, ча, ща, чу, щу.
2. Отработать навык правильного написания слов с этими
орфограммами.
Оборудование: плакаты, цветик-семицветик в вазе с
конфетами, магнитофон, кассета с записью.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
На доске плакат с девизом урока:
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не нужно по утрам
Будить по десять раз.
С. Баруздин
Учитель: Хором прочитаем девиз. Обратите внимание на
выделенные орфограммы (сообщение темы и цели урока).
2. Проверка домашнего задания Учитель: Что значит жить
умеет по часам? А что помогает жить по часам? (Знакомство со словом «Режим».)
Найдите на карточках слова на изученные орфограммы. (Голова — всему начало.
Ошибка не обман. Поживем — увидим. Век живи, век учись. Дело верши, да не
спеши. Шило в мешке не утаишь. Не спеши языком, спеши делом. Шилом моря не
нагреть. На живом все заживает. Лживое дело хило. Не спеши —- людей не смеши.
Широка дорожка Ерошке. Шито на живую нитку. Какова жизнь, такие и песни. Яйца
курицу не учат. Чай пить — не дрова рубить. Сам погибай, а товарища выручай.
Обычай старше закона.)
3. Учитель: Я хочу показать вам сегодня необычный
цветок, который вырос у меня. Он похож на волшебный цветик-семицветик: у него
семь разноцветных лепестков. Ой, смотрите, на лепестках что-то написано.
(Звучит мелодичная музыка.)
На фоне мелодии записан голос:
Дорогие ребята! Если вам удастся выполнить задания
волшебного цветочка, вас ждет награда — приятный сюрприз.
Учитель: Ну, что, ребята, попробуем справиться с
заданиями цветика-семицветика?! Тогда начинаем!
«Красный лепесток»
Игра «Угадай слова»
Шала...
|
леи
|
гара...
|
ши
|
сту...
|
шить
|
сне...
|
чать
|
пло...
|
ча
|
све...
|
щадь
|
кри...
|
щу
|
уго...
|
ЧУ
|
Составить предложение с любым из этих слов.
«Желтый лепесток»
Работа по учебнику
Учитель: Выполнить нужно упражнение № 78. После
выполнения упражнения — физминутка.
«Зеленый лепесток»
Зрительно-слуховой диктант
Молчат ли рыбы
Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат
чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует
кукушкой. (22 слова.)
Задания:
1. Подчеркнуть сочетания ча-ща-жи.
2. Выписать эти слова и разделить их для переноса.
«Голубой лепесток»
Орфографическая пятиминутка Учитель: Запишите в
строчку через запятую ответы на мои вопросы:
1. Как называется африканское животное с длинной
шеей? (Жираф)
2. Как называется дикая роза? (Шиповник)
3. Какой ты знаешь съедобный гриб с рыжей шляпкой?
(Рыжик)
4. Какой инструмент используют, чтобы проколоть
отверстие? (Шило)
5. Как называется форменное пальто у военных? (Шинель
)
— Поставьте ударения в этих словах.
«Синий лепесток»
Развитие речи
Составить предложения:
1. В, ежи, шуршат, кустах.
2. Частая, с, падает, крыши, капель.
«Фиолетовый лепесток»
Спишите текст с доски, разделяя его на предложения.
Подчеркните сочетания букв, написание которых надо запомнить.
Лес вздохнул и затих птицы больше не кричат белка
укачала своих бельчат все живое спит.
4. Итог урока. Ребята сдают тетради учителю, в это
время начинает звучать музыка. Голос произносит:
«Поздравляю вас, ребята, с успешным выполнением
заданий. А теперь сюрприз: загляните в вазу, в которой был цветок, — сюрприз в
ней».
В вазе — сладости для детей. |