Цели:
- создание условий для осознания учащимися
значимости государственной символики как
воплощения социокультурного контекста России
- создание коллажа средствами графической
программы Photoshop
Задачи:
- познакомить с историей развития
государственных символов РФ: герба, флага, гимна;
- показать какие изменения происходили в
символике в ходе истории;
- научить искать материал, используя
интернет-ресурсы;
- научить технике коллажирования рисунка
средствами графической программы Photoshop
Ход занятия
Учитель: Ребята. Сегодня у нас с вами
не обычное занятие, а занятие – конкурс. В
процессе его вы не только создадите уникальный
компьютерный информационный продукт, но многое
узнаете о теме, на которую вы будете выполнять
задание. Тема эта называется "Овеянные славою
флаг наш и герб”. Я думаю, что вы уже кое-что
знаете о государственной символике. На этом
занятии мы обобщим ваши знания, полученные на
уроках истории, от бесед с родителями, из
прочитанных книг или просмотренных фильмов.
Во второй части нашего занятия вы будете
создавать на компьютере коллаж на эту тему. Но
сначала мы подробно поговорим о том, что такое
государственная символика, откуда она появилась
и зачем нам всем надо об этом знать.
Просмотр материала по презентации
Учитель: Каждый человек рождается в
какой-либо стране. Там проходит его детство,
складываются первые представления о родном крае.
Хотя мы все такие разные, но нас объединяет то,
что живем мы все в одной стране, в одном
государстве, и называется оно Российская
Федерация. Наша страна очень красива и велика.
Но по каким признакам можно узнать нашу страну,
например, на международных соревнованиях,
встречах глав государств, международных
ярмарках и т. д.? Конечно же, это символы нашей
страны: Флаг Российской Федерации, Герб
Российской Федерации, Гимн Российской Федерации.
Герб, флаг, гимн – это символы любого
государства. Они сочетают в себе прошлое,
настоящее и будущее страны. Рождение
государственных символов – это многовековой
исторический путь народа. И настоящий патриот,
гражданин своей страны должен знать и уважать
государственный символ своей Родины.
Герб: Рассказывают учащиеся по
презентации.
Флаг: История флага (по презентации).
Рассказывают учащиеся
– Просмотр видеофильма о значении
существования флага для народа и государства.
Гимн
Учитель: Ребята, вы наверняка хоть раз
в своей жизни слышали современный гимн России. Но
знаете ли вы, какие гимны были в прошлом у нашей
страны? Сейчас мы с вами познакомимся со всеми
гимнами, которые существовали в России в разные
времена. (Рассказ учителя по презентации).
Учитель: Итак, мы познакомились с
государственными символами нашего государства,
узнали, как они появились и видоизменялись. А
теперь ответьте на вопрос: зачем же всё-таки
нужны символы государству? (Идёт обсуждение.)
Обратимся к историческому прошлому нашей
страны. (Далее, включается видеофрагмент из
кинофильма "Ледовое побоище”). После
просмотра идёт обсуждение: как влияют символы на
моральный дух русского народа в сражениях?
Учитель (делает вывод из сказанного):
Символы нужны как воплощение его истории и
отражение настоящего, как выражение патриотизма
её граждан и обозначение на международной арене,
как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему
отношение к гербу, флагу и гимну – это и
отношение к самому государству. Оно должно быть
уважительным не только к своему Отечеству.
Оскорбление государственных символов сродни и
оскорблению государства, его народа, его истории
и культуры.
Все народы мира всегда отмечают свои победы и
гордятся ими. Русская история имеет их великое
множество. Чувством глубокого патриотизма,
любовью к Родине русского народа пронизана вся
история развития нашей страны, в которой жили и
сражались за независимость любимой Родины, вели
за собой народ, такие известные полководцы как
Александр Невский, Дмитрий Донской, Козьма Минин
и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и многие
другие. В этом году отмечалось 300 лет Полтавской
битве. Битва при Полтаве имела огромное
геополитическое значение для Европы того
времени. После Полтавы никто не мог помешать
России стать Великой Державой, завоевать
огромные территории и распространить своё
влияние по всему миру (просмотр видеоролика о
значении Полтавской битвы).
Проверка знаний.
2. Обсуждение
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами
познакомились с историей возникновения герба,
флага и гимна России. Вы также самостоятельно
изучали материал по этой теме. Я предлагаю вам
проверить свои знания, отгадав следующий
кроссворд (в презентации выводится кроссворд по
этим вопросам): Учащиеся делятся на группы,
получают листочки с вопросами и соревнуются: кто
быстрее и правильно заполнит кроссворд, сам
кроссворд выведен на слайде 9 презентации.
По горизонтали:
- Торжественная песня. (Гимн.)
- Что обозначает белый цвет в геральдике? (Благородство.)
- Как называется цветовая гамма современного
Российского флага? (Триколор.)
- Какой флаг являлся государственным на морских
просторах? (Андреевский.)
- Кто автор музыки гимнов СССР и России? (Александров.)
- Сколько геральдических цветов имеет
официальный герб России? (Пять.)
По вертикали:
- Отличительный знак государства (Герб.)
- Автор гимнов СССР и России? (Михалков.)
- Как называется территория, на которой живет
народ? (Страна.)
- Герб, флаг, гимн одним словом. (Символ).
- Как назывались первые флаги? (Стяг.)
Учащиеся делятся на группы, получают
листочки с вопросами и соревнуются: кто быстрее и
правильно заполнит кроссворд.
3. Объяснение алгоритма создания компьютерного
рисунка по обсуждаемой теме с помощью
графической программы Photoshop методом
коллажирования.
При помощи мультимедийного устройства учитель
показывает все этапы создания коллажа. У
учащихся на компьтере есть папка с необходимым
материалом. Если кого-то из ребят не будут
устраивать предлагаемые графические
изображения, они могут найти другие через
Интернет. Работа предполагает творческий подход
к решению поставленной задачи: создать из
различных графических изображений одно,
отражающее смысл обсуждаемой темы, дать
пояснение к изображению, т.е. добавить
необходимый текст. В конечном счёте должен
получиться полноценный плакат.
4. Выполнение лабораторно практической работы
Практическая часть занятия проходит за
компьютерами с использованием готовых папок,
Интернета и инструкции.
5. Подведение результатов
Готовые работы просматриваются и обсуждаются
всеми учащимися, выявляются неточности,
исправляются, распечатываются и вывешиваются на
стенд в кабинете, лучшие работы могут быть
отправлены на конкурс. |