Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 21.12.2024, 19:36:01
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Патриотический урок "За сердце человечества — Москву"
19.11.2011, 11:26:14

Цели:

  • Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Развитие творческих способностей детей.

Большой привет
Всем шлет ЮИД!
По всей стране
Нам путь открыт.

В жару, в метель
На страже мы, ЮИД!
И наша цель:
Вам жизни сохранить!

- Отряд ЮИД школы №12 "Светофорик” приветствует вас.

Необходимость в регулировании дорожного движения возникла в те времена, когда еще не было машин, а улицы находились во власти конных экипажей. В 1868 г. в Лондоне, Установили железнодорожный семафор с цветным диском. Но он не оправдал себя. И на их месте появились регулировщики. Держать огромную армию регулировщиков оказалось не совсем выгодно.

И в 1914 г. в городе Кливленде (США) появился первый электрический светофор. Он имел два сигнала - красный и зеленый и управлялся вручную.

А уже в 1918 г. на улицах Нью-Йорка начали работать трехцветные электрические светофоры. А в 2006 г. светофоры появились в Мариинске.

Песня на мотив "Пластилиновой вороны”.

Хотим для вас мы сказку,
А может, и не сказку,
А может, то, что было
Сегодня показать.
О том, что на дорогах
Случается такое!
И правила простые
Всем надо изучать!

СЦЕНКА:

(Голос за кадром) В это время изображаемые машины передвигаются по дорогам.

В нашем городе, недавно, поселился светофор. Все пошли гулять. Внезапно красный свет покажет он. Ждать зеленый неохота. Нужно быстро перейти. Побежали мы охотно, в ДТП попали мы.

1 водитель машины:

Понаставили тут светофоров.

2 водитель:

Сколько времени из-за них теряешь!

(Светофор обижается, уходит. Машины передвигаются, как хотят).

Машины столкнулись!

Скорая!

(Врач оказывает 1 медицинскую помощь и усаживает пострадавших на стулья).

Бить ведь не педагогично!
Лучше в школу их посадим.
Нарушителям закона, приказание, друзья:
Выучить беспрекословно:
ПДД от "а” до "я”!

Как артерии, дороги
Покрывают шар земной.
И у них свои законы,
Помни главный, основной:

Если хочешь жить ты долго
Без проблем и без обид,
Изучай скорей дорожный
"ПДДшный” алфавит!

"А”- асфальт проезжей части
Для машин, не для игры!

"Б”- путь будет безопасен,
светофор, коль чтите вы!

"В”- уменьши вероятность
нарушений ПДД!

"Г”- геройствовать не надо на дорожном полотне!

"Е”- езда велосипеда
Лишь с четырнадцати лет!

"Ж” - запомни, с желтым светом
все стоят, и ходу нет!

"З”- зеленый загорелся,
Впереди проход открыт.

"И”- законов исключенья
никогда не может быть!

"К”- опаснейшая буква.
Это значит красный свет!

"Л”- коль летите безрассудно,
то наделаете бед!

"М”- места для перехода
Четко вам отведены!

"Н”- несчастье для народа
Пьяный автомобилист!

"О”- опасные участки
Все укажут знаки всем!

"П”- правила дороги знайте,
Чтобы жить нам без проблем

Ученики:

Красный, желтый и зеленый -
Очень важные цвета!
Их должны всю жизнь мы помнить!
С ними - просто красота!

Частушки.

Тротуар моя дорога.
Пешеходов мало ль много,
Но держаться все должны
Только правой стороны.

Ничего опасней нет,
Чем бежать на красный свет.
И других волочить следом
Это все приводит к бедам.

Бъют по шайбе игроки
Хоть гудят во всю гудки.
Чем закончится игра
Скоро скажут доктора.

Перебегала курица
Где попало улицу,
А теперь ходить ей тяжко
Еле тащится бедняжка.

Из ворот на самокате
Глупый мишка лихо катит.
Есть на лбу у мишки шишка
Самоката нет у мишки.

Ты послушай нас, дружок,
Будем осторожны.
Полосатый островок
Островок надежный.

Как красивы перекрестки
С высоты моей взгляни.
Переходные дорожки, светофорные огни.

Перекрестки без сомненья
Могут и красивей стать.
Если правила движенья
Каждый будет выполнять.

На проезжей части, дети,
Не играйте, в самом деле.
Можно бегать без оглядки
Во дворе иль на площадке.

Мы ребята дружные.
Очень все послушные
Знаем правила на пять
Их мы станем выполнять.
Правила дорожные
Хоть они и сложные.

Да, сложнее правил нет.
Каждый знак дает совет.
Где идти, где ехать, встать
Где автобус подождать.

На дороге часовой.
Он трехглазый постовой.
Красный глаз – проход закрыт.
Желтый – будь внимателен,
А зеленый глаз горит – проходите, говорит.

На мотив "Пластилиновой вороны”

Мы показали сказку,
А может, и не сказку,
Что может на дороге
Случиться невзначай!
Но верим, не случится!
Всем надо научиться
Каноны правил строгих
Все время выполнять!

Направо и налево
Бегут машины смело,
Ведь их залог успеха
Законы ПДД!
И вы, детишки, тоже их,
Учите, выполняйте,
На даче, на экскурсии,
Во всем, всегда, везде!

Мы в ЮИД с тобой пошли
Там призвание нашли,
Чтобы каждый пешеход
Знал, где точный переход.

Чтобы не было дорожных нарушений
Ведем работу в школе каждый день.
И юным всем инспекторам движенья
За это уваженье и почет.

Ход урока.

«Москва!
До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах!
Твоя оборона
Идёт через наши сердца!»
А. Прокофьев

1). Удивительно, сколько в истории совпадений!

Наполеон родился в 1760 году
Гитлер родился в 1889 году

Наполеон пришёл к власти в 1804 году
Гитлер пришёл к власти в 1933 году

Наполеон вошёл в Вену в 1809 году
Гитлер вошёл в Вену в 1938 году

Наполеон пошёл на Россию в 1812 году
Гитлер пошёл на Россию в 1941 году.

Кстати, оба пришли к власти в возрасте 44 лет

Оба напали на Россию в возрасте 52 лет

Оба проиграли войну в возрасте 56 лет.

Даже в датах, месяцах удивительные совпадения основных событий в истории нашего Отечества: Наполеон вторгся в Россию 24 июня 1812 года с полумиллионной армией; Гитлер 22 июня 1941 года вероломно напал на Советский Союз. 14 декабря 1812 года наполеоновский маршал Ней с горсткой офицеров покинули русскую землю. 5 декабря 1941 года был разгром фашистов под Москвой.

Подсчитайте, сколько лет прошло между перечисленными событиями? Правильно- 129 лет.

Два диктатора- Наполеон и Гитлер, две армии, две Отечественных войны, а между ними, как камень преткновения – Москва. Один народ, одна армия, одна война за Отечество, где «всем миром, всем народом, всей землёй» шли на тот смертельный бой за Москву, за Отечество и победили.

Сегодня мы с вами находимся в историко-художественном музее не просто ради любопытства. Дело в том, что в наших исторических фолиантах в огромном количестве представлена усечённая, правда, о войне. Часто очень глухо, вскользь, а то и вовсе умалчивается о трагических страницах войны, о том, что с точки зрения официальной идеологии было нежелательно, вредно, и, по - мнению некоторых, является очернительством. О многих событиях написано неоправданно мало, взять даже учебники по истории, и новые поколения практически ничего об этом не знают.

Правда, полная историческая Правда не может не очернить историю, ни умолить народный подвиг. Перед нами само время поставило задачу – избавиться от усечённой правды. Истина не может находиться в пожизненном заточении. Рано или поздно, но она выходит на свет, становится достоянием общества, умов людей.

Сегодня, чтобы узнать хоть малую толику этой правды, мы здесь. Экспонаты музея: документы, фотографии, письма, воспоминания очевидцев, плакаты, репродукции картин, художественные произведения помогут «войти» в историческое время и увидеть конкретных людей с их миропониманием и поступками. Понять выбор «судьбоносного решения» не только исторической личности, но и простого человека, который определяет судьбу его самого, нашей страны и всего человечества. Каков он: удачный или неудачный, разумный или неразумный, нравственный или безнравственный этот выбор в поворотных моментах истории?

Здесь мы постараемся вникнуть, понять, оценить события и поступки людей в самой важной в истории нашего Отечества битвы за Москву.

2). Обратимся к стенду «Недаром помнит вся Россия…»

Наполеон не прислушался к внутреннему голосу:

… «И душу, волнуя, предчувствие шепчет:
«Сомнёт знамёна твои русский народ!»
«Вперёд!» - говорит ему слава и гений. –
«Вперёд, император! Вперёд!»

Какие стороны исторической личности отражены в стихотворении Я. Полонского «Переход через Неман»?

(Ответы учеников) Таков был выбор Наполеона.

Как вы его оцениваете: для него самого, для его армии, для человечества?

Поработаем над отрывком из донесения М.И. Кутузова Александру 1 (от 4 сент. 1812 г.)

«После столь кровопролитного, хотя и победоносного с нашей стороны, от 26-го числа августа, сражения должен я был оставить позицию…. После сражения того, армия была проведена в крайнее расстройство, вторая армия весьма уже ослабела. В таком истощении сил приближались мы к Москве, имея ежедневно большие дела с авангардом неприятельским, и на сем недальнем расстоянии не представилось позиции, на которой мог бы я с надёжностию принять неприятеля…. Осмелюсь всеподданнейше донести Вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение по Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защищать город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод, и Брянск, в котором столь же важный литейный двор, и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях заготовленные».

Назовите сражение, о котором пишет Кутузов;

На основе текста источника и знаний курса истории, объясните, как была названа операция, упоминаемая во второй части отрывка, и какое значение она сыграла в ходе войны?

Как вы думаете, почему сражение, происшедшее 26 августа считалось победоносным?

Прочитаем мнение историка Е.В. Тарле: «Конечно, коренной из всех его (Наполеона) ошибок, была ошибка, происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идёт о защите родины…. Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Всё это Наполеон узнал слишком поздно».

Согласны ли вы с мнением историка о главной причине поражения Наполеона в России? Объясните свой ответ.

Вот ещё документ: «Первый рейхсканцлер генерал-фельдмаршал Отто Бисмарк, высоко оценивая стойкость и героизм русского воинства, завещал своим потомкам не срамиться, «и никогда не ходить войной на Россию». Он же говорил: «Россию ждёт великое будущее, а народ уже велик сам по себе». Тем не менее, Гитлер заявил 18 декабря 1940 года: «Я не повторю ошибки Наполеона, когда пойду на Москву. Я выступлю достаточно рано, чтобы достичь её до зимы».

Что хотел Гитлер сказать этими словами?

Разыграйте предполагаемый диалог между Наполеоном и Гитлером о войне с Россией в начале июня 1941 года. Как вы думаете, о чём мог предостеречь, что посоветовать Наполеон Гитлеру? Что мог ответить в противовес Гитлер, учитывая состояние обороноспособности СССР?

«Москва, говорилось в одном из оперативных документов германского Генерального штаба, - не только главная цель наступления в центр России, но и одна из важнейших целей на всей русской территории, короче, во всей Восточной Европе». «Захват Москвы для немцев в 1941 году, - писал небезызвестный гитлеровский генерал Х. Гудериан, - был важнее, чем для Наполеона в 1812 году…».

Что было общего в замыслах двух диктаторов, а что различного?

Почему Москва была главной целью наступления в России? Продолжите фразу: «Потому что Москва – это…»

Предполагаемые ответы учащихся или дополнение к их ответам:

  • Москва – это главный город Советского Союза;
  • Москва – это столица нашей Родины;
  • Москва – это центр политического, идеологического, экономического управления СССР;
  • Москва – это центральный узел железнодорожного и воздушного транспорта и международной связи всей России;
  • В Москве и прилегающей к ней областях концентрируется военная промышленность;
  • Москва – крупный пункт дислокации вооружённых сил.

Может, уже, поэтому мы не могли сдать Гитлеру Москву? Что вы знаете о его планах? Вот документ, подтверждающий это: «Ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребёнок не мог её покинуть. Москву и её окрестности надо затопить, а там, где стоит город, будет море, которое навсегда сотрёт столицу русского народа в цивилизованном мире».

Давайте вспомним, что вы знаете о битве за Москву, выберите правильный ответ?

1). Что предусматривал Германский план нападения на СССР?

А) Расчленение СССР на отдельные государства.
Б) Сохранение СССР как единого государства.
В) Колонизацию территории СССР Германией.
Г) Уничтожение единого государства и колонизацию европейской части СССР.

2). Когда в Москве было введено осадное положение?

А) 22 июня 1941 года.
Б) 30 сентября 1941 года.
В) 20 октября 1941 года.
Г)15 октября 1941 г.

3). На какое минимальное расстояние немецкая армия подошла к Москве?

А)80 км. Б) 30 км. в) 250 км. г) 40 км.

4). Какие соединения были использованы для временной остановки немецких войск под Москвой?

А) Курсанты военных училищ.
Б) Резервные части с Дальнего Востока.
В) Народное ополчение.
Г) штрафные батальоны.

5). Контрнаступление советских войск в Московской битве началось:

А) 5-6 декабря 1941 года.
Б) 19 ноября 1942 года.
В)6 июля 1941 года.
Д) 16 апреля 1942 года.

Почему Гитлер решил назвать операцию взятия Москвы «Тайфун»?

(Нарекая её «Тайфуном», немцы лелеяли мечту о том, что войска германского вермахта, подобно ураганному ветру страшной силы, ворвутся в Москву и сметут её с лица земли. И поэтому планировалась и готовилась она с особой тщательностью.)

Гитлеровские генералы бросили на захват Москвы самую мощную стратегическую группировку. Враг был страшен и могуч. С отличной военной выучкой, проверенной на побеждённых странах Европы. Он был оснащён не только танками и самолётами, но и газом «Циклон» для автомобилей-душегубок, и печами крематориев, заготовленных для массового истребления славян и евреев. Разве можно было такое допустить?

Нет! Громким набатом зазвучала песня А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача «Священная война», ставшая гимном сражающегося народа. (Прослушать запись 1 куплета).

3). Что же Москва? Как она жила в это трудное для всех время?

«Какой же ты была тогда?
Оскорблённой?
Страдающей? Плачущей?
Нет, не такою.
Ты за ночь одну на глазах возмужала, Собралась,
Ремни подтянула потуже.
Как просто заводы в тайгу провожала
И между бойцами делила оружье.
Какою ты сделалась вдруг деловитой
Рассчитаны, взвешены жесты и взгляды.
Всклокочены рельсы, И улицы взрыты,
И в переулках стоят баррикады.
Как будто с картины о битвах на Пресне,
Которая стала живой и горячей.
И нету похожих стихов или песни.
Была ты Москвой –
И не скажешь иначе.
И те, кто родился на улицах этих
И здесь, на глазах у Москвы подрастали,
О ком говорили вчера, как о детях,
Сегодня твоими солдатами стали.
Они не могли допустить, чтоб чужая
Железная спесь их судьбу затоптала.
А там, У Звенигорода,
У Можая,
Шла грозная битва людей и металла.
В твоих переулках росли баррикады.
Железом и рвами Москву окружали.
В МК отбирали людей в отряды…»

Эти строки написала Маргарита Алигер в поэме «Зоя» в 1942 году.

Москву, действительно, было не узнать. Вот она – Москва военная, обратите внимание на фотографии стенда «Москва цвета солдатской шинели». Все важные объекты: Водоотводный канал, просторная площадь у развилки Волоколамского и Ленинградского шоссе, гидроэлектростанция, Кремль, Центральный телеграф, Большой театр и др. объекты были замаскированы - «застроены» лёгкими фанерными домиками. По мере приближения к городу линии фронта облик Москвы всё более военизировался. Очевидец А.А. Ветров рисует такую картину, открывшуюся ему 12 окт.1941 г.: «при въезде в город увидел баррикады из булыжника, мешков с песком, окопы, надолбы, доты. Под маскировочными сетями – зенитки, высоко в небе – аэростаты воздушного заграждения. На домах указатели с надписями «Бомбоубежище».

Посмотрите, на улицах кругом плакаты. Вглядитесь в них: плакат ведь это тоже документ времени, и само время, такое, казалось бы, близкое, но уже именуемое историей, пусть и новейшей. «Родина – мать зовёт», Отстоим Москву», «Защитим родную Москву»

- подумайте, что авторы плакатов хотели в них выразить?

- К чему они призывают? (Ответы учеников) Действительно, они будто кричат: «Пусть знают фашистские разбойники, что советский народ как один встанет на защиту своей любимой Родины». В них выражены мысли и чувства всего народа, всё нашло отражение в этих листах: подвиг, великий порыв.

Какие названия плакатам придумали бы вы?

Вот фотографии … их много, на них изображена жизнь столицы. Давайте, мысленно побываем в бомбоубежище «Станция метро «Маяковская» во время бомбёжки.

Кто в большинстве находится в бомбоубежище?

Можно ли по лицам женщин и детей сказать, что они чувствуют себя в безопасности?

Почему может показаться, что они спокойны? Как вы можете это объяснить?

Дополняя ваши высказывания, послушайте дневниковые записи, сделанные во время налёта фашистской авиацией в августе 1941 г.: «Внизу в четыре ряда на полу лежат люди, больше женщины и дети. Лежат они в определённом порядке. Каждая семья имеет свой участок. Стелят газеты, потом одеяла и подушки. Дети спят, а взрослые развлекаются по-разному. Пьют чай, даже с вареньем. Ходят, друг к другу в гости. Тихо беседуют. Играют в домино…. Многие читают книгу, вяжут… По обе стороны тоннеля стоят поезда, где на диванах спят маленькие дети. А вот ещё вспоминает москвичка Т.В. Фёдорова, занимавшая руководящие посты в метрострое: «Несмотря на опасность, на то, что нервы у людей были напряжены, здесь царила атмосфера спокойствия, внимания друг к другу. Кстати, за три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь 1941 года у нас в метро родилось 243 ребёнка. Жизнь продолжалась».

Да, всё было так, но было и такое: почитаем дневниковые записи очевидцев одного только дня из жизни москвичей – 16 октября 1941 года. (Учащиеся по очереди зачитывают воспоминания)

«В этот злосчастный день (16 окт.), когда мы все утром пришли на работу, главврач в диспансер не пришла ни к 9 часам, ни позже…Не появлялся и наш шофёр, а ключа от гаража на месте не оказалось. Завхоз увидел, что нашей машины на месте нет. Попытки связаться по телефону с райздравом сначала также были безрезультатны, но выяснилось, что там остался из администрации только один человек, все же остальные, воспользовавшись всеми машинами, как легковыми, так и «скорой помощью», бежали ночью из города. День этот тянулся бесконечно долго. Приходили больные с необыкновенными рассказами. Кто описывал, как на фабрике «Красный Октябрь» рабочие, придя утром на работу, обнаружили полное отсутствие администрации. Считая, что это признак того, что Москва будет сдана немцам, и, не желая, чтобы в их руки попала «продукция» фабрики, они тут же, сняв с окон шторы, стали в них сыпать печенье и конфеты и растаскивать по домам…»

«Безвластие было в Москве. Всё раздавали, я прекрасно помню, как у магазина с мешками бежали взрослые, подростки оглядывались, но никто за ними не гнался…. Просто раздавали населению рис, муку, сахар. А войска уходили – обозы с лошадьми, пушки везли, уходили. По шоссе. Через центр. И тут же шли в обратную сторону… обученные сибиряки в добротных полушубках, с автоматами за спиной, с лыжами на плече…», - вспоминает поэт Г. Сапгир.

«В этот день, - вспоминал И.И. Сурнакин, главный инженер ГПЗ №1, - почувствовали, что за спиной стоит враг… Паника была вызвана ещё тем, что народ неожиданно остался не причём…»

«Так по неполным данным Военной прокуратуры Москвы, в эти дни оставило свои рабочие места около 780 руководящих работников; ими было похищено почти полтора миллиарда рублей, угнано 100 легковых и грузовых автомобилей. Однако, безусловно, среди москвичей различного социального положения было множество и порядочных людей, не поддавшихся панике, но находившихся в полной растерянности». Из дневника московского журналиста: «Бодрый старик на улице спрашивает: «Ну почему никто из них не выступил по радио?… Пусть бы сказал хоть что-нибудь. А то мы совсем в тумане, и каждый думает по-своему».

Как вы думает, почему так произошло?

«А ещё был голод в ту суровую осень, но не тот средневековый, который устроили в Ленинграде, но по карточкам выдавали только хлеб: иждивенческие – 250 гр. (это всего лишь в два раза больше блокадного пайка) служащего– 400 гр., рабочая – 550гр. Фирменным блюдом был суп из очисток, а мурцовка – это вода, накрошенный хлеб, лук и подсолнечное масло, вообще ходила в деликатесах, вроде какой – нибудь солянки в ресторане”.

Я попробовала приготовить её, давайте попробуем то, что ели москвичи, и немного передохнём.

Эти и другие тяжёлые будни остались только в воспоминаниях очевидцев. В рассказах, стихах, песнях не отражена эта сторона жизни.

  • Как вы думаете, почему?
  • Каковы причины этого?
  • В чём должна была состоять задача деятелей культуры в годы войны?
  • К чему призывала их советская власть?

Правильно, значение искусства определяется его эмоциональным воздействием на человека, способствующим формированию того или иного настроения. Они должны были создавать такие произведения, которые бы поднимали боевой дух в войсках, пробуждали патриотические чувства, ненависть к захватчикам. А то, что могло пусть на миг – ослабить боевой дух, вселить уныние, всё уходило на последний план.

Паника в Москве породила решительные действия властей. С 20 октября в городе ввели осадное положение, все почувствовали твёрдую руку власти.

«Выступил сам маршал Жуков и сказал, что берёт в свои руки жизнь и порядок в городе. И тут же перечислил, связанные с военным положением требования – довольно стеснительные и жёстские. Наступило всеобщее чувство облегчения, успокоения, почти радости. Перелом массовых настроений окончательно был закреплён парадом 7 ноября на Красной площади, а также радиовыступлениями Сталина 6 и 7 ноября», - вспоминает очевидец.

Посмотрите репродукцию картины «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». Вспоминает участник парада В.И. Ступин: «В ночь на 7 ноября нас подняли в 4 часа утра. Я тогда подумал: «Идём воевать». Куда движемся - никто не объясняет. Вступаем на Петровку. На тротуарах стоят жители. Потом кто-то написал, что они приветствовали участников парада. Нет, женщины занимали очередь за хлебом. А о том, что будет парад и подумать не могли. Спускаемся к Большому театру. И только здесь замечаем что-то необычное. Конница, моряки. Гулкая тишина. Нам объявили приказ: идём на парад. Если прорвутся немецкие самолёты, не поддавать панике, сохранять выдержку и спокойствие…. В тот день небо было заодно с людьми. И оно стало цвета солдатской шинели. Повалил густой мокрый снег. Самая подходящая для такого парада погода - меньше угрозы с воздуха».

  • Какую эмоциональную окраску несёт в себе картина?
  • Как вы думаете, почему парад готовился в обстановке особой секретности?

Прямо с парада воины шли в бой.

4). «За сердце человечества - Москву»

«Вся Родина встала заслоном.
Нам биться с врагом до конца, -
Ведь пояс твоей обороны
Идёт через наши сердца!»
А. Прокофьев 1941г.

Гитлеровское командование обрушило на советскую страну сильные удары с воздуха, выделив для налётов на Москву лучшие авиационные эскадрильи. Воздушные налёты на Москву начались в ночь на 22 июля 1941 года. Далее они продолжались ежедневно «с немецкой аккуратностью самолёты прилетали без десяти минут восемь и сбрасывали бомбы, не взирая на огонь зениток», - вспоминает очевидец. Самоотверженно защищали столицу лётчики. Обратите внимание на стенд «Это было впервые в Московской битве 1941 года».

«2 июля лётчик 11 истребительного авиационного полка (6 истребительный авиационный корпус лейтенант С.С. Гошко, на самолёте Як – 1 сбил самолёт- разведчик Хе – 111. В ходе атаки на самолёте Гошко отказало вооружение. Осталось одно оружие – таран. И наш лётчик успешно применл его. С.С. Гошко совершил посадку на повреждённом самолёте на ближайшей площадке. Это был первый воздушный таран в небе Подмосковья.

В ночь на 7 августа 1941 года младший лейтенант Виктор Талалихин впервые произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив на подступах к Москве вражеский бомбардировщик. Посмотрите на его мужественное молодое лицо, на фотографии.

А теперь перейдём к стенду «Катангчане – участники Московской битвы».

Наш земляк Виктор Владимирович Харчистов стал Героем Советского Союза. Его фронтовая биография началась в сентябре 1941 году в боях за Москву. До конца войны он громил фашистов. Лично Виктор Владимирович сбил 10 фашистских стервятников и 12 в группе, которой он командовал. Тысячи сибиряков были участниками этих героических событий. Среди них были наши земляки - катангчане: Агап Иннокентьевич Верхотуров, Николай Михайлович Инешин, Григорий Семёнович Фарков, Иван Иннокентьевич Верхотуров, Степан Васильевич Арбатский, Григорий Игнатьевич Попов, Валентин Михайлович Юрьев, Роман Иванович Фарков, Александр Иннокентьевич Мугналов, Алексей Глебович Верхотуров, Иван Гаврилович Кузьмин, Григорий Степанович Зарукин, Гаврил Герасимович Юрьев, Верхотурова Анна Ивановна, Юрьев Кондратий Минеевич. Многие так и остались под стенами Москвы в ту суровую зиму.

«…Не надо фраз про доблесть и отвагу.
Слова – всего лишь на всего слова.
Мы здесь стояли. И назад – ни шагу.
Мы здесь лежим. Зато стоит Москва».
В. Карпенко «Подмосковный обелиск»

Невидимый патриотизм советских людей стал главным слагаемым успеха. К примеру, наш земляк Пётр Лазаревич Юрьев (показать Фотографию), защищая Москву, со связкой гранат пошёл навстречу немецкому танку и погиб. Как будто ему, и всем, кто подрывал собой танки, поэт посвятил эти строки:

«…Но всем им вместе виделись зубчатый
Московский Кремль…Московский небосвод…
Пусть пять шагов всего – под танк с гранатой,
Но пять шагов вперёд.
И вот на неизвестном полустанке,
Не в сказочной легенде, наяву
Они сердцами подрывали танки
За сердце человечество – Москву.
И стал их подвиг песней и былиной,
Хоть не в угоду песенной красе
Их жизнь вонзилась в улицы Берлина
Стрелой Волоколамского шоссе».
(Д. Холендро)

Может, он был в числе героев – панфиловцев, но не в той 28-ке, как это было тогда написано, было их около ста.

Раскроем документы под грифом «Совершенно секретно». Наши войска оказывали героическое сопротивление фашистам. 16 ноября в Подмосковье в районе разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе герои – панфиловцы в 4- х часовом бою подбили 18 танков и все погибли. 28 панфиловцам в 1942 году было присвоено звание героев Советского Союза; их именами названы улицы, о них слагались стихи, песни. Однако в действительности всё было не совсем так. Прочитаем справку – документ «О 28 панфиловцах», составленную в главной военной прокуратуре СССР 10 мая 1948 года, и адресована А.А. Жданову с грифом «Совершенно секретно». (Ученик зачитывает документ)

«В ноябре 1947 года Военной прокуратурой Харьковского гарнизона был арестован и привлечён к уголовной ответственности за измену Родине гражданин Добробабин Иван Евстафьевич. Материалами следствия установлено, что, будучи на фронте, Добробабин добровольно сдался в плен немцам и весной 1942 года поступил к ним на службу. Служил начальником полиции… с. Перекоп, Валковского района, Харьковской области. Виновность Добробабина полностью установлена, и сам он признался в совершении преступлений. При аресте у Добробабина была найдена книга о 28 героях – панфиловцах, и оказалось, что он числится одним из главных участников этого героического боя, за что ему и присвоено звание Героя Советского Союза. Допросом Добробабина установлено, что в районе Дубосеково он был действительно легко ране и пленён фашистами, но никаких подвигов не совершал, и всё что написано о нём в книге о героях – панфиловцах, не соответствует действительности.

Далее было установлено, что кроме Добробабина остались в живых Васильев И.Р., Шемякин Г.М., Шадрин И.Д., Кужебергенов Д.А., которые также числятся в списке 28 панфиловцев, погибших в бою с немецкими танками.

Бывший командир 1075 стрелкового полка Карпов И.В. показал: «Никакого боя 28 героев – панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково не было – это сплошной вымысел. В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2 батальона с немецкими танками дралась 4 рота, и дествительно, дралась геройски. Из роты погибло свыше ста человек, а не 28…В конце декабря 1941 года ко мне в полк приехал корреспондент «Красной Звезды» Кривицкий… В разговоре со мной Кривицкий заявил, что нужно, чтобы было 28 гвардейцев – панфиловцев, которые вели бой с немецкими танками. Я ему заявил, что…о бое 28 гвардейцев мне ничего не известно…Фамилии Кривицкому по памяти давал капитан Гундилович…»

Таким образом, материалами расследования установлено, что подвиг 28 героев – панфиловцев… является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора «Красной Звезды» Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого…»

Гл. военный прокурор ВС СССР генерал – лейтенант юстиции 10 мая 1948 г. Н. Афанасьев.

А.А. Жданов разослал этот документ членам Политбюро и лично Сталину. Было решено не развенчивать миф о 28- ми. Подвиг героев – панфиловцев продолжал увековечиваться в 1950-1980 г.г.; в частности, А.Ю. Кривицкий выпустил целую серию книг под разными названиями об их подвиге.

А панфилвцы были, под командованием своего любимого генерала – майора Панфилова Ивана Васильевича. Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Они мчались стремительные, не остановишь нипочём! – Без страха, без оглядки. На устах у каждого одно: «За Москву!» Здесь, под Москвой знаменитыми стали слова политрука Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».

Обратимся к стенду «Треугольник из прошлого». Вот перед вами фотографии и письма этих двух знаменитых людей своим близким и родным.

Письмо гвардии генерал – майора И.В. Панфилова жене. 13 ноября 1941 г.

« Здравствуй, дорогая Мурочка. Во - первых спешу вместе с тобой разделить радость. Мура, ты вероятно не раз слышала по радио, да очень много пишут в газетах о героических делах бойцов, командиров и в целом (про) мою часть. То доверие, которое оказано мне – защита нашей родной столицы, - оно оправдывается. Ты, Мурочка, себе представить не можешь, какие у меня хорошие бойцы и командиры, это истинные патриоты, бьются, как львы, в сердцах каждого одно – не допускать врага к родной столице, беспощадно уничтожать гадов. Смерть фашизму! Мура, сегодня приказом фронта сотни бойцов и командиров дивизии награждены орденами Союза. Два дня тому назад я награждён третьим орденом Красного Знамени. Это ещё, Мура, только начало. Я думаю, скоро моя дивизия должна быть гвардейской. Есть уже три героя, наш девиз – быть всем героями…»

Из писем Героя Советского Союза политрука В.Г. Клочкова жене и дочери. 25 августа 1941 г.

« Здравствуйте, мои любимые Ниночка и Эличка! 24 августа приехал в Рязань, Сегодня вечером будем в Москве. Враг совсем близко. Заметно, как по – военному летают наши «ястребки». Завтра в бой. Хочется чертовски побить паразитов….

…Гитлеру будет та же участь, какая постигла Бонапарта Наполеона в 1812 году.

…Представили меня к правительственной награде за боевые действия, к боевому ордену Красного Знамени. Это почти самая высшая военная награда. Мне кажется, уж не так то много я воевал и проявлял геройства. Я только был бесстрашным и требовательным к бойцам и командирам. Наше подразделение набило фашистов в три раза больше своих потерь….»

Эти письма напечатаны в книге «Говорят погибшие герои» 1941 – 1945 г.

В них каждая фраза – самой высокой духовно пробы. Каждая строка – оружие. Это страстные обращения к близким, к жизни, к Родине, к родному небу над головой.

Майя Ивановна Панфилова, дочь прославленного командира, которую в письмах он ласково называл Макочка, написала о нём такие стихи:

«Он нам оставил ценности все те,
Которые не купишь на прилавке.
И не достанешь в магазинной давке.
В подарок их подавно не дают.
Он нам оставил СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ и ТРУД».

У Панфилова девять внуков, четырнадцать правнуков, многие из которых стали офицерами или готовятся к службе в Российской армии.

5 декабря 1941 года началось самое мощное наступление наших войск. Жуков точно определил момент, когда противник выдохся, израсходовал все свои резервы и не мог уже наступать. Использование этого момента позволяло перевести боевые действия в новое, качественное состояние, совершить крупный поворот, от обороны к наступлению и сделать это без какой – либо паузы. Это наступление было далеко от стратегического перелома в ходе войны. Но это был перелом духовный. В народе не просто забрезжила вера, но возродилась и окрепла надежда. С наступлением под Москвой в глубинах людского сознания стали происходить необратимые перемены.

«Мы беспощадный путь к Берлину открыли битвой за Москву», - написал в стихотворении Павел Шубин «За Москву».

Я прочитаю вам отрывок из рассказа «Бородинское поле», который написал Евгений Кригер 27 января 1942 года.

«Был ли в этой войне свой Бородинский бой: Если говорить об отдельном сражении, - его не было. Но если помнить, что Бородинское сражение, которое Наполеон считал своей победой, надломило мощь французской армии и стало в конечном исходе войны победой русских, победой Кутузова, то разве не было грандиозным бородинским сражением то, что происходило на далёких подступах к Москве в октябре и ноябре 1941 года, когда Красная Армия отходила под натиском сотен фашистских танков и не сдавала без боя ни одной пяди земли, и среди красноармейцев появился лозунг «один против танка», и фашистская машина рушилась под ударами наших гранат, и Гитлер подошёл к Москве обескровленным и покатился назад при первых ответных ударах. Да, мы тогда отступали, но такое отступление, с боями у каждой деревни, у каждой реки, по дорогам, заваленным трупами гитлеровских солдат, - такое отступление было победой не для Гитлера, а для нас….

Он мстит. Его солдаты хотели стереть с лица земли ненавистную для них память о русских 1812 года. Музей Бородино сожжён. Картины изорваны, мемориальные доски разбиты и выброшены в поле. Потолок здания обвалился, железная крыша лежит на снегу. Среди дымящихся кирпичей я нашёл здесь единственное, что осталось после пожара, - обожжённую бронзовую фигуру кутузовского солдата. Гитлер хотел уничтожить даже память о нём. А русские люди 1942 года берегут его образ в памяти, как берегут боевое знамя».

Согласны ли вы с позицией автора?

Был ли по – вашему бородинский бой в Великой Отечественной войне?

«…Это здесь, на этом самом месте,
Не ходивший к страху на поклон,
Испытав всю жгучесть нашей мести,
Содрогался сам Наполеон.
Поле брани! Поле русской славы!
Это здесь, черней горелых пней,
Полегли фашистские оравы
Под огнём советских батарей.
Бейся в схватках равных и неравных
До конца! Плати врагу сполна!
Помни, что ты правнук и праправнук
Доблестных солдат Бородина».
(С. Васильев «Поле русской славы»)

5) Мир подвига неисчерпаем, и всё в нём связано кратчайшими нитями: прошлое и настоящее, настоящее и будущее.

Правдой нельзя очернить историю. Сегодня, восстанавливая историческую правду, ликвидируя белые пятна прошлого, мы с особым интересом, а порой с неизбывной болью вчитываемся в документы, эти «немые» свидетельства о войне. Как хорошо, что у нас есть такие места – «хранители памяти». Мы следовали лишь логике фактов и истине. На войне было всё – и предательство и трусость и малодушие, но по сравнению с остальной массой патриотов, их было неизмеримо меньше. У каждого был свой выбор в лихую годину. Победа была высшим взлётом духа, патриотизма, чувств народа. Об этом надо говорить в полный голос. Герои победы и рядовые творцы будут живы до тех пор, пока жива наша память. Их много – белых пятен войны, может кто-то из вас займётся своим историческим расследованием и ещё откроет новые неизведанные странички и пополнит наш музей.

6) В заключение, мне бы хотелось, чтобы дома вы ещё раз вспомнили нашу сегодняшнюю встречу и попытались разгадать криптограмму «Жуков о битве под Москвой». (Помощник раздаёт отксерокопированные криптограммы всем ученикам). А сейчас каждый напишет на отдельном листочке о своих впечатлениях, об уроке, о событиях прошлого, о своём отношении к нему и поместите в папку «Отзывы и предложения»

Всем спасибо за плодотворную работу. (Под музыку в исполнении И. Кобзона песни «…Священные слова Москва за нами, мы помним со времён Бородина» ученики пишут отзывы).

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Олівець | Теги: открытый урок, поурочные планы, школьный урок, конспект урока, в помощь учителю, урок истории, История, методическая копилка
Просмотров: 1500 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0