В 1712
г. была заложена, а в марте 1713 г. освящена деревянная церковь
во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а рядом с монастырем, по берегу
Невы, образовалась так называемая подмонастырская, или Невская, слободка.
Образование этой слободки вполне естественно и понятно. При постройке монастыря
— который строился очень долго — нужно было большое количество рабочих. Этот
рабочий люд и строил себе хибарки как по Черной речке, так и по Неве; затем к
рабочим присоединился торговый люд, В этой же местности были найдены большие
залежи глины, и здесь появились первые кирпичные заводы. Когда возникла эта
слободка, кто был первым жителем, — мы не знаем, но можем руководствоваться
различными датами, и, прежде всего, временем основания Александро-Невского
монастыря. В журнале Петра I
за июль 1710 г.
записано: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где быть каким
строениям и над Невою рекою при С.-Петербурге, на устье речки Черной усмотрел
изрядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во
имя Святой Троицы и св. Александра Невского и на том месте, в присутствии его,
государя, и при нем обретающих министров и генералитета, архимандрит, назначенный
в тот монастырь, Феодосий, водрузил крест с таковым написанием: «Во имя Отца и
Сына и св. Духа повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет
создатися монастырь» и была поставлена на том месте часовня». Затем второе
указание мы находим в собрании законов 1713 г.:
«О продаже кирпичных сараев, построенных от канцелярии каменных дел
частным людям, с предоставлением каждому
свободы делать кирпичи
и продавать по
вольной цене».
Название финской деревушки Вихтулы переделали в Викторию,
намекая, что именно здесь Александр Невский разбил шведов. Не важно, что в
летописи это событие происходит в устье Ижоры-реки, гораздо выше по Неве.
Таким образом,
можно допустить, что заселение этой части Невского берега произошло в
1710—1713 гг. К этому выводу приходит и
П. Н. Петров, говорящий, что «с учреждением Невского монастыря
архимандрит Феодосий, для
строительных работ вызвав
из приписных к его обители
деревень рабочих людей, образовал с пepвого же времени, т. е. никак не позднее 1712 года,
подмонастырскую слободу по Неве». А строительные работы предполагались огромные: архитектор Д.
Трезини уже составил особый замысловатый план предполагаемого монастыря, основанием
которого должен был быть крест. Петр I в 1717 г. утвердил план
будущих каменных монастырских построек. План этот был
выгравирован, рассылался за границу, раздавался приезжим знатным
иностранцам, чтобы они, восхищаясь грандиозностью постройки, прославляли
русского царя...
С 1712
г. основное «партикулярное» строительство велось вокруг
деревянной церкви. Создавалась Подмонастырная слобода, на территории которой,
окруженной палисадом с пушками, соорудили близ Невы высокую звонницу с часами и
шпилем, деревянные «архимандричьи» кельи, братские кельи мазанковые, амбары,
погреба, кузни. Здесь же в слободе завели лесопильни, кирпичные заводы,
учредили «гошпиталь». Разворачивавшееся строительство настоятельно требовало
прямой связи со строившимся центром города, его Адмиралтейской частью, а также
прямого сообщения со старой Новгородской дорогой, поэтому «от монастыря к
Адмиралтейству до борку першпективная дорога застроена в 1712 году». Эта
просека и дала начало будущему Невскому проспекту.
Годы, последовавшие за Полтавской баталией, отмечены
размахом строительных работ. В 1716¾1717 гг. А. Ф. Зубовым была создана знаменитая «Панорама
Петербурга». Образ молодой столицы слагался из того, что было уже возведено, строилось,
и того, что только предполагалось «построенну быть» ¾ существовало в чертежах,
планах, проектах.
Панорама дополнялась одиннадцатью малыми гравюрами, на
которых показаны главнейшие — от Кроншлотской крепости до Летнего дворца —
сооружения, не уместившиеся на центральной Панораме. Первой была гравюра с
надписью «Монастырь святого Александра Невского».
Каменное строительство на правобережье Черной речки
возглавлял Меншиков. Строили «с поспешанием» сразу северо-восточное угловое
здание двойной двухэтажной церкви и первый, примыкающий к ней, уступ с кельями
и трапезной — часть будущего Духовского корпуса. Трезини лично руководил
«каменным делом» только первые годы. Уже через год появилась необходимость в
опытном помощнике, который мог бы вести дальнейшие работы по указаниям Трезини.
Таким помощником с середины 1718
г. стал архитектор Христофор Конрат, а с начала 1720 г. ¾
Теодор Швертфегер, «архитект прусские Земли», с именем которого связан большой
период строительства монастыря и первое изменение его генерального плана. Дело
в том, что Трезини спроектировал главный вход в собор со стороны Невы, то есть
с востока, там, где по церковным канонам, должен быть алтарь. Эта ошибка
вынуждала пересмотреть проект. Хотя Трезини с 1720 г. почти полностью
отошел от строительства монастыря, тем не менее весьма вероятно его участие в
переделке проекта вместе с Швертфегером. Проект Швертфегера до наших дней не
сохранился и так же, как первоначальный, известен по гравюре, сделанной П.
Пикартом в 1723 г.
После разработки нового проекта, утвержденного Петром I,
Трезини полностью отошел от строительства монастыря. К этому времени были
завершены основные строительные работы по возведению всех трех уступов
Духовского корпуса и Благовещенской (нижней) церкви. Достраивал здания и
руководил работами уже Швертфегер. В августе 1724 г. в присутствии Петра
I состоялась торжественная церемония освящения верхней церкви «во имя
Александра Невского», и в тот же день в ней была установлена привезенная ранее
из Рождественского монастыря, что во Владимире на Клязьме, рака с прахом
Александра Ярославича.
Вот как об этом пишет историк XIX в. М. И.
Пыляев:
«У села Усть-Ижоры Петр встретил шествие, перенес мощи
угодника к себе на лодку, на которой стал сам у руля, а своих сподвижников
превратил в простых гребцов. Лодка, сопутствуемая множеством судов, прибыла в
Петербург, где ее первый встретил ботик Петра под императорским штандартом, а
затем императрица, весь двор, все духовенство, вся гвардия и народ. Государь с
приближенными поднял с лодки святыню и под богатым балдахином перенес в
освященную только в этот день новую Александровскую церковь, где она и пребывала
до постройки главного собора».
Впоследствии, в 1750¾1753 гг. на петербургском
Монетном дворе в Петропавловской крепости была сооружена гробница Александра
Невского. На ее изготовление пошло 90 пудов серебра — годовая добыча
колыванских рудников.
Гробница состоит из шести частей. Высокий саркофаг
украшен барельефными изображениями сцен из жизни Александра Невского. Они
повествуют о победах князя: битве на Неве (1240 г.), освобождении
Пскова (1242 г.)
и происшедшем в том же году знаменитом Ледовом побоище, завершившемся разгромом
немецких рыцарей. За саркофагом возвышается огромная пирамида, в верхней части
которой в лучах солнца изображен вензель Александра Невского. Под ним на фоне
горностаевой мантии — чеканный портрет князя. Ниже по обеим сторонам пирамиды
расположены фигуры ангелов. На щитках, которые они держат в руках,
выгравированы тексты Ломоносова, посвященные Александру Невскому и императрице
Елизавете, приказавшей создать эту гробницу-памятник. Слева и справа от
пирамиды помещаются стопки с воинскими до-спехами из серебра, а рядом с
саркофагом — две курильницы в виде треножников. Гигантские размеры гробницы,
сложная форма, многочисленные украшения в виде скульптур, барельефов, узоров,
применение разнообразной техники (литье, чеканка, гравировка и т. д.) требовали
от ее создателей виртуозного мастерства.
Александро-Невский монастырь готовил священнослужителей
для высшей церковной иерархии, в нем открылись типография, Словенская школа, в 1726 г.¾
Славяно-греко-латинская семинария, а затем действующая и поныне Духовная
академия.
В конце XVIII столетия у южной стены здания образовалась
так называемая «палатка», в которой производились захоронения, так же, как и в
самом здании Благовещенской церкви, где сразу было предусмотрено строительство
усыпальниц на двадцать пять мест. В 1822 г. к зданию пристроили одноэтажную
заалтарную ризницу, которая вместе с «палаткой» и пристройкой к первому уступу
Духовского корпуса несколько исказила его облик.
Но главной заботой была центральная соборная церковь.
Строительство ее началось еще при жизни Петра I в мае 1722 г. Тогда спешно сделали
фундамент — за 20 дней — в июне состоялась торжественная закладка собора. Все
внимание Швертфегер отдал этому зданию, строившемуся уже только по его проекту.
К 1727 г.
стены возвели под крышу, начали возводить барабан купола и колокольни. Однако
после 1727 г.
работа замедлилась, а к 1730
г. всякое строительство прекратилось.
Лишь после воцарения Анны Иоанновны в апреле 1732 г. последовал указ,
касавшийся «каменного строения» Невского монастыря: велено было «строение
продолжать из казны», на что ассигновали двадцать тысяч рублей. Заведовать
Конторой строения поставили давно «обретавшегося» на строительных работах
подполковника Военной коллегии М. О. Аничкова. Однако и он, и Контора
подчинялись Канцелярии от строений, возглавляемой с петровских времен
энергичными и знающими У. А. Сенявиным и Д. Трезини. Канцелярия руководила всем
строительством города, но вскоре централизованное руководство было разделено
между различными ведомствами, отчего пошла неразбериха и «конфузия». В
довершение, по настоянию вошедшего в милость Б.-Х. Миниха, Сенявин и Трезини
были отставлены от Канцелярии и вместо Сенявина поставлен бывший парикмахер,
гоф-интендант Кормедон, человек, близкий Миниху. Все это не могло не сказаться
и на строительстве монастыря. Отошедшему от дел за последние два года
Швертфегеру предложили возобновить работы, и контора даже наняла каменщиков, но
они «за самовольною архитектора Фегера от строений отлучкою и непоказанием им
работ, разошлись». Собор вчерне все же достроили, назначив вместо Швертфегера
талантливого ученика Трезини М. Г. Земцова, а Швертфегеру в 1733 г. указом Сената велено
«от оного дела и от службы отказать».
Занятый на строительных работах в городе Земцов недолго
пробыл архитектором Александро-Невского монастыря. В 1735 г. его назначили
архитектором Главной полицмейстерской канцелярии, то есть фактически главным
архитектором города. Вместо Земцова продолжение строительства возложили на П.
М. Еропкина, но и он ничего практически не смог сделать. После образования в 1737 г. Комиссии о
Санкт-Петербургском строении, руководителем которой стал Еропкин, он полностью
переключился на разработку проекта преобразования Петербурга.
После трагической смерти Еропкина, строителем ансамбля,
так и не продвинувшегося в годы правления Анны Иоанновны, вновь назначили
Земцова.
Еще в первое его заведование работами, в 1734 г., на стройку был
принят в числе прочих каменных дел
мастер К.-Ф. Фоссатти, по-видимому, довольно опытный строитель, который в
дальнейшем примет участие как исполнитель в сооружении ряда монастырских
зданий.
Особая комиссия для обследования состояния собора была
назначена уже после смерти Анны Иоанновны. Возглавлял ее фельдмаршал Б.-Х.
Миних. В составе комиссии, помимо сенатора А. Л. Нарышкина и генерала
Измайлова, были архитекторы Б.-К. Растрелли, М. Г. Земцов, Я. И. Шумахер, И. К.
Коробов, П. и Дж. Трезини.
Выяснилось, что собор из-за недостаточной прочности
фундамента осел, дал трещины на сводах и стенах и грозит обвалиться. Поэтому
после повторного обследования архитекторами было решено разобрать его «до
подошвы». Одновременно Канцелярия от строений, в ведение которой с января 1741 г. целиком перешло
строительство, поручила той же Комиссии решать вопрос о дальнейших работах.
Решено было продолжать их, руководствуясь, в основном, старым генеральным
проектом. Но до возобновления строительных работ прошло еще немало времени.
Только после воцарения Елизаветы Петровны, с конца 1741 г., начался новый
период в строительстве ансамбля.
Наиболее длительный период строительства - 9 лет — связан
с деятельностью П.-А. Трезини. Хорошо освещенный документально этот период
строительства, начиная с 1741
г. до завершения постройки монастырских корпусов и
Митрополичьего дворца, не ясен во многом, что касается проектирования и авторов
проекта. Историки русской архитектуры часто расходятся в атрибуции отдельных
сооружений, используя разноречивые архивные документы. Во всяком случае,
вероятно, основная роль в проектировании не только Федоровской церкви (что
признано бесспорным) принадлежит П.-А. Трезини, архитектору одаренному,
обладавшему утонченным вкусом, большим мастерством и художественным тактом, что
особенно важно учитывать, так как ему приходилось вести работу в уже начатом
ансамбле.
Первоначально он предполагал изменить характер южных
уступов, продлив их до соединения с северными круглой двухэтажной галереей,
огибающей алтарную часть собора, но в конце концов начал строить, точно
повторяя структуру Духовского корпуса, и лишь внес большую пластичность в
декоративную обработку фасадов, применив вместо межоконной раскреповки одной
полуколонной (как это было в Духовском корпусе) полуколонну на фоне плоских
пилястр. Эта деталь сообщила живописность и эффектность ясным и четким объемам
уступов, законченных к 1748 г.
В 1744 г.
Трезини составил план, самый ранний из сохранившихся планов монастыря, а в
1745-м заложил по своим чертежам новую
церковь, Федоровскую, завершающую главную восточную линию монастырского каре.
Федоровская церковь, так же как и Благовещенская, с
годами обросла пристройками.
Одна из них была сделана в 1891 г. архитектором В. И.
Карповым, построившим Исидоровскую одноэтажную церковь-усыпальницу, примыкающую
к старому зданию с восточной стороны. Другая — более ранняя, 1754 г., очень интересна в
архитектурном отношении.
Чтобы замкнуть «перспективу» и устроить парадный въезд,
Расторгуеву, только что перешедшему со стройки Стрельнинского дворца в Контору
строения монастыря, было поручено в 1753 г. спроектировать колокольню с воротами.
Богато декорированное колоннами, многоярусное деревянное
сооружение на каменном фундаменте с высоким лантернином и «боевыми» часами
воздвигли в 1756 г.
там, где 30 лет спустя встанет Надвратная церковь лавры, существующая и поныне.
В 1756
г. начали возводить здание Архиерейского дома и всего
Митрополичьего корпуса.
Западная линия, которую строил вначале Расторгуев, а
потом Антонетти, с начала XIX в. постепенно теряет свой изначальный облик. В 1819 г. над Митрополичьим
домом сделали первую надстройку. В 1860 г. начали пристраивать к палатам со
стороны сада двухэтажный флигель. С 1861 г. в лавре работал А. М. Горностаев.
Талантливый зодчий, знаток архитектуры предшествующего
периода и прекрасный стилист, он, по мере возможности, сохранил первоначальный
облик западных корпусов с их характерным для XVIII в. декором. В своем проекте
надстройки второго этажа обеих крыльев Митрополичьего корпуса он использовал
приемы и стилистические особенности, присущие архитектуре старых Архиерейских
палат.
Поэтому современный облик зданий, несмотря на неизбежные
при перестройках потери, сохранил во многом художественную выразительность
прежних монастырских строений. Сохранились в основном и некоторые интерьеры, в
том числе впечатляющий парадным великолепием приемный зал.
Одной из потерь в планировке была утрата широкого
сквозного проезда в центре Митрополичьего дома. Проезд заложили в 1880-х гг.
(устроив на его месте вестибюль) так же, как значительно ранее были заложены
проезды в боковых — южном и северном – «служительских» корпусах.
С начала 1760-х гг., т. е. правления Екатерины II, строительные работы приобретают большой
размах.
В 1774
г. было закончено строительство всего монастырского
каре. Оставалось незастроенным пространство в середине уступов восточного
корпуса — то место, где еще недавно поднимались стены недостроенного собора
Швертфегера. Возведение нового собора составляет последний период в создании
ансамбля.
Иконостас собора в это время был сделан из белого
итальянского мрамора. Вокруг икон ¾ красный сибирский агат; нижний цоколь клиросов из
синего итальянского мрамора. Над южными вратами ¾ благославляющий Спаситель
Ван-Дейка, над северными ¾ Богородица с младенцем кисти Куверчино. На правом
клиросе средняя икона ¾ Божией матери с младенцем, а верхняя ¾
Спасителя, приемлющего поругание, на левом клиросе ¾ Богородица, а над нею
воскрешение Лазаря кисти художника Бассано. На восточной стене ¾
«Воскресение Христово» Рубенса, ему же приписывается «Снятие с креста» за левым
клиросом и, наконец, образ «Благовещения» Рафаэля Мэнгса. В ризнице лавры
хранилось много драгоценностей: большой золотой крест 1660 г., антиминсы XII¾XIV вв.,
золотые с бриллиантами дискосы и потиры, трость Петра I из слоновой
кости с набалдашником, который он сам выточил, его же маршальский жезл и т. д.
Затянувшееся на многие десятилетия строительство
подходило к концу. Старое неудавшееся здание собора было разобрано в 1755 г. В 1763 г. архитекторам
предложили разработать проекты нового собора. Ни один из проектов не получил
«апробации» Екатерины II, и только через 11 лет составление проекта поручили
тридцатилетнему архитектору И. Е. Старову. В феврале 1776 г. проект, представленный
Екатерине II — план, фасад, разрез и приложенная к ним смета,— был утвержден, и
Старова назначили руководителем строительства.
Расположение ансамбля на главной магистрали города
обязывало упорядочить его окружение и прежде всего «оформить» его выход к
проспекту. Поэтому с 1783 г.,
в одно время с руководством строительством собора, Старов разрабатывает
реконструкцию северной левобережной стороны монастырской территории, которая и
была завершена к 1789 г.
Охватив полуциркульными дугами низких каменных стен вновь
организованную площадь, замыкающую Невский проспект, архитектор поместил по
сторонам ее два двухэтажных скромных жилых здания и встроил в западное крыло
полуциркуля одноэтажное здание богадельни. В центре полукольца, там, где и
ранее был проезд, ведущий к мосту, у ворот каре, Старов воздвиг каменную
Надвратную церковь, решенную в формах раннего классицизма. Невысокий купол,
плавные линии кровли алтарного выступа и симметричного ему выступа, внутри
которого размещена лестница, создают строгий силуэт здания. Строительством
Надвратной церкви и каменных стен Старов не только создал въезд на территорию
монастыря, но и включил левобережье с каменной Лазаревской церковью и
Лазаревским кладбищем в общий ансамбль.
Со времени окончания Надвратной церкви, в 1786 г., в соборе начались
отделочные работы, создавалось декоративное убранство здания, в котором приняли
участие десятки великолепных мастеров, — скульптор Ф. Шубин, лепщики К. Фонтано
и Ф. Ламони, мраморщик И. Пинкетти, резчики Ф. Кауш и И. Акимов, живописцы Я.
Меттенлейтер, Ф. Данилов, Г. Угрюмов и многие другие, работы которых, за
исключением первоначальной росписи собора, сохранились до сегодняшнего дня. К
августу 1790 г.
все работы по отделке собора были завершены.
Архитектурный облик и декоративное убранство Троицкого
собора вызвали восторг современников. И это понятно: в конце XVIII столетия он
был единственным завершенным монументальным собором Петербурга и долго не имел
себе равных.
Восхищение величием замысла и мастерством исполнения
выдержало испытание временем. Значение созданного Старовым не ограничивается
только художественными достоинствами самого собора. Зодчий завершил создание
исторического ансамбля, первого по времени замысла и началу строительства
ансамбля Петербурга и одного из самых крупных архитектурных комплексов рубежа
XVIII¾XIX
вв. на берегах Невы. Старов одновременно включил его в городскую застройку и
выделил в панораме Петербурга могучим собором, который вместе со стройными
башнями широко раскинувшихся корпусов создал один из красивейших архитектурных
силуэтов столицы.
В церкви святого Лазаря, построенной в 1717 г., была захоронена
любимая сестра Петра I
Наталья. Этим было положено начало старейшему кладбищу Санкт-Петербурга, на
котором предавали погребению лиц придворного сословия и высокопоставленных
чиновников. Здесь покоятся останки знаменитого русского генерала времен Петра
В. Шереметьева и Ф. Уварова, командовавшего кавалерией в Отечественную войну 1812 г. На монастырском
кладбище захоронены Ломоносов, архитекторы Старов, Воронин, Росси, драматург
Фонвизин и др. Над созданием многих надгробий трудились талантливые скульпторы
и архитекторы, такие как Мартос, Козловский, Воронихин, Кваренги, Гордеев и др.
С 1918
г. во внутреннем дворе лавры существовала
Коммунистическая площадка – кладбище для героев Гражданской и Великой
Отечественной войн, государственных деятелей.
В 1797
г. монастырь преобразован в лавру. Там были собраны
библиотека и большой исторический архив. В 1909 г. открылся музей –
Древлехранилище лавры.
С 1789
г. все главнейшие стороны деятельности
Александро-Невской обители, получив самостоятельную организацию, выросли,
окрепли и, по естественному порядку жизни, обособились.
Церковно-административная деятельность отошла к Консистории. Школьное обучение
сложилось в самостоятельную цепь духовно-учебных заведений.
Церковно-назидательное издательство перешло в руки высших органов церковного
управления и духовной науки. Образовались самостоятельные установления
флотского и заграничного духовенства.
В августе 1790
г. состоялось торжественное освящение Троицкого собора
владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей св. Александра Невского. Троицкий
собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его
украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных
русских живописцев. Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские
императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды,
подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных
престольных Евангелия XVII в., золотой крест, выполненный в 1660 г. для Кириллова
монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV
Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице
монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие
архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».
Богослужение
в Троицком соборе отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих
певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Еще при Петре I в монастыре
было введено нотное пение. Указом императора было повелено списать у певчих
государя копии «со всех знаменного напеву переводов, для знания в Невском
монастыре клирошанам». Со времен Екатерины II в Лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять
службу на греческом языке.
Лавра — название,
присваиваемое некоторым крупнейшим мужским монастырям, находящимся вне
зависимости от епархиальных епископов и подчиненных непосредственно высшей
церковной власти. В России это Троице-Сергиева, Александро-Невская, на Украине
— Киево-Печерская и Почаевская.
Ввиду большого культурного и исторического значения
Александро-Невского некрополя он был преобразован в государственный заповедник,
а в 1930 г.
на его месте был основан музей городской скульптуры.
В то же время было реорганизовано Тихвинское кладбище,
куда были перенесены останки многих выдающихся людей. К их числу принадлежат И.
Крылов, Н. Карамзин, В. Жуковский, Ф.
Достоевский; композиторы М. Глинка, М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский,
А. Даргомыжский. Здесь погребены также многие художники, артисты. Для
монастырского некрополя символична близость погребений к мощам — в данном случае святого защитника Русской
земли князя Александра Невского. Главной причиной захоронения мертвых «у
святых» было желание обеспечить защиту не только телу усопшего, но и всему его
существу в ожидании дня пробуждения и Страшного суда.
После Февральской революции 1917 года правящим архиереем
Санкт-Петербургской епархии был избран епископ Гдовский Вениамин (ум. 1922). В
мае 1917 г.
была проведена ревизия финансово-хозяйственного управления лавры, и по итогам
ревизии прежний наместник лавры, архимандрит Филарет, был отстранен от
должности. Новым наместником был назначен епископ Елизаветградский Прокопий
(Семенович). В период с 14 декабря 1917 г. по 26 января 1918 г. епископ Прокопий
являлся настоятелем обители, а 26 января 1918 г. священноархимандритом Лавры был
назначен митрополит Вениамин. Наместником стал архимандрит Виктор (Островидов).
В соответствии с декретом «Об отделении церкви от
государства и школы от церкви» все церковное имущество было национализировано,
и уже 13 января 1918 г.
Александра Коллонтай приказала реквизировать все помещения Александро-Невской
лавры. Монастырское имущество удалось отстоять, но в том же году все жилые
помещения перешли в ведение Петросовета. Часть лаврских помещений занял
Петроградский Епархиальный совет, а Надвратная церковь во имя иконы Божией
Матери «Всех скорбящих Радостей» стала приходской.
В декабре 1919 г. новым наместником
был назначен архимандрит Николай (Ярушевич), при котором отношение лаврского
священноначалия к Советской власти стало более лояльным. В соответствии с
Конституцией 1918 г.
при каждой церковной общине должен был быть организован церковно-приходской совет.
Такой совет был организован и при лавре. К ведению Совета относились сношения с
государственной властью и церковно-хозяйственные функции, а также аккумуляция
всех денежных пожертвований. Все остальные дела находились в ведении Духовного
собора лавры.
12 мая 1922
г., в разгар «изъятия церковных ценностей в пользу
голодающих», была вскрыта рака с мощами св. кн. Александра Невского. Рака была
изъята и помещена в Эрмитаж. 20 ноября того же года были изъяты и св. мощи,
вернувшиеся в собор лишь в 1989
г.
Во время «обновленческого раскола» 1920¾1940-х
гг., основой которого была группа петроградских священников, лавра на короткое
время перешла в руки обновленцев. Но уже в 1923 г. епископ Лужский
Мануил (Лемешевский), специально присланный в Петроград святителем Тихоном,
Патриархом Московским и всея Руси, для борьбы с раскольниками, вернул братию
обители в лоно православной церкви. Уже к 1926 г. из 115
«обновленческих церквей» осталось только 32.
При митрополите Иосифе (Петровых) Свято-Троицкий собор
Лавры становится кафедральным и продолжает пребывать таковым до 1933 г. После закрытия
собора в 1933 г.
в ведении церкви остается только Свято-Духовский храм, который закрывается в 1935 г. С этого времени весь
комплекс лаврских зданий используется под хозяйственные цели.
После изменения отношения Советской власти к Русской
православной церкви в 1943 г.
государство возвращает для организации и размещения Ленинградского
Епархиального управления Свято-Духовский храм лавры в 1946 г. Новый митрополит
Ленинградский Григорий (Чуков) ходатайствует перед светской властью и о
возвращении Свято-Троицкого собора, но безуспешно. Только в 1956 г. митрополит Елевферий
(Воронцов) добивается возвращения собора церкви. Первым настоятелем собора
после его освящения 12-13 сентября 1957 г. стал епископ Алексий (Коноплев). В
храме возобновились ежедневные богослужения.
В 1961
г., во время «хрущевских гонений», поступило
распоряжение о передаче Свято-Духовского храма государству. В связи с этим
останки митрополитов Григория и Елевферия были перенесены из храма в специально
устроенную крипту в подвале Свято-Троицкого собора, а Епархиальное управление
переехало в здание Духовной академии на наб. Обводного канала, дом 17. В память
о том, что правящий архиерей Ленинградской епархии является священноархимандритом
лавры, митрополит Никодим (Ротов) переводит Свято-Троицкий собор в свое
непосредственное подчинение и в 1967 настоятели стали именоваться наместниками.
Эта традиция сохранилась до 1997
г., когда приход был упразднен и все его имущество распоряжением
митрополита Владимира (Котлярова) было передано возрожденной Александро-Невской
лавре.
В 1985
г. церкви был передан Никольский кладбищенский храм,
торжественно освященный 22 апреля 1985 г. В храме хранятся останки почитаемого
многими верующими угодника Божия, затворника Матфея (Тотамира). Воскресные
богослужения совершаются в храме еженедельно и в настоящее время.
Ныне Свято-Троицкая Александро-Невская лавра является
действующим общежительным мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии.
При митрополите Никодиме (Ротове, 1978) настоятель собора
стал носить титул наместника, а правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии
стал настоятелем собора. В этом, на первый взгляд, незначительном изменении
была христианская надежда и мудрое предвидение владыки Никодима о будущем
монастыря.
Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе
лавры послужило возвращение 3 июня 1989 г., мощей Александра Невского ¾
небесного покровителя монастыря и града Святого Петра. Это произошло когда
Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий, ныне патриарх. Алексием,
митрополитом Ленинградским и Новгородским, было совершено перенесение из
Казанского собора мощей Александра Невского. Звоном лаврских колоколов и
крестным ходом духовенства и мирян они были торжественно преренесены на место
своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были
первоначально принесены Петром I
из Владимира в августе 1724 г.
Возрождение лавры как монастыря началось летом 1995 г. при правящем
митрополите Иоанне (Снычеве, 1996). Первым наместником монастыря стал старейший
клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) ¾
епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично предан
Духовской корпус, где и поселилась немногочисленная монашеская братия
состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских духовных школ.
Первое монашеское богослужение состоялось 14 сентября 1995 г. Службу возглавил
наместник лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел
хор из учащихся Духовной семинарии.
В апреле 1996
г., при правящем архиерее митрополите Владимире
(Котлярове), был назначен новый наместник лавры игумен Викентий (Кузьмин). 5
апреля 1996 г.
при участии патриарха Алексия II, духовенства Санкт-Петербургской епархии, руководства
города (где, кстати, присутствовал и будущий президент России В. Путин) и
начальства НИИ «ПРОМЕТЕЙ» которому на тот момент принадлежало большинство
зданий лавры, состоялась символическая передача комплекса лавры. К этому
времени уже началась передача Митрополичьего, Духовского и Просфорного
корпусов. Окончательная передача архитектурного комплекса лавры осуществилась к
2000 г..
В октябре 1996 года наместником лавры был назначен
архимандрит Назарий (Лавриненко).
3 ноября 1997 года приходское собрание Свято-Троицкого
собора было упразднено и управление передано Духовному собору лавры. Был также
принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный,
эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала жить полноценной
монашеской жизнью.
В настоящее время количество монахов постоянно
увеличивается за счет новых постригов из числа послушников, а также
монашествующих, приходящих из других монастырей. |