Тип урока: комбинированный.
Цель: создание условий для формирования
читательского кругозора, совершенствования
устной речевой деятельности, приобретения
умения работать с разными видами информации.
Задачи:
- Образовательные: способствовать
формированию внутренней потребности личности в
непрерывном совершенствовании качества чтения,
позволяющем осознать и реализовать свои
личностные возможности;
- Развивающие: содействовать развитию
художественно-творческих и познавательных
способностей, эмоциональной отзывчивости при
чтении художественных произведений,
формированию эстетического отношения к
искусству слова.
- Воспитательные: воспитывать любовь к
чтению, способствовать становлению духовного
мира ребёнка, формированию коммуникативных
навыков, навыков организации совместной
деятельности, товарищества, отзывчивости и
взаимопомощи.
Оборудование: АРМ учителя, кассы букв,
блицконтроль скорости чтения и понимания текста,
портрет К.Г.Паустовского. Интерактивная доска.
1. Организационный момент
Комментарии для учителя. Для
положительного настроя на урок рекомендуем
приём "антенна”. Дети поднимают ручки вверх,
открывая ладошки. Учитель тоже поднимает
раскрытые ладони и, улыбаясь, посылает
"импульсы”, пульсируя ладошками. Ребята
"ловят” воображаемые импульсы и садятся за
парты.
Учитель. Поднимите ладошки – антенны,
получите мои импульсы. Расскажите, что вы
почувствовали?
Дети. Вы желаете нам хорошего настроения. Нам
надо настроиться на работу. На уроке надо быть
внимательным. Урок будет интересным. Нам надо
стараться, и тогда мы узнаем много полезного,
занимательного и нового.
Учитель. Как вы думаете, чтобы осуществилось
всё вами сказанное, что нам необходимо?
Дети. Быть внимательными, старательными,
любознательными, талантливыми, мечтательными…..
Учитель.. Да, и тогда мы с вами сможем
почувствовать аромат первого снега,
полюбоваться красотой первых снежинок,
окунуться в очарование предзимья.
Презентация.
Слайд 1 ("Зимние картины, тема раздела”)
Актуализация (индивидуальное затруднение)
Комментарии для учителя. Для развития
логического мышления, правильного восприятия
учебного материала и настроя ученика на
конкретные действия в определенной области
считаем целесообразным при планировании учебных
действий вводить рефлексивное структурирование.
Так, на уроке математики ученик осознает, что он
работает в области натуральных чисел устно и
письменно, решает математические задачи,
измеряет, сравнивает, узнает новое и т.д.; на уроке
изобразительного искусства осознает структуру
учебных действий этой образовательной области:
работает с разными средствами и материалами,
воображает, фантазирует, рисует и т.д.
Учитель. Итак, начинаем урок литературного
чтения. Что мы будем делать на уроке? Откройте
кассу букв, наберите слова, обозначающие Ваши
действия на уроке.
Комментарии для учителя. Касса букв или
разрезная азбука присутствует на всех уроках
гуманитарного цикла (литературное чтение,
русский язык, ознакомление с окружающим миром) с 1
по 4 класс. Учащиеся набирают на индивидуальных
полотнах слово или ряд слов, которые являются
ответами на вопросы учителя. Такая работа
способствует развитию мелкой моторики,
мыслительных операций анализа и синтеза, а также
дети достигают больших успехов не только в
чтении, но и в правильном написании слов:
практически исчезают пропуски букв.
Дети. Работать, слушать, читать, узнавать,
понимать, думать, рассуждать и т.д.
Учитель. Один из снеговиков набрал вот такие
действия.
Слайд 2. Читать, узнавать, понимать,
лепить, резать, слушать, выполнять, рассуждать,
общаться, болтать, лениться.
Учитель. Что надо сделать, чтобы продолжить
урок дальше?
Дети. Убрать лишние слова.
Слайд 3. Читать, узнавать, понимать, выполнять,
слушать, рассуждать, общаться.
Учитель. С какого действия начнем работу?
Дети. Будем читать блиц.
Комментарии для учителя. Уроки
литературного чтения обычно начинаются с работы
в пособии "Тренажер по чтению” (Беденко М.В.,
Савельев А.Н. Блиц контроль скорости чтения и
понимания текста: 2класс, 1-е полугодие. – 4-е изд.
– М.: 5 за знания, 2009). Это пособие содержит
занимательные научно популярные тексты для
отработки техники чтения и понимания текста и
текстовые вопросы к ним, т.е. способствует
развитию функциональной грамотности.
Учитель. Вы произнесли важное слово – читать,
назвали действие, которое запланировали.
(Ученик по просьбе учителя записывает этот
глагол на интерактивной доске)
Учитель. Для чего мы выполняем работу в блице?
Дети. Чтобы узнать новое, интересное,
научиться быстро и правильно читать.
Учитель. Стр.41. Начинаем читать текст.
Дети. В солёной море айсберг - просто кладезь
пресной воды. Ледник, от которого произошёл
айсберг, образовался очень давно. Тогда ещё не
было ни машин, ни заводов, поэтому лёд очень
чистый. Чистая питьевая вода сегодня очень
ценится. Некоторые страны ловят айсберги и
добывают из них воду. На бутылках так и написано:
"Самая чистая в мире вода”.
Учитель. Отметь правильный ответ.
Что добывают из айсбергов?
Из какой воды состоит айсберг?
Какую воду называют самой чистой?
- Воду из рек
- Воду из айсберга
Учитель. Как вы думаете, почему мы читали этот
текст? Какое он имеет отношение к теме
раздела.
Дети. Мы читали об айсберге, слово айсберг
обозначает "ледяная гора”. Лёд и снег
появляется зимой.
Комментарии для учителя. На предыдущем
уроке дети читали блиц стр. 40, вкотором
рассказывалось о том, что такое айсберг.
Учитель. Какие действия мы выполняли, работая
в блице?
Дети. Читали, отвечали на вопросы, узнавали
новое, слушали друг друга.
(Ученик продолжает записывать слова – действия
на интерактивной доске)
Учитель. Какое следующее действие в ходе
нашего урока?
Дети. Будем проверять домашнее задание.
Комментарии для учителя. Ребята получили
творческое домашнее задание: проиллюстрировать
понравившиеся строфы стихотворения И.С.Никитина
"Встреча зимы” и попросить товарищей отгадать
строфу, которую иллюстрировали.
Проверка домашнего задания
Учитель. Ребята, предложите, как сегодня
лучше проверить домашнее задание?
Дети. Давайте отправимся на экскурсию.
Комментарии для учителя. Для проверки
заданий творческого характера используем прием
"экскурсия”. Этот вид работы позволяет снять
мышечное напряжение, т. к. дети свободно
передвигаются по классу в течение 1,5 - 2 минуты,
учит детей оценивать, сравнивать, выделять
существенные признаки по заданию учителя. Для
оценивания используем смайлики, которые
наклеиваются на рабочие поля.
Учитель. Расскажите об увиденном, оцените
работу товарищей. Какие мысли навеяли работы
одноклассников? Опишите свое состояние.
Дети. Мне очень понравилось… Захотелось
оказаться в нарисованном месте… Я почувствовала
радость от красивых картин природы…
Учитель. Мне тоже понравились ваши работы.
Говорят, что мы получили положительные эмоции.
2. Размышление над проблемой и её формулировкой
Учитель. Подумайте, где человек может еще
получать положительные эмоции, встречаясь с
прекрасным?
Дети. Музеи, выставки, книги, театры, музыка и
т.д.
Учитель. Какое действие мы выполняли?
Дети. Мы рассуждали.
(Ученик или учитель записывают слова -
действия.)
Учитель. Сейчас мы перенесемся в Дом Музыки.
3. Физминутка
Звучит фрагмент из музыкального цикла П.И.
Чайковского "Времена года”, "Ноябрь”
Слайд 4 (бегущие картины предзимья).
Дети слушают мелодию, наблюдают за бегущими
картинами.
4. Организация поиска и проверка гипотезы
Учитель. Какие картины вы увидели и
представили?
Дети. Я увидел деревья, закутанные всежные
шарфы,представил картину, где такое тяжёлое небо,
как будто сейчас, пойдет снег. А я представила
пейзаж, на котором всё белым-бело, как фата
невесты. Мне показалось, что снежинки танцуют...
Учитель. Какое действие мы выполняли?
Дети. Мы описывали, представляли.
(Ученик или учитель записывают слова -
действия.)
5. Предвосхищение
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, какие
иллюстрации нарисовали оформители учебника на
стр. 36-37, Обсудите с соседом по парте увиденное.
(Работа в паре).
Учитель. Как вы считаете, почему именно эти
рисунки появились на странице в книге?
Дети. Вероятно, художники хотят рассказать
нам о том, что мы будем читать о снеге, который всё
засыпал, о снегирях – зимних птицах. А еще мы
будем знакомиться с произведением Константина
Георгиевича Паустовского "Первый снег”.
Учитель. Как вы думаете, какое действие будем
выполнять?
Дети. Мы будем слушать или читать текст.
(Ученик или учитель записывают слова -
действия.)
Портрет К.Г. Паустовского
6. Первичное чтение (новые знания)
Учитель. Дети, вы будете слушать мой рассказ и
дочитывать словечки.
Комментарии для учителя. Методический
приём-игра "Доскажи словечко” заключается в
том, что учитель, читая, делает паузы, а учащиеся
хором дочитывают слово. Ценность этой игры в
следующем: учитель делает заведомо нужные паузы,
которые позволяют создать более целостное
представление о прочитанном. Дети следят по
тексту, что формирует более высокий способ
чтения про себя, развивает орфографическую
зоркость; вычитывают непонятные слова, объясняя
их значение, прочитывают трудночитаемые слова.
Этот прием не мешает, однако, целостному
восприятию текста.
Учитель. Что необычного вы узнали? Чем удивил
этот рассказ?
Дети. Наступила зима, стало как-то приятно,
тихо, странно, волшебно.
Учитель. Совпали ли ваши рассуждения с
услышанным? Обсудите с товарищем, сидящим перед
вами, произошло ли расхождение увиденного с
услышанным?
7. Первичное закрепление
Учитель. Какое действие мы выполняли?
Дети. Работали в паре (взаимодействовали),
общались, слушали
(Ученик или учитель записывают слова -
действия.)
8. Организация применения и обобщения новых
знаний
Учитель. Как вы думаете, какое действие будем
выполнять дальше?
Дети. Читать вместе и обсуждать. Работать с
текстом.
Чтение первого и второго абзаца.
Учитель. Какие вопросы можно задать после
прочтения?
Дети. Почему автору показалось, что он оглох
во сне?
Как автор называет "необыкновенную тишину”?
Учитель. Какие фразы вам хотелось бы
выделить, почему?
Дети. "Умер дождь, умер ветер, умер шумливый,
беспокойный сад”. "За стёклами всё было снежно и
безмолвно”.
Автор пишет необыкновенным, красивым языком,
такого не может быть с неодушевленными
предметами.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему ночь
за окном показалась автору мертвой?
Дети. За окном было очень тихо, так тихо, что
звенело в ушах, поэтому автор ничего не сышал и
ночь показалась ему мёртвой.
Учитель. Может ли тишина быть "мертвой”?
Дети. Да, тишина может быть "мертвой”,
безмолвной.
Учитель. Может быть, кто-нибудь из вас знает,
как называются такие сочетания слов, когда
признак имеет переносное значение и очень
украшает текст, в литературе?
Дети. Восклицание, украшение.......
Учитель. Посмотрите на слайды, там мы найдем
ответ на мой вопрос. Вам необходимо прочитать
буквы, стоящие под чётными номерами.
Слайды 5.
- Эпитет
- Яркое представление о предмете.
Чтение третьего абзаца.
9. Физминутка "Немой театр”
Комментарии для учителя. Методический
приём игра "Немой театр” заключается в том, что
один ученик читает предложение, остальные
учащиеся показывают услышанное, после прочтения
предложения.
10. Самостоятельная работа
Чтение четвертого, пятого, шестого абзаца.
Учитель. Почему все хрустело под ногами?
Дети. Ночью похолодало, всё покрылось тонкой
корочкой льда, и снегом, под тяжестью снега
раздавался хруст.
Учитель. Как вы думаете, почему автору не
хотелось оставаться дома?
Дети. За окном всё было, как в сказке, ему
хотелось всё разведать, насладиться первым
снегом.
Учитель. Как вы понимаете слова "День как
будто дремал”?.
Дети. На улице было пасмурно, спокойно, тихо,
что даже хотелось спать, вот и день как будто
дремал.
Учитель. Найдите на слайде, как называются
такие обороты речи. Для этого соедините по
порядку слоги.
Слайды 6 - 7
1)о
2)ли
3)цет
4)во
5)ре
6)ни
7)е
олицетворение.
Изображение неодушевленных предметов как
живых.
11. Организация применения и обобщения новых
знаний
Учитель. Какое действие мы выполняли?
Дети. Узнали новое
(Ученик или учитель продолжает записывать
слова - действия.)
Чтение текста до конца.
Учитель. Почему зима кажется такой же
прекрасной, как лето?
12. Рефлексия
Учитель. Чтобы вам хотелось рассказать тем,
кто еще не знаком с произведением К. Г.
Паустовского "Первый зимний день”
Дети. Обязательно прочитайте этот рассказ, он
очень красивый; когда вы будете читать, то можете
представить картины природы – пейзажи про
первый снег, в тексте есть необычные фразы –
эпитеты и олицетворения……..
Учитель. Какое действие мы выполняли?
Дети. Делились знаниями.
(Ученик или учитель записывают слова -
действия.)
13. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка
Учитель. Как вы думаете, какое задание вы
получите домой?
Дети. Прочитать текст ещё раз.
Учитель. Постарайтесь ответить на вопросы,
с.39.
Учитель. Урок подошел к концу. Все ли
действия, которые были предложены вами, были
выполнены.
(Дети обращаются записанному на доске).
Дети. Да. Мы читали, отвечали на вопросы,
узнавали новое, слушали друг друга, рассуждали,
описывали, представляли, слушали текст, работали
в паре (взаимодействовали), общались, узнали
новое, делились знаниями
Учитель. Как можно назвать нас?
Дети. Молодцы, умники, настоящие ученики.
Учитель. Да, вы молодцы, а это значит, что
чтение рассказа Константина Георгиевича
Паустовского "Первый снег” помогло нам полной
грудью вдохнуть аромат первого снега,
полюбоваться красотой зимних картин.
|