Осип Мандельштам
Дворцовая площадь
Императорский виссон
И моторов колесницы, —
В черном омуте столицы
Столпник-ангел вознесен.
В темной арке, как пловцы,
Исчезают пешеходы,
И на площади, как воды,
Глухо плещутся торцы.
Только там, где твердь светла,
Черно-желтый лоскут
злится
Словно в воздухе струится
Желчь двуглавого орла.
1915
***
Во время балов играл придворный оркестр под управлением
капельмейстера Галуппи. На малых собраниях играл на скрипке Диц, на виолончели
Дельфини, на арфе Кардон, на фортепиано Ванжура. На эрмитажных собраниях
Екатерина всегда являлась в русском платье; ее примеру следовали и все
приглашенные дамы. Здесь уже господствовал русский язык. Каждый гость занимался
чем ему угодно было. Кто играл в жмурки, кто в «билетцы», кто ворожил, гадал,
играл в веревочку, кто читал стихи и т. д. Любимой игрой была литературная. Но
как только Екатерина замечала, что гости начинали писать колкости, тотчас брала
перо и зачеркивала написанное. Всякое стеснение, всякая церемония были изгнаны
из общества; особенно запрещено было государыней вставать со стула перед нею, и
тот, кто не исполнял этого, нес штраф по червонцу в пользу бедных или выучивал
шесть стихов из «Телемахиды». Рассказывают, что Нарышкин чаще других
подвергался этому наказанию. Читал же он стихи Тредиаковского с таким пафосом,
что вызывал всеобщий неудержимый смех. Вельможи со способностями выделывать
различные гримасы и изменять свою физиономию особенно ценились на этих вечерах
и получали в шутку разные военные чины. Так, барон Ванжура вместе с кожей
спускал до бровей свои волосы и как парик передвигал их направо и налево; за
это качество он получил там звание капитана. Сама государыня тоже умела
спускать правое ухо к шее и опять поднимать его вверх; за эту способность она
числилась только поручиком. Безбородко превосходно представлял картавого.
Собрания эти происходили в комнате, где позже висели
эскизы и рисунки Рафаэля и других великих художников. Эта уединенная комната
дала Эрмитажу свое имя. Из нее был выход в так называемую Алмазную комнату, в
которой, по повелению Екатерины, были собраны из всех дворцов и кладовых и из
московской Оружейной палаты разные редкости из финифти и филиграна, агата, яшмы
и других драгоценных камней. Тут поместили все домашние уборы русских царей и
бывшие у них в употреблении вещи: часы, табакерки, кувшины, зеркала, бокалы,
ножи, вилки, цепочки, солонки, чайные приборы, перья, букеты. Из таких редких
вещей здесь хранились: филиграновые туалеты царевны Софии Алексеевны и царицы
Евдокии Лукьяновны; хрустальный кубок императрицы Анны Иоанновны; серебряная
пудреница Елизаветы Петровны, золотая финифтяная чарочка царя Михаила
Феодоровича; часы, служившие шагомером царю Алексею Михайловичу; модель
скромного домика, в котором обитал Петр Великий в Саардаме; кукла, одетая
по-голландски, — это была копия с
хозяйки дома; изображение Полтавской битвы и морского сражения при Гангуте,
выточенное резцом Петра; табакерки, шашки и наперсток работы Екатерины I.
Позднее все эти достопамятности были расставлены по
галереям Эрмитажа. Первой из этих галерей считалась та, которая примыкала к
южной части висячего сада. Все три галереи были со сводами, окна выходили в
сад. Из первой галереи выстроен на своде переход через переулок в придворную
церковь Зимнего дворца. Вторая галерея, западная, примыкала к застройке
флигеля, через который Екатерина из внутренних покоев ходила в Эрмитаж. По
обеим сторонам дверей находились вазы из белого прозрачного мрамора с
барельефами, на подножке цветного мрамора. Подле них стояли два женских
портрета в восточных нарядах, в подвижных рамах. Они были сделаны на
императорской шпалерной фабрике мастерами Андреевым и Ивановым. В третьей,
восточной, галерее были еще такие же две вазы; в этой галерее копировались
обычно картины профессорами и воспитанниками Академии художеств. В последней
комнате все стены и промежутки между окон были покрыты картинами.
Окруженный с трех сторон галереями, а с северной залом
Эрмитажа, висячий сад имел вид продолговатого четырехугольника. Своды были
покрыты землей, так что сад имел такую же вышину, как пол в галереях. В этом
открытом саду росли со всех сторон ряды прекраснейших больших берез, а на дерновой
поверхности были сделаны дорожки для прогулок, украшенные цветами, в конце
каждой дорожки стояли статуи из белого мрамора работы Фальконе, на постаментах
из дикого камня. В северной части сада была высокая оранжерея с галереей
наверху. В этом зимнем саду содержалось множество попугаев и других птиц, а
также множество обезьян, морских свинок, кроликов и других зверьков.
От галереи по западной стороне шли три комнаты, в одной
из которых стоял бюст Вольтера в натуральную величину на столбе из дикого
камня; в примыкающих к этой других комнатах стояло еще несколько бюстов
Вольтера: один из фарфора, другой из бронзы, сделанный с оригинала, работы
Гудона; все эти комнаты были украшены бронзовыми историческими группами из
жизни Древней Греции и Рима. Между угольной комнатой и оранжереей находился
зал. Там вместо стены с одной стороны были громадные окна в сад. Рядом с залом
была столовая: пол здесь состоял из двух квадратов, которые вынимались, и из
них поднимались и опускались посредством простого механизма два накрытых стола
на шесть приборов. Императрица здесь обедала без присутствия слуг. В этой
комнате по углам стояли два бюста работы Шубина: графа Румянцева и графа
Шереметева. Из этой комнаты шла арка через переулок ко второму дворцу Эрмитажа;
здесь находилось аллегорическое изображение мира со Швецией. Екатерина,
изображающая Россию, подавала Швеции, представленной тоже в виде женщины,
лавровую ветвь, показывая на сноп. Пограничная река Кюмень была представлена
лежащим старцем; из находившегося в его руках сосуда вытекала вода.
Во втором дворце, в первом овальном зале со сводами и
высокой галереей, поддерживаемой тринадцатью столбами, никаких украшений не
было, только висели два рисунка с изображением цветов, описанные великой
княгиней Марией Федоровной, и несколько географических карт. В небольшой
угловой комнате за тем залом сохранялся токарный станок Петра I и разные
выточенные им работы из слоновой кости. Подле, в овальной комнате, стоял
большой бильярд и маленькая «фортуна». Стены этой комнаты были увешаны
картинами. Государыня очень любила играть на бильярде и перед тем, чтоб начать
играть, всегда спрашивала партнера, удобно ли ему играть этим кием или не нужно
ли опустить шторы, когда замечала, что солнце неприятно светит ему в глаза.
Однажды в то время, когда государыня играла с кем-то на бильярде, вошел
Шувалов. Императрица низко ему присела. Присутствующие придворные сочли это за
насмешку и засмеялись. Екатерина приняла серьезный вид и сказала: «Вот уже
сорок лет, что мы друзья с господином обер-камергером, а потому нам очень
извинительно шутить между собою». Екатерина, как известно, отличалась
необыкновенной вежливостью в обращении с людьми; любимая ее поговорка была: «Се
n'est pas tout que d'etre grand seigneur, il faut encore etre poll» («Не довольно быть
вельможей, нужно еще быть учтивым»). По рассказам, императрица имела особенный
дар приспособлять к обстоятельствам выражение лица своего; часто после вспышки
гнева в кабинете подходила она к зеркалу и, так сказать, сглаживала, прибирала
черты свои и являлась в залу со светлым и царственно-приветливым лицом.
Однажды на бале хотела она дать приказание пажу и сделала знак, чтобы
подозвать его, но он того не заметил, а граф Остерман решил, что знак был сделан
ему, и подошел к государыне, опираясь на свою длинную трость; императрица
встала со своих кресел и подошла с ним к окну, где некоторое время с ним
проговорила. Потом, возвратясь на место, спросила графиню Головину, довольна
ли она ее вежливостью. «Могла ли я иначе поступить! Я огорчила бы старика, дав
ему почувствовать, что он ошибся, а теперь, сказав ему несколько слов, я
оставила его в заблуждении. Он доволен, вы довольны, а следовательно довольна и
я!»
В другой раз князь Барятинский, ошибкой, вместо графини
Паниной пригласил на вечер в Эрмитаж графиню Фитингоф. Увидя неожиданную
гостью, императрица удивилась, но не дала этого заметить, а только приказала
тотчас послать приглашение графине Паниной; графиню же Фитингоф велела внести в
список лиц, приглашаемых на эрмитажные собрания, чтобы она не догадалась, что
была приглашена ошибкой.
В небольшой комнатке, диванной, рядом с бильярдной стоял
драгоценный столик из разноцветных камней, а в углах бюсты адмиралов: графа А.
Г. Орлова и В. Я. Чичагова, оба работы Шубина. Рядом с этой комнатой окнами на
двор Екатерина занималась химическими сплавами для камеев, вместе с Кенигом и
Лебрехтом вырезала печати и т. д. Там стояли две драгоценные вазы: одна из
стекла аметистового цвета и другая, фарфоровая, с тонкой живописью. Тут же
было одно из первых и древнейших фортепьян с флейтами. В комнате подле этой
помещались две мраморные группы: одна — работы Шубина, другая — Щедрина, и
большой фарфоровый сосуд на круглом пьедестале из голубого материала ¾
работы Кенига. В следующей полукруглой зале находились изображения римских
императоров Иосифа и Леопольда на одной картине и бюст князя Потемкина-Таврического
работы Шубина; рядом с этой комнатой хранилась коллекция рисунков. Уборная, или
спальная комната императрицы, кроме обычной мебели, имела такие редкости как
играющие часы, бюсты Цицерона и Вольтера, античное изображение Дианы с собакой
из слоновой кости, античный стол, горку из уральских драгоценных камней с
каскадами из аквамарина. В следующем большом зале висели шесть хрустальных
люстр, перед софой стоял большой стол, четырехугольная крышка которого была
сделана из аметистового стекла, по бокам на ней были начерчены планы турецких
крепостей: Очакова, Бендер, Килии и Акермана, завоеванных князем Потемкиным.
В комнате возле зала были размещены разные китайские редкости.
Первая комната, на восточной стороне, вела к лестнице главного входа в Эрмитаж,
сделанной из одноцветного камня; напротив ее был на своде переход через канал
в придворный театр; в комнате перед проходом построен был древний
греческий храм, в котором стояло античное изображение из мрамора Амура и
Психеи. В той же комнате стояло бюро с изображением разных эпизодов из
путешествия государыни по Таврической области; делал это бюро крестьянин
графа Салтыкова. Далее во всю длину по каналу шла «ложа Рафаэля», расписанная al fresco. Затем следовали
кабинеты минералогический, скульптурных и античных мраморов и императорская
картинная галерея. За картинной галереей первое время надзирал придворный
живописец Фензельт, известный реставратор древних картин (после него с 1780 г. был смотрителем
венецианец Мартинели). Над собранием гемм, монет, эстампов и других
произведений художеств был начальником
библиотекарь императрицы, коллежский
советник Петров, но так как он был часто посылаем в Москву, то большей
частью заведовал этими собраниями унтер-библиотекарь, коллежский асессор
Алексей Иванович Лужков. Императрица очень его ценила и доверяла, присылая драгоценные вещи без всяких записок. Однажды
Екатерина, отворяя у него разные шкафы, по рассеянности положила ключи от них в
свой карман. Лужков на это обиделся и просил ее, чтобы она дала ему отставку.
Екатерина очень удивилась и просила его сказать, что за причина, почему он
хочет ее оставить.— «Я, государыня, честен, всегда пользовался вашим доверием,
а вчера заметил, что вы в первый раз меня заподозрили и взяли ключи у меня,
— после этого я вам уже не слуга».
— «Помилуй, — сказала императрица, — я сделала это по
ошибке, без всякого умысла, вот твои ключи,
не обижайся, извини меня, я впредь буду осторожнее». Этот
Лужков по кончине императрицы представил в казну серебра и золота, не записанного
в книгах, более чем на 200 000 рублей и вышел в отставку.
Императорская семья появилась в Зимнем дворце только в 1894 г. ¾ с
восшествием на престол Николая II. Бывшие покои Николая I были отделаны заново в стиле модерн.
Но потом, в 1904 г.
Николай II переехал в
Царское Село.
В Первую мировую войну во дворце был госпиталь.
В 1918
г. Зимний переименовали во Дворец искусств, но это
название как-то не прижилось. До 1945
г. там был Музей революции, который до 1922 г. уживался то с
пунктом по приему военнопленных, детской колонией, штабом по массовым
торжествам и т. д. В Гербовом зале давали театральные представления, в
Николаевском крутили кино.
Эмигрантские поэты об этом времени писали так:
Ах, Петербург, как страшно-просто
Подходят дни твои к концу!..
Подайте Троицкому мосту!
Подайте Зимнему дворцу!
А еще так:
Да, славы вековой умолкли хоры,
Империя приблизилась к концу,
И прогремели выстрелы с «Авроры» –
Салют прощальный Зимнему дворцу…
В 1922
г. значительная часть дворца передана Государственному
Эрмитажу, и в 1920-1930-х гг. проведены большие реставрационные работы.
Горожане не без основания говорили, что при съемке
эйзенштейновского фильма «Штурм Зимнего» дворец пострадал сильнее, чем при
настоящем штурме, какового вообще-то не было.
Во время блокады Зимний дворец, как и многие здания
города, пострадал от авиабомб и снарядов. Но уже в мае 1942 г. пошли ремонтные
работы, в ноябре 1945 г.
для посетителей были открыты первые 69 залов. Тогда же Зимний дворец был
полностью передан Эрмитажу.
|