Педсовет "Учебник — неизменная основа для различных вариантов урока"
19.11.2010, 21:23:44
Учебник — неизменная основа для различных вариантов урока Средства
обучения - это специально созданные пособия и материалы различного
характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической
деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать
знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.
Средства обучения делятся на основные и неосновные.
Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные
не для всего учебного процесса, а только зля отдельных его сторон,
например, раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы и т. д. К
средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные
принадлежности, например, классная доска, магнитофон, киноаппарат,
тетради и т. д.
Средства обучения могут сыграть положительную роль, если
применяются в системе, а также если учитывается их взаимосвязанность и
взаимообусловленность в процессе решения определенных учебных задач. Школьный
учебник - это специальная книга, излагающая основы
научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных
целей. Основными функциями учебника являются следующие: информационная,
трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В нем даются
знания (информационная функция), представленные в виде определенной
системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования
соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная
функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у
учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности,
работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни
(воспитательная функция). Учебник и программа имеют общую систему
понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в учебнике в
отличие от программы дается трактовка явлений, уточняется содержание
изучаемых понятий, включаются задания на закрепление знаний.
Формирование различных умений. Учебник определяет объем сведений об
изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых
способов деятельности. Он содержит описание понятий, фактов и явлений,
включает достаточное количество разнообразных интересных и
содержательных упражнений и заданий, расположенных в определенной,
методически оправданной последовательности, содействует развитию
школьников, формированию у них материалистического мировоззрения,
воспитанию высоких моральных качеств.
Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: -
теоретические сведения; - аппарат организации работы (вопросы, задания);
- иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели,
оглавление, заголовки и т. п.). Тексты о языке составляют основное
содержание учебников по русскому языку. Тексты делятся на основные и
дополнительные. В основных текстах описываются факты и явления языка и
речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки,
делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на
основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и
т. п.
В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания,
разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т.
п. Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые
организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют
систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся
в процессе формирования у них умений и навыков. Иллюстративный материал
(рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т. л.)
способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он
тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о
чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев
восполняет материал, отсутствующий в тексте.
Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает
учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о
содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в
содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.
Учитель должен знать, как строится учебник, чтобы методически
верно использовать весь материал, представленный в учебной книге,
объяснить школьникам тем или иным способом на определенном этапе работы
смысл и назначение всех ее компонентов. Учебник предназначен и для
учащихся, и для учителя.
Для ученика он является источником информации, справочным пособием,
средством овладения умениями. Для учителя - это источник методической
системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками
на разных этапах освоения материала. Следует иметь в виду, что при этом
доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А
перед учителем стоит задача — сделать работу по анализу материалов для
наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться
теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, - можно
использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся.
Вот образцы таких заданий:
-самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести
свои примеры, аналогичные данным;
-разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы;
-найти то, о чем не говорили на прошлых уроках;
-отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой;
составить план ответа параграфа; сопоставить материалы двух параграфов и
составить общий план их пересказа и т. п.
Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие
познавательной активности учащихся, и на формирование опыта творческой
деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному
предмету в средней школе. С этой целью используются упражнения
продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых
лежит умение применять полученные знания в новой ситуации,
самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.
Реализация индивидуализации и дифференциации обучения в учебниках.
Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных
групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов.
Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории,
так и в процессе формирования умений.
В теоретической части учебника содержится материал различной
степени сложности:
материал для самостоятельных наблюдений;
материал для ознакомления с определенной информацией в рамках
данной темы;
теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания;
материал для обязательного заучивания;
сведения, имеющие сугубо практическое значение.
В связи с этим учителю предоставляется возможность по-разному
использовать теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать
их интересы и способности на этапе анализа явлений, формулирования
выводов и обобщений.
Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания для
самостоятельного наблюдения фактов и явлений языка. Этой группе
школьников адресованы вопросы и задания повышенной трудности,
помеченные специальным значком (в списке условных обозначений в
учебниках для каждого класса).
При освоении теоретических сведений, которые необходимо только
осознать без обязательного запоминания, нужно привлечь к работе средних
учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не
сориентироваться в материале, что приведет к нежелательным результатам
при формировании умений. При выполнении заданий, направленных на
формирование умений и навыков, индивидуальный подход тоже может быть
реализован.
Наличие в упражнениях заданий различного характера позволяет
учителю дифференцированно подходить к организации их выполнения и
проверки. Сильные учащиеся могут выполнять не все задания, а только те
из них, которые представляют известную трудность. Школьникам, у которых
умения и навыки по какому-либо разделу программы сформированы непрочно,
предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или
произвести указанные виды разбора (они помечены специальными значками).
Учащимся, не справляющимся с большим количеством разнообразных
заданий, не умеющим быстро переключать внимание с одного материала па
другой, предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по
отношению только к одной 1 руине фактов.
Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников
дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности,
практической значимости, учитывать индивидуальные особенности
школьников при изучении определений и правил, в процессе формирования
умений и навыков. Система повторения пройденного в учебниках.
Регулярность повторения - необходимое условие организации учебного
процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В
них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения
изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в
начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы, в конце
учебного года.
При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются
задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений,
полученных школьниками на предшествующих этапах работы. При повторении в
процессе изучения темы, а также после ее изучения и в конце года даются
задания для закрепления и систематизации пройденного.
Справочные материалы учебников. В действующих учебниках решается
еще одна важная методическая задача - обучение школьника умению
самостоятельно пополнять и уточнять свои знания по предметам.
Методический аппарат учебников. В действующих учебниках заложена
определенная методическая система, понимание которой дает учителю
возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные
задачи. Основными компонентами этой системы являются следующие:
1. Использование разнообразных способов и форм предъявления
информации, подачи нового материала. Избранный авторами способ
предъявления информации (индуктивный, дедуктивный,
индуктивно-дедуктивный) ориентирует учителя на выбор соответствующего
метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается индуктивный
путь познания нового, то учитель, как правило, использует эвристические
методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то в
процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов.
Учебник, таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей
методической задачи.
2. Разграничение материала по степени его важности для овладения
изучаемой темой в целом. Выделение материалов для заучивания, для
самостоятельных наблюдений, для осознания и т. п. помогает учителю
грамотно, методически целесообразно спланировать урок, уделить больше
внимания той части нового материала, которая должна быть осознана
школьниками более глубоко, правилам, определениям (характеристикам),
предназначенным для заучивания.
3. Наличии материалов, с помощью которых школьники обучаются
способам деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил,
образцы разбора и т. п.). Избранный авторами учебников подход к
изложению темы дает возможность реализовать завершающий этап ее изучения
— обучение школьников применять теоретические знания на практике в
процессе осознания всех необходимых для решения соответствующей задачи
действий. Планируя изучение нового, учитель обязан включить данный этап
в структуру урока.
4. Наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и
совершенствование всех предусмотренных программой специальных умений и
навыков. Задача учителя - осознать цель каждого задания и добиться
достижения этой цели в ходе его выполнения.
5. Обеспечение регулярного повторения и систематизации пройденного
материала. Задания и упражнения, связанные с повторением, не должны
ускользать из поля зрения учителя. Они позволяют постоянно следить за
уровнем сформированных умений и своевременно предотвратить процесс их
угасания. Только при таком условии обеспечивается прочность усвоения
материала.
6. Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала.
Рисунки, схемы, таблицы, условные обозначения способствуют
интенсификации учебного процесса, позволяют сделать методы и формы
работы со школьниками более разнообразными, активизируют их внимание,
развивают познавательные интересы детей. Методически целесообразное
использование подобных материалов обеспечивает эффективность процесса
обучения в целом.
7. Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются
общепредметные умения. Это справочные материалы, способствующие
развитию навыков самостоятельной работы.
Основными признаками хорошего учебника являются:
• доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность,
доказательность мышления, познавательную активность и интересы;
• ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и
характер практических навыков и умений; • удачный подбор фактов,
пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание
научного материала;
• интересные упражнения, практические работы, задания на
сообразительность, пытливость мысли;
• связь учебного материала с жизнью и бытом людей;
• хорошее оформление;
• соответствие учебника школьной программе.
Многие учебники отличаются этими качествами. Формирование
учебных навыков при работе с учебником При подготовке учителя к уроку
учебник занимает одно из первых мест, так как только с ним работают
ученики. Поэтому необходимо формировать у них общеучебные умения и
навыки работы с учебником.
Общеучебным навыком работы с учебником является навык чтения, так
как любое задание в любом учебнике ученик должен, прежде всего,
прочитать и понять, что необходимо сделать. Особое место при работе с
учебником занимают обще-учебные умения учащихся:
1. Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, упражнение,
текст и т. д.).
2. Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основные
этапы выполнения задания и т. д.)
3. Выполнение задания (сюда же входит проверка).
4. Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых
моментов, подобные задания и т. д.).
5. Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения
(выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения).
6. Работа со словарем.
7. Работа с дополнительной литературой (для самостоятельного
изучения).
Учебник - это книга, которая может многому научить учащихся. Но
сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.