Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 04.05.2024, 17:33:47
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Педсовет "Учебник — неизменная основа для различных вариантов урока"
19.11.2010, 21:23:44
Учебник — неизменная основа для различных вариантов урока Средства обучения - это специально созданные посо­бия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьни­ков, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формиро­вать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д. Средства обучения делятся на основные и неосновные.
К основным средствам обучения относятся:
1) школьный учебник;
2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники уп­ражнений, справочники, словари);
3) наглядные пособия различных типов.
 
Неосновными средствами обучения являются по­собия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только зля отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы и т. д. К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности, например, классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т. д.
 
Средства обучения могут сыграть положительную роль, если применяются в системе, а так­же если учитывается их взаимосвязанность и взаимообусловлен­ность в процессе решения определенных учебных задач. Школьный учебник - это специальная книга, излагаю­щая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются сле­дующие: информационная, трансформационная, систематизирую­щая и воспитательная. В нем даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (система­тизирующая функция) и служащие для формирования соответст­вующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспи­тание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последую­щей трудовой жизни (воспитательная функция). Учебник и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в учебнике в отличие от программы дается трактовка явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются задания на закрепление знаний. Формирование различных умений. Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений и заданий, расположенных в опреде­ленной, методически оправданной последовательности, содейству­ет развитию школьников, формированию у них материалистиче­ского мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.
Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: - теоретические сведения; - аппарат организации работы (вопросы, задания); - иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указате­ли, оглавление, заголовки и т. п.). Тексты о языке составляют основное содержание учебников по русскому языку. Тексты делятся на основные и дополни­тельные. В основных текстах описываются факты и явления язы­ка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основ­ные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются зада­ния и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т. п.
В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или спо­собы применения правил) и т. п. Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученно­го, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков. Иллюстративный материал (рисунки, схемы, табли­цы, графические обозначения и т. л.) способствует более глубоко­му осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с ос­новным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев вос­полняет материал, отсутствующий в тексте.
Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавле­ние) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.
Учитель должен знать, как строится учебник, чтобы методиче­ски верно использовать весь материал, представленный в учебной книге, объяснить школьникам тем или иным способом на опреде­ленном этапе работы смысл и назначение всех ее компонентов. Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя.
Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя - это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала. Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача — сделать работу по анализу материалов для наблюде­ний более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, - можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся.
Вот образцы таких заданий:
-самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести свои примеры, аналогич­ные данным;
-разобраться в материале параграфа и дать дополни­тельные вопросы;
-найти то, о чем не говорили на прошлых уроках;
-отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой; составить план ответа параграфа; сопоставить материалы двух па­раграфов и составить общий план их пересказа и т. п.
 
Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, и на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в средней школе. С этой це­лью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять по­лученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.
Реализация индивидуализации и дифферен­циации обучения в учебниках. Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формиро­вания умений.
В теоретической части учебника содержится мате­риал различной степени сложности:
  •  материал для самостоятельных наблюдений;
  •  материал для ознакомления с определенной инфор­мацией в рамках данной темы;
  •  теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; 
  •  материал для обязательного заучи­вания;
  •  сведения, имеющие сугубо практическое значение.
В связи с этим учителю предоставляется возможность по-разному использовать теоретические сведения в работе со школь­никами, учитывать их интересы и способности на этапе анализа явлений, формулирования выводов и обобщений.
Сильным уча­щимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельного на­блюдения фактов и явлений языка. Этой группе школьников адре­сованы вопросы и задания повышенной трудности, помеченные специальным значком (в списке условных обозначений в учебни­ках для каждого класса).
 
При освоении теоретических сведений, которые необходимо только осознать без обязательного запоминания, нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут не придать им долж­ного значения, не сориентироваться в материале, что приведет к нежелательным результатам при формировании умений. При выполнении заданий, направленных на формирование умений и навыков, индивидуальный подход тоже может быть реа­лизован.
 
 Наличие в упражнениях заданий различного характера позволяет учителю дифференцированно подходить к организации их выполнения и проверки. Сильные учащиеся могут выполнять не все задания, а только те из них, которые представляют известную трудность. Школьникам, у которых умения и навыки по какому-либо раз­делу программы сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести ука­занные виды разбора (они помечены специальными значками).
 
Учащимся, не справляющимся с большим количеством разно­образных заданий, не умеющим быстро переключать внимание с одного материала па другой, предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только к одной 1 руине фактов.
 
Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, практической значимости, учитывать инди­видуальные особенности школьников при изучении определений и правил, в процессе формирования умений и навыков. Система повторения пройденного в учебниках. Регулярность повторения - необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализа­цию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержа­щие материалы для повторения изученного на разных этапах про­цесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы, в конце учебно­го года.
При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточне­ния знаний и умений, полученных школьниками на предшествую­щих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы, а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного.
 
Справочные материалы учебников. В действующих учебниках решается еще одна важная методи­ческая задача - обучение школьника умению самостоятельно по­полнять и уточнять свои знания по предметам. Методический аппарат учебников. В действующих учебниках заложена определенная методиче­ская система, понимание которой дает учителю возможность опти­мально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Основными компонентами этой системы являются следующие:
1. Использование разнообразных способов и форм предъявления информации, подачи нового материала. Избранный авторами способ предъявления информации (ин­дуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный) ориентирует учителя на выбор соответствующего метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается индуктивный путь познания нового, то учитель, как правило, использует эвристические методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то в процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов. Учебник, таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей методической задачи.
2. Разграничение материала по степени его важности для ов­ладения изучаемой темой в целом. Выделение материалов для заучивания, для самостоятельных наблюдений, для осознания и т. п. помогает учителю грамотно, ме­тодически целесообразно спланировать урок, уделить больше вни­мания той части нового материала, которая должна быть осознана школьниками более глубоко, правилам, определениям (характери­стикам), предназначенным для заучивания.
3. Наличии материалов, с помощью которых школьники обу­чаются способам деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и т. п.). Избранный авторами учебников подход к изложению темы дает возможность реализовать завершающий этап ее изучения — обуче­ние школьников применять теоретические знания на практике в процессе осознания всех необходимых для решения соответст­вующей задачи действий. Планируя изучение нового, учитель обя­зан включить данный этап в структуру урока.
4. Наличие в учебниках упражнений, направленных на форми­рование и совершенствование всех предусмотренных программой специальных умений и навыков. Задача учителя - осознать цель каждого задания и добиться достижения этой цели в ходе его выполнения.
5. Обеспечение регулярного повторения и систематизации пройденного материала. Задания и упражнения, связанные с повторением, не должны ускользать из поля зрения учителя. Они позволяют постоянно сле­дить за уровнем сформированных умений и своевременно предот­вратить процесс их угасания. Только при таком условии обеспечи­вается прочность усвоения материала.
6. Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала. Рисунки, схемы, таблицы, условные обозначения способствуют интенсификации учебного процесса, позволяют сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизируют их внимание, развивают познавательные интересы детей. Ме­тодически целесообразное использование подобных материалов обеспечивает эффективность процесса обучения в целом.
7. Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения. Это справочные материа­лы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы.
 
Основными признаками хорошего учебника являются:
• доступное научное изложение, формирующее у ученика ло­гичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы;
• ведущая роль теоретических положений, определяющих сис­тему и характер практических навыков и умений; • удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстра­ций, позволяющих усвоить содержание научного материала;
• интересные упражнения, практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли;
• связь учебного материала с жизнью и бытом людей;
• хорошее оформление;
• соответствие учебника школьной программе.

Многие учебники отличаются этими качествами. Формирование учебных навыков при работе с учебником При подготовке учителя к уроку учебник занимает одно из пер­вых мест, так как только с ним работают ученики. Поэтому необ­ходимо формировать у них общеучебные умения и навыки работы с учебником.
 
Общеучебным навыком работы с учебником является навык чтения, так как любое задание в любом учебнике ученик должен, прежде всего, прочитать и понять, что необходимо сделать. Особое место при работе с учебником занимают обще-учебные умения учащихся:
 1. Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, уп­ражнение, текст и т. д.).
 2. Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основ­ные этапы выполнения задания и т. д.)
 3. Выполнение задания (сюда же входит проверка).
 4. Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.).
 5. Выполнение заданий с ориентированием на условные обо­значения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения).
 6. Работа со словарем.
 7. Работа с дополнительной литературой (для самостоятельного изучения).
 
Учебник - это книга, которая может многому научить уча­щихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.
Категория: АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, методическая работа, директору школы, учебное заведение, педсовет, для завуча
Просмотров: 1961 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0