Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 01:36:02
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА [66]

АДМИРАЛТЕЙСТВО (продолжение)
17.11.2015, 13:04:17
Главным архитектором Адмралтейства был Чарльз Камерон, создав­ший тончайшие архитектурные произведения, какими являются дворец и чарующие павильоны Павловского парка, галерея в Царском Селе, носящая его имя, и многие залы и гостиные Екате­рининского дворца. В военно-морское ведомство он пришел стариком 70-ти с лишним лет. И, конечно, нельзя было думать о привлечении Камерона к перестройке Адми­ралтейства, поскольку он даже с рядовыми текущими делами справлялся с трудом и, в конце концов, ушел в отставку, передав свой пост архитектору Захарову. Александр I утвер­дил Захарова в мае 1805 г. в должности «Главных Ад­миралтейств Архитектором».

Андреян Дмитриевич Захаров к моменту своего нового назначения был акаде­миком архитектуры, профессором Академии художеств и ува­жаемым, авторитетным архитектором, находящимся в расцвете сил.

Многолетнее архитектурное образование и тщательное изучение классической и западноевропейской архитектуры, а также знание национального русского зодчества вооружило Заха­рова чрезвычайно широкой эрудицией.

Он был отдан отцом в художе­ственное училище при Академии художеств, где будущий зод­чий скоро проявил свои способности к наукам и художеству.

После окончания училища Захаров перешел в архитектур­ный класс Академии. Здесь быстро выявилась способности юноши к изобразительному, про­странственному искусству. Он получил все академические отличия. Большой золотой медалью был отмечен в 1782 г. его проект Увеселительного дома или, как его тогда называли, «Фокзала».

В это время Захаров захвачен уже новаторскими класси­цистическими идеями, пропагандируемыми профессорами Академии Художеств Кокориновым и Ивановым, у которых он работал; поэтому с большой радостью узнает он о том, что по реше­нию совета Академии: «...за успехи и похвальное поведение по силе привилегии академической произведен в 14-й класс художников и отправлен в чужие края пенсионером для при­обретения дальнейших успехов в архитектуре».

В Париже он знакомится с прославленными постройками передовых зод­чих Франции и в 1786 г. со своими товарищами возвращается в Петербург.

Вскоре после этого решением совета Академии художеств Андреяна Дмитриевича включают в число преподавателей архитектуры в качестве «исправляющего должность адъюнкт-профессора». Кроме того, Захарову поручается  завершить недостроенное еще тогда здания Академии художеств по проекту архи­тектора Валлен Деламота.

В 1792 г. Захаров успешно защитил проект на соиска­ние звания академика архитектуры, после чего совет Акаде­мии утвердил его в должности адъюнкт-профессора.

Несмотря на то что Захаров все время был завален практической работой по проектированию и строительству, он не бросал преподавательской деятельности и до конца жизни занимал должность старшего профессора Петербург­ской Академии художеств.

Творческая деятельность Захарова вне стен Академии художеств началась с его работ для Гатчины. Павел I заду­мал ряд построек для своей загородной резиденции и привлек для их осуществления Захарова.

Осенью 1805 г. Захаров приступил к проектированию и реконструкции Адми­ралтейства.

Трудно представить себе всю сложность вставшей перед ним гигантской задачи. Нужно было тщательно распланировать сотни помещений громадного здания. Захарова первона­чально очень связывало решение Адмиралтейств-коллегий о переделке только фасадов. Но на первом же этапе работы он отбросил это обстоятельство и предложил исключительный по размаху проект нового здания.

Проект, несмотря на очевидные значи­тельные затраты, нужные для его реализации, был утвержден Александром I, и в мае 1806 г. на Адмиралтейском дворе вновь началась строительная суета.

О своем проекте Захаров писал:

«Составляя сей проект, первым правилом постовлял соблюсти сколь возможно выгоды казны, то и побудило меня старые стены и фундаменты не расстроивать ломкою, почему и прибавлено новых стен весьма мало, как ясно видно из всего описания:

1. Ворота под спицею подняты выше, для укрепле­ния стен оных прибавлен фундамент, дабы укрепление под спицею было тверже через соединение новых стен со старыми. Спиц самый, не расстраивая ни мало его связи, удержит настоящую свою фигуру; но фонарь, равно как все прочее строение, находящееся ниже спица, получит совсем другой вид. Церковь остается на прежнем своем месте.

2. По обеим сторонам сих главных ворот под спицею сделаны большие лестницы, ведущие в общий внутренний коридор, в арсеналы для хранения адмиралтейских сокро­вищ, моделей и редкостей. За сими лестницами по сторонам помещены две гауптвахты, одна с арестантской для караула общего, а другая для артиллерийского, при которой нахо­дится большая кладовая для денежной казны.

3. По концам Главного фасада к императорскому дворцу и к монументу Петра I сделаны большие выступы в 3 этажа с подъездами и большими парадными лестницами, в средний этаж ведущими. Первый корпус, что к Император­скому дворцу определяется для присутствия Адмиралтейского Департамента с его библиотекою, музеумом и прочими к нему принадлежностями, второй, что к монументу Петра I для присутствия Адмиралтейств-коллегий с прочими ее отде­лениями.

4. На Неву реку по обоим сего здания концам шлю­почные сараи соединены с наружными флигелями чрез про­должение оных до берега в один корпус, в середине коего сделаны над внутренним каналом большие ворота для впуску к магазинам барок. Над сими воротами поставятся павильоны, вместо тех, кои ныне находятся на бастионах.

5. Весь нижний этаж под всем зданием и в некоторых местах в среднем этаже займут кладовыми, в нижнем же этаже корпуса к монументу подле павильона сделана большая кузница.

Все сии комнаты, магазины и кладовые для безопасности от огня будут ее сводами».

Последовательность работ предполагалась Захаровым та­кая: сперва строится корпус перед Зимним дворцом, затем крыло главного корпуса до башни, третья очередь башня с примыкающими лестницами и далее в той же последова­тельности.

Смета определяла стоимость осуществления проекта в 654.232 рубля, а «если же сделать колонны, карнизы и про­чие украшения из пудожского камня, то еще нужно приба­вить 110.000 рублей».

Фактически постройка обошлась в сумму около 2,5 миллионов рублей.

Всю постройку предполагалось основном закончить в три года ¾ в действительности строительство сильно растянулось. Здание полностью было закончено лишь в 1820 г., а отделано в 1823 г.

Проследим вкратце ход строительства из года в год.

1806 г. Начато строительство восточного корпуса перед Зимним дворцом. К осени выведена часть его стен.

1807 г. Восточный корпус подведен под крышу. Приступили к изготовлению деталей украшения фасада.

1808 г. Переделка того же строящегося корпуса в связи с указанием Александра I о сокращении его длины. Перепланировка и переделка первого этажа старого корпуса. Со стороны Сената начата штукатурка внутри здания.

1809 г. Начаты работы по восточному крылу главного корпуса и перестройке башни. Строится Невский павильон со стороны Зимнего дворца. Ведутся работы по отделке фасадов и внутрен­них помещений восточного корпуса.

1810 г. Начаты живописные работы в помещениях кор­пуса перед Зимним дворцом. Приступили к реконструк­ции нижней части башни. В мае Адмиралтейский департамент переехал в но­вое здание.

1811 г. Заканчивается отделка фасада перед дворцом и Невского павильона до флагштока включительно. Развер­тываются работы по внутреннему флигелю против Сената.

Выносится высочайшее решение об уничтожении наружно­го Адмиралтейского канала и подъемных мостов и устрой­стве бульваров.

27 августа умирает А. Д. Захаров.

1812 г. Императорским указом от 3 апреля все постройки начатых зданий, в том числе и Адмиралтей­ства, прекращаются, но продолжается установка скульптурных украшений на башне, фронтонах и над окнами первого и второго этажей.

1813 г. Готовы эскизы фигур для вестибюля и скульп­турных групп «нимф».

1814 г. Вновь развернуты строительные работы. Возво­дятся корпус перед Сенатом и Невский павильон. Исполнены модели больших фигур и установлены фи­гуры на фронтоне перед Сенатом.

1815 г. В основном закончены главнейшие трудоемкие работы, в том числе и на башне. К осени готовы башенные часы и закончены статуи Рек и Стран Света.

1816 г. Оканчивается засыпка наружного канала. Ведутся штукатурные фасадные работы и достраивается корпус перед Сенатом.

1817 г. Идут лепные работы внутри всех парадных поме­щений и заканчиваются штукатурные работы по фасадам.

1818 г. Установлены скульптуры в главном вестибюле.

1819-1820 гг. Окончание штукатурки внутри и лепных украшений снаружи. Разбит бульвар перед Адмиралтей­ством, установлены каменные скульптуры у Невских павильонов.

1821 г. Приспосабливается помещение под временно перенесенную в Адмиралтейство церковь Исаакия Дал­матского. Ведутся соответствующие строительные работы.

1822 г. Закончено оформление церкви в связи с решением о постоянном ее местопребывании в Адмиралтействе.

Из приведенного дневника хода строительства можно установить, что здание по существу было полностью закон­чено в 1820 г., т. е. строилось 14 лет с двухлетним перерывом в 1812—1813 гг. из-за Отечественной войны.

Рапорты и требования Захарова очень медленно продвигались строи­тельной экспедицией, недоставало порой рабочих, из-за за­держки возникали конфликты с подрядчиками и т. д.

Задерживало постройку и вмешательство Александра I. В 1808 г. корпус Адмиралтейства перед Зимним дворцом вчерне был готов и стоял весь в лесах. Неожиданно Захаров получает высочайшее предписание, что Александр I недоволен тем, что корпус Адмиралтейства слиш­ком близко подходит к реке и «отнимает вид из собственных его комнат на Галерную гавань и устье Невы». И далее пове­лением предлагается «отступить строением в такой пропорции, чтобы оное не отнимало упомянутых видов».

В то время, когда проекты и сама возведенная по нему постройка были основаны на определенной архитектурной гар­монии и равновесии отдельных частей, такое пред­писание, естественно, очень огорчает Захарова. Но он терпеливо сносит это вмешательство, тут же переделывает проект, укорачивая корпус здания на 18 метров, и приступает к слому части постройки.

Опасаясь кривотолков и осуждения общественным мнением, Захаров просит морского министра П. В. Чичагова «оправдать его в виду могущего возникнуть в публике противного мнения, что Государь или недоволен прежним утвержденным проектом, или же строение в прочности его подало какое-либо сомнение».

К счастью, авторитет Захарова не был поколеблен.

Захаров предполагал зда­ние Адмиралтейства окружить наружным каналом с ба­стионами и пушками на них, гранитными берегами и «богато убранной решеткой».

Канал оставался до 1811 г., потом Александр I решил снести бастионы и их землей засыпать наружные каналы, на месте которых разбить бульвары в виде длинных аллей у самых стен строящегося Адмиралтейства. Как все получилось, можно прочитать газета «Северная пчела» за 1857 г.:

«Этот открытый просторный бульвар сделался любимым гульбищем публики. Каждый день в хорошую погоду толпи­лись на нем тысячи гуляющих. Это продолжалось до 1817 г.; тогда засыпан был широкий ров Адмиралтейства, снесены валы, и бульвар придвинут к самому зданию Адмиралтейства, потерявшего от этого последний признак укрепленного места. Эта перемена послужила к большому украшению города: пло­щади Петровская, Адмиралтейская и Дворцовая слились в одну, единственную в своем роде».

Архитектор Луиджи Руска предложил у Зимнего дворца, там, где выходит бульвар к Неве, интересный проект красивой пристани с лестницей, украшенной четырьмя громадными скульптурными фигурами богинь. К сожалению, проект не был осуществлен. Новый бульвар был открыт в 1819 г.

Захаров очень внимательно относился к вопросу скульп­турного и живописного убранства здания Адми­ралтейства. По проекту все фасады украшались горельефами, отдельными круглыми фигурами и скульптурными группами. Общее количество скульптурных работ было настолько боль­шим, что с Адмиралтейством не может быть сопоставлено в этом отношении ни одно современное ему здание.

Только в готических храмах или знаменитых творениях античности можно было видеть такую насыщенность здания скульптурой, столь органически входящей в его архитектуру.

Захаров украсил башню следующими фигурами: у основа­ния башни по бокам арки две большие группы трех морских нимф, поддерживающих земную сферу; по углам парапета на первом уступе четыре сидящих античных полководца и героя Ахиллес, Аякс, Пирр и Александр Македонский; выше башен­ной колоннады — 28 статуй по числу окружающих башню колонн: четыре стихии Огонь, Вода, Воздух и Земля, четыре времени года Весну, Лето, Осень и Зиму, четыре главных ветра Южный, Северный, Западный и Во­сточный и две богини древности Изида Египетская, избретшая корабли, и Урания богиня астрономии. Фигуры повторены дважды.

Все 4 больших 12-колонных портика здания должны были венчаться тремя стоящими фигурами, изображающим 12 месяцев года. У подножья этих портиков, на гра­нитных пьедесталах, стояли фигуры главных рек России.

У Невских павильонов, у канала, входящего во двор Адмиралтейства, на четырех высоких пьедесталах высились сидящие фигуры частей света: Европы, Азии, Америки и Африки.

Таким образом, 56 громадных каменных фигур украшали здание. Но кроме них широкие плоскости стен и фронтонов, так называемые метопы, под карнизом были покрыты лепными барельефами, из которых барельефы во фронтонах и на аттике башни изображали целые сюжетные аллегорические картины.

Почти все окна первого и второго этажа украшались зам­ковыми камнями общим числом 240 с лепными маскамиНептуна и Амфитриды божественных супругов, повелеваю­щих морской стихией, по второму этажу, и Тритона и Горгоны фантастических морских существ по первому этажу.

Входные двери украшались чугунными наличниками, с изящ­ными головками медуз во фризе, а Невские павильоны вен­чались композициями из дельфинов, обвивших хвостами осно­вание флагштоков. И, наконец, на уровне окон третьего этажа, по стенам фасадов протянулся гигантский лепной фриз, составленный из военных доспехов и морских атрибутов.

Главные лестницы украшались скульптурами, а все административные и парадные помещения оформлялись различным лепным убранством.

Общая стоимость художественных работ по смете была исчислена Захаровым в 268 834 рубля.

К выполнению статуй и лепки были привлечены крупней­шие скульпторы России. Захаров считал, что «украшения на фасаде должны быть сделаны изящнейше и самыми опытными мастерами».

23 августа 1811 г. Захаров в рапорте с описанием и сметой всех скульптур­ных работ обещал «строгое наблюдение за производством сих работ и при счете в оных не упустить из виду сохранение казенной пользы».

Спустя несколько дней он умер, оставив лишь эскизы фигур и их описание, но замысел Захарова проводился после его смерти доста­точно твердо помощниками.

В сентябре 1811 г. крупнейшие русские скульпторы-академики Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов и А. А. Анисимов берутся за изваяние фигур из пудожского камня.

Федор Федорович Щедрин первоклассный русский скульптор. Он учился в Академии художеств и совершенствовался в Италии и Па­риже. Его высоко ценила Екатерина II, которая писала о нем своему заграничному корреспонденту Гримму: «Да благословит бог таланты господина Щедрина».

Щедрин прославился статуей Венеры, фигурами для фонтанов Большого Грота в Петродворце и осо­бенно работами для Адмиралтейства. «Человек прямой, услуж­ливый, скромный и характера мягкого и любящего», как рассказывает о Щедрине Реймерс, создал ряд произведений, обогативших славу русского искусства и украсивших достойное им здание Адмиралтейства.

Профессор В. Я. Курбатов, посвятивший всю свою жизнь изучению Петербурга, говорит о четырех воинах в древних одеяниях, сидящих на парапете башни: «Едва ли за всю историю искусства можно найти что-ни­будь равное по красоте силуэтам воинов на фоне темной петер­бургской лазури. Даже пышно развевающиеся одеяния святых на лютеранском соборе менее эффектны, чем эти одинокие классично-спокойные фигуры».

Щедрин к осени 1812 г. выполнил большую часть из 28 статуй, предназначенных для установки над колоннадой башни и фигуры весенних, осенних и зимних месяцев для фронтонов. Позднее фигуры на башне были заменены пусто­телыми из битой меди.

Наконец, им же исполнены модели Тритона и Горгоны для замковых камней, и Нептуна с Амфитридой.

Степан Степанович Пименов известен своими скульптурами, украшающими здания Петербурга: группа «Геркулес» и «Антей» у портика Горного института, воинственная фигура св. Владимира у Казанского собора и, наконец, лирическое извая­ние скорбящей женщины в памятнике князю М. М. Голи­цыну. Им же создана фигура Славы на колеснице на арке Главного штаба.

Для Адмиралтейства к 1812 г. Пименов высек из камня фигуры: Огонь, Лето и Воздухдля башенной колоннады, Азию и Америку к Невским павильонам, «Неву» и «Днепр» для установки у левого портика главного фасада.

Василий Иванович Демут-Малиновский создал много прекрасных произведений, из которых наибольшей попу­лярностью пользуются группа у Горного института«Похищение Прозерпины», прекрасно сочетающаяся с пиме­новским Геркулесом по другую сторону портика, громадная статуя св. Андрея для Казанского собора, воины и арматура со щитами на арке Главного штаба, часть статуй на фасаде Публичной библиотеки и ряд других.

Для Адмиралтейства Демут-Малиновский выполнил колос­сальные скульптуры «Европа» и статуи «Енисея», «Лены» и трех летних месяцев (июнь, июль, август) все для портика против Сената.

Наконец, четвертый сотоварищ славной группы русских скульпторов Артемий Анисимович Анисимов. Одно из его произведенийбарельеф «Сретения иконы Божьей Матери» на Казанском соборе достаточно известно. Им выпол­нены для Адмиралтейства громадная статуя «Африка» для одного из Невских павильонов и две лежащие фигуры рек «Волга» и «Дон» к восточному портику Главного фасада.

К сожалению, все скульптуры Пименова, Демут-Малиновского и Анисимова для Адмиралтейства были уничтожены в 1860 г. Поводом этому явилось утверждение в Адмиралтействе постоянного собора, первона­чально размещенного только временно, на период строитель­ства Исаакиевского собора.

В связи с этим главный священник Армии и Флота В. И. Кутневич писал 5 октября 1854 г…в своем рапорте:

«Над собором нет креста, а вместо него наверху собора поставлена статуя, принадлежащая к языческой мифологии, а также при входе в церковные сени помещены две колоссаль­ные статуи из той же мифологии, что служит предметом осуждения для входящих в церковь.. . долгом поставляю сообщить о сем Инспекторскому Департаменту Морского Ми­нистерства и всепокорнейше просить: не признает ли он воз­можным снять над собором и при входе в оный мифологиче­ские изображения и дозволить над собором поставить живо­творящий крест. ..»

Александр II в связи с этим вопросом пове­лел: «Нижние статуи, что у входа, можно снять, представить рисунок фасада в теперешнем его виде. Составить проект сред­ней статуи, чтобы держала крест в руке».

В это же время выяснилось, что не только статуи у подъ­езда собора, но и у других портиков пришли в ветхость и тре­бовали серьезной реставрации. И вновь чиновничья инициа­тива не о реставрации, а о снятии вообще всех статуй с Адми­ралтейства была поддержана царем, который в апреле 1860 г. начертал свое решение: «Высочайше разрешено: все статуи снять, кроме находив­шихся у центральной части здания и около шпица и против фронтона Адмиралтейского собора. Вместо центральной статуи поставить Крест на шаре».

Скорбная для города утрата двадцати двух каменных из­ваяний, являвшихся неотъемлемой частью архитектуры фасада Адмиралтейства, не опечалила чиновничий мир Морского и Духовного департаментов. Наоборот, здесь удовлетворились той мелкой экономией, которая получилась от продажи за 24 рубля 35 коп. металлических креплений: скоб и пиронов, и пудожского камня лома от разрушенных статуй. Так что первоначальный расход на уничтожение художественных уни­кальных произведений, выразившийся в 45 руб. 30 коп. был уменьшен более чем вдвое.

Захаров нарочно выбирал пудожский камень для скульптур, чтобы они дольше сохранились, но их безжалостно уничтожили спустя 50 лет после создания.

Следует вспомнить, что вопрос о фигурах на фасаде церкви, переведенной под крышу западного портика главного фасада, возник еще в последние годы строительства Адмирал­тейства, в 1820 г. Тогда было вынесено решение Адмирал­тейств-коллегии: «Наружный фасад Адмиралтейства украсить соответствующими церкви принадлежностями», а «те статуи, кои поставлены на фронтоне и у входа в двери, не могут уже иметь тут приличия».

Архитектор Гомзин, продолжавший после смерти Заха­рова достраивать Адмиралтейство, предложил остроумный выход из положения: вместо трех статуй весенних месяцев на фронтоне марта, апреля и мая он предложил возвести «точно в такую же меру стоячие же фигуры: Вера, Надежда и Любовь, а как Вера должна была быть изображена держащей в руках крест и должна поставиться на средине, т. е. на верх­ней оконечности фронтона, через каковой признак обозначится место, занимаемое церковью». Колоссальные фигуры Пименова «Неву» и «Днепр» Гомзин предлагал переделать «только с прибавкою к оным некоторой части пудожского камня для перемены некоторых частей и обнаженностей, так из мужской фигуры (Днепр) можно переделать изображающих святого Иону, и из женской (Нева) святую Марию Магдалину». Вместо барельефа во фронтоне, изображающего Фемиду, раздающую награды за мореплавание и морские военные подвиги, «создать новую композицию с изображением какого-либо сюжета из священной истории, или евангельского учения, или всевидящего ока, окруженного лучами и херувимами в облаках».

Конечно, решение Гомзина было тактичным, и если бы оно было тогда осуществлено или к нему вернулись бы спустя 40 лет, в 1859 г., то ценнейшие образцы русской скульптуры были бы сохранены.

Но история судила иначе.

Такова самая печальная страница в строительстве велико­лепного здания Петербурга Адмиралтейства. И до сих пор историческую ошибку прошлого напоминают громадные гранит­ные устои у всех портиков и Невских павильонов, занятые грубыми якорями и немасштабно малыми пушками, а над тре­угольными фронтонами двенадцатиколонных портиков высятся пустующие пьедесталы, некогда поддерживавшие фигуры двенадцати месяцев года.

В конце 20-х гг. XIX в. в Управлении фло­том произошла серьезная реорганизация. Были упразднена Адмиралтейств-коллегия и Государственный Адмиралтейский департамент, замененные Министерством военно-морских дел и целым разветвлением различных флотских учреждений.

В связи с этим левое крыло Адмиралтейства оказалось свободным от ранее занимавшей его Адмиралтейств-коллегии, и туда решено было перевести из дома на Мойке Рабочий флотский экипаж с кондукторскими ротами, превратившийся со временем в Высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского.

Для размещения классов, спален, бытовых учреждений, шести кондукторских рот архитектор Анерт в 1827 г. создает проект преобразования бывших помещений Адми­ралтейств-коллегий. Ему пришлось занять не только оба этажа, но и использовать темные помещения третьего этажа, находившиеся за гигантским лепным фризом, тянув­шимся между башней и портиком левого крыла главного фа­сада и фасада против памятника Петру I. Анерт решается осветить эти помещения за счет уничтожения лепного фриза, на месте которого проектирует почти квадратные окна, по пропор­циям такие же, как и те, которые были запроектированы За­харовым в частях здания с тремя этажами. Проект изменения фасадов исполняет архитектор А. Е. Штауберг, который украшает окна кирасирскими касками двух вариантов. Проект утверждается Николаем I и приводится в исполнение в следующем же году.

Идея превращения темных больших кладовых в светлые помещения была распространена и на правое крыло и даже коснулась парадных помещений музея, расположенных по вто­рому этажу от башни на восток до первого шестиколонного портика. Эти помещения были перекрыты каменным цилинд­рическим сводом, занимавшим высоту третьего этажа. Своды уничтожаются, и над залами устраиваются, как и в других парадных частях здания, плоские междуэтажные перекрытия.

В 1828 г. Гомзин перестраивает в павильонах изящную подкупольную галлерею над входом канала в адмиралтейский двор, он возводит перекрытие потолка второго этажа на уровне балюстрады. Так возникли два круглых купольных зала под дельфинами, возносящими флагштоки.

В 1831 г. по проекту Анерта устанавливается решетка, отделяющая территорию Адмиралтейства от набережных, позднее уничтоженная при прокладке новой Адмиралтейской набережной.

К 1860-м гг. Адмиралтейство почти полностью теряет роль судо­строительной верфи. К этому времени в конце Английской набережной, почти у выхода Невы в залив, все больше раз­вивается Новое Адмиралтейство, место которого оказалось более удобным для постройки больших судов новейшей кон­струкции.

В связи с этим встал вопрос об использовании заброшен­ного участка бывших верфей во дворе Адмиралтейства. Был предложен ряд проектов застройки двора и открытия набе­режной от Дворцовой до Петровской (Декабристов) площадей мимо павильонов Адмиралтейства.

В 1871 г. морской министр Краббе принял решение: пустырь между павильонами Адмиралтейства разбить на семь участков и продать под частную застройку. Целесообразность устройства набережной, конечно, была очевидной, но принцип ее застройки был ошибочен. Ошибался и журнал «Зод­чий», который в 1872 г. писал о будущей новой набереж­ной: «Мы слышали, что к работам набережной предполагают приступить непременно в нынешнем еще году. Место застроится, вероятно, прекрасными домами взамен ныне суще­ствующих безобразных сараев, и Петербург с прекрасной Не­вой значительно выиграет в отношении красоты».

Каналы во дворе были засыпаны, и Русское строительное общество в 1873 г. приступило к устройству Набережной, которая была открыта в ноябре 1874 г.. Дома на набереж­ной начали возводить с 1880 г.

С легкой руки Александра II, одобрившего первый проект княжеского дворца надписью: «согласен и могу указать, как на пример хорошего вкуса», ¾ начали строить особняки и ка­зенные пятиэтажные безвкусные и бесстильные громады, которые в купеческом соревновании мешали друг другу и были готовы задавить чудесные павильоны Адмиралтейства.

Здание Адмиралтейства обращено к городу через его основные магистрали как символ моря «окна в Европу». Оно обращено другой своей стороной к широкой водной глади как символ власти города над водой, над морем. В этом главная идея его, и она была разрушена Александром II, поощрившим застройку Набереж­ной. Адмиралтейская башня оказалась отгороженной от водной стихии.

Случайно проложенные узкие, как щели, переулочки от Набережной Азовский, Черноморский и Керченский не спасали положения, они лишь убеждали в нелепости безвкусных и бесстильных домов, укравших Адмиралтейство у Невы.

Сквер, позднее устроенный на набережной, мало улучшил картину. В сквере на осях павильонов в 1905 г. были поставлены две скульптурные группы Бернштамма, изобра­жающие Петра I мастеровым за постройкой судна. Позже их сняли.

Пейзаж вокруг Адмиралтейства постепенно менялся, да и само Адмиралтей­ство менялось.

В начале 1830-х гг. Карл Росси возводит здание Сената и Синода на Петровской площади и позднееГлавного штаба перед Зимним дворцом. Огюст Монферран заканчивает в 1858 г. Исаакиевский собор, а еще ранее, в 1834 г., ставит Александрийский столп в центре Дворцовой площади.

Этим полностью завершаются ансамбли вокруг Адмирал­тейства. Далее, в связи с 200-летием со дня рождения Петра I принимается решение разбить сад перед Адмиралтейством, который и был торжественно открыт в июле 1874 г. и на­зван Александровским по желанию Александра II. Ближняя к Адмиралтейству аллея во всю длину его фа­сада замыкалась с двух сторон мраморными копиями с антич­ных образов Геракла и Флоры. Белизна мрамора среди зелени разросшихся деревьев оживляла однообразный по планировке сад.

При устройстве сада не учли одного важного факторавремени и не подумали, что же станет с пейзажем через 30—40 лет. Деревья выросли, их кроны образовали сплошную зеленую завесу, скрывшую стены Адмиралтейства от глаз зрителя, стоящего по эту сторону сада. Уже нельзя было охватить одним взором всего величественного фасада здания. Невский, Гороховая и Вознесенский проспекты упиралась в зеленую гущу деревьев летом или в серую массу ство­лов и голых веток зимой. Зимой желтые стены и белые колонны Адмиралтейства неясно читались как бы сквозь вуаль из сетки переплетающихся веток и стволов, а летом из-за зелени маячила только башня. Таким образом, Адмиралтейство с севера оказалось загроможденным каменными меш­ками, особняками набережной, с юга закрылось садом.

Помещения Адмиралтейства неодно­кратно переделывались и приспосабливались для различных целей. Особенно сильно коснулось это запад­ного крыла, где в конце XIX в. по середине фасада устроили министерский подъезд с новой парадной лестницей, украшен­ной лепным убранством. Залы превратили в обширную квар­тиру морского министра.

С каждым годом все больше терялись детали старинного художественного убранства лепка, росписи, адмиралтейская мебель специального рисунка. Лепные орнаменты сбивались или исчезали под толстыми слоями красок. Замалевывались росписи. Многие помещения превращались в простые казармы. Исчезла художественная прелесть адмиралтейских помещений.

В годы Первой мировой войны пол­ностью была закрыта аркада, подобно гостиному двору шедшая вдоль всего здания по двору. Длинный коридор под сводами был «нарезан» на десятки новых небольших комнат.

В 1926 г. в Адмиралтейство возвращается Военно-морское инженерное училище и прочно осе­дает здесь на многие годы, все более расширяясь и занимая всё новые помещения. В 1929—1935 гг. надстраи­вается восточный дворовый корпус, возводятся некоторые по­стройки во дворе.

В 1926 г. производится капитальная реставрация и ремонт ряда парадных комнат, отводимых под аудиенц-залы и кабинет Наркома военно-морского Флота СССР, и лест­ницы главного подъезда. В 1940 г. возобновляется повторный ремонт некоторых ком­нат и приводится в должный порядок бывший церковный зал, превращенный в клубный зал училища. В нем подве­шивается новая богатая люстра с тысячами деталей граненого стекляруса.

В 1928 г. было произведено последнее золочение купола и шпиля с предварительным капитальным ремонтом конструк­ции. Во время этих работ 13 февраля 1928 г. был вскрыт шар адмиралтейской иглы, в котором комиссия Главнауки обнаружила металлический ящик. В числе содер­жимого ящика была медная позолоченная доска (размером 22 Х 18 кв. см) с надписью: «Перекрытие шпица Главного Адмиралтейства новыми позолоченными листами произведено в 1886 г.». Кроме того, в ящике лежал конверт с фото­графиями царствовавшего в то время Александра III, его жены и наследника. Другой конверт содержал документы, относящиеся уже к 1901 г., когда вновь была вызолочена игла.

В шаре также лежали три газеты от 25 октября 1886 г.: «Новости» № 293, «Биржевая газета» № 294 и «Петербург­ская газета».

Реставраторы сохранили эти документы в том же ящике и присоединили к ним новые, в том числе и номер «Красной Газеты».

В начале войны в Адмиралтействе сносятся во дворах почти все деревян­ные строения, чердачные деревянные конструкции покрываются суперфосфатом раствором, замедляющим возгорание. Орга­низуются посты МПВО на чердаках, оснащенные клещами для зажигательных бомб, лопатами, баграми, ящиками с песком, бочками с водой. Хотя Адмиралтейство и в самом центре города, тем не менее, оно также должно было стать кре­постью. Закладывается большинство окон первого этажа кир­пичом и устраиваются стрелковые амбразуры. Некоторые по­мещения приспосабливаются под бомбо- и газоубежища.

Штаб МПВО города включает Адмиралтейство в число объектов, подлежащих маскировке. Небольшая бригада архи­текторов: Н. Навроцкая, Ю. Гремячинская, Ф. Олейник и художник К. Фантгоф в августе 1941 г. предложили проект, по кото­рому хорошо знакомые сверху очертания плана Адмиралтей­ства должны были быть искажены до неузнаваемости.

«Длинная сторона фасада Адмиралтейства, обращенная к саду, декорируется под парк: на крыше проводится дорожка, дымовые трубы и слуховые окна декорируются под кусты и деревья, силуэту крыш в плане, путем набивки дополнитель­ных козырьков, придается извилистая форма, а сама крыша и стены здания раскрашиваются под зелень пятнами из зеленой, желтой и черной красок, которые на расстоянии читаются аллеей деревьев, подобно существующему саду. Башня маски­руется в конусообразную форму зелени, которая сверху может быть принята за большую клумбу, а для аналогии в парке фонтан декорируется аналогичным башне образом под клумбу, равную по размеру в плане башне.

Павильон, обращенный в сторону Зимнего дворца, маскируется под жилой дом, который сливается в ряд суще­ствующих жилых домов».

Однако висячие и нарисованные «сады» на месте Адмиралтейства вряд ли могли замаскировать этот объект, на который ведут три луча главных улиц города и место которого безошибочно может быть определено на рисунке дельты Невы.

Поэтому здание Адмиралтейства решено было не маскировать, но нужно было немедленно убрать блеск золотого шпиля и ку­пола. Ведь Адмиралтейский и Петропавловский шпили, купол Исаакиевского собора, благодаря своим ослепительным, горя­щим золотом бликам, загоравшимся в солнечных лучах и мер­цавшим на сером фоне пасмурного неба, видны были за десятки километров. А немцы подходили всё ближе к Ленинграду. По этим ясным шпилям и куполам им легко было корректи­ровать свою стрельбу по городу, створы высотных точек давали немцам возможность точной ориентировки.

Штаб МПВО города поручил маскировку шпилей и куполов города Государственной инспекции по охра­не памятников. Архитектор С. Давыдов сумел организовать группу альпинистов, которые, подобно Телушкину, взялись одеть Адмиралтейский шпиль в маскировочный халат без всяких лесов.

Инициатива архитектора О. Шилиной не красить поверхность шпиля, а покрыть его маскировочным чехлом из мешковины спасла позолоту и сберегла ее до победного дня завершения войны.

Первая задача укрепление блока на вершине шпилябыла решена остроумно с помощью воздушных шариков-по­прыгунчиков. На таких шарах поднялся к вершине шпиля верхолаз, лейтенант В. Судаков, и прочно укрепил блок, перекинув через него канат. Ну а дальше, когда был из меш­ковины в Адмиралтейской швальне сшит чехол, им и были обтянуты грани золотого шпиля и купола ловкими руками верхолаза О. Фирсовой, бесстрашно сидевшей на высоте на тонкой доске, подвешенной на петлях к блоку.

В декабре 1941 г. на крышу и дворы Адмиралтейства было сброшено с вражеских самолетов несколько зажигательных бомб, к счастью не давших ожидаемого эффекта. В Адмиралтей­стве не возникло пожаров. Тогда же в вестибюль главного подъезда попал снаряд и повредил фигуру Афины.

Днем 4 апреля 1942 г. враже­ская бомба, сброшенная с самолета, попала в угол парапета башни. Две фигуры из числа двадцати восьми уничтожены и две искалечены до неузнаваемости, десять других изранены осколками.

Бомбы, сброшенные ночью 25 января 1943 г. вблизи Адмиралтейства, привели к разрушению части живописных плафонов зала Адмиралтейского Совета.

Снаряд в декабре 1941 г. попал внутрь вестибюля Главного подъезда и ранил чудесную фигуру Афины, гордо возвышавшуюся на своем пьедестале у лестницы.

За все дни блокады города на Адмиралтейство и территорию, непосредственно его окружающую, было сброшено 18 фугасных бомб с самолета и 58 снарядов дальнобойной вражеской артиллерией. Значительный ущерб, нанесенный зда­нию, мог бы быть еще значительней, если бы не самоотвержен­ная работа аварийно-восстановительной группы Адмиралтейства. Сотни квадратных метров разрушенных стропил и кровли вос­станавливались, несмотря на стужу, зимой, и работа продол­жалась в долгие белые вечера летом, дабы весенние или осенние дожди не погубили потолков десятков ценных помещений. Флот строил Адмиралтейство, и Флот его оберегал.

Особенной заботе подвергалось художественное убранство. Известный и старейший реставратор, художник В. Щербаков, в застывших громадных залах Адмиралтейства, высоко, на примитивно сколоченных лесах, обогревая руки об электрическую лампочку, в 1942 и 1943 гг. снимал на кальку всю старинную роспись, дабы сохранить точные очертания контуров.

На цветовых эталонах фрагментах росписи в натураль­ную величину в цвете запечатлевались подлинные цвета живописных плафонов. Кальки росписи были важнейшим документом при после­дующей реставрации живописи в 1944 г.

Архитекторы О. Шилина и М. Тарановская произ­водили обмеры ценных помещений и деталей художественного убранства. Много сложнее было сохранить скульптуры. Если различные повторяющиеся лепные украшения порезки карнизов, маски над окнами ¾ можно было снять с места и в качестве образ­цов сохранить в надежном укрытии, то как же было поступить с уникальными фризами и украшением фронтонов, с отдельными громадными скульптурами, сросши­мися со зданием?

В ноябредекабре 1941 г. были разработаны проекты укрытия четырех воинов, нимф с глобусами и ба­рельефов во фронтонах.

Принцип был тот же, который применялся на монумен­тальных скульптурных памятниках города: Медном всаднике, памятниках Николаю I, Ленину, Ки­рову и др. Скульптура должна была быть укрыта футля­ром с предохранительной засыпкой из песка.

Но реализовать эти проекты в зимние дни 1941—1942 г. не было возможности: люди и без того несли непомерную нагрузку в условиях блокады.

Тогда родилась мысль провести консервационный ре­монт колоссальных барельефов портиков и башни. От бесконеч­ных сотрясений, поражений осколками все барельефы при­шли в угрожающее состояние. Алебастровые доски с лепкой разошлись по швам, отстали от плоскости стен, куски лепки обваливались на глазах.

И вот шестидесятилетний скульптор Я. Троснянский согласился взять на себя этот труд. С 1942 г. он изо дня в день, невзирая на непогоду и свист проносящихся над головой снарядов, забирался по подвешенной к крыше лестнице на кар­низы фронтонов и там, без всяких лесов и огражде­ний, опоясав себя пожарным поясом, реставрировал барельефы.

К октябрю 1943 г. работа закончилась. Барельефы были спасены.

Категория: ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА | Добавил: tineydgers | Теги: история Санкт-Петербурга, петербурговедение, достопримечательности Санкт-Петербу, как строили Петербург, образовательный сайт
Просмотров: 1027 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0