Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 08:54:13
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА [66]

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА
17.11.2015, 09:36:41
В 1712 г. была заложена, а в марте 1713 г. освящена деревянная церковь во имя Благо­вещения Пресвятой Богородицы, а рядом с монас­тырем, по берегу Невы, образовалась так называ­емая подмонастырская, или Невская, слободка. Образование этой слободки вполне естественно и понятно. При постройке монастыря — который строился очень долго — нужно было большое количество рабочих. Этот рабочий люд и строил себе хибарки как по Черной речке, так и по Неве; затем к рабочим присоединился торговый люд, В этой же местности были найдены большие залежи глины, и здесь появи­лись первые кирпичные заводы. Когда возникла эта слободка, кто был первым жителем, — мы не знаем, но можем руководствоваться различными датами, и, прежде всего, временем ос­нования Александро-Невского монастыря. В жур­нале Петра I за июль 1710 г. записано: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где быть каким строениям и над Невою рекою при С.-Петербурге, на устье речки Черной усмотрел из­рядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и св. Александра Невского и на том месте, в при­сутствии его, государя, и при нем обретающих ми­нистров и генералитета, архимандрит, назначен­ный в тот монастырь, Феодосий, водрузил крест с таковым написанием: «Во имя Отца и Сына и св. Духа повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь» и была поставлена на том месте часовня». Затем второе указание мы находим в собрании законов 1713 г.:  «О продаже кирпичных сараев, построенных от канцелярии каменных дел частным людям,  с предоставлением каждому свободы  делать   кирпичи   и   продавать   по   вольной цене».

Название финской деревушки Вихтулы переделали в Викторию, намекая, что именно здесь Александр Невский разбил шведов. Не важно, что в летописи это событие происходит в устье Ижоры-реки, гораздо выше по Неве.

Таким образом,  можно допустить, что заселение этой части Невского берега произошло в 1710—1713  гг. К этому выводу приходит и П. Н. Петров, говорящий,  что  «с учреждением Невского   монастыря   архимандрит  Феодосий, для строительных  работ  вызвав  из  приписных к его обители деревень рабочих людей, образовал с пepвого же времени, т. е. никак не позднее 1712 года, подмонастырскую слободу по Неве». А строительные работы  предполагались огром­ные: архитектор Д. Трезини уже составил особый замысловатый план предполагаемого монастыря, ос­нованием которого должен был быть крест. Петр I в 1717 г. утвердил план будущих каменных монастырских построек. План этот  был  выгравирован, рассылался  за  границу, раздавался приезжим знатным иностранцам, чтобы они, восхищаясь грандиозностью постройки, про­славляли русского царя...  

С 1712 г. основное «партикулярное» строительство велось вокруг деревянной церкви. Создавалась Подмонастырная слобода, на территории которой, окруженной палисадом с пушками, соорудили близ Невы высокую звонницу с часами и шпилем, деревянные «архимандричьи» кельи, братские кельи мазанковые, амбары, погреба, кузни. Здесь же в слободе завели лесопильни, кирпичные заводы, учредили «гошпиталь». Разворачивавшееся строительство настоятельно требовало прямой связи со строившимся центром города, его Адмиралтейской частью, а также прямого сообщения со старой Новгородской дорогой, поэтому «от монастыря к Адмиралтейству до борку першпективная дорога застроена в 1712 году». Эта просека и дала начало будущему Невскому проспекту.

Годы, последовавшие за Полтавской баталией, отмечены размахом строительных работ. В 1716¾1717 гг. А. Ф. Зубовым была создана знаменитая «Панорама Петербурга». Образ молодой столицы слагался из того, что было уже возведено, строилось, и того, что только предполагалось «построенну быть» ¾ существовало в чертежах, планах, проектах.

Панорама дополнялась одиннадцатью малыми гравюрами, на которых показаны главнейшие — от Кроншлотской крепости до Летнего дворца — сооружения, не уместившиеся на центральной Панораме. Первой была гравюра с надписью «Монастырь святого Александра Невского». 

Каменное строительство на правобережье Черной речки возглавлял Меншиков. Строили «с поспешанием» сразу северо-восточное угловое здание двойной двухэтажной церкви и первый, примыкающий к ней, уступ с кельями и трапезной — часть будущего Духовского корпуса. Трезини лично руководил «каменным делом» только первые годы. Уже через год появилась необходимость в опытном помощнике, который мог бы вести дальнейшие работы по указаниям Трезини. Таким помощником с середины 1718 г. стал архитектор Христофор Конрат, а с начала 1720 г. ¾ Теодор Швертфегер, «архитект прусские Земли», с именем которого связан большой период строительства монастыря и первое изменение его генерального плана. Дело в том, что Трезини спроектировал главный вход в собор со стороны Невы, то есть с востока, там, где по церковным канонам, должен быть алтарь. Эта ошибка вынуждала пересмотреть проект. Хотя Трезини с 1720 г. почти полностью отошел от строительства монастыря, тем не менее весьма вероятно его участие в переделке проекта вместе с Швертфегером. Проект Швертфегера до наших дней не сохранился и так же, как первоначальный, известен по гравюре, сделанной П. Пикартом в 1723 г.

После разработки нового проекта, утвержденного Петром I, Трезини полностью отошел от строительства монастыря. К этому времени были завершены основные строительные работы по возведению всех трех уступов Духовского корпуса и Благовещенской (нижней) церкви. Достраивал здания и руководил работами уже Швертфегер. В августе 1724 г. в присутствии Петра I состоялась торжественная церемония освящения верхней церкви «во имя Александра Невского», и в тот же день в ней была установлена привезенная ранее из Рождественского монастыря, что во Владимире на Клязьме, рака с прахом Александра Ярославича.

Вот как об этом пишет историк XIX в. М. И. Пыляев:

«У села Усть-Ижоры Петр встретил шествие, перенес мощи угодника к себе на лодку, на которой стал сам у руля, а своих сподвижников превратил в простых гребцов. Лодка, сопутствуемая мно­жеством судов, прибыла в Петербург, где ее первый встре­тил ботик Петра под императорским штандартом, а за­тем императрица, весь двор, все духовенство, вся гвардия и народ. Государь с приближенными поднял с лодки святыню и под богатым балдахином перенес в освященную только в этот день новую Александровскую церковь, где она и пре­бывала до постройки главного собора».

Впоследствии, в 1750¾1753 гг. на петербургском Монетном дворе в Петропавловской крепости была сооружена гробница Александра Невского. На ее изготовление пошло 90 пудов серебра — годовая добыча колыванских рудников.

Гробница состоит из шести частей. Высокий саркофаг украшен барельефными изображениями сцен из жизни Александра Невского. Они повествуют о победах князя: битве на Неве (1240 г.), освобождении Пскова (1242 г.) и происшедшем в том же году знаменитом Ледовом побоище, завершившемся разгромом немецких рыцарей. За саркофагом возвышается огромная пирамида, в верхней части которой в лучах солнца изображен вензель Александра Невского. Под ним на фоне горностаевой мантии — чеканный портрет князя. Ниже по обеим сторонам пирамиды расположены фигуры ангелов. На щитках, которые они держат в руках, выгравированы тексты Ломоносова, посвященные Александру Невскому и императрице Елизавете, приказавшей создать эту гробницу-памятник. Слева и справа от пирамиды помещаются стопки с воинскими до-спехами из серебра, а рядом с саркофагом — две курильницы в виде треножников. Гигантские размеры гробницы, сложная форма, многочисленные украшения в виде скульптур, барельефов, узоров, применение разнообразной техники (литье, чеканка, гравировка и т. д.) требовали от ее создателей виртуозного мастерства.

Александро-Невский монастырь готовил священнослужителей для высшей церковной иерархии, в нем открылись типография, Словенская школа, в 1726 г.¾ Славяно-греко-латинская семинария, а затем действующая и поныне Духовная академия.

В конце XVIII столетия у южной стены здания образовалась так называемая «палатка», в которой производились захоронения, так же, как и в самом здании Благовещенской церкви, где сразу было предусмотрено строительство усыпальниц на двадцать пять мест. В 1822 г. к зданию пристроили одноэтажную заалтарную ризницу, которая вместе с «палаткой» и пристройкой к первому уступу Духовского корпуса несколько исказила его облик.

Но главной заботой была центральная соборная церковь. Строительство ее началось еще при жизни Петра I в мае 1722 г. Тогда спешно сделали фундамент — за 20 дней — в июне состоялась торжественная закладка собора. Все внимание Швертфегер отдал этому зданию, строившемуся уже только по его проекту. К 1727 г. стены возвели под крышу, начали возводить барабан купола и колокольни. Однако после 1727 г. работа замедлилась, а к 1730 г. всякое строительство прекратилось.

Лишь после воцарения Анны Иоанновны в апреле 1732 г. последовал указ, касавшийся «каменного строения» Невского монастыря: велено было «строение продолжать из казны», на что ассигновали двадцать тысяч рублей. Заведовать Конторой строения поставили давно «обретавшегося» на строительных работах подполковника Военной коллегии М. О. Аничкова. Однако и он, и Контора подчинялись Канцелярии от строений, возглавляемой с петровских времен энергичными и знающими У. А. Сенявиным и Д. Трезини. Канцелярия руководила всем строительством города, но вскоре централизованное руководство было разделено между различными ведомствами, отчего пошла неразбериха и «конфузия». В довершение, по настоянию вошедшего в милость Б.-Х. Миниха, Сенявин и Трезини были отставлены от Канцелярии и вместо Сенявина поставлен бывший парикмахер, гоф-интендант Кормедон, человек, близкий Миниху. Все это не могло не сказаться и на строительстве монастыря. Отошедшему от дел за последние два года Швертфегеру предложили возобновить работы, и контора даже наняла каменщиков, но они «за самовольною архитектора Фегера от строений отлучкою и непоказанием им работ, разошлись». Собор вчерне все же достроили, назначив вместо Швертфегера талантливого ученика Трезини М. Г. Земцова, а Швертфегеру в 1733 г. указом Сената велено «от оного дела и от службы отказать».

Занятый на строительных работах в городе Земцов недолго пробыл архитектором Александро-Невского монастыря. В 1735 г. его назначили архитектором Главной полицмейстерской канцелярии, то есть фактически главным архитектором города. Вместо Земцова продолжение строительства возложили на П. М. Еропкина, но и он ничего практически не смог сделать. После образования в 1737 г. Комиссии о Санкт-Петербургском строении, руководителем которой стал Еропкин, он полностью переключился на разработку проекта преобразования Петербурга.

После трагической смерти Еропкина, строителем ансамбля, так и не продвинувшегося в годы правления Анны Иоанновны, вновь назначили Земцова.

Еще в первое его заведование работами, в 1734 г., на стройку был принят  в числе прочих каменных дел мастер К.-Ф. Фоссатти, по-видимому, довольно опытный строитель, который в дальнейшем примет участие как исполнитель в сооружении ряда монастырских зданий.

Особая комиссия для обследования состояния собора была назначена уже после смерти Анны Иоанновны. Возглавлял ее фельдмаршал Б.-Х. Миних. В составе комиссии, помимо сенатора А. Л. Нарышкина и генерала Измайлова, были архитекторы Б.-К. Растрелли, М. Г. Земцов, Я. И. Шумахер, И. К. Коробов, П. и Дж. Трезини.

Выяснилось, что собор из-за недостаточной прочности фундамента осел, дал трещины на сводах и стенах и грозит обвалиться. Поэтому после повторного обследования архитекторами было решено разобрать его «до подошвы». Одновременно Канцелярия от строений, в ведение которой с января 1741 г. целиком перешло строительство, поручила той же Комиссии решать вопрос о дальнейших работах. Решено было продолжать их, руководствуясь, в основном, старым генеральным проектом. Но до возобновления строительных работ прошло еще немало времени. Только после воцарения Елизаветы Петровны, с конца 1741 г., начался новый период в строительстве ансамбля.

Наиболее длительный период строительства - 9 лет — связан с деятельностью П.-А. Трезини. Хорошо освещенный документально этот период строительства, начиная с 1741 г. до завершения постройки монастырских корпусов и Митрополичьего дворца, не ясен во многом, что касается проектирования и авторов проекта. Историки русской архитектуры часто расходятся в атрибуции отдельных сооружений, используя разноречивые архивные документы. Во всяком случае, вероятно, основная роль в проектировании не только Федоровской церкви (что признано бесспорным) принадлежит П.-А. Трезини, архитектору одаренному, обладавшему утонченным вкусом, большим мастерством и художественным тактом, что особенно важно учитывать, так как ему приходилось вести работу в уже начатом ансамбле.

Первоначально он предполагал изменить характер южных уступов, продлив их до соединения с северными круглой двухэтажной галереей, огибающей алтарную часть собора, но в конце концов начал строить, точно повторяя структуру Духовского корпуса, и лишь внес большую пластичность в декоративную обработку фасадов, применив вместо межоконной раскреповки одной полуколонной (как это было в Духовском корпусе) полуколонну на фоне плоских пилястр. Эта деталь сообщила живописность и эффектность ясным и четким объемам уступов, законченных к 1748 г. В 1744 г. Трезини составил план, самый ранний из сохранившихся планов монастыря, а в 1745-м  заложил по своим чертежам новую церковь, Федоровскую, завершающую главную восточную линию монастырского каре.

Федоровская церковь, так же как и Благовещенская, с годами обросла пристройками.

Одна из них была сделана в 1891 г. архитектором В. И. Карповым, построившим Исидоровскую одноэтажную церковь-усыпальницу, примыкающую к старому зданию с восточной стороны. Другая — более ранняя, 1754 г., очень интересна в архитектурном отношении.

Чтобы замкнуть «перспективу» и устроить парадный въезд, Расторгуеву, только что перешедшему со стройки Стрельнинского дворца в Контору строения монастыря, было поручено в 1753 г. спроектировать колокольню с воротами.

Богато декорированное колоннами, многоярусное деревянное сооружение на каменном фундаменте с высоким лантернином и «боевыми» часами воздвигли в 1756 г. там, где 30 лет спустя встанет Надвратная церковь лавры, существующая и поныне.

В 1756 г. начали возводить здание Архиерейского дома и всего Митрополичьего корпуса.

Западная линия, которую строил вначале Расторгуев, а потом Антонетти, с начала XIX в. постепенно теряет свой изначальный облик. В 1819 г. над Митрополичьим домом сделали первую надстройку. В 1860 г. начали пристраивать к палатам со стороны сада двухэтажный флигель. С 1861 г. в лавре работал А. М. Горностаев.

Талантливый зодчий, знаток архитектуры предшествующего периода и прекрасный стилист, он, по мере возможности, сохранил первоначальный облик западных корпусов с их характерным для XVIII в. декором. В своем проекте надстройки второго этажа обеих крыльев Митрополичьего корпуса он использовал приемы и стилистические особенности, присущие архитектуре старых Архиерейских палат.

Поэтому современный облик зданий, несмотря на неизбежные при перестройках потери, сохранил во многом художественную выразительность прежних монастырских строений. Сохранились в основном и некоторые интерьеры, в том числе впечатляющий парадным великолепием приемный зал.

Одной из потерь в планировке была утрата широкого сквозного проезда в центре Митрополичьего дома. Проезд заложили в 1880-х гг. (устроив на его месте вестибюль) так же, как значительно ранее были заложены проезды в боковых — южном и северном – «служительских» корпусах.

С начала 1760-х гг., т. е. правления Екатерины II,  строительные работы приобретают большой размах.

В 1774 г. было закончено строительство всего монастырского каре. Оставалось незастроенным пространство в середине уступов восточного корпуса — то место, где еще недавно поднимались стены недостроенного собора Швертфегера. Возведение нового собора составляет последний период в создании ансамбля.

Иконостас собора в это время был сделан из белого итальянского мрамора. Вокруг икон ¾ красный сибирский агат; нижний цоколь клиросов из синего итальянского мрамора. Над южными вратами ¾ благославляющий Спаситель Ван-Дейка, над северными ¾ Богородица с младенцем кисти Куверчино. На правом клиросе средняя икона ¾ Божией матери с младенцем, а верхняя ¾ Спасителя, приемлющего поругание, на левом клиросе ¾ Богородица, а над нею воскрешение Лазаря кисти художника Бассано. На восточной стене ¾ «Воскресение Христово» Рубенса, ему же приписывается «Снятие с креста» за левым клиросом и, наконец, образ «Благовещения» Рафаэля Мэнгса. В ризнице лавры хранилось много драгоценностей: большой золотой крест 1660 г., антиминсы XII¾XIV вв., золотые с бриллиантами дискосы и потиры, трость Петра I из слоновой кости с набалдашником, который он сам выточил, его же маршальский жезл и т. д.

Затянувшееся на многие десятилетия строительство подходило к концу. Старое неудавшееся здание собора было разобрано в 1755 г. В 1763 г. архитекторам предложили разработать проекты нового собора. Ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II, и только через 11 лет составление проекта поручили тридцатилетнему архитектору И. Е. Старову. В феврале 1776 г. проект, представленный Екатерине II — план, фасад, разрез и приложенная к ним смета,— был утвержден, и Старова назначили руководителем строительства.

Расположение ансамбля на главной магистрали города обязывало упорядочить его окружение и прежде всего «оформить» его выход к проспекту. Поэтому с 1783 г., в одно время с руководством строительством собора, Старов разрабатывает реконструкцию северной левобережной стороны монастырской территории, которая и была завершена к 1789 г.

Охватив полуциркульными дугами низких каменных стен вновь организованную площадь, замыкающую Невский проспект, архитектор поместил по сторонам ее два двухэтажных скромных жилых здания и встроил в западное крыло полуциркуля одноэтажное здание богадельни. В центре полукольца, там, где и ранее был проезд, ведущий к мосту, у ворот каре, Старов воздвиг каменную Надвратную церковь, решенную в формах раннего классицизма. Невысокий купол, плавные линии кровли алтарного выступа и симметричного ему выступа, внутри которого размещена лестница, создают строгий силуэт здания. Строительством Надвратной церкви и каменных стен Старов не только создал въезд на территорию монастыря, но и включил левобережье с каменной Лазаревской церковью и Лазаревским кладбищем в общий ансамбль.

Со времени окончания Надвратной церкви, в 1786 г., в соборе начались отделочные работы, создавалось декоративное убранство здания, в котором приняли участие десятки великолепных мастеров, — скульптор Ф. Шубин, лепщики К. Фонтано и Ф. Ламони, мраморщик И. Пинкетти, резчики Ф. Кауш и И. Акимов, живописцы Я. Меттенлейтер, Ф. Данилов, Г. Угрюмов и многие другие, работы которых, за исключением первоначальной росписи собора, сохранились до сегодняшнего дня. К августу 1790 г. все работы по отделке собора были завершены.

Архитектурный облик и декоративное убранство Троицкого собора вызвали восторг современников. И это понятно: в конце XVIII столетия он был единственным завершенным монументальным собором Петербурга и долго не имел себе равных.

Восхищение величием замысла и мастерством исполнения выдержало испытание временем. Значение созданного Старовым не ограничивается только художественными достоинствами самого собора. Зодчий завершил создание исторического ансамбля, первого по времени замысла и началу строительства ансамбля Петербурга и одного из самых крупных архитектурных комплексов рубежа XVIII¾XIX вв. на берегах Невы. Старов одновременно включил его в городскую застройку и выделил в панораме Петербурга могучим собором, который вместе со стройными башнями широко раскинувшихся корпусов создал один из красивейших архитектурных силуэтов столицы.

В церкви святого Лазаря, построенной в 1717 г., была захоронена любимая сестра Петра I Наталья. Этим было положено начало старейшему кладбищу Санкт-Петербурга, на котором предавали погребению лиц придворного сословия и высокопоставленных чиновников. Здесь покоятся останки знаменитого русского генерала времен Петра В. Шереметьева и Ф. Уварова, командовавшего кавалерией в Отечественную войну 1812 г. На монастырском кладбище захоронены Ломоносов, архитекторы Старов, Воронин, Росси, драматург Фонвизин и др. Над созданием многих надгробий трудились талантливые скульпторы и архитекторы, такие как Мартос, Козловский, Воронихин, Кваренги, Гордеев и др.

С 1918 г. во внутреннем дворе лавры существовала Коммунистическая площадка – кладбище для героев Гражданской и Великой Отечественной войн, государственных деятелей.

В 1797 г. монастырь преобразован в лавру. Там были собраны библиотека и большой исторический архив. В 1909 г. открылся музей – Древлехранилище лавры.

С 1789 г. все главнейшие стороны деятельности Александро-Невской обители, получив самостоятельную организацию, выросли, окрепли и, по естественному порядку жизни, обособились. Церковно-административная деятельность отошла к Консистории. Школьное обучение сложилось в самостоятельную цепь духовно-учебных заведений. Церковно-назидательное издательство перешло в руки высших органов церковного управления и духовной науки. Образовались самостоятельные установления флотского и заграничного духовенства.

В августе 1790 г. состоялось торжественное освящение Троицкого собора владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей св. Александра Невского. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских живописцев. Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII в., золотой крест, выполненный в 1660 г. для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».

      Богослужение в Троицком соборе отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Еще при Петре I в монастыре было введено нотное пение. Указом императора было повелено списать у певчих государя копии «со всех знаменного напеву переводов, для знания в Невском монастыре клирошанам». Со времен Екатерины II в Лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке.

 

Лавра — название, присваиваемое некоторым крупнейшим мужским монастырям, находящимся вне зависимости от епархиальных епископов и подчиненных непосредственно высшей церковной власти. В России это Троице-Сергиева, Александро-Невская, на Украине — Киево-Печерская и Почаевская.

 

Ввиду большого культурного и исторического значения Александро-Невского некрополя он был преобразован в государственный заповедник, а в 1930 г. на его месте был основан музей городской скульптуры.

В то же время было реорганизовано Тихвинское кладбище, куда были перенесены останки многих выдающихся людей. К их числу принадлежат И. Крылов, Н. Карамзин, В.  Жуковский, Ф. Достоевский; композиторы М. Глинка, М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, А. Даргомыжский. Здесь погребены также многие художники, артисты. Для монастырского некрополя символична бли­зость погребений к мощам в данном случае святого защитника Русской земли князя Александра Невского. Главной причиной захоронения мертвых «у святых» было желание обеспечить защиту не только телу усопшего, но и всему его суще­ству в ожидании дня пробуждения и Страшного суда.

После Февральской революции 1917 года правящим архиереем Санкт-Петербургской епархии был избран епископ Гдовский Вениамин (ум. 1922). В мае 1917 г. была проведена ревизия финансово-хозяйственного управления лавры, и по итогам ревизии прежний наместник лавры, архимандрит Филарет, был отстранен от должности. Новым наместником был назначен епископ Елизаветградский Прокопий (Семенович). В период с 14 декабря 1917 г. по 26 января 1918 г. епископ Прокопий являлся настоятелем обители, а 26 января 1918 г. священноархимандритом Лавры был назначен митрополит Вениамин. Наместником стал архимандрит Виктор (Островидов).

В соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все церковное имущество было национализировано, и уже 13 января 1918 г. Александра Коллонтай приказала реквизировать все помещения Александро-Невской лавры. Монастырское имущество удалось отстоять, но в том же году все жилые помещения перешли в ведение Петросовета. Часть лаврских помещений занял Петроградский Епархиальный совет, а Надвратная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радостей» стала приходской.

      В декабре 1919 г. новым наместником был назначен архимандрит Николай (Ярушевич), при котором отношение лаврского священноначалия к Советской власти стало более лояльным. В соответствии с Конституцией 1918 г. при каждой церковной общине должен был быть организован церковно-приходской совет. Такой совет был организован и при лавре. К ведению Совета относились сношения с государственной властью и церковно-хозяйственные функции, а также аккумуляция всех денежных пожертвований. Все остальные дела находились в ведении Духовного собора лавры.

12 мая 1922 г., в разгар «изъятия церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами св. кн. Александра Невского. Рака была изъята и помещена в Эрмитаж. 20 ноября того же года были изъяты и св. мощи, вернувшиеся в собор лишь в 1989 г.

      Во время «обновленческого раскола» 1920¾1940-х гг., основой которого была группа петроградских священников, лавра на короткое время перешла в руки обновленцев. Но уже в 1923 г. епископ Лужский Мануил (Лемешевский), специально присланный в Петроград святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея Руси, для борьбы с раскольниками, вернул братию обители в лоно православной церкви. Уже к 1926 г. из 115 «обновленческих церквей» осталось только 32.

При митрополите Иосифе (Петровых) Свято-Троицкий собор Лавры становится кафедральным и продолжает пребывать таковым до 1933 г. После закрытия собора в 1933 г. в ведении церкви остается только Свято-Духовский храм, который закрывается в 1935 г. С этого времени весь комплекс лаврских зданий используется под хозяйственные цели.

После изменения отношения Советской власти к Русской православной церкви в 1943 г. государство возвращает для организации и размещения Ленинградского Епархиального управления Свято-Духовский храм лавры в 1946 г. Новый митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) ходатайствует перед светской властью и о возвращении Свято-Троицкого собора, но безуспешно. Только в 1956 г. митрополит Елевферий (Воронцов) добивается возвращения собора церкви. Первым настоятелем собора после его освящения 12-13 сентября 1957 г. стал епископ Алексий (Коноплев). В храме возобновились ежедневные богослужения.

В 1961 г., во время «хрущевских гонений», поступило распоряжение о передаче Свято-Духовского храма государству. В связи с этим останки митрополитов Григория и Елевферия были перенесены из храма в специально устроенную крипту в подвале Свято-Троицкого собора, а Епархиальное управление переехало в здание Духовной академии на наб. Обводного канала, дом 17. В память о том, что правящий архиерей Ленинградской епархии является священноархимандритом лавры, митрополит Никодим (Ротов) переводит Свято-Троицкий собор в свое непосредственное подчинение и в 1967 настоятели стали именоваться наместниками. Эта традиция сохранилась до 1997 г., когда приход был упразднен и все его имущество распоряжением митрополита Владимира (Котлярова) было передано возрожденной Александро-Невской лавре.

В 1985 г. церкви был передан Никольский кладбищенский храм, торжественно освященный 22 апреля 1985 г. В храме хранятся останки почитаемого многими верующими угодника Божия, затворника Матфея (Тотамира). Воскресные богослужения совершаются в храме еженедельно и в настоящее время.

Ныне Свято-Троицкая Александро-Невская лавра является действующим общежительным мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии.

При митрополите Никодиме (Ротове, 1978) настоятель собора стал носить титул наместника, а правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии стал настоятелем собора. В этом, на первый взгляд, незначительном изменении была христианская надежда и мудрое предвидение владыки Никодима о будущем монастыря.

Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе лавры послужило возвращение 3 июня 1989 г., мощей Александра Невского ¾ небесного покровителя монастыря и града Святого Петра. Это произошло когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий, ныне патриарх. Алексием, митрополитом Ленинградским и Новгородским, было совершено перенесение из Казанского собора мощей Александра Невского. Звоном лаврских колоколов и крестным ходом духовенства и мирян они были торжественно преренесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были первоначально принесены Петром I из Владимира в августе 1724 г.

Возрождение лавры как монастыря началось летом 1995 г. при правящем митрополите Иоанне (Снычеве, 1996). Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) ¾ епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично предан Духовской корпус, где и поселилась немногочисленная монашеская братия состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских духовных школ.

Первое монашеское богослужение состоялось 14 сентября 1995 г. Службу возглавил наместник лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной семинарии.

В апреле 1996 г., при правящем архиерее митрополите Владимире (Котлярове), был назначен новый наместник лавры игумен Викентий (Кузьмин). 5 апреля 1996 г. при участии патриарха Алексия II, духовенства Санкт-Петербургской епархии, руководства города (где, кстати, присутствовал и будущий президент России В. Путин) и начальства НИИ «ПРОМЕТЕЙ» которому на тот момент принадлежало большинство зданий лавры, состоялась символическая передача комплекса лавры. К этому времени уже началась передача Митрополичьего, Духовского и Просфорного корпусов. Окончательная передача архитектурного комплекса лавры осуществилась к 2000 г..

В октябре 1996 года наместником лавры был назначен архимандрит Назарий (Лавриненко).

3 ноября 1997 года приходское собрание Свято-Троицкого собора было упразднено и управление передано Духовному собору лавры. Был также принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала жить полноценной монашеской жизнью.

В настоящее время количество монахов постоянно увеличивается за счет новых постригов из числа послушников, а также монашествующих, приходящих из других монастырей.

Категория: ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА | Добавил: tineydgers | Теги: как строили Петербург, достопримечательности Санкт-Петербу, петербурговедение, история Санкт-Петербурга, образовательный сайт
Просмотров: 1195 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0