Если бы вам довелось попасть в Петербург 26 ноября 1718 г., вы бы заметили, что на его и без того шумных улицах
царит какое-то особое оживление. На перекрестках, у ворот того или иного дома
толокся, собираясь кучками, народ, судя по одежде — все больше
люди средних сословий. Что-то обсуждали, спорили. Наибольшим ажиотажем были
охвачены те, которые толпились вокруг уличных фонарей. На фонарях висели
какие-то объявления, и грамотеи читали их вслух. Понять, однако, толком было
трудно. Чтецов-добровольцев перебивали вопросами. Иногда их голоса тонули в
хоре восклицаний, то ли одобрительных, то ли нет
— поди-ка разбери при таком шуме.
Но вот в общий галдеж ворвалось мерное деловитое постукивание
барабана. Люди отхлынули от фонарей. Топтавшиеся до того в задних рядах первыми
устремились вслед за барабанщиком. А тот, словно не видя, что за ним выросла
целая свита, невозмутимо шагал по улице и, не поворачивая головы, выкрикивал в
такт отбиваемой им дроби: «... начнутся 27 числа сего месяца. Первая будет у
князь-папы, а потом будут следоваться другие, кому сказано будет, от того хозя...»
Барабанщик повернул за угол. Кое-кто из сопровождавшей
его толпы отстал и вернулся к фонарям. Они явно разобрались уже, в чем дело, и
спешили поделиться своими соображениями с остальными.
Что же так взбудоражило в этот день петербуржцев?
Всего-навсего указ об ассамблеях.
Пожалуй, лишь ближайшие сподвижники Петра, ну и те,
конечно, кому удалось побывать в Западной Европе, отчетливо представляли себе,
что такое ассамблея. Для большинства же само слово было совершеннейшей новостью — его услышали на Руси впервые. Поэтому указ
начинался с подробного разъяснения названия и того, что за ним кроется.
«Ассамблея — слово
французское, которого на русском языке одним словом выразить невозможно, но
обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд делается не
для только забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой
нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава».
Далее шел уже собственно указ.
«А каким образом оные ассамблеи отправлять, определяется... пунктом, покамест в обычай не войдет.
1. В каком дому
имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или иным знаком объявить людям, куда
всякому вольно придтить, как мужескому полу, так и женскому.
2. Ранее 5 или 4
часов не начинается, а долее 10 пополудни
не продолжается.
3. Хозяин не
повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни подчивать... но токмо повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье,
употребляемое в жажду, кто попросит, игры, на столах употребляемые.
4. ... также тут
быть столько, кто хочет, и отъехать волен, когда хочет.
5. Во время бытия
на ассамблее вольно сидеть, ходить, играть, никто другому прешкодить или
унимать, также церемонии делать вставанием, провожанием и протчее отнюдь не
дерзает под штрафом великого орла, но только при приезде и отъезде поклоном
почтить можно.
6. Определяется,
каким чинам на оные ассамблеи ходить, а именно: с высших чинов до обер-офицеров
и дворян, также знатным купцам и начальным мастеровым людям, также знатным
приказным, тож разумеется и о женском поле, их жен и детей».
Любопытный документ, не правда ли? А главное,
неожиданный. У современного человека как-то не укладывается в сознании, для
чего он понадобился: неужто тогда и веселиться можно было лишь по высочайшему
приказу? У некоторых же, наверное, возникнет и другой вопрос: чего ради столько
волнений из-за подобного указа? Можно подумать, что по меньшей мере о введении
нового налога объявили.
Указ 1718 г. знаменует ломку
старых бытовых традиций во имя более разумных требований времени. Предлагается
новая форма общественного сближения, и в ней нет места типичной для Московской
Руси замкнутости — национальной, сословной
и семейной. На ассамблее русский и иностранец, титулованный сановник и
мастеровой, мужчина и женщина должны чувствовать себя на равной ноге. Притом
«вольно»: хочешь — танцуй, хочешь — сиди, в шахматы, шашки играй, разговаривай
(сюда ведь, как помните, приходят не только развлекаться, но и потолковать о
делах да о том, что на белом свете делается). И поменьше церемоний: кому нужны
все эти утомительные поклоны в пояс и до земли, торжественные встречи и проводы,
длиннющие тосты на полчаса каждый.
Однако растолковывать таким вот образом пункты указа — занятие, признаться, довольно скучное.
Заглянем лучше на одну из петровских ассамблей. На какую — безразлично, порядки ведь на них одинаковые. Только не надо
мешкать. Зимой в Петербурге темнеет рано. Уже к четырем часам пополудни город
погружается в лиловые сумерки, незаметно сменяющиеся полной темнотой. Уличных
же фонарей пока мало. Впрочем, обойдемся и без них. Вот, кажется, то, что мы
ищем. Большой двухэтажный дом. Его окна ярко освещены, на разукрашенных
морозом стеклах движутся какие-то тени.
Фыркают лошади, скрипит снег под полозьями саней. Одни,
другие, третьи... десятые. Подкатывают к
самому крыльцу, куда легко спрыгивают или степенно спускаются — это уж смотря по возрасту или темпераменту — седоки, исчезающие за гостеприимной дверью.
Обширные сени. Здесь блаженно тепло. Пахнет чем-то
вкусным. Но к дразнящим обоняние запахам примешиваются иные — крепкого трубочного табака, мускуса,
горячего воска. Из соседнего помещения несутся звуки оркестра. Полонез. Танцы всегда открываются польским, значит, они
начались недавно. Гости рангом пониже спешат прямо туда, где гремит музыка,
откуда плывут такие соблазнительные ароматы. Те же, что починовнее, еще
мешкают в сенях: им нужно «устроить» в компанию к хозяйским слугам своих
лакеев: и тем, и другим — гласит седьмой пункт известного вам указа — «в апартаменты невольно входить, но быть в
сенях или где хозяин определит».
Войдя в танцевальный зал, на какую-то секунду зажмуриваешься.
Яркий свет режет привыкшие к сумраку глаза. Не менее двадцати свечей зажжено в
спускающейся с потолка массивной серебряной люстре, да на окнах стоят целые
пирамиды из горящих свечей, вставленных в многосвечники из того же благородного
металла.
Завсегдатаи ассамблей (видно, и в этом доме они не
впервые) чувствуют себя превосходно. Любители потанцевать устремляются
приглашать дам на «миновею» (менуэт). Дамы сидят отдельно от мужчин. «Если не
танцуешь, словечком с ними не перекинешься», — ворчит
один из гостей-иностранцев. Люди солидные, осторожно обходя скользящие по
паркету пары, усаживаются за шахматы и, забыв обо всем на свете, погружаются в
обдумывание какого-то головоломного хода. Словом, каждый находит занятие по
вкусу. Лишь заядлые картежники чувствуют себя не у дел. Петр I терпеть не мог карт (как и других
азартных игр), и на ассамблеях они были строго-настрого запрещены.
Что до новичков, то они еще некоторое время жмутся в
спасительной близости к двери, с любопытством, однако, озираясь по сторонам.
Зал обширный. Танцует никак не меньше двадцати пар, да еще куча народа стоит
или сидит вдоль стен. И всем места хватает. Никому не мешает даже уставленный
холодными кушаньями стол и стоящий позади него грандиозный буфет черного
дерева, на котором сверкает хрустальная и серебряная посуда. Стены обтянуты
дорогими штофными обоями, по ним развешаны зеркала и портреты в золоченых
рамах. Из глубины черных фонов высокомерно щурятся на собравшееся здесь
пестрое, разносословное общество кавалеры каких-то орденов, загадочно улыбаются
красавицы в пышных туалетах. Вон и портрет государя в латах, с маршальским
жезлом в руках. Несомненно, хозяин дома не просто богатый человек, но и лицо
сановное.
В глубине зала виднеется еще дверь. Потому ли, что она
распахнута на обе половины, или по другой какой причине, но только есть в этой
двери что-то удивительно притягательное для большинства нетанцующих мужчин.
Нет-нет да и исчезают они в ее светящемся проеме и возвращаются заметно
повеселевшими. А дело в том, что в покое за таинственной дверью стоит длинный-предлинный
стол. На нем щедрой рукой расставлено всевозможное жаркое — молочные поросята, гуси, индюшки, даже
бараний бок с кашей. И все это так аппетитно выглядит («говорят, хозяин держит
повара-немца и большое вознаграждение ему за умение положил), что и есть не
хочешь — все равно слюнки потекут.
Посреди стола ¾
огромный серебряный поднос с грудами сластей. Конечно, нет недостатка и в
крепких напитках.
Обратите внимание, что сервировка стола отличается от
древнерусской. Тарелки уже не из драгоценных металлов, а из фарфора, но не из
соображений дешевизны. Секрет изготовления фарфора в Европе был открыт совсем
недавно, и за изделия из него поначалу платили бешеные деньги. Купить столовый
сервиз, подобный тому, что красуется здесь на столе, мог позволить себе только
очень богатый человек.
Среди сосудов для питья преобладают стеклянные и
хрустальные довольно большие, расширяющиеся кверху стаканы и кубки (те и другие
были мало употребительны в древнерусском быту). На некоторых резаны вензеля,
государственные орлы, а на одном стакане —
вон он стоит у самого подноса со сластями,—
если присмотреться, прочтешь ликующую надпись: «Виват, царь Петр Алексеевич!»
Разумеется, она видна гораздо отчетливее, когда стакан до краев наполнен
кроваво-красным вином.
Попадаются и серебряные сосуды. Главным образом чарки,
украшенные чеканными узорами, расписной эмалью или чернью, на которой
расцветают пышные золотые цветы. Совсем как в конце XVII в. Однако форма уже не та. Некоторые, правда, похожи еще на
чашечки с плоскими припаянными к краю бортика ручками. Но уж очень они мелкие и
маленькие — только под водку и крепкие
вина годятся — да и поддонцев у них нет.
Другие и вовсе необычные: то в виде «корзиночек» с двумя-четырьмя
ручками-завитками, то наподобие низеньких стаканчиков на дутых ножках-шариках
или птичьих лапах. Одна слава, что чарки...
Есть тут также несколько золоченых с чернью кружек. В
былые времена их не очень у нас жаловали. Видно, и сейчас они не слишком в
фаворе: на такой громадный столище —
одна, две... всего пять штук. Не сразу и
заметишь их среди другой посуды.
А вот столь любимых в русском средневековье серебряных
горш-кообразных братин и плоскодонных с высокими гнутыми рукоятями ковшей вы
здесь, безусловно, не найдете. Разве что за дверцами буфета. Но если станут их
оттуда вынимать, то лишь для того, чтобы показать какому-нибудь любознательному
гостю-иностранцу, что и встарь на Руси были искусные мастера-ювелиры. Иной же
раз снимут с полки массивный, тяжелый ковш. И начинает он, пустой, ходить по
рукам. Передают его гости один другому, силятся разобрать надпись, вырезанную
по золоченому бортику замысловатой вязью, и почтительно слушают рассказ
владельца о том, за какие заслуги перед московским престолом получили он или
его ближайшие предки сей дар.
При Петре тоже жаловали серебряными ковшами. Но не за ратные
подвиги, не за «художества» (хотя такое и случалось), а главным образом за
хорошо и вовремя проведенный таможенный сбор и разные другие мероприятия в
интересах казны (к слову сказать, серебряный ковш сохранил свое наградное
значение вплоть до 20-х годов XIX в.). За
воинские же заслуги, дипломатические, иногда и просто в знак расположения
императора к тому или иному лицу жалуют теперь миниатюрные портреты Петра. Они
написаны по эмали, а основой служит овальная золотая пластинка. Носят их на
шейных лентах наподобие орденов. После Полтавской баталии Петр лично раздавал
такие портреты в обрамлениях из алмазов всем штаб- и обер-офицерам,
отличившимся в сражении. Может быть, некоторые из них были выполнены Григорием
Мусикийским — имя этого первого русского
миниатюриста встречается уже в документах 1709 г.
Среди тех, кто собрался на сегодняшней ассамблее, также
есть несколько счастливцев, удостоенных подобного знака отличия. «За что это
он, за что?» —любопытствует кто-то из
недавних «новичков», вполне уже освоившихся с обстановкой. Многие, к своему
удовольствию, обнаружили добрых знакомых. Пока в танцах наступил перерыв и дам
обносят чаем, всяческими вареньями, лимонадом и горячим шоколадом (они вошли в
моду с легкой руки герцога Голштинского), можно посудачить о некоторых из
присутствующих.
— Кто этот полный
господин с веселым лицом? Тот, что отвешивает —
бог мой! — какой церемонный поклон
красивой черноглазой даме.
— Госпоже
Лопухиной? Неужто вы его не узнаете! Генерал-прокурор Ягужинский. Царь всех
балов, он и мертвого расшевелит. Недаром государь поручил ему надзор за
ассамблеями.
— А вы слышали,
какую штуку-то князь-кесарь недавно выкинул? — вмешивается
в разговор третий собеседник. — Да нет,
не здесь, в Москве. — На зычный голос
словоохотливого рассказчика повернулись еще несколько человек и подошли поближе
послушать. — Назвал к себе гостей, а
встречать их поставил любимца своего — медведя.
Грома-ад-нейший... где только такого
раздобыл! Так вот, значит, гость только на крыльцо подымается, а навстречу ему
этакая махина идет на задних лапах. В передних —
поднос со здоровенным стаканом данцигской водки. Загородит Мишка дверь,
рычит и поднос в рожу тычет: выпей, дескать, а не то — с жизнью прощайся. Скотина предобрейшая, совсем ручная. Да
гостю-то невдомек, у него от страха зубы дробь выбивают. До водки ль тут! А
князь Федор Юрьевич из окна смотрит, смеется: «Не упрямься, — говорит, — батенька,
выпей, коли от души предлагают».
Смеются и слушатели. Такие медвежьи шутки в те годы мало
кого оскорбляли, исключая разве тех, на кого они были направлены.
Время близится к восьми. Ждут императора. Обычно он приезжает
в шесть часов, а сегодня что-то запаздывает. Нельзя сказать, чтобы ожидание это
было чересчур нетерпеливым. Если у Петра хорошее настроение, обходительнее и
веселее его человека нет. Для каждого приветливое или шутливое слово найдется.
К одному подсядет перекурить, к другому —
за шахматной доской силами помериться. Охотно вступает в деловую или живую,
остроумную беседу. Но горе тому, кто, ободренный вниманием и простотой
обращения своего собеседника, начнет вдохновенно завираться или, еще того хуже,
«в нечестных словах задирать» кого-нибудь из присутствующих. Если в наказание
придется осушить «большого орла» — почтеннейших
размеров кубок крепкого венгерского, — считайте, что проштрафившийся счастливо
отделался.
Неутомимым танцором был Петр Алексеевич, притом и
затейник же! Прямо, что называется, на ходу изобретал в англезах и гроссфатерах
новые фигуры.
Случалось, однако, государь являлся сильно не в духе. Да
вот хоть бы на прошлой ассамблее у светлейшего. Приехал мрачнее тучи. Рта ни
разу не открыл, будто язык у него отнялся. Ходил из угла в угол, головой тряс.
Хотел вице-канцлер Шафиров его величество от мыслей неприятных отвлечь, начал
анекдот какой-то смешной рассказывать. А тот как сверкнет на него очами — Петр Павлович своей историей и поперхнулся.
Едва дождались, чтоб уехал.
Внезапно тревожное перешептывание смолкает. Император уже
здесь, в зале, с ним и императрица и обе принцессы. Настроен он сегодня отменно
хорошо, милостиво улыбается, шутит. Все сразу оживились. А хозяин от
счастливого сознания, что дела обстоят как нельзя лучше, устремился к высокому
гостю, импровизируя на ходу пышное приветствие. Одно из правил ассамблей
нарушено. «Орла, орла ему! — весело
кричит Петр, — и всенепременно
большого!».
Само собой разумеется, что являвшиеся в первое время на
ассамблеи наши боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи. Затянутые в крепкие
корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышно расчесанною
и большей частью напудренною прическою, с длинными «шлепами», или шлейфами,
они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали,
как им стать и сесть. Кавалеры были также под стать дамам, и их, при чрезвычайной
неловкости, крайне стесняла одежда: шитые кафтаны с твердыми, как железные
листы, фалдами, узкие панталоны, плотно натянутые чулки с подвязками, тяжелые
башмаки, висевшие у бока шпаги, перчатки и «аллонжеловые» парики с длинными
завитыми в букли волосами. Но мало-помалу все привыкли к новым костюмам.
Женщины, выпущенные на свободу, почувствовали силу красоты; в них пробудилось
тщеславие и желание обращать на себя внимание; они сделались смелы и развязны.
Пленные шведы получили свободный доступ в боярские дома и зарабатывали хорошие
деньги, обучая боярышень заморским манерам и модным танцам.
Скоро петровские ассамблеи уже не требовали
принудительных мер, и бывшие теремные затворницы и прежние боярские сынки
отплясывали столь усердно, что удивляли своей неутомимостью и ловкостью даже
иностранцев.
Из указа Петра I:
Замечено, что жены
и девицы, на ассамблеях являющиеся не зная политесу и правил одежды
иностранной, яко кикиморы одеты бывают. Одев робы и фижмы из атласу белого на
грязное исподнее, потеют гораздо, отчего зело гнусный запах распространяется,
приводя в смятение гостей иностранных.
Указую: впредь
перед ассамблеей мыться в бане с мылом со тщанием и не только за чистотой верхней
робы, но и за исподним также следить усердно, дабы гнусным видом своим не
позорить жен российских.
На ассамблеях танцы делились на церемониальные и
английские. К первым принадлежали польский (полонез) и менуэт, ко вторым
«англез», «аллеманд», английский контраданс и другие. Мы опишем некоторые из
этих танцев, так как они уже отошли в прошлое и теперь никому не известны.
Менуэт отличался мерностью и церемонностью движений;
танцоры двигались мелкими, размеренными па, стараясь придать своим фигурам изящные
позы, причем дамы, грациозно опустив руки, слегка приподымали пальцами полы
своих юбок. Менуэт складывался из четырех хореографических движений. Первое
состояло из двух коротких полушагов правой и левой ноги. Во втором движении
танцор делал движение правой ногой, приподнимаясь на носках. Медленным
опусканием пятки правой ноги он переходил в третье движение, причем правая нога
плавно сгибалась; затем повторялся полушаг, и скользящим движением вперед левой
ноги, составлявшим четвертый ритм, танец завершался. Далее следовало
повторение тех же движений, как это, впрочем, делается почти во всех танцах. Таким
образом, менуэт состоял преимущественно из приседаний. Танцевали его парами
под монотонные и бедные мелодией звуки менуэтной музыки.
Англез состоял всегда из двух темпов и отличался живостью
и картинностью движений, давая женщине возможность выказать свою грацию. Он
танцевался также парами и представлял собою, по идее, пантомиму ухаживания.
Танцорка делала движения такого рода, как будто она убегает и уклоняется от
ухаживаний кавалера, ее преследующего; то вдруг, точно поддразнивая его и
кокетничая, останавливается в обольстительной позе и, едва он к ней приближается,
мгновенно оборачивается в сторону и скользит по полу. Одной из разновидностей
англеза явился впоследствии экосез.
Аллеманд начинался собственно гроссфатером. Дамы
становились по одну сторону, кавалеры —
по другую. Музыканты играли нечто вроде марша, и в продолжение этой музыки
кавалеры и дамы первой пары делали реверансы своим соседям и друг другу, потом
брались за руки, делали круг влево и становились на свое место. После первой
пары делали то же самое, одна за другой, следующие пары. Когда туры
оканчивались, музыка начинала играть веселый мотив, и аллеманд переходил в оживленный
танец. Танцующие пары связывали себя носовыми платками и каждый из
танцевавших, попеременно идя впереди, должен был выдумывать новые фигуры.
Иногда танцующие, имея во главе музыканта, переходили из одной комнаты в
другую и обходили таким образом весь дом.
Петру, который в этот вечер словно сбросил с себя добрый
десяток лет, взбрела на ум шальная мысль: поставить в пары с самыми
молоденькими дамами убеленных сединами старцев. Напрасно ссылались перепуганные
«кавалеры» на терзающие их недуги, на неискушенность в такого рода делах. Петр
неумолим. Подагра? Нет лучшего средства против подагры, чем тот танец, каковому
он их намерен обучить. Фигуры же в нем простые, нечего тут и уметь. Пусть лишь
внимательно смотрят да все движения за ним повторяют. И вдруг начал такие
замысловатые «каприоли» выделывать, каких, верно, никому еще видеть не
приходилось. Темп танца ускоряется и ускоряется. Старики путаются в фигурах,
кряхтят, стонут. Некоторые, вконец обессилев, на пол садиться стали. Их бойкие
партнерши тянут горе-танцоров за руки. Зрители хохочут... Сколько при этом было выпито штрафных «орлов», больших и малых!
Всему, однако, бывает конец. Пора и по домам. В последний
раз подымают бокалы: «За Ивана Михайловича и его деток!» — традиционный тост за корабли русского флота. Теперь надо только
узнать, когда и у кого будет следующая ассамблея. В Петербурге оповещал об этом
обер-полицмейстер, в Москве — комендант
города. Но все очереди заранее расписывались самим Петром. Он и себя из этого
списка не исключил, приемы же устраивал в петербургском Почтовом доме (на
месте этого здания в конце XVIII в. вырос
Мраморный дворец). Так вот, оказалось, что теперь принимать гостей настал
черед канцлера Гавриилы Ивановича Головкина.
Когда назвали имя Головкина, на многих лицах замелькали
улыбки. Гавриила Иванович, даром что такой пост занимал и ни в чем нужды не
имел, скареда был величайший. Говорили, что дома он никогда не надевал парика,
а держал его на подставке в приемной: все до времени проносить боялся.
Устраивать же у себя многолюдные собрания было для него горче горького.
В Петербурге «ассамблейный сезон» открывался и закрывался
балом у Меншикова. В Москве — когда у
кого.В первых строках указа об ассамблеях оговаривалось, что
правила отправления их «определяются...
покамест в обычай не войдет». В обычай все это вошло на редкость быстро. Давно
ли отошли те времена, когда танцы считались развлечением греховным, «бесовским
скаканием» назывались. А теперь, по распоряжению архиепископа Феодосия,
вице-президента «святейшего Синода», ассамблеи устраивают и духовные лица.
Даже настоятели монастырей. Они прекратились (всего на два года) лишь после
смерти Петра. Потом в 1727 г. появился указ об их возобновлении, по содержанию
своему — почти копия первоначального. Но уже примерно с 1730 г. ассамблеи утрачивают характер официально предписанного «развлекательного
мероприятия» и прочно входят в русский быт как нечто вполне естественное, само
собой разумеющееся.
Музыка на ассамблеях была сначала духовая: трубы, фаготы,
гобои и литавры; но в 1721 г. герцог Голштинский привез с собой небольшой струнный
оркестр, понравившийся до такой степени, что его наперебой каждый вечер
приглашали куда-нибудь.
Конечно, ассамблеи времен Петра не отличались
утонченностью обстановки. В первую пору все делалось просто: в той комнате, где
обедали и ужинали, слуги, убрав столы, подметали пол вениками, раскрывали
зимою окна, чтобы проветрить помещение, пропитанное запахом кушанья и
прокопченное кнастером, и затем в той же самой комнате разодетые кавалеры и
дамы принимались за танцы. Это происходило от тесноты тогдашних петербургских
домов, почему во время собраний большею частью не было общего для всех ужина, а
гости делились на две группы: когда одна ужинала, другая танцевала. Кроме того,
петровская ассамблея отличалась попойками, и спаивание не только мужчин, но и
дам было явлением обыкновенным.
Тем не менее, ассамблеи в какие-нибудь три-четыре года
после их принудительного учреждения до такой степени привились в
преобразованном русском обществе, что сделались для него потребностью и еще
через несколько лет превратились в такие балы, которые по их приличию и чопорности
мало чем уступали изящным версальским собраниям.
В подтверждение наших слов приведем описание двух балов
при императрице Анне Иоанновне и при императрице Елизавете Петровне.
«Большая зала дворца, —
пишет в 1734 г. жена английского резидента леди Рондо, —
была украшена померанцевыми и миртовыми деревьями в полном цвету. Деревья,
расставленные шпалерами, образовали с каждой стороны аллею, оставляя довольно
пространства для танцев. Эти боковые аллеи, в которых были расставлены
скамейки, давали возможность танцующим отдыхать на свободе. Красота,
благоухание и тепло в этой своего рода роще —
тогда как из окон были видны только лед и снег —
казались чем-то волшебным и наполняли душу приятными мечтами. В смежных
комнатах подавали гостям чай, кофе и разные прохладительные напитки; в зале
гремела музыка и происходили танцы. Аллеи были наполнены изящными кавалерами и
очаровательными дамами в роскошных платьях. Все это заставляло меня думать, что
я нахожусь среди фей, и в моих мыслях в течение всего вечера восставали картины
из «Сна в летнюю ночь» Шекспира».
«Знатные лица обоего пола,
— рассказывает в 1757 г. в своих записках французский дипломат граф де ла
Мессельер, — наполняли апартаменты дворца и блистали уборами и
драгоценными камнями. Красота апартаментов и богатство их изумительны; но их
затмевало приятное зрелище четырехсот дам, вообще очень красивых и очень богато
одетых. К этому поводу восхищения вскоре присоединился другой: внезапно
произведенная одновременным падением всех стор темнота сменилась в то же
мгновение светом 1200 свечей,
отражавшихся со всех сторон в зеркалах. Заиграл оркестр из 80 музыкантов, и бал открылся. Во время первых
менуэтов послышался глухой шум, имевший, однако, нечто величественное: дверь
быстро отворилась настежь, и мы увидели императрицу, сидевшую на блестящем
троне. Сойдя с него, она вошла в большую залу, окруженная своими ближайшими
царедворцами. Зала была очень велика; танцевали за раз по двадцати менуэтов,
что составляло довольно необыкновенное зрелище; контрадансов танцевали мало,
кроме нескольких английских и полонезов. Бал продолжался до одиннадцати
часов, когда гофмаршал пришел доложить ее величеству, что готов ужин. Все
перешли в очень обширную и изящно убранную залу, освещенную 900 свечей, в которой красовался фигурный стол
на несколько сот кувертов.
На хорах залы начался вокальный и инструментальный
концерт, продолжавшийся во все время банкета. Кушанья были всевозможных наций,
и служители были русские, французы, немцы, итальянцы, которые спрашивали у
единоплеменных им гостей, что они желают. Ужин окончился около трех часов
пополуночи, после чего все разъехались».
Увеселения зимнего времени не ограничивались ассамблеями
(летом они бывали только у Петра в день его именин и устраивались обычно в
Летнем саду). В большой чести был театр.
Театр сам по себе —
не новость для русского человека. Еще при отце Петра, Алексее Михайловиче, в
подмосковном царском селе Преображенском соорудили специальное здание
«комедийной хоромины». В нем и сцена была устроена, и «рамы перспективного
письма» (то есть декорации) имелись, выполненные Петром Гавриловым сыном
Инглесом — первым на Руси театральным
художником. Игравшиеся в хоромине комедии (слово «комедийный» не определяло
тогда характера пьесы, а приравнивалось к понятию «театральный») — это драмы преимущественно на
библейско-евангельские сюжеты: «Действо об Иосифе», «Комедия о блудном сыне» и
т. п. В XVII в. и в начале XVIII в. Москве подвизались также различные
иностранные театральные труппы.
Первый театр в Петербурге появился в середине второго
десятилетия XVIII в. стараниями
принцессы Наталии Алексеевны. Обретался он в деревянном доме на углу будущих
Сергиевской улицы и Воскресенского проспекта. Труппа небольшая — всего десять человек русских актеров и
актрис. Все они остались для нас безыменными, кроме одного — карлика Кардовского. Был и оркестр из
шестнадцати музыкантов, тоже русских.
Репертуар к тому времени тоже переменился. Пьесы
духовного содержания давались редко (по этой части более всего, пожалуй,
грешила Наталия Алексеевна, любившая беседовать с музами — равно почитая Мельпомену и Талию
— с пером в руках). Зато охотно ставили комедии и драмы на
мифологические или нравоучительные сюжеты, переделывая подчас для сцены
популярные в Западной Европе новеллы и романы. У этих пьес порою были чудовищно
длинные названия. Скажем: «Дафния, гонением любовного Аполлона в древо лавровое
превращенная». Но, по крайней мере, нетерпеливый или склонный к излишней
чувствительности зритель заранее знал, что ему предстоит смотреть и какого рода
переживания его ожидают. Бывают ведь такие чудаки, которые чувствуют себя
бессовестно обманутыми, если они рассчитывали на счастливый финал, а герой, под
самый занавес, возьми да и заколись.
Театр пользовался у петербуржцев успехом. К тому же он
был бесплатным.
Театр петровского времени соединял в себе приятное с
полезным. Наряду с драмами, подобными «Дафнии», ставилось, например,
какое-нибудь «Действие о Петре Златые ключи», в котором доказывалась
необходимость и полезность заграничных путешествий. А когда шла многоактная
пьеса, в антрактах разыгрывались коротенькие интермедии на злободневные темы:
в одной высмеивались слепые ревнители старины, в другой обличались взяточники
и т. п.
И, пожалуй, сценические подмостки оказывались в эгом
смысле полезнее трибуны оратора. Ведь искусство, благодаря красочности и
образности своего языка, всегда действует сильнее, чем самые логичные, но сухие
пояснения. Из всех же видов искусств театральное — одно из наиболее доходчивых, а по тем временам оно и наиболее
массовое.
Итак, когда со свинцового неба густыми хлопьями падает
снег, когда холод загоняет людей под крышу, а в изразцовых печах так уютно
потрескивают дрова, — ассамблейный и театральный сезон в разгаре.
Развлечения летнего времени соответствовали этой
благословенной поре года, к сожалению, столь скоротечной в здешних краях.
Прежде всего, это катанье по Неве на гребных и парусных судах.
До страсти любивший все виды водного спорта, Петр
всячески поощрял его развитие среди своих подданных. В один прекрасный день
петербуржцы узнали, что они могут бесплатно, «от казны» получить яхты и
вёсельные лодки. Притом им разъяснили, что новая «забава» вводится «не токмо
для увеселения народа», но и «для лучшего обучения и искусства по водам и
смелости в плавании».
Если с раннего утра на флагштоке Петропавловской крепости
полоскался в солнечных лучах морской флаг, привыкшие к дисциплине жители
«парадиза» спешили к своим судам. Коли ты предпочитаешь веселой прогулке
мягкую постель, плати штраф. А те, кто поразворотливее, давно уже на месте.
Сборный пункт у крепости. Маршрут — по
Неве до Екатериненгофа. Там остановка на несколько часов, можно погулять и
подкрепиться — угощение приготовлено
заранее.
Маленькая «невская флотилия» из пятидесяти или
шестидесяти судов легко скользит по водной глади. Свежий ветерок надувает
паруса, играет пестрыми вымпелами. Мерно взмахивают веслами одетые в белые
рубахи гребцы. На яхтах вельмож — музыканты,
волторнисты и трубачи. Простые же смертные довольствуются задушевной русской
песней. Немножко грустная, широкая, как сама эта чудесная река, она разливается
в воздухе, подхватывается чайками и уносится ветром к зеленеющим берегам.
Из числа многих оригинальных затей Петра Великого можно
признать попытку вывести в России породу карликов посредством браков. С этой
целью Петр задумал женить своего любимого карлу Якима Волкова на карлице царицы
Прасковьи Федоровны. Эта идея была приведена в исполнение оригинальным же
образом. В августе 1710 г. последовал такой указ:
«Карл мужеского и женского пола, которые ныне живут в
Москве в домах боярских и других ближних людей, собрав всех, выслать из Москвы
в Петербург сего августа 25-го дня, а в тот отпуск, в тех домах, в которых те
карлы живут, сделать к тому дню на них, карл, платье: на мужской пол кафтаны и
камзолы нарядные, цветные, с позументами золотыми и с пуговицами медными
золочеными, и шпаги, и портупеи, и шляпы; и чулки, и башмаки немецкие; на
женский пол верхнее и исподнее немецкое платье, и фантажи, и всякий приличный
добрый убор».
Согласно этому указу, было собрано в Петербурге и Москве
около 80 карликов и карлиц, однако же
сбор продолжался настолько медленно, что свадьба могла быть отпразднована не
ранее 14 ноября. Накануне ее двое
карликов, исполнявшие обязанность шаферов, ездили приглашать гостей в
колясочке о трех колесах, заряженной одной маленькой лошадью, убранной разноцветными
лентами и предшествуемой двумя верховыми придворными лакеями. На другой день,
когда приглашенные гости собрались в назначенный дом, молодые отправились к венцу торжественным шествием.
Впереди шел карлик, исполнявший должность маршала, с жезлом, к концу которого
был привязан большой букет из лент. За ним шествовали жених и невеста с шаферами,
в самых простых костюмах; потом царь, многие дамы, некоторые иностранные
министры и знатные особы. Шествие замыкалось 72
карликами и карлицами попарно; карлики были одеты в светло-голубые и розовые
французские кафтаны, с треугольными шляпами на головах и при шпагах, а карлицы
в белые платья с розовыми лентами. После церемонии бракосочетания все отправились
на Васильевский остров, в дом князя Меншикова, где молодых ожидал роскошный
обед. Карлы сидели в средине; над местами жениха и невесты были сделаны
шелковые балдахины, убранные, по тогдашнему обычаю, венками. Маршал и восемь
шаферов имели для отличия кокарды из кружев и разноцветные ленты. Кругом, по
стенам залы, сидела царская фамилия и прочие гости. Праздник кончился пляской,
в которой принимали участие только карлы и карлицы. Петр усердно подпаивал
новобрачных и затем сам отвез их домой и при себе велел уложить их в постель.
Затея Петра (повторенная им еще раз в 1713 г.) не привела к желаемым результатам. Правда, молодая карлица сделалась
беременной, но не могла разрешиться и после тяжких страданий умерла вместе с
ребенком.
Вдовец-карлик Яким Волков после смерти своей жены начал
пьянствовать и распутничать; все строгие меры, принятые для его исправления,
оказались напрасными. Он умер в конце января 1724 г. и по приказанию Петра был похоронен торжественным и
опять-таки забавным образом. Впереди погребальной процессии шли попарно 30
певчих, все маленькие мальчики. За ними следовал в полном облачении крошечный
поп, которого нарочно выбрали для этой церемонии по причине его малого роста.
Затем ехали маленькие, особого устройства сани. Их везли шесть крошечных
лошадок, покрытых до самой земли черными попонами и ведомых под уздцы
маленькими пажами. На санях стоял гроб с телом усопшего, обитый малиновым
бархатом, с серебряными позументами и кистями. В головах покойника, на спинке
саней, сидел пятидесятилетний карла, брат умершего. Позади гроба следовал
маленький карла в качестве маршала, с большим маршальским жезлом, обтянутым
флером, спускавшимся до земли. На этом карле, как и на прочих товарищах его,
была длинная черная мантия. За ним двигались попарно остальные карлики. Потом
выступал другой маленький маршал, во главе карлиц. Из них самую крошечную вели
под руки двое наиболее рослых карл. Лицо ее было совершенно закрыто флером. За
нею шествовали остальные карлицы попарно, в глубоком трауре. По обеим
сторонам процессии шли с зажженными факелами огромные гвардейские солдаты и
придворные гайдуки. Император вместе с Меншиковым провожал процессию пешком от
Зимнего дворца до Зеленого (ныне Полицейского) моста. Тело Якима Волкова было
предано земле на кладбище Ямской слободы. По окончании погребения все карлики и
карлицы были привезены во дворец и угощены здесь обедом.
«Едва ли, — замечает в своих записках один иностранец, — где-нибудь в другом государстве, кроме
России, можно увидеть такую странную процессию!..»
|