Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности.
Цели урока:
- Образовательные: учить различать на слух звонкие и глухие
согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как
звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о различных способах
проверки парных согласных в корне; закреплять умения давать
характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать
навык грамотного письма.
- Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и
письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над
культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
- Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях,
воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства
взаимопомощи, взаимоотношения.
Оборудование: таблица «Парные звонкие и глухие
согласные», сигнальные веера с парными согласными, табличка со словом
«автобус»; опорные слова для составления схем, картинки «автобус»,
карточки с заданиями для работы в группах, ИКТ.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя
начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с
согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого звука.
2. Сюрпризный момент.
- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам
страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике. (Слайд 1, 2 – страна Знаний, паровозик.)
- Но прежде, чем отправиться путешествовать мне хочется повторить кое-какие правила.
- Сейчас мы прочитаем три слова.
- Прочитайте только буквы русского алфавита. Что получается? (Слайд 3 – зашифрованные слова)
RСZПОWР (спор)
- Среди набора букв найдите слово.
КАПОССОРАВ (ссора)
- Уберите буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки и прочтите слово.
ШДРЖАКЦА (драка)
- Я выстроила их в такой последовательности: (Слайд 4) спор – ссора – драка. Как вы думаете, почему они поставлены именно в такой последовательности? (Ребята, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.)
- Вся эта ситуация называется конфликт. Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка? (Когда возник спор.)
- Представьте, что вы вступили в спор, что вы для себя выберете: топание ногами, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, доброжелательность? (Спокойный тон, доброжелательность.)
- А может лучше выбрать крик, топание ногами? Вам же нужно доказать своё! (Нет, если в споре кричать, топать ногами, то спор превратится в
драку, потому что другому человеку не понравится твоё поведение.)
- Хорошо, мы с вами решили, что спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Может, в споре нужно ещё что-то учитывать? (Не махать руками, когда говоришь с человеком нужно смотреть ему в
глаза. А ещё когда доказываешь что-то своё, нужно приводить примеры,
чтобы человек тебе поверил.)
- Молодцы! Всё это верно. Всё, что вы сейчас сказали, - это и есть
правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек,
чтобы спор не превратился в драку.
- И сегодня на уроке мне хочется, чтобы царила атмосфера добра,
понимания, уважения к друг другу. Если вдруг нам придётся поспорить на
уроке, не забывайте о правилах спора.
- Чтобы наше путешествие было интересным, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого».
3. Мобилизующий этап. (Актуализация субъектного опыта учащихся)
Орфографическая зарядка.
- Итак, в путь.
- Остановка в городе Слов. (Слайд 5 – город Слов)
- Жители этого города предлагают провести орфографическую зарядку, но
задание к этой зарядке вы составлять будете сами. Прочитайте слова. (Слайд 6 – слова) Столб, год, рукав, этаж, глаз, флаг.
- Слушаю первое задание. Варианты заданий составляют дети самостоятельно (учитель может продолжить).
- Раздели слова на группы по общим признакам
- по слогам;
- Найдите лишнее слово. (Слово РУКАВ, потому что это слово можно разделить для переноса.
- Что общего у этих слов? (В каждом слове есть парные согласные,
которые вызывают сомнения, имена существительные, у всех слов согласные
обозначают твёрдые согласные звуки.)
- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
4. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Посмотрите на все эти слова и сформулируйте тему урока. Тема. Парные согласные в корне слова
(учитель тему пишет на доске). -
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись. (Слайд 7 – цели) Цель:
- Повторить, … … … … (что ранее учили о парных согласных в конце и середине слова).
- Учиться … (находить парные согласные в словах, проверять при написании, подбирать проверочные слова).
- Познакомиться с …(новыми словами).
5. Минутка чистописания (по выбору).
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Буквоград. (Слайд 8 – город Буквоград)
- В Буквограде живут все буквы Алфавита, но нас сегодня встречают не все жители этого города. (Слайд 9 – парные согласные)
Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
- Почему эти буквы выстроились в два ряда, у них что парад? (Буквы первого ряда обозначают звонкие парные согласные, буквы второго ряда - глухие парные согласные.)
- Начнём реализацию целей с минутки чистописания.
- Они для вас приготовили задание. Сейчас каждый в тетради пропишет ту пару, которую можно назвать «лишней».
- Какая это пара? (ж-ш)
- Будете прописывать с добавлением наклонной линии и петли.
- Пока вы работали, я в этом городе услышала одну историю. Хочу рассказать её вам: Спор согласных.
- В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
- В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД (Слайд 10 – слова), нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.
- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.
Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
- Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД (Слайд 10 – слова) нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила. И чуть
не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО. (Слайд 11 – король ПРАВИЛО)
- Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО? ( Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого
надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
- Совершенно верно. Звонкие согласные поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.
- Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их
знать, то вас одолеет любой враг, - сказал в заключении король –
всемогущее ПРАВИЛО.
- В начале урока мы говорили о правилах спора. Соблюдали ли согласные эти правила.
- Чего не знали они когда спорили? (Есть правила спора, которые должен соблюдать каждый, чтобы спор не превратился в драку.)
6. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Подбор проверочных слов. Доскажи словечко.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова. (Слайд 12 – город Помогай-ка)
- Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе
проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего
каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове,
ответ доказать.
1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
2. Всё перетрут терпение и … (труд).
3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
4. Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
Самостоятельная работа.
- А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно.
Будем работать по вариантам. Ваша задача вставить нужную букву,
подбирая проверочное слово. (Слайд 13 – слова по вариантам)
Ду(б/п) - …, горо(д,т) - …, обе(т,д) - …, су(п,б) - …
Зу(п,б) - …, огоро(д,т) - …, гла(з,с) - …, жу(г,к) - … Взаимопроверка.
- Возьмите ручку с зелёным стержнем. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу. Вывод.
- Встаньте те, у кого нет ошибок.
- Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне? Правило.
Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо
изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука
слышался гласный.
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
7. Физминутка.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья. (Слайд 14 – город Здоровья)
- Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у
некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы
специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под
произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные
звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие
парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад.
Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.
Работа в группах. Составление словосочетаний.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Исследователь. (Слайд 15 – город Исследователь)
- Жители этого города являются исследователями, любят делать новые открытия.
- Сейчас мы поработаем в группах со словами, которые редко используем в нашей письменной речи.
- Жители этого города предлагают вам побывать в роли исследователей.
- Каждая группа получит одно слово, в котором нужно вставить букву. Какую, догадайтесь сами, ответ докажите. (Раздать карточки со словом для каждой группы) (Слайд 16 – слова с парной согласной в середине)
мя кий
ре кий
кре кий
- Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)
- Где находится парная согласная? (В середине слова.)
- Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (Отвечает по одному человеку от каждой группы) (Слайд 17 – слова с парной согласной в середине и проверочные слова)
мягкий - мягонький
редкий - реденький
крепкий - крепенький
Правило-вывод. Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова,
надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное
слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или
звонкий согласный звук (н).
- К какой части речи относятся слова с парной согласной в середине? (Имя прилагательное.)
- Обратите внимание, что парные согласные могут встречаться не только
в именах существительных, но и в именах прилагательных и других частях
речи.
- А сейчас дополнительное задание. Ваша задача к этим именам
прилагательным подобрать имена существительные с парным согласным на
конце. (Слайд 18)
мя кий сугроб
ре кий суп
кре кий лёд
Составление схемы по правилу.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Схем. (Слайд 19 – город Схем)
- Жители этого города очень любят правила записывать с помощью схем.
Предлагают нам составить «Правило проверки парных согласных» с помощью
опорных слов. Вы теперь уже знаете, что парные согласные могут быть в
конце слова и в середине слова.
- Чтобы правильно записать парную согласную в конце слова, что нужно сделать?
- Чтобы правильно записать парную согласную в середине слова, что нужно сделать?
- Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово, если парная согласная стоит в конце слова? В середине слова?
Проверка. (Учитель схему вывешивает на доску с комментирование учащихся) - Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова. От этого зависит способ проверки.
- Подобрать проверочные слова можно двумя способами.
8. Коррекция. Практическая направленность темы урока.
- Вам загадывали сегодня загадку, отгадкой которой было слово АВТОБУС.
- А кто знает, как пишется слово «АВТОБУС»?
- Составить из букв на карточках слово «АВТОБУС» (2 человека). Кто быстрее?
- Остальные карандашиком запишите в тетрадь.
- Кто правильно составил это слово? Почему вы решили, что это слово
пишется именно так? Где вы встречались с этим словом? (Читали в книгах,
газетах, объявлениях, слышали по телевизору.)
- Какие буквы вызывают сомнение? (Парная согласная в конце слова, непроверяемая безударная гласная в первом слоге, парная согласная в середине слова.)
- Что вы можете сказать об этом слове? (Произношение и обозначение на письме парного согласного в конце слова совпало.)
- Но мы должны помнить, что обозначение на письме парных согласных всегда надо проверять.
- Какой вы слышите второй звук, когда произносите слово «АВТОБУС»,
дайте ему характеристику? ((Ф) – согласный, твердый, глухой, парный.
- Подберите проверочное слово.
- Жители города Исследователь спорили, но спорили по правилам и
решили, что этого сделать невозможно. Это слово нужно запомнить. (Слайд 20)
- В русском языке встречаются слова с парными согласными в середине написание которых нужно запомнить.
- Объясните значение слова «АВТОБУС». - Значение слова «автобус»: автомобиль для большого числа пассажиров. (Прочитаем в толковом словарике значение этого слова).
Работа с текстом.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Речь. (Слайд 21 – город Речь)
- Жители этого города составили для вас текст.
- Можно ли это назвать текстом? (Нет, так как предложения переставлены местами.)
- А может это просто отдельные предложения? (Нет, так как предложения объединены одной темой.)
- Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст. (Слайд 22 – деформированный текст)
Лёд стал крепким.
Был сильный мороз.
Пруд замёрз.
(Слайд 23 – правильный текст) Был сильный мороз.
Лёд стал крепким.
Пруд замёрз.
- Озаглавьте текст. (Зимой. Пруд зимой.)
- Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.
- Какой частью речи они являются?
- Назовите предложение, где парная в слабой позиции находится в середине слова.
- Запишите это предложение под диктовку.
9. Подведение итогов учебного занятия.
- Наше путешествие подошло к концу. (Слайд 24 – паровозик.) -
Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы
сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо
размышляли и анализировали.
- Вернёмся к целям нашего урока.
- С чем вы сегодня познакомились? (С новым словарным словом, встретились с парными согласными в
именах прилагательных, познакомились с новым способом проверки парных
согласных в середине слова.)
- Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями? (Есть такие слова в русском языке, где парные согласные в корне слова нельзя проверить). Сможете ли вы рассказать своим друзьям что-то интересное и значимое по теме сегодняшнего урока?
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни? (ГРАМОТНО ПИСАТЬ, КРАСИВО ГОВОРИТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ)
10. Рефлексия.
- Покажите мимикой у кого хорошее настроение? Нарисуйте на полях
маленькую рожицу, где изобразите ваше настроение. Постарайтесь на
перемене отдохнуть, чтобы на следующий урок пришли также с хорошим
настроением.
- Никогда не забывайте правила спора.
|