Воображаю, какая прелесть теперь у
нас на Руси – реки разлились, оживает все… Нет
лучше страны, чем Россия! Только в России может
быть настоящий пейзажист.
И.И. Левитан.
Литературно-художественная гостиная
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев
Ведущий: ….Шишкинский лес…
Таким же нарицательным понятием стала
"Левитановская осень”: червонное золото
сентябрьской листвы, тоненькие стройные березки,
словно остановившиеся в раздумье на берегу,
приволье русский рек, дремлющие в сумерках
деревеньки…
Левитан прожил недолгую жизнь – менее сорока
лет. Голодная сиротская юность, да и позже жизнь
неустроенная, внутренне напряженная, полная
несвершившихся надежд и горьких
разочарований…неслучайно с именем Левитана
принято связывать настроения грусти и
меланхолии, осеннего увядания, вечерних сумерек,
сереньких, пасмурных деньков. "Осенний день.
Сокольники”, "Вечер. Золотой плес”, "Тихая
обитель”, "У омута”, "Над вечным покоем”,
"Владимирка”, "Хмурый день”, "Летний вечер”,
"Стога. Сумерки” - вот характерные для Левитана
мотивы. Жизнь не баловала художника, и в его
творчество органично входят эти настроения,
стремление в самой природе уловить и передать
глубокие переживания и раздумья, волновавшие его
самого и его поколение. Русская природа,
непрестанная смена ее состояний, характерный,
особенный облик родной земли, наконец, отношение
человека к природе – вот что становиться
содержанием творчества Левитана.
Этот проникновенный художник с огромной
любовью и теплотой писал нашу скромную,
исполненную тихой прелести русскую природу.
Умело используя цвет, рисунок, композицию,
Левитан мастерски передает настроения, которые
рождают в нас картины осенней, летней и весенней
поры. Его кисть тщательно прорисовывает
направления ветвей, листьев деревьев, убегающих
вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра
дарит нам все разноцветье родной природы.
Крупный музыковед, композитор и выдающийся
знаток русского искусства академик Асафьев на
страницах своей книги, посвященной русской
живописи, высказал очень тонкую мысль, что в 80-е
годы прошлого века, начиная со знаменитой
картины Саврасова "Грачи прилетели”, русские
художники ощутили песенность русской природы, а
русские композиторы почувствовали пейзажность
русской народной песни.
Так началась пора расцвета русской пейзажной
живописи, проникнутой стихией русской
песенности и русской музыки, напоенной ароматом
поэтической русской природы. Левитан и
Чайковский – наивысшие выражения этих
устремлений русского искусства, теснейшим
образом сблизивших музыку с живописью. Русская
природа в их исполнении – это сердечная песнь с
неповторимо скромной и целомудренной красотой
русской природы.
И немного грустные картины Левитана показывают
нам, как прекрасны пейзажи нашей Родины.
(Чайковский. " Времена года”).
Ведущий: У каждого есть любимая картина
Исаака Ильича Левитана. По своей живописности,
точности красок и простоте эта картина равна
описаниям пушкинской осени. Вся поэзия русской
осени с ее чистейшим прохладным воздухом, с ее
прозрачными водами и светлыми далями, с шорохом
просвеченного насквозь сентябрьским солнцем
золотого листа воплощена в этой картине с
удивительной силой. Вот такой была, должна быть,
осень в Болдине, та памятная русская осень,
которой мы все благодарны за то, что она
оказалась великолепной творческой средой для
Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золота одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыхание,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. (А.С. Пушкин)
Ведущий: Красота природы, смена времен года, а
каждое из них – осень, зима, весна и лето –
неповторимое, особенное, всегда были источником
вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. И
для творчества Левитана присуще изображение
различных времен года, в том числе и весны.
Весна – время пробуждения природы, бурного ее
цветения. Вы видите здесь пейзажи русских
художников, посвященные разным периодам весны.
На картине К.Юона – сияющее небо, яркое
мартовское солнце, подтаявший снег. На картине
Васильева "Оттепель” примета весны – весенняя
распутица. Сельская дорога залита водой. А на
картине Левитана "Весна. Большая вода”
выразительно изображены апрельские разливы рек
и озер.
Удивительный дар был у Левитана: все, что
рождалось под его кистью, начинало петь. Поет
свою светлую, хотя и печальную песнь его
"Золотая осень”, нежно звучат тихие переливы
монастырских колоколов в "Вечернем звоне”,
полной радостных сил песней напоена и его
"Весна. Большая вода”…
Неудивительно, что один из лучших знатоков
русской живописи Алпатов пишет о картинах
Левитана, как о музыке. Вот послушайте: "Тонкие,
как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят,
как те самые березы, которые исконно воспевались
в русских песнях. Отражение березок в прозрачной
воде как бы составляет их продолжение, их
отголосок, мелодическое эхо; они растворяются в
воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с
голубизной неба. Контуры этих гнутых березок
звучат подобно нежной и грустной, жалобной
свирели; из этого хора вырываются отдельные
сильные голоса более могучих стволов, всем им
противопоставлен высокий ствол сосны, грустная
зелень ели”. Человека здесь вовсе не видно, но
как в "Марте” пустые сани, так и здесь забытая
лодка и далекие редкие избы служат о нем
напоминанием…
Ведущий: Вы заметили: "воспевались в русских
песнях”, "отголосок”, " мелодическое эхо”…
какие музыкальные образы! И как они хорошо, как
точно передают душу левитановского пейзажа
"Весна. Большая вода”. "Когда вы смотрите
"Весну” Левитана, -писал А.В.Луначарский, - ее
сокровеннейшее настроение охватывает вас с
непривычной силой: вы ощущаете ту сладкую грусть,
ту тихую веселость, которая почти необъяснима и
которую встречают весну чуткие души; жизнь
возрождается с грустной улыбкой, ряд мыслей
приходит к вам тихонько, сами собою; вы
чувствуете, что хорошо жить и что жить грустно, и
эта грустная радость жизни, сдержанная, чуть
вздыхающая, в которой как будто все стало
понятно, но не уму, а сердцу…”
Левитан умел видеть и жадно, самозабвенно
радоваться сияющему великолепию красок,
стремительному ручейку, пробивающему дорогу в
снежных сугробах, мартовскому солнцу,
возвещающему приход весны, бодрящему ветру
волжских просторов. В годы безвременья художник
оставался верным, мечте о радости и счастье, о
жизни, такой же свободной и прекрасной, как эта
природа. Такие картины, как "Свежий ветер”,
"Март”, "Золотая осень”, "Весна. Большая
вода”, принадлежат к числу самых светлых и
жизнеутверждающих образов природы в русской
живописи.
(Звучит песня в исполнении хора девочек
"Спускается солнце за степи” на сл. А Толстого.)
Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль, -
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.
Идут они с бритыми лбами,
Шагают вперед тяжело,
Угрюмые сдвинули брови,
На сердце раздумье легло.
Идут с ними длинные тени,
Две клячи телегу везут,
Лениво сгибая колени,
Конвойные с ними идут.
"Что, братцы, затянем-те песню,
Забудем лихую беду!
Уж, видно, такая невзгода
Написано нам на роду!”
И вот повели, затянули,
Поют, заливаясь, они
Про Волги широкой раздолье,
Про даром минувшие дни,
Поют про свободные степи,
Про дикую волю поют, день меркнет все боле, - а
цепи
Дорогу метут да метут…
Ведущий: Однажды – это было летом 1892 года,
когда Левитан жил в Болдине, бывшей Владимирской
губернии, - художник долго бродил с охотничьем
ружьем. Заблудившись в лесу, только под вечер
вышел на незнакомую дорогу. Куда-то
далеко-далеко, за линию горизонта, уходила
широкая, плотно утоптанная дорога. По окольной
тропинке брела старуха-богомолка, на краю дороги
– придорожный крест с иконой, а вокруг равнина
без конца и края, холмики, бугорки, кустарники,
рощи. Облака сплошь затянули небо, нависли над
притихшей землей. Владимирка - печально
знаменитый Владимирский тракт, по которому
веками гнали в Сибирь арестантов. Сколько их
прошло дорогой скорби и горя! Казалось,
человеческие страдания навсегда вошли в саму
природу, дорогу, растрескавшуюся от летнего зноя,
печальные пустынные поля. Как в "Колодинках”
А.Толстого:
…День меркнет все боле, - от цепи
Дорогу метут да метут…
Вернувшись домой, художник под свежим
впечатлением, по памяти набросал при тусклом
свете керосиновой лампы небольшой эскиз. А на
следующий день снова пришел сюда с большим
холстом.
"Владимирка” - это пейзаж по всем своим
признакам и в то же время по смыслу своему –
историческая картина. Здесь гражданские,
общественные идеи слились с личными
переживаниями автора, его глубоко взволнованным
отношением к природе. "Владимирка”
воспринимается обобщенным образом тоски и горя
народного – без конца и без края, как это небо,
это земля, эта дорога и уходящие в даль
извилистые тропинки.
Ведущий: О каждой из картин Левитана можно
написать исследование или поэму.
Картины эти известны всей стране. Описать их не
возможно. Их надо видеть. Видеть "Свежий ветер”
с игрой широкой реки, "Околицу”, освещенную
летним закатом, и многие другие.
Любите Левитана! Любите творчество Васильева,
Шишкина, Юона и других! Вглядывайтесь в их
картины, и перед вами предстанет вся наша страна
во всей ее привольной красоте. И вы узнаете и
полюбите ее еще больше, чем знали и любили до тех
пор, пока ее не показали вам эти волшебные
художники.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
|