Сырой ветер гнал сильный туман с моря; шумел поредевший
ельник на Васильевских болотах; гнулись высокие сосны, кое-где еще торчавшие по
городу; сдувало гнилую солому с изб и клетей, завывало в холодных печных
трубах, хлопало дверями: много в то время пустело домов, потому что народ мер
до последней степени от язвы, туманов и голода. Лихое, невеселое было житье в
Питербурге.
Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные; качались,
трещали крутобокие барки; снег и косой дождь наплюхивали целые озера на
площадях и улицах, где для проезда брошены были поперек бревна, доски, чурбаны.
На черном пожарище выгоревшего в прошлый четверг
гостиного двора, что на Троицкой площади, торчали четыре виселицы, и ветер
раскачивал в тумане четырех воров, повешенных здесь на боязнь и великое
страхование впредь. По берегам реки, вдоль Невской першпективы, уже обсаженной
с обеих сторон чахлыми деревцами, стучали топоры, тянулись тачки с песком,
тележки с известью, булыжником, кирпичами. В грязи, в желтом тумане, на
забиваемых в болотный ил сваях возникали каждый день все новые амбары, длинные
бараки, гошпитали, частные дома переселяемых бояр. Понемногу все меньше
становилось мазаных, из ивняка и глины, избенок, где еще недавно жили Головин,
Остерман, Шафиров.
Только проворный светлейший уже давно успел выкатить себе
деревянные палаты с башней, как у кирки, и присматривал местечко для каменного
дворца.
Многие тысячи народа, со всех концов России — все языки —
трудились день и ночь над постройкой города. Наводнения смывали работу,
опустошал ее пожар; голод и язва косили народ, и снова тянулись по топким
дорогам, по лесным тропам партии каменщиков, дроворубов, бочкарей, кожемяк.
Иных ковали в железо, чтобы не разбежались, иных засекали насмерть у верстовых
столбов, у тиунской избы; пощады не знали конвоиры-драгуны, бритые, как коты, в
заморских зеленых кафтанах.
Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой
неметчины. Кому он был нужен, для какой муки еще новой надо было обливаться
потом и кровью и гибнуть тысячами,— народ
не знал. Но от податей, оброков, дорожных и войсковых повинностей стоном
стонала земля. А если кто и заикался от накипевшего сердца: «Ныне-де спрашивают
с крестьян наших подводы, и так мы от подвод, от поборов и от податей
разорились, а ныне еще и сухарей спрашивают; государь свою землю разорил и
выпустошил; только моим сухарем он, государь, подавится»,— тех неосторожных, заковав руки и ноги в
железо, везли в Тайную канцелярию или в Преображенский приказ, и счастье было,
кому просто рубили голову, иных терзали зубьями, или протыкали колом железным
насквозь, или коптили живьем. Страшные казни грозили всякому, кто хоть тайно,
хоть наедине или во хмелю задумался бы: к добру ли ведет нас царь, и не
напрасны ли все эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни
лет?
Но думать, даже чувствовать что-либо, кроме покорности,
было воспрещено. Так царь Петр, сидя на пустошах и болотах, одной своей
страшной волей укреплял государство, перестраивал землю. Епископ или боярин,
тяглый человек, школяр или родства не помнящий бродяга слова не мог сказать
против этой воли: услышит чье-нибудь вострое ухо, добежит до приказной избы и
крикнет за собой: «слово и дело». Повсюду сновали комиссары, фискалы,
доносчики; летели с грохотом по дорогам телеги с колодниками; робостью и ужасом
охвачено было все государство.
Пустели города и села; разбегался народ на Дон, на Волгу,
в Брянские, Муромские, Пермские леса. Кого перехватывали драгуны, кого воры
забивали дубинами на дорогах, кого резали волки, драли медведи. Порастали
бурьяном поля, дичало, пустело крестьянство, грабили воеводы и комиссары.
Через Троицкую площадь шли семеновцы с медными киками на
головах, в промокших кафтанах. Солдаты лихо месили по грязи и разом взяли на
караул, выкатывая глаза в сторону государя. Чиновники, спешившие по своим
делам, пробираясь по настланным вдоль лавок и домишек мосткам, низко снимали
шляпы, и ветер трепал букли их париков. Простой народ, в зипунах и овчинах,
иные совсем босые, валились на колени прямо в лужи, хотя и был приказ: «Ниц
перед государем, идя по его государевой надобности, не падать, а снять шляпу,
и, стоя, где остановился, быть в пристойном виде, покуда он, государь, пройти не
изволит». На набережной, между бунтами досок, бревен и бочек с
известью, толпились рабочие. Туда же бежал в больших сапогах, с лотком
пирожков, мальчишка, покрытый рогожей. А с того берега на веслах и парусе
подходил полицейский баркас, кренился, зарывался в волны носом, и на носу его
ругательски ругался обер-полицеймейстер. Все это обличало явный непорядок.
Когда Петр, широко шагая через лужи, подошел к месту
происшествия, солдаты уже разогнали рабочих, и только обер-полицеймейстер Ивашин
таскал за волосы вятского, какого-то хилого мужичка, последнего, кто
подвернулся под руку. Вятский, растопырив руки и согнувшись, покорно вертел
головой по всем направлениям, куда таскало его начальство; Ивашин же с ужасом
косился на подходившего царя: дело было нешуточное — бунт и его, полицеймейстера, недоглядка.
... Одного слова, движения бровей было достаточно, чтобы
поднять на сажень берег Невы, оковать его гранитом, ввинтить бронзовые кольца,
воздвигнуть вон там, поправее трех ощипанных елей, огромное здание с каналами,
арками, пушками у ворот и высоким шпилем, на золоте которого загорится северное
солнце.
Грызя ноготь, Петр исподлобья посматривал на то место,
где назначалось быть адмиралтейству. Там, на низком берегу, стояли длинные
барки с дегтем, пенькой, чугунными отливками; кругом строились леса, тянулись
тележки по гребням выкидываемой из каналов зеленоватой земли, и сколько еще
нужно было гнева и нетерпения, чтобы поднялся из болот и тумана дивный город!
А тут еще пирожки какие-то мешают!..
В конце стройки Петр свернул на мостки, сквозь доски
которых под его шагами зачмокала вода. Здесь он вынул часы, отколупнул черным
ногтем крышку — было ровно половина
одиннадцатого — и шагнул в качавшийся и
скрипевший о сваи одномачтовый бот.
Скуластый матрос, в короткой стеганой куртке и в падающих
из-под нее складками широких коричневых штанах, весело взглянул на Петра
Алексеевича, сунул в карман фарфоровую трубочку и, живо перебирая руками,
поднял парус. Тотчас лодка, бессильно до этого качавшаяся, точно напрягла
мускулы, накренилась, мачта, заскрипев, согнулась под крепким ветром. Петр снял
руку с поручни мостков, положил руль, и лодка скользнула, взлетела на гребень и
пошла через Неву. У строящегося адмиралтейства, где была уже вытянута сажен
на полтораста высокая, из крепких бревен, пахнущая смолой набережная, Петр
выскочил из лодки и, все так же, спеша и на ходу махая руками, пошел к
пеньковым складам.
Матросы, чиновники, рабочие и солдаты издалече заслышали
косолапые и тяжелые шаги царя и, заслышав, низко нагнулись над бумагами и
книгами, засуетились каждый по своему делу.
Неяркое, как пузырь, солнце повисело полдня за еловой
пусторослью и закатилось. Темно-красный свет разлился на все небо; как уголья,
пылали края свинцовых туч, заваливших закат на тысячу верст; в вышину поднялись
оттуда клубы черно-красного тумана; багровая, мрачная, текла Нева; лужи на
площади, колеи, слюдяные окошки домиков и стволы сосен — все отдавало этим пыланием; и не яркими — бледными казались сыплющие искрами большие костры, разложенные
на местах работ.
Но вот яркой иголкой блеснула пушка на крепостном валу,
ударил и далеко покатился выстрел, затрещали барабаны, и длинные партии рабочих
потянулись к баракам.
У бревенчатых длинных и низких строений, с высокими
крышами, дымились котлы, охраняемые солдатами; в подходившей толпе, несмотря на
строгий приказ, вертелись сбитенщики с крепким сбитнем, воры, офени и лихие
люди, предлагавшие поиграть в зернь, в кости, покурить табачку; гнусили калеки
и бродяжки; толокся всякий людишко, норовивший пограбить, поживиться,
погреться. Давали, конечно, по шеям, да всем не надаешь — пропускали. С двух концов горящие над парашами лучины едва освещали
нары, тянущиеся в три яруса, щелястые, нетесаные стены и множество грязного
тряпья, развешанного под потолком на мочальных веревках. Набив брюхо, кряхтя и
крестясь, полз народ на нары, наваливал на себя тулупы, рогожи, тряпье и
засыпал до утреннего барабана. У дверей всю ночь шагал солдат в кивере, с
перевязью, с большой алебардой, покашливал для страху и время от времени
вставлял новую лучину. Строго было заказано —
не баловать, а пуще всего зря языком не трепать...
* * *
Стране нужен был флот. Еще не умолкли пушки на Неве, а на
только что сооруженных верфях на Сяси и Свири уже поспешно строились первые
боевые корабли. Это еще совсем малые суда, скорее лодки. Большие суда и нельзя
было возводить за Ладожским озером, так как Невские пороги не позволяли вывести
их в море.
И вот осенью 1704
г. со стапелей верфей у устья Сяси сошло около полуста кораблей, направившихся
в Неву через Ладожское озеро.
Ладожское озеро капризно и бурливо. Шторм на нем — явление частое. И первая эскадра малых судов
русского флота на Ладожском озере попала в сильный штормовой ветер. Шесть дней
ветер трепал корабли. До Петербурга добралась только часть судов, да и то
сильно поврежденная.
Этот случай заставил Петра задуматься над устройством
судостроительных верфей ближе к заливу, к рейду кораблей. Осмотрены берега
Невы, и Петр на заболоченном, покрытом девственным лесом северном берегу самого
широкого протока Невы выбрал площадку, где раскинулось пять избушек безыменной
деревушки, окруженных благоустроенным участком с выкорчеванными пнями,
осушенной и распаханной землей.
На том месте, где сейчас стоит здание Адмиралтейства, и
была в ноябре 1704 г. основана судостроительная Петербургская верфь. В журнале
Петра I в этот день
была внесена запись:
«Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и
веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен».
Первоначальный замысел Адмиралтейской верфи, ее план и
вся композиция принадлежат Петру I. «Сей верфь делать
государственными работниками или подрядом как лучше и строить по сему, жилья
делать мазанками прямыми без кирпича, кузницы обе каменные, амбары и сараи
делать основу из брусья и амбары доделать мазанками, а сараи обить досками так
как мельницы ветряные обиты доска на доску и у каждой доски нижний край
обдорожить и потом писать красною краскою. От реки бить поженными сваями».
Первый построенный адмиралтейской верфью линейный корабль
«Полтава» был спущен на воду в 1713 г. К летней кампании 1714 г. русский флот
насчитывал уже 26 линейных кораблей, вооруженных 42¾74 пушками каждый, 8
фрегатов с 18¾32
пушками и 100 галер и скампавей.
По замыслу Петра Адмиралтейский
дом представлял собой группу различных сооружений, из которых главные
объединены в одно здание, распластавшееся широкой гигантской буквой П
(покоем), раскрытой и обращенной своими концами к Неве. Внутри площадки вдоль
ограждающего здания был прорыт канал, выходящий в Неву. На самой площадке
располагались сараи, кузницы, а у Невы эллинги и стапеля для постройки кораблей
«длиной от 60 до 70 футов» и различных мелких судов «от 20 до 50 футов».
В восточной части главного П-образного здания размещался
канатный сарай в 350 футов длиной, в
западное крыле — мачтовые, парусные,
конопатные мастерские.
Так называемые мастеровые избы образовывали главную часть
здания длиной в «200 сажен» (около 426
метров) и шириной в 23 фута (7,01 м).
После закладки Адмиралтейства к его строительству
приступили немедленно, и летом 1705 г.
контуры адмиралтейских построек уже отчетливо вырисовывались среди сильно
порубленного вокруг леса. Южнее Адмиралтейства вырастали дома для морских
чинов, светлицы для жилья адмиралтейских рабочих и мастеровых. Масштаб
строительства был огромен. Леса на месте не хватало, поэтому его заготовка шла
и на Охте, и в отдалении — по реке Тосна
и даже в Новгородском уезде.
Нападения шведов на строящийся город все еще продолжались,
главным образом с моря. Шведы значительно усилили свой флот. В связи с этим
Петр принял решение о превращении возводимой Адмиралтейской верфи во вторую
крепость на Неве, которая вместе с Петропавловской защищала бы Неву и делала ее
непроходимой для вражеских судов.
Исполняя волю Петра, губернатор Петербурга А. Д Меншиков 24 июня 1705
г. письменно отдал распоряжение производителю работ на Адмиралтейской верфи И.
Я. Яковлеву:
«Ныне для прихода
неприятеля ведено сделать около Адмиралтейского двора палисад, вал земляной
против образца, каков послан по нынешней почте к Роману Брюсу».
Главный комендант Петербурга Брюс получил чертеж крепости
только 17 сентября и тотчас развернул
спешную ее постройку. Уже через два месяца — 15
ноября — Яковлев рапортует Меншикову о
том, что «при Санкт-Питербурхе на Адмиралтейском дворе милостию Вашею все
хранимо и кроме того двора крепость строением совсем совершилась и ворота
подъемные и шпиц и по бастионам по всем пушки поставлены и рогатками обнесены».
Адмиралтейская крепость была окружена обширной площадью — так называемым гласисом, — необходимой по стратегическим соображениям
того времени. Открытое пространство перед валами и бастионами крепости давало
возможность хорошего обзора местности, а главное
— обеспечивало Адмиралтейскую крепость от пожаров, столь часто
возникавших в деревянном Петербурге тех лет.
Адмиралтейский гласис - адмиралтейскийй луг -
простирался на юг до самой речки Мьи, как называлась тогда Мойка, и в стороны
на 300 метров. От гласиса расходились по
разным направлениям дороги, первоначально проложенные в лесной чаще, а позднее
превратившиеся в улицы и проспекты. Прямо против главного въезда в
Адмиралтейство начиналась старая дорога на Новгород и далее на Москву. Теперь
это Гороховая улица. Две другие дороги, отклонявшиеся к востоку и западу, шли
соответственно на Охту и Псков и превратились в Невский проспект и проспект
Майорова. От гласиса шли дороги и по берегу Невы, вдоль которых прежде всего
началось строительство. В течение первых 15—20
лет они превратились в благоустроенные набережные с особняками и дворцами.
У канала, окружавшего Адмиралтейство, уже в 1717 г. получил начало и был прорыт новый
канал вдоль нынешнего бульвара Профсоюзов, связавший Верфь с Новой Голландией — Портовыми складами. Вдоль этого канала
расположилась Галерная слобода и канатные заводы.
Петр лично руководил строительством отечественного флота
на Адмиралтейской верфи и следил за ее состоянием, тщательно оберегая от
пожаров. С этой целью он периодически сам осматривал гласис и «страха пожарного
для» повелел сносить расположенные близко к Адмиралтейству всякого рода
стихийно возникавшие строения.
Трудно достоверно воспроизвести облик первоначальной
Адмиралтейской верфи, поскольку старинные гравюры дают только приблизительное
представление, и известно лишь одно раннее ее описание, относящееся к 1710—1711 гг.
«Морской арсенал или Адмиралтейство, обширное четырехугольное
здание, окруженное рвом и валом, вооруженное пушками большого калибра, четверо
крестообразно расположенных ворот ведут в это здание. Здесь строятся и
оснащиваются все большие суда и припасены в значительном количестве нужного
для этого материалы». Пушки были расставлены на пяти бастионах, из которых
один посредине, против главных ворот, а остальные — по углам и концам крепости у Невы.
Адмиралтейство долго сохраняло свой крепостной облик,
несмотря на то, что угроза вражеского нападения была полностью устранена после
разгрома шведов под Полтавой в 1709 г. и
занятием в следующем — 1710 г. — русскими войсками Выборга, где было
захвачено 58 вражеских знамен. Кстати
сказать, в ознаменование Полтавской виктории Петр 6 декабря 1709 г.
собственноручно заложил на Адмиралтейской верфи крупный корабль «Полтава»,
оснащенный 54 пушками и сошедший со стапелей в июне 1712
г. А в 1710 г. в воды Финского залива из
Адмиралтейской верфи был выведен 50-пушечный корабль, названный Петром
«Выборг».
Петр даже во время поездки за границу продолжал следить
за тем, как успешно возводится Адмиралтейство, и присылал с курьерами запросы к
Меншикову, который в качестве-губернатора Петербурга обязан был следить за
всем строительством города, в том числе и его верфи — Адмиралтейства. Меншиков в своих письмах подробно отчитывался о
выполненном объеме строительства и держал Петра в курсе всех дел.
Характер построек и внешний облик первоначального Адмиралтейства
начинает меняться в 20-х гг. XVIII в.
Через 10 лет после основания крепости над главными воротами Адмиралтейской
верфи возводится деревянный шпиль.
Петр, вернувшись из-за границы, весной 1719 г. осмотрел обветшавшие к тому времени
старые адмиралтейские строения и предложил произвести расширение «Мастерских
палат» и вести строительство из камня. С этого года заново возводятся по частям
каменные магазины, склады и различные другие постройки; перестраивается
модель-камера, строятся вновь эллинги, возводятся через канал, окружавший
Адмиралтейство, мосты, а стенки самого канала укрепляются.
Для осуществления строительства только что учрежденная
Адмиралтейств-коллегия привлекает ряд голландских мастеров-строителей,
находящихся в ту пору в Петербурге. С мая 1719
г. достройку адмиралтейского шпица ведет голландский «шпицных и кровельных дел
мастер» Герман ван Более — строитель
шпиля Петропавловского собора. Этому мастеру Адмиралтейств-коллегия приказала
«шпиц адмиралтейский достроить всякою столярною и плотничною работою и
укрепить ему своими мастеровыми людьми и на оном шпице поставить яблоко и
корабль и поверху его корону, доделать же внутри и с лица того шпица окошки,
двери, цимзы, балясы и лестницы со всем в отделку самым добрым и чистым
мастерством…».
Шпиль был обит железом, а сама башня украшена деревянными
колоннами с резными капителями, кронштейнами и четырьмя фигурами орлов сложной
резной работы. Все эти украшения исполнялись группой русских мастеров — Иваном Шпаком, Иваном Сухим с товарищами.
Вместе с ними на равных началах работал иностранец, резной мастер Никлас Кнак,
выписанный из Голландии адмиралом Крюйсом в 1704
г. для художественного оформления строящихся в Петербурге кораблей.
На Адмиралтейском шпице в
1721 г. устанавливаются часы, в устройстве которых участвовали слесарь
Герасим Иванов и капрал Пимен Куликов. Далее Берхгольц добавляет о том, что они «пришли потом в
Флаговый зал, где приготовлена была закуска. В этом зале развешаны под потолком
все флаги, знамена и штандарты, отнятые в продолжение последней войны у
шведов». Число трофейных знамен в Адмиралтействе было велико, ибо
русский молодой флот за годы войны со Швецией сражался доблестно. Только одна
победа нашего галерного флота у Финского мыса Гангута над одним из старейших и
сильных флотов мира — шведским, 27 июля 1714
г., принесла множество трофеев, так как вражеские суда были не только разбиты,
но и пленены, и 9 сентября шведские
галеры, шхерботы и фрегат были торжественно введены в Неву при звуках салюта в 151 выстрел из пушек Адмиралтейства и
Петропавловской крепости.
Блестящая Гангутская виктория была одержана при непосредственном
участии Петра I на
судах, построенных на Адмиралтейской верфи, и она позволила сказать Петру
гордые слова: «Ныне кроме многих побед на земле, России и на море слава есть».
В этот год, 26
октября, на воду был спущен с Адмиралтейства еще больший корабль в 64 пушки под названием «Нарва».
Северная война со шведами закончилась миром, подписанным
в сентябре 1721 г. в Ништадте в
Финляндии. За Россией были закреплены земли Прибалтики и часть Финляндии
(Выборг, Кексгольм).
Празднование Ништадтского мира сопровождалось
преподнесением Сенатом и Синодом Петру I нового титула «императора». Ликующий
Петербург приветствовал императора Петра и успешное завершение Северной войны
пальбой с Адмиралтейской и Петропавловской крепостей и 125 галер, стоявших тут же на Неве. В день празднования Ништадского мира Петр сказал, подняв
бокал: «Надеясь на мир, не подлежит ослабевать в воинском деле».
Балтийский флот с каждым днем укреплялся и пополнялся
все большим числом судов, беспрерывно сходящих с Адмиралтейской верфи. При
Петре здесь было построено более 40 больших кораблей. Сама верфь с каждым годом
расширялась и совершенствовалась. Каналы облицевали плитным камнем, территорию
вокруг Адмиралтейства замостили, были расширены и перестроены сами корпуса
здания. Для ведения работ привлекались опытные и известные
строители и архитекторы. В 20-х гг. XVIII
в. — это по преимуществу иностранцы из
различных европейских стран. Из Голландии в
1720 г. в Россию приезжает архитектор Ван-Звитен, приглашенный русским
послом князем Куракиным. Он строит в Петербурге по указанию самого Петра «Новый
Летний Дом» у Летнего сада, Подзорный дворец на Островке у Екатерингофа, дворец
и ряд построек в Дальних Дубках. В Адмиралтействе он работает в с 1722 по 1726
г. В этот период здесь ведется перестройка такелажной и четверти адмиралтейских
каменных магазейнов, осуществляемых «по чертежу и указанию архитектора
Ван-Звитена добрым и твердым мастерством по голландскому манеру».
В 1722 г. он
предлагает Адмиралтейств-коллегии проект и смету «на построение в
Адмиралтействе меж кораблями каменных пяти палат с сенцами».
В 1726 г.
Ван-Звитен от работы отстраняется и на его место Адмиралтейств-коллегия
назначает другого иностранного архитектора —
итальянца Гаэтано Киавери. Итальянский зодчий приехал в Петербург около 1720 г. За все время работы в России он не
смог завоевать сколько-нибудь значительного положения, но все же оставил здесь
некоторые из своих произведений. Из них наиболее значительным является библиотечный
зал в Петровской кунсткамере.
Киавери в Петербурге работал главным образом под руководством
и в качестве помощника известного итальянского архитектора Микетти.
В Адмиралтействе Киавери занимается наблюдением за
различными ремонтными работами и перестройкой части каменных магазинов,
осуществляемых по его проекту. В начале 1728
г. Гаэтано Киавери был отстранен от работы в Адмиралтействе и уехал из России.
Наряду с архитекторами Ван-Звитеном и Киавери с 1722 г. к строительству верфи привлекается крупнейший
зодчий Петербурга — Доменико Трезини. Ему
поручается «генеральное смотрение» над всеми строениями Адмиралтейства, в том
числе и над постройками, осуществлявшимися под руководством Ван-Звитена. Он
становится главным архитектором Адмиралтейства.
Трезини всё больше втягивается в строительство Адмиралтейства,
которым руководит одновременно с другими постройками Петербурга:
Петропавловским собором, зданием Двенадцати Коллегий, «Гошпитали» на Выборгской
стороне и второго Зимнего дворца. Адмиралтейств-коллегия требует от Трезини
советов, чертежей и смет ряда построек верфи: кузницы, четвертой части
магазейнов и других.
Следует отметить, что Ван-Звитен, Киавери и даже Трезини
уделяли скучному утилитарному строительству Адмиралтейских магазейнов, кузниц, эллингов
и каналов совершенно недостаточное внимание. Адмиралтейств-коллегия все эти
годы выражает явное недовольство их работой, часто обращается к ним с
письменными напоминаниями об их обязанностях, зачастую прибегая даже к помощи
городовой канцелярии, в ведении которой находились приезжие мастера, а порой
добиваются прямых личных распоряжений царя.
В этом отношении типична запись в журналах Адмиралтейств-коллегии в июле 1722
г.: «Приказали архитектору Степану Фоншвитену (Ван-Звитену) послать его императорского
величества указ, дабы он у строения в Адмиралтействе каменных новых магазейнов
был и показывал делать подрядчикам по предложенному его архитектора чертежу, а
от городовой канцелярии присылки помянутого Фоншвитена требовать немедленно».
В результате Адмиралтейств-коллегия в октябре 1727 г.
принимает решение о приглашении в Адмиралтейство постоянного русского
архитектора из числа «ныне прибывших из чужестранных государств, обучившихся
архитектурному делу российской нации» с тем, чтобы «поведено б было ведать ему
токмо одни адмиралтейские строения, а другими не обязывать, дабы в
адмиралтейских строениях остановки не происходило».
И вот в апреле 1728
г. к строительству привлекается русский зодчий
— талантливый самородок, пенсионер Петра Первого—Иван Коробов, недавно приехавший из Голландии, где он совершенствовался
в области архитектуры.
Коробов вернулся в Россию в 1727 г. широко образованным и приобревшим
практический опыт инженером-архитектором. Осмотрев Адмиралтейскую башню и шпиль, Коробов установил,
что башня пришла в ветхость, и настоял на ее перестройке. Авторитетная
комиссия в составе Доменико Трезини, Еропкина и самого Коробова решила, что возможно
временное крепление шпиля, но Адмиралтейств-коллегия
получила указ царицы Анны Иоанновны, в котором она потребовала: «Адмиралтейскую
башню, на которой шпиц за ветхостью разобрать и для прочности впредь сделать
вновь всю каменную, и шпиц поставить же…».
Адмиралтейств-коллегия предложила Коробову составить
проект новой каменной башни и «учиня чертежи подать в Коллегию немедля», а к
разбору старой башни приступить тотчас же, удалив с башни часы, колокола, а из
Адмиралтейского зала «под шпицею завоеванные шведские флаги и вымпелы и
знамена иметь до указа в хранений в магазейнах».
Снова в Адмиралтейство призывается «спицной мастер» Ван
Более, который сперва руководит разборкой башни и шпица, а после того вновь его
возводит по проекту Коробова.
При рассмотрении проекта в
июне 1732 г. Анна Иоанновна еще
раз подтвердила, чтобы «тот шпиц построить против того, какой оной прежде был
и оббить оной шпиц и купол медью и вызолотить добрым мастерством».
И она утвердила тот вариант проекта башни Коробова, в
котором шпиль сохраняет прежний силуэт.
На позолоту шпиля потребовалось довольно много чистого
золота. Новая башня и шпиль были запроектированы Коробовым гораздо выше прежних
и достигали высоты 72 метра. Шпиль, как и
раньше, венчался яблоком диаметром немного более одного метра, короной и
трехмачтовым корабликом высотой в два метра.
Башня Коробова была чрезвычайно проста и по композиции и
по деталям, стройна и изящна по силуэту. Средняя часть длинного корпуса десятью
простенками слегка выступала вперед и служила основанием башни. В центре — арочный проезд с двумя окнами по бокам и
углам и, как бы выложенными из больших камней —
рустов. Выше поднималась уступчатая бащня, ярусы которой были украшены
плоскими пилястрами. Над первым уступом —
терраса, окруженная балюстрадой. Башня перекрыта восьмигранным золотым куполом
своеобразного очертания, на четыре стороны которого были врезаны круглые часы,
украшенные богатым обрамлением. На куполе покоился легкий восьмигранный
барабан, служащий как бы подставкой для самого шпиля, уходящего вверх восемью
сужающимися гранями.
В ярусах башни размещалась Адмиралтейств-коллегия. К
моменту возведения Адмиралтейской башни Коробовым, т. е. к середине 30-х гг.
центр города передвинулся с «Городского острова» — Петроградской стороны — на
Адмиралтейскую сторону, которая менее страдала от наводнений и лучше связывалась
дорогами с окрестностями. В связи с этим в районе Петровского Зимнего дворца
еще в 1711 г. стремились селиться
вельможи и приближенные царя. И вот вдоль Невы стали возникать особняки,
последним в ряду которых, перед валами Адмиралтейской крепости, был дворец
графа Апраксина, обращенный на Неву, и дворец Кикина, выходящий на
адмиралтейский гласис. Эти дворцы позднее послужили основой для возведения
Зимнего дворца зодчим Растрелли.
Далее застройка шла вокруг адмиралтейского гласиса. По
берегу Мойки располагались усадебные участки частных домов. А на месте
нынешнего Сената и Синода с 1710 г.
возникли княжеские мазанки Меншикова, рядом с которыми в 1716 г. были построены небольшие домики, где позднее разместилась
первая в России школа лепки и художественной резьбы и ее различные мастерские.
Школа была основана знаменитым французским архитектором Леблоном, приглашенным
Петром I для работы в Петербурге. В школе
подготавливались, наряду с мастерами, необходимыми для убранства новых зданий
Петербурга, специалисты, которые должны были украшать
и суда, строящиеся на верфи.
Вдоль Невы от здания Синода в сторону Адмиралтейства
стояли канатные дворы, представлявшие собой, по описанию Берхгольца, «в
известном расстоянии один от другого три дома, из которых каждый тянется ровно
на полверсты, имея 750 локтей в длину и 20 шириной».
У самой Невы, на том месте площади, где сейчас Медный
Всадник, высился старый Исаакиевский собор.
Таково было окружение Адмиралтейства в первые десятилетия
существования Петербурга и верфи.
Само здание Адмиралтейства после капитальной его перестройки
и возведения новой красивой башни, ставшей украшением и достопримечательностью
Петербурга, в течение всего XVIII в.
почти не изменилось, изредка подвергаясь некоторым ремонтным переделкам и
перепланировкам внутри.
К числу немногих более или менее значительных работ по
переустройству некоторых помещений Адмиралтейства надо отнести создание в 1747 г. церкви в башне под шпилем.
Двухсветный зал «посреди Адмиралтейства под шпилем»,
ранее используемый Коллегией, был приспособлен под нужды церкви, основанной в
этом здании по указу императрицы Елизаветы Петровны. Постройка была поручена русскому
архитектору С. И. Чевакинскому — воспитаннику Морской академии по классу
гражданской архитектуры, ученику В. Растрелли.
Вместе с Растрелли Чевакинский работал над павильонами и
церковью Екатерининского дворца в Царском Селе. Самостоятельно им построен в 1753—1762 гг. великолепный военно-морской
Никольский собор в Петербурге.
Поручение Чевакинскому постройки Адмиралтейской церкви
было вызвано тем, что он как архитектор служил в морском ведомстве и должен
был наблюдать за зданиями Адмиралтейств-коллегий.
Планы и чертежи убранства, в том числе иконостаса и
плафона, были составлены по указанию Чевакинского каменных и палатных дел
мастером Башмаковым, подписывавшим чертежи «за архитектора».
Потолок церковного зала был подбит досками и сверх их
холстиной; карнизы были не штукатурные, а выполнены из дерева «из опасения
обвала от сырости». Роспись потолка была сделана по рисунку Башмакова. К началу 1755 г. церковь была закончена.
В мае 1783 г. в Адмиралтействе произошел большой
пожар, чуть не кончившийся трагично.
Был характерный для Петербурга холодный ветреный день. От
искр, летящих из кузницы, «загорелся деревянный карниз, который круг всех
магазейнов с начала строения сделанной, следственно самый сухой лес, каковы и
стропила под железною крышею». Огонь по стропилам перекинулся на третий этаж и
стал угрожать громадным запасам выдержанного судостроительного сухого леса, а
главное — строящимся большим военным 100- и 74-пушечным кораблям, стоящим на
стапелях верфи. Пожар ликвидировали.
В результате этого Екатерина II, предвидя возможность повторения
пожара, который сможет коснуться и Зимнего дворца, приняла решение о переводе
Адмиралтейской верфи в Кронштадт и постройке на ее месте в Петербурге нового
здания Сената. К счастью, указ остался на бумаге и вскоре был забыт, а
Адмиралтейство отремонтировано.
С 1777 г., после
очередного значительного наводнения, Екатерина
II издала специальное повеление извещать жителей Петербурга об угрозе
наводнения пушечными выстрелами с Адмиралтейской крепости и, кроме того,
флагами днем и красными фонарями ночью, выставляемыми на Адмиралтейской башне.
Ночью во время наводнения били в адмиралтейские колокола «продолжительным
звуком».
В 90-х годах XVII в.
адмиралтейство, как пишет историк И. Г. Георги в описании Санкт-Петербурга,
заключает «в себе коллегию, магазейны для
материалов а снарядов, также мастерские для столяров, кузнецов, делателей
компасов и прочих».
На верфи военных кораблей «можно заложить вдруг от 8 до 10,
но по большей части строится их только 3
или 4, строение же корабля от 60 до 100
пушек, продолжается обыкновенно три года».
Георги красочно описывает торжественный спуск корабля в
Неву: «На новом корабле развеваются государственные адмиралтейские флаги и
штандарты; на площади стоят морские батальоны и духовенство освящает
торжественно новый корабль, при чем дается ему и имя... плотники лежа под кораблем
на спине, отрубают все подпоры и подставки, отчего и начинается он спускаться
на воду, по-видимому не очень скоро, но с такою быстротою, что желоб сильно
дымит, и Нева приходит в такое движение, что бьет волны на противолежащем
берегу. Спуск корабля происходит с музыкой на оном, при радостном крике
матросов и пушечном громе с валов и яхт; последние подымают в то же мгновение
с беспримерною скоростью множество разноцветных флагов, так что после чего
едва снасти видеть можно. Новый корабль дошел до середины Невы, становится на
якорь по течению реки».
Екатерина II,
отвлеченная военными событиями на юге России, мало уделяла внимания флоту на
Балтике, и Адмиралтейская верфь мало-помалу пришла в упадок.
Императрица специальным распоряжением выключает из
Адмиралтейского ведомства охтенских «переведенцев» — плотников, которые в петровские дни были «переведены» из
районов Белоозера, Вологды, Каргополя, Устюга и других в Петербург, поселены
на Охте и приписаны к Адмиралтейству, обслуживая нужды как Адмиралтейской, так
и партикулярной верфи.
Эти плотники, ставшие очень квалифицированными мастерами:
резчиками, столярами, позолотчиками, теперь, при Екатерине, приписываются к
«точной команде придворной конторы» для надобностей дворцовых театров.
В 1799 г. по
повелению Павла I инженер генерал-лейтенант
Герард привел в порядок сохранившиеся земляные валы, очистил заросшие каналы,
здание окружил палисадом. Во дворе были построены новые каменные мастерские. В
это же время ггласис покрывается дерном, и мостится проезжая часть.
К началу XIX в.
весь район города вокруг Адмиралтейской верфи сильно изменился и приобрел
торжественный, столичный облик.
Рядом с земляным валом Адмиралтейской крепости высился
грандиозный Зимний дворец — резиденция
русских царей. Десятки статуй на карнизе, множество колонн, украшающих стены,
лепные обрамления окон причудливого рисунка придавали дворцу сказочно-богатый
вид. Напротив дворца располагались большие дома, построенные по проекту
Фельтена, они образовали начало полукружия, так блестяще использованного
позднее зодчим Росси при сооружении здания Главного штаба.
Между этими постройками и Адмиралтейским валом протянулась
обширная, в то время уже замощенная Дворцовая площадь, отделенная аллеей от
Адмиралтейской, раскинувшейся вдоль длинного главного фасада Адмиралтейства.
Адмиралтейская площадь замыкалась с запада только что отстроенным восьмиколонным
портиком Конногвардейского манежа (1800—1804), который
архитектор Д. Кваренги уподобил античному римскому храму. Сбоку Адмиралтейская
площадь ограждалась рядом особняков и массивом неоконченного Исаакиевского
собора, начатого по проекту Ринальди еще при Екатерине II.
В январе 1740 г.
между Адмиралтейским валом и Зимним дворцом было построено курьезное здание в 70 метров длиной, сохранившееся в народной
памяти под названием Ледяного дома. Вокруг него происходили 6 февраля празднества и гулянья, посвященные
миру с турками. Тогда же 12 февраля в
Ледяном доме была разыграна маскарадная свадьба шута князя Голицына с вдовой
Бужаниновой.
С тех пор Адмиралтейский луг стал ареной народных
гуляний, масляничных карнавалов, и вошло в традицию Петербурга все значительные
события и праздники отмечать здесь, на Адмиралтейской, Дворцовой или Петровской
площадях, среди прекраснейшей декорации, которой так удачно служили красивые
фасады дворцов и общественных зданий.
Только Адмиралтейство выпадало из строя красивых зданий,
окружающих площади. Оно казалось чужеродной постройкой и резко противоречило
величию соседних фасадов.
* * *
Постепенно все отчетливее слагалась идея о необходимости
переделки Адмиралтейства. Но нужен был повод для начала столь грандиозного дела:
трудно было решиться на замену колоссального здания другим, не меньшим по
объему, или в лучшем случае на полную его перестройку только потому, что оно
было недостаточно красивым.
И все-таки, в конце концов, вопрос о перестройке здания
стал очевиден, тем более, что в 1805 г.
учреждается новое Министерство морских сил в составе Адмиралтейств-коллегии и
Адмиралтейств-департамента, для которого нужны были специальные апартаменты.
Сама верфь тоже требовала капитальной реконструкции, так как флот не мог более довольствоваться
прежней технологией кораблестроения.
Перестройкой здания решено было ознаменовать столетие со
дня основания Адмиралтейства.
Кому же было поручить это труднейшее задание?
Наступил январь 1944
г. Отгремел салют над Невой, оповестивший мир о ликовании ленинградцев в связи
со снятием блокады. С Невских павильонов и башни Адмиралтейства взвились в тот
вечер тысячи цветных ракет. Орудия,
стоявшие у стен Адмиралтейства, озарили вспышками залпов стройный силуэт башни
и длинные стены постройки. И естественным было для всех, когда на бронзовом
диске медали «За оборону Ленинграда» увидели башню и шпиль Адмиралтейства.
Снова стены старинного здания огласились строительным
шумом. Вся громадная работа по восстановлению была осуществлена в основном за
1944 г. строительной организацией Инженерного отдела Военно-Морского Флота. Со
всей научной и художественной точностью реставрировалось лепное и живописное
убранство, а в двенадцати комнатах удалось восстановить лепку, утраченную
много лет назад, задолго до войны.
Смотреть на здание Главного Адмиралтейства хорошо всегда
и при всяком освещении: и тогда, когда оно озарено ранними утренними лучами и
его башня затенена с одной грани, и в ясный, солнечный день, когда шпиль горит
ослепительным блеском и пронзает синеву неба, и тогда, когда четкий, как бы
выточенный из камня стройный и красивый темный силуэт башни рисуется на
закатном небе и слегка мерцает купол или игла в белую ночь…
Мы с вами стоим на узком мостике под самым шпилем
Адмиралтейства на высоте 40 метров от
земли. И если закинуть голову далеко назад, то ясно рисуется на вершине шпиля
золотой кораблик — старинный парусник,
символ мореходства, который, слегка поворачиваясь по ветру, как будто
проносится мимо облаков и плывет в беспредельной лазури.
Кораблик, как шар и корона, нам кажутся гораздо большими,
чем с земли. Но все же трудно представить себе, что высота корабля около двух
метров, а диаметр шара под ним в один метр. Глаз скользит по граням шпиля, и
взгляд уносится далеко вперед, охватывая панораму Невы и грандиозного города.
С этого балкончика, как с капитанского мостика гигантского корабля, можно
охватить очертание всего Адмиралтейства, которое своими рукавами подходит к
самой Неве.
***
Адмиралтейский шпиль как бы перекликается через Неву со
шпилем Петропавловской крепости, и они служат ориентирами судам, следующим по
широкому руслу Невы.
Великое произведение архитектуры никогда не бывает только
зданием. В нем узнает себя целый город... |