Цели:
Расширять знания учащихся о популярных героях
произведений мировой литературы, учить соотносить разные виды искусства,
закреплять навыки выразительного рассказывания, воспитывать любознательность,
развивать внимание, память.
Оборудование:
Фотографии с изображением памятников, грамзаписи
песен «Орленок», «Песенки друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».
ХОД УРОКА
Слово учителя (с элементами беседы)
Сегодня мы будем говорить о памятниках литературным героям.
Они обогащают духовную культуру народа, позволяют представить героев книг
зримо, конкретно. Во многих городах нашей страны и других странах есть подобные
памятники. Они представляют собой одну фигуру или группы, фигуры в комплексе,
а также рельефы на постаменте памятника писателю. Давайте познакомимся с ними
поближе.
Звучит грамзапись песни «Орленок» (слова Шведова,
музыка Белого). Демонстрируется фотография.
Учитель
Что вы можете рассказать об этом памятнике? Опишите
его. (В одном из парков г. Челябинска на гранитном постаменте стоит юноша в
длинной шинели. Его руки связаны веревкой, но в лице и позе — решительность,
смелость, непреклонность. Автор монумента скульптор Л. Головницкий. Именно
песня «Орленок» вдохновила его на создание этого образа.)
Давайте запишем на доске слова, которые характеризуют
героя этого монумента: сила, решительность, непреклонность.
А сейчас посмотрите маленькое представление.
Группа детей исполняет небольшую сценку из «Тома
Сойера» Марка Твена.
Учитель
Узнали героев этой сценки? Кто они? Как вы думаете,
достойны ли образы этих мальчиков любви читателей? За что их любят? (За
дружбу, фантазию, умение мечтать.) Найдите среди фотографий памятник этим
героя. Что вы о нем знаете? В 1935 г. знаменитые в России сатирики И. Ильф и С.
Петров, посетившие городок Ганнибал, родину М. Твена, описали в своей книге
«Одноэтажная Америка» стоящий на Карцифском холме «...один из самых редких в
мире памятников литературным героям. Чугунные Том Сойер и Гек Финн
отправляются куда-то по своим веселым делишкам».
Звучит грамзапись «Песенка друзей» из мультфильма
«Бременские музыканты» — слова Ю. Энтина, музыка Г. Гладкова.
Учитель
За что вы любите этих героев? Кто автор этого
литературного произведения? (За веселость, взаимовыручку, дружбу.)
Памятник героям сказки «Бременские музыканты» установлен
в Германии.
Существует много памятников животным. В Нью-Йорке на
средства собранные школьниками, создан памятник псу Бол-то. Зимой 1925 г. этот
пес один прошел 600 миль по арктическим льдам и доставил из Ненана в Нои
противодифтеритную сыворотку. На постаменте высечены слова: Выносливость. Верность.
Смышленость.
Вспомните, какие вы читали произведения, героями которых
были собаки, достойные памятника? (Джек Лондон «Белый клык»,АП. Чехов
«Каштанка», А.И. Куприн «Белый пудель», И. Тургенев «Муму», С. Троеполъский
«Белый Бим, Черное Ухо».)
В разных уголках Земли есть памятники самым разнообразным
животным: петуху, голубям, долгоносику, лебедю, казарке, пчеле, слону, свинье,
корове, быку, мулу, ослику, овце, лосю, зайцам, рыси, бизону и др.
Посмотрите на эту фотографию. Что вы знаете о героине
и памятнике, ей посвященном? (На каменистой глыбе у входа в Копенгагенский порт
задумчиво глядит в морскую синь андерсеновская Русалочка. Она стала символом творчества
писателя, символом Дании. Создал ее датский скульптор Эриксен. Моделью
послужила солистка Королевского балета Э. Присе.)
За что вы любите Русалочку? (За красоту, изящество,
мечтательность.)
А теперь скажите, о ком эти слова? Кто их автор?
«Летят самолеты — привет Мальчишу! Плывут пароходы —
привет Мальчишу! А пройдут пионеры — салют Мальчишу!»
(О Малъчише-Кибальчише, а написал их Аркадий Гайдар.)
Найдите на фотографии памятник Мальчишу-Кибальчишу. Он был открыт 9 мая 1972 г.
перед Дворцом пионеров на Ленинских горах в Москве.
За какие качества мы любим этого героя? (За
несгибаемую веру в незыблемость добра, справедливость, в победу света над
мраком.)
А какому из героев, обладающих такими же чертами
характера, могли бы воздвигнуть памятник парижане? (Парижскому мал
ъчику-бродяге, герою романа В. Гюго «Отверженные», Гаврошу. Он независимый,
смелый, милосердный, сообразительный, прямой.)
Во все века народ ценил и уважал своих героев за
мужество и отвагу. Так, в испанском городе Севилье есть монумент Дон Кихоту и
его оруженосцу Санчо Пансе.
В центре Кенсингстонского сада оглашает окрестности
звуками своего волшебного рожка Питер Пен, герой одноименной пьесы Дж. Барри,
хорошо известный детям Англии, а вам — по диснеевским мультфильмам.
В 1952 г. в английском городе Ноттингеме воздвигнут
памятник легендарному народному герою многих баллад и романов — Робину Гуду.
В 1883 г. в честь А. Дюма парижане воздвигли монумент.
У его основания установлена скульптура, запечатлевшая Д Артаньяна, горделиво
держащего в руке шпагу.
— На памятнике работы Э. Греко веселому деревенскому
человеку Пиноккио, открытом в 1956 г. в итальянском городе Коллоди, на родине
писателя Карло Коллоди, создавшего этот образ, помещена надпись: «Бессмертному
Пиноккио благодарные читатели в возрасте от 4 до 70 лет».
А попробуйте сами продумать проект памятника литературным
героям.
На страницах нашей печати не раз обсуждался вопрос о
необходимости увековечивания в скульптуре популярных образов героев
художественной литературы и народной поэзии. Кому из литературных героев вы бы
поставили памятник и как бы он выглядел? Ваш ответ постройте по плану:
1) Кто твой герой?
2) Что ты знаешь о нем?
3) Из какой он книги?
4) Где бы ты поставил ему памятник?
5) Какие слова ты занес бы на постамент? Ответы детей.
Итоги урока Учитель
Какие памятники литературным героям вы вспомнили? Кому
создали проекты памятников? Ответы детей.
|