Цель: формировать грамотного читателя.
Задачи:
* Развивать интерес к чтению;
* Воспитывать личность со свободным и независимым мышлением;
* Развитие устной и письменной речи;
* Развитие творческих способностей детей.
Оргмомент.
- Ребята, давайте прочитаем название сегодняшней темы урока, поставим цель.
Чтение с доски.
Случайно на ноже карманном
Найдёшь пылинку дальних стран-
И мир опять предстанет странным.
Закутанным в цветной туман. А. Блок
-Как строчки А. Блока перекликаются с произведениями К. Паустовского?
2, Проверка домашнего задания.
Звучит музыкальная шкатулка. - Что вам это напоминает?
1. Просмотр рисунков на доске.
2. Рассказ об одном из героев.
3. Чтение понравившихся отрывков.
4. Сочинения-фантазии «Жильцы моего дома» Обсуждение: есть ли у автора сходство со стилем К. Паустовского?
3. Обобщение по разделу.
-Как называется раздел, произведения из которого мы читали?
Давайте вспомним и споём песню «Люди идут по свету».
Прочитайте по оглавлению названия произведений.
-Что объединяет все произведения этого раздела'?
-какие по жанру произведения собраны в раздел? Все ли произведения даны целиком?
-Все ли произведения написаны нашими соотечественниками?
-какое произведение особенно заинтересовало? Почему именно оно?
-Какую книгу читаете сейчас?
Отгадывание загадки.
А сейчас мы повторим эти произведения.
Послушайте загадку и постарайтесь её отгадать.
Есть дома различные:
Из брёвен и кирпичные.
Есть блочные, панельные,
И даже подземельные.
Но покинув те дома,
Турист берет с собой меня.
В лесах, и в горах, и среди островов
Я - дом романтиков и смельчаков. (Палатка)
Решение кроссворда.
1.Первоначальная кличка кота Милиционера (Ворюга).
2.Имя мальчика, который придумал игру в «хороших людей», создал свою команд/, и пыньы штаб на чердаке сарая в глухом саду (Тимур ).
3.Название реки, где изобилие рыбы и ловятся «жирные окуни», которых стащил «кот-бродяга и бандит» ( Прорва ).
4.Морская «профессия» - опасная и романтическая, в представлении Насти, и «великолепное поприще», способное прославить имя. в представлении Тома Сойера ( Пират ).
5.Таинственный мастер далёкой северной страны Шотландии, чей хриплый кашель раздаётся иногда в старом доме ( Гальвестон ).
6.Благородный разбойник, герой старинных английских баллад, обитатель Шервудского леса> (Робин Гуд).
7.Герой Даниэля Дэфо. властелин необитаемого острова, чьё умение запекать рыбу в глине пригодилось участникам похода за неизвестным портретом ( Робинзон ).
8.Автор повести о детях и взрослых, история которой началась с непродуманной подмазки сковороды (Сергей Голицын ).
9.Писатсль. благодаря которому происходят маленькие чудеса, который умеет мечтать и любить (К. Паустовский ).
10.Название реки, куда так рвались из душной Москвы мальчишки. На её берегах можно было провести и «блаженные минуты» дня, и «волшебную ночь» (Ока ).
11 .Писатель, придумавший игру в «хороших людей» ( Гайдар ).
12.Чёрный мститель испанских морей (Том Сойер ).
13.Писатель, настоящее имя которого Сэмюэль Клеменс ( Марк Твен ).
.14.Автор строчек
«Не знаю, что я встречу.
Но я ношу с собой
Один патрон с картечью,
Другой патрон - с мечтой».
( Юлий Ким ).
15.Он пригласил нас в «дебри Кара-Бумбы», раскрыл тайну женьшеня, помог замечательно
отдохнуть на берегу Оки вместе с героями своей повести ( Иосиф Дик).
- Клеточки все заполнены, кроссворд разгадан. Прочитайте приветствие, которое высветилось по горизонтали. (Виват, изыскатели! )
- Виват - латинское слово, которое часто употребляли на Руси для приветствия, для прославления подвигов...(Да здравствуют изыскатели! Ура. изыскатели! )
- Кто же такие изыскатели? В какой повести мы впервые встретились с этим словом? (выборочное чтение ).
.Хоровое чтение наизусть стихотворение Юлия Кима «Отважный охотник».
4. Подготовка к сочинению.
Дети читают название предложенных тем. Учитель и дети устанавливают, что это будет текст-повествование. К сочинению нужно написать план. Речь должна быть образной, интересной. ( Задания в рабочей тетради - стр. 10 ).
5. Итог урока: интересно ли было вам на уроке? Чем запомнился урок?
6. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем.
|