Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 07.05.2024, 01:47:41
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА [66]

Галереи и залы Эрмитажа
17.11.2015, 10:14:03

Осип Мандельштам

 

Дворцовая площадь

Императорский виссон

И моторов колесницы, —

В черном омуте столицы

Столпник-ангел вознесен.

 

В темной арке, как пловцы,

Исчезают пешеходы,

И на площади, как воды,

Глухо плещутся торцы.

 

Только там, где твердь светла,

Черно-желтый лоскут злится

Словно в воздухе струится

Желчь двуглавого орла.

 

1915

***

 

Во время балов играл придворный оркестр под упра­влением капельмейстера Галуппи. На малых собра­ниях играл на скрипке Диц, на виолончели Дельфини, на арфе Кардон, на фортепиано Ванжура. На эрмитажных собраниях Екатерина всегда являлась в русском платье; ее примеру следовали и все приглашенные дамы. Здесь уже господствовал русский язык. Каждый гость занимался чем ему угодно было. Кто играл в жмурки, кто в «билетцы», кто ворожил, гадал, играл в веревочку, кто читал стихи и т. д. Любимой игрой была ли­тературная. Но как только Екатерина замечала, что гости начинали писать колкости, тотчас брала перо и зачеркивала написанное. Всякое стеснение, всякая церемония были изгнаны из общества; особенно запрещено было государыней вставать со стула перед нею, и тот, кто не исполнял этого, нес штраф по червонцу в пользу бедных или выучивал шесть стихов из «Телемахиды». Рас­сказывают, что Нарышкин чаще других подвергался этому наказанию. Читал же он стихи Тредиаковского с та­ким пафосом, что вызывал всеобщий неудержимый смех. Вельможи со способностями выделывать различные гримасы и изменять свою физиономию особенно ценились на этих ве­черах и получали в шутку разные военные чины. Так, барон Ванжура вместе с кожей спускал до бровей свои волосы и как парик передвигал их направо и налево; за это качество он получил там звание капитана. Сама госу­дарыня тоже умела спускать правое ухо к шее и опять под­нимать его вверх; за эту способность она числилась только по­ручиком. Безбородко превосходно представлял картавого.

Собрания эти происходили в комнате, где позже висели эскизы и рисунки Рафаэля и других великих худож­ников. Эта уединенная комната дала Эрмитажу свое имя. Из нее был выход в так называемую Алмазную комнату, в которой, по повелению Екатерины, были собраны из всех дворцов и кладовых и из московской Оружейной палаты разные редкости из финифти и филиграна, агата, яшмы и других драгоценных камней. Тут поместили все домаш­ние уборы русских царей и бывшие у них в употреблении вещи: часы, табакерки, кувшины, зеркала, бокалы, ножи, вилки, цепочки, солонки, чайные приборы, перья, букеты. Из та­ких редких вещей здесь хранились: филиграновые туалеты царевны Софии Алексеевны и царицы Евдокии Лукьяновны; хрустальный кубок императрицы Анны Иоанновны; серебряная пудреница Елизаветы Петровны, золотая финифтяная чарочка царя Михаила Феодоровича; часы, служившие шагомером царю Алексею Михайловичу; модель скромного домика, в котором обитал Петр Великий в Саардаме; кукла, одетая по-гол­ландски, —  это была копия с хозяйки дома; изображение Пол­тавской битвы и морского сражения при Гангуте, выточенное резцом Петра; табакерки, шашки и наперсток работы Ека­терины I.

Позднее все эти достопамятности были расставлены по галереям Эрмитажа. Первой из этих галерей считалась та, которая примыкала к южной части висячего сада. Все три галереи были со сводами, окна выходили в сад. Из пер­вой галереи выстроен на своде переход через переулок в придворную церковь Зимнего дворца. Вторая галерея, за­падная, примыкала к застройке флигеля, через который Екатерина из внутренних покоев ходила в Эрмитаж. По обеим сторонам дверей находились вазы из белого прозрачного мрамора с барельефами, на подножке цветного мрамора. Подле них стояли два женских портрета в восточных нарядах, в подвижных рамах. Они были сде­ланы на императорской шпалерной фабрике мастерами Андрее­вым и Ивановым. В третьей, восточной, галерее были еще такие же две вазы; в этой галерее копировались обычно карти­ны профессорами и воспитанниками Академии художеств. В последней комнате все стены и промежутки между окон были покрыты картинами.

Окруженный с трех сторон галереями, а с северной за­лом Эрмитажа, висячий сад имел вид продолговатого четырех­угольника. Своды были покрыты землей, так что сад имел такую же вы­шину, как пол в галереях. В этом открытом саду росли со всех сторон ряды прекраснейших больших берез, а на дерно­вой поверхности были сделаны дорожки для прогулок, украшен­ные цветами, в конце каждой дорожки стояли статуи из бе­лого мрамора работы Фальконе, на постаментах из дикого камня. В северной части сада была высокая оранжерея с галереей наверху. В этом зимнем саду содержалось множество попугаев и других птиц, а также множество обезьян, морских сви­нок, кроликов и других зверьков.

От галереи по запад­ной стороне шли три комнаты, в одной из которых стоял бюст Вольтера в натуральную величину на столбе из дикого камня; в примыкающих к этой других комнатах стояло еще несколько бюстов Вольтера: один из фарфора, другой из бронзы, сделанный с ориги­нала, работы Гудона; все эти комнаты были украшены бронзо­выми историческими группами из жизни Древней Греции и Ри­ма. Между угольной комнатой и оранжереей находился зал. Там вмес­то стены с одной стороны были громадные окна в сад. Рядом с залом была столовая: пол здесь состоял из двух квадратов, которые вынимались, и из них поднимались и опу­скались посредством простого механизма два накрытых стола на шесть приборов. Императрица здесь обедала без присутствия слуг. В этой комнате по углам стояли два бюста работы Шубина: графа Румянцева и графа Шереметева. Из этой комнаты шла арка через переулок ко второму дворцу Эрми­тажа; здесь находилось аллегорическое изображение мира со Швецией. Екатерина, изображающая Россию, подавала Швеции, представленной тоже в виде женщины, лавровую ветвь, пока­зывая на сноп. Пограничная река Кюмень была представлена лежащим старцем; из находившегося в его руках сосуда вытекала вода.

Во втором дворце, в первом овальном зале со сводами и высокой галереей, поддерживаемой тринадцатью столбами, никаких украшений не было, только висели два рисунка с изображением цветов, описанные великой княгиней Марией Федоровной, и несколько географических карт. В неболь­шой угловой комнате за тем залом сохранялся токарный ста­нок Петра I и разные выточенные им работы из слоновой кости. Подле, в овальной комнате, стоял большой бильярд и маленькая «фортуна». Стены этой комнаты были увешаны картинами. Государыня очень любила играть на би­льярде и перед тем, чтоб начать играть, всегда спрашивала партнера, удобно ли ему играть этим кием или не нужно ли опустить шторы, когда замечала, что солнце неприятно светит ему в глаза. Однажды в то время, когда государыня игра­ла с кем-то на бильярде, вошел Шувалов. Импе­ратрица низко ему присела. Присутствующие придворные сочли это за насмешку и засмеялись. Екатерина приняла серьезный вид и сказала: «Вот уже сорок лет, что мы друзья с го­сподином обер-камергером, а потому нам очень извини­тельно шутить между собою». Екатерина, как известно, отли­чалась необыкновенной вежливостью в обращении с людьми; любимая ее поговорка была: «Се n'est pas tout que d'etre grand seigneur, il faut encore etre poll» («Не довольно быть вельможей, нужно еще быть учтивым»). По рассказам, императрица имела особенный дар приспособлять к обстоятельствам выражение лица своего; часто после вспышки гнева в кабинете под­ходила она к зеркалу и, так сказать, сглаживала, прибирала черты свои и являлась в залу со светлым и царственно-при­ветливым лицом. Однажды на бале хотела она дать прика­зание пажу и сделала знак, чтобы подозвать его, но он того не заметил, а граф Остерман решил, что знак был сде­лан ему, и подошел к государыне, опираясь на свою длин­ную трость; императрица встала со своих кресел и подошла с ним к окну, где некоторое время с ним проговорила. Потом, возвратясь на место, спросила графиню Головину, до­вольна ли она ее вежливостью. «Могла ли я иначе поступить! Я огорчила бы старика, дав ему почувствовать, что он ошибся, а теперь, сказав ему несколько слов, я оставила его в заблуждении. Он доволен, вы довольны, а следовательно довольна и я!»

В другой раз князь Барятинский, ошибкой, вместо графи­ни Паниной пригласил на вечер в Эрмитаж графиню Фитингоф. Увидя неожиданную гостью, императрица удивилась, но не дала этого заметить, а только приказала тотчас послать приглашение графине Паниной; графиню же Фитингоф велела внести в список лиц, приглашаемых на эрмитажные собра­ния, чтобы она не догадалась, что была приглашена ошибкой.

В небольшой комнатке, диванной, рядом с бильярдной стоял драгоценный столик из разноцветных камней, а в углах бюсты адмиралов: графа А. Г. Орлова и В. Я. Чичагова, оба работы Шубина. Рядом с этой комнатой окнами на двор Екатерина занималась химическими сплавами для камеев, вместе с Кенигом и Лебрехтом вырезала печати и т. д. Там стояли две драгоцен­ные вазы: одна из стекла аметистового цвета и другая, фарфо­ровая, с тонкой живописью. Тут же было одно из первых и древнейших фортепьян с флей­тами. В комнате подле этой помещались две мраморные группы: одна — работы Шубина, другая — Щедрина, и большой фар­форовый сосуд на круглом пьедестале из голубого материала ¾ работы Кенига. В следующей полукруглой зале находились изображения римских императоров Иосифа и Леопольда на одной картине и бюст князя Потемкина-Таври­ческого работы Шубина; рядом с этой комнатой хранилась коллекция рисунков. Уборная, или спальная комната импера­трицы, кроме обычной мебели, имела такие редкости как играющие часы, бюсты Цицерона и Вольтера, античное изображение Дианы с собакой из слоновой кости, античный стол, горку из уральских драгоценных камней с каскадами из аквамарина. В следую­щем большом зале висели шесть хрустальных люстр, пе­ред софой стоял большой стол, четырехугольная крышка которого была сделана из аметистового стекла, по бокам на ней были начерчены планы турецких крепостей: Очакова, Бендер, Килии и Акермана, завоеванных князем Потемкиным.

В комнате возле зала были размещены разные китайские ред­кости. Первая комната, на восточной стороне, вела к лестнице главного входа в Эрмитаж, сделанной из одно­цветного камня; напротив ее был на своде переход через ка­нал в придворный театр; в комнате перед проходом постро­ен был древний греческий  храм,  в котором стояло  антич­ное изображение из мрамора Амура и Психеи. В той же комна­те стояло бюро с изображением разных эпизодов из путешест­вия государыни по Таврической области; делал это бюро кре­стьянин графа Салтыкова. Далее во всю длину по каналу шла «ложа Рафаэля», расписанная al fresco. Затем следовали кабинеты минералоги­ческий, скульптурных и античных мраморов и императорская картинная галерея. За картинной галереей первое время надзирал придворный живописец Фензельт, известный реста­вратор древних картин  (после него с 1780 г. был смо­трителем венецианец Мартинели). Над собранием гемм, монет, эстампов и других произведений художеств был на­чальником  библиотекарь  императрицы,  коллежский  советник Петров, но так как он был часто посылаем в Москву, то большей частью заведовал этими собраниями унтер-би­блиотекарь, коллежский асессор Алексей Иванович Лужков. Императрица очень его ценила и доверяла, присылая  драгоценные вещи без вся­ких записок. Однажды Екатерина, отворяя у него разные шкафы, по рассеянности положила ключи от них в свой карман. Лужков на это обиделся и просил ее, чтобы она дала ему отставку. Екатерина очень удивилась и просила его сказать, что за причина, почему он хочет ее оставить.— «Я, государыня, честен, всегда пользовался вашим доверием, а вчера заметил, что вы в первый раз меня заподозрили и взяли ключи у меня, —  после этого я вам уже не слуга». —  «Помилуй, —  сказала императрица, — я сделала это по ошибке, без всякого умысла, вот твои ключи,  не  обижайся,  извини меня, я впредь буду осторожнее». Этот Лужков по кончине императрицы представил в казну серебра и золота, не запи­санного в книгах, более чем на 200 000 рублей и вышел в отставку.

Императорская семья появилась в Зимнем дворце только в 1894 г. ¾ с восшествием на престол Николая II.  Бывшие покои Николая I были отделаны заново в стиле модерн. Но потом, в 1904 г. Николай II переехал в Царское Село.

В Первую мировую войну во дворце был госпиталь.

В 1918 г. Зимний переименовали во Дворец искусств, но это название как-то не прижилось. До 1945 г. там был Музей революции, который до 1922 г. уживался то с пунктом по приему военнопленных, детской колонией, штабом по массовым торжествам и т. д. В Гербовом зале давали театральные представления, в Николаевском крутили кино.

Эмигрантские поэты об этом времени писали так:

 

Ах, Петербург, как страшно-просто

Подходят дни твои к концу!..

Подайте Троицкому мосту!

Подайте Зимнему дворцу!

 

А еще так:

 

Да, славы вековой умолкли хоры,

Империя приблизилась к концу,

И прогремели выстрелы с «Авроры» –

Салют прощальный Зимнему дворцу…

 

В 1922 г. значительная часть дворца передана Государственному Эрмитажу, и в 1920-1930-х гг. проведены большие реставрационные работы.

Горожане не без основания говорили, что при съемке эйзенштейновского фильма «Штурм Зимнего» дворец пострадал сильнее, чем при настоящем штурме, какового вообще-то не было.

Во время блокады Зимний дворец, как и многие здания города, пострадал от авиабомб и снарядов. Но уже в мае 1942 г. пошли ремонтные работы, в ноябре 1945 г. для посетителей были открыты первые 69 залов. Тогда же Зимний дворец был полностью передан Эрмитажу.

Категория: ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА | Добавил: tineydgers | Теги: история Санкт-Петербурга, петербурговедение, достопримечательности Санкт-Петербу, как строили Петербург, образовательный сайт
Просмотров: 445 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0