При Екатерине появились клубы на западный манер.
Самый «степеннейший» из клубов был Английский. Основан
он был в марте 1770 г.
Гарнером, богатым банкиром. Вскоре этот банкир сделался банкротом, и земляки
англичане, желая помочь ему, сделали его экономом и хозяином этого клуба. В
первое время здесь насчитывалось не более пятидесяти членов. Плата не
превышала 40 рублей; для помещения нанимался небольшой дом на Галерной улице
за 1500 рублей. Через 40 лет Английский клуб уже имел более 300 членов, в числе
которых находились высшие государственные сановники, как например, граф М. А.
Милорадович, Аракчеев, Сперанский, П. X. Витгенштейн и многие другие.
Почти каждый вечер посещал это собрание И. А. Крылов;
над тем местом, где он обычно сиживал, впоследствии был поставлен его бюст. В
столовой зале висел портрет и учредителя этого клуба. Английский клуб очень
долго занимал великолепный дом у Синего моста, в котором некогда жил
фельдмаршал князь Трубецкой, дававший пышные балы.
В 50-х гг. XIX в. в Английском клубе насчитывалось
около четырехсот членов и более тысячи кандидатов, которые по старшинству и
занимали открывавшиеся вакансии. Первейшие люди домогались чести вступить в
клуб. Князь Чернышев и граф Клейнмихель так и умерли, не попав в его члены.
Почти в одно время с Английским клубом был основан клуб
немцем Шустером, тоже некогда богатым купцом, но потом разорившимся. Клуб этот
сначала помещался в двух скромных комнатах; в феврале 1772 г. он уже был переведен
в большую квартиру и стал называться Большим Бюргер-клубом. Он, впрочем, был
более известен как Шустер-клуб. Это было довольно дружное общество, состоящее
из заслуженных чиновников, артистов, богатых русских и иностранных купцов и
зажиточных ремесленников. Не ограничиваясь одними увеселениями, клуб
преследовал многие благотворительные цели: давал пенсион 150 престарелым,
неимущим и постоянно воспитывал несколько беднейших сирот.
В ноябре 1784
г. было основано Коммерческое общество с целью дать
биржевому купечеству возможность собираться для совещаний по коммерческим делам
и проводить время в беседе и карточных играх.
В 1783
г. открылся еще Американский клуб. Помещался он первое
время близ Исаакиевской церкви в доме Погенполя. Лучшей порой его существования
было начало XIX в.: тогда насчиталось в нем более 600 человек; впоследствии
к этому клубу было присоединено танцевальное заведение Квятковского, после чего
клуб стал называться Клубом соединенного общества. В 1785 г. гробовым мастером
Уленглуглом был учрежден Танц-клоб. Членами его могли быть только нечиновные
лица мещанского и купеческого сословий.
Впрочем, нынешнее слово «мещанин» в Екатерининское время
было в полном смысле слова переводом французского bourgeois, или немецкого burger, и купец первой
гильдии, по тогдашнему смыслу, был не что иное, как мещанин, записавшийся в
гильдию. Мещанами называли также всех свободных художников, переименованных
впоследствии в именитых граждан, т. е. почетных граждан.
Гораздо ранее этих клубов в 1772 г. в Петербурге был
учрежден Музыкальный клуб из 300 членов, вносивших в год по десять рублей с
человека на содержание оркестра. В Музыкальном клубе два раза в неделю давались
концерты, которые посещались многочисленной публикой. Этот клуб просуществовал
до 1777 г.,
затем он был закрыт, но через год основалось другое музыкальное общество,
которое зимой, в продолжении восьми месяцев, давало каждую субботу концерты и
ежемесячно один бал и маскарад. Членов здесь было до пятисот человек, каждый
платил по 15 рублей. Для этого клуба был нанят большой дом петербургского
обер-полицмейстера Чичерина и роскошно убран. В оркестре клуба играло 50
превосходных музыкантов и часто участвовали приезжие солисты. Деньги эти артисты
получали по тогдашнему времени весьма высокие: от ста и до двухсот рублей за
один вечер. В 1787 и 1788 гг. дела клуба шли блистательно, но вскоре излишняя
роскошь, с какой давались здесь маскарады и балы, совершенно расстроили
финансы, и в 1792 г.
были проданы с аукциона все прекрасные музыкальные инструменты клуба,
серебряная и фарфоровая посуда и даже мебель.
В 1794
г. известные богачи Демидов, Сикстель и Бланд создали
новый клуб, в котором вскоре было до 400 человек. Каждый платил по 50 рублей.
Помещался клуб в доме Бутурлина. Это музыкальное общество просуществовало не
более четырех лет и со смертью учредителей распалось. В 1802 г. было положено начало
Филармоническому обществу и потом уже Симфоническому.
Если концерты, устраиваемые при дворе, и являлись для императриц
(не забудем, что почти три четверти XVIII.
века у нас царили императрицы) развлечением, удовольствием, то для подданных
они были далеко не таковыми, а скорее еще новой и довольно тяжелой повинностью.
Посещение этих музыкально-театральных развлечений было строго обязательно:
чуть ли не каждый год, а иногда и несколько раз в год, появлялись высочайшие
указы правительствующему Сенату:
«О назначении в императорском Оперном доме трех
представлений в неделю, а именно, по средам —
итальянских интермедий, по вторникам и пятницам
— французских комедий»
Сенат распубликовывал эти указы, они рассылались «за
подписью» во все правительственные учреждения и подлежали «неукоснительному»
исполнению. Менялись дни представлений, изменялись самые представления — вместо итальянской интермедии шла русская
трагедия,— но сущность дела оставалась та
же: посещение императорского театра было обязательно, и манкирование могло вызвать
«высочайший гнев» — а попасть под
«высочайший гнев» в лучшем случае означало отъезд из Петербурга, удаление в
какую-нибудь захудалую вотчину, но дело могло кончиться и гораздо серьезнее.
Попав в Оперный императорский дом, зритель должен был
подчиниться ряду установившихся правил. Вот одно из них, наиболее характерное:
«О пропуске в Оперный дом во время французских комедий лейб-гвардии штаб и
обер-офицерских и напольных полков штаб-офицерских жен, которые прежде
помещались вверху, в партер».
Существовало как бы разделение — места занимались соответственно рангу и чину мужа и, быть может,
не одна красавица вместо того чтобы наслаждаться, как «природный русский тенор
Марко Портурацкой» выводит рулады, сгорала от зависти, что ее подруга сидит
ближе к царской ложе, а ей приходится занимать место, выражаясь
по-современному, «на галерке»...
А наряды... боже, сколько забот и волнений вызывали они:
«в темноцветных платьях» вообще нельзя было показываться при дворе — темный цвет напоминал траур, траур наводил
на мысль о смерти, а страх перед смертью был невероятен у «веселой царицы
Елисавет», превращавшей из-за этого страха ночи в день; «робы иметь величиною
поменьше тех, что на больших куртагах бывают». Все нужно было помнить, все
нужно было предусмотреть, и хотя бы зеркало —
этот вечный спутник женщины — ясно и
убедительно говорило: наряд не к лицу, светлое платье выказывает ярко
неуклюжесть фигуры, эта неуклюжесть скроется при темном цвете,— но «в темноцветных платьях вообще не
являться».
Понятно, что все эти и ряд им подобных мелких ограничений
и правил этикета отравляли то удовольствие, которое могло принести
театрально-музыкальное развлечение; ничего подобного не могло быть на частном
представлении, куда человек шел, купив билет, шел потому, что ему хотелось, а
не потому, что существовал известный высочайший указ.
Первое объявление в «Ведомостях» о частном публичном
концерте появилось в середине 1746 г. Вот его текст: «По полудни в 7 часу
приезжий бассист в доме генерала Загрязского, подле немецкой комедии, будет
петь концерты с музыкою, чего ради желающие его слушать могут приходить в
означенный дом с платежом по 1 рублю с
персоны».
Самый главный, существенный вопрос при устройстве
концерта — найти для него подходящее
помещение.
«Бем сим почтенно
публику уведомляет, что обещанный им концерт по некоторым препятствующим в том
обстоятельствам не может быть дан, почему все те особы, кои взяли уже билеты,
могут получать обратно свои деньги».
Концерты были делом новым, тогда как к театральным
представлениям петербуржец уже привык и усердно посещал Немецкий театр, помещавшийся
на нынешней Большой Морской, а тогда Большой Гостиной улице. И концертанты
первое время устраивают свои концерты именно около этого Немецкого театра, очевидно,
в надежде, что зритель скорее пойдет по знакомой ему дорожке.
Действительно, в цитированном уже нами объявлении 1746 г. говорится: «подле немецкой комедии»; в объявлении 1748 г. читаем: «против немецкого комедиального дома». Очевидно, нанять сам «комедиальный дом», сам
Немецкий театр концертанты не решались, так как на концерты публика ходила в
гораздо меньшем количестве, чем в театр и, кроме того, сбор за концерт едва ли
бы окупил плату за помещение.
И концертанты стали обращаться к милости тогдашних
вельмож-меценатов, живущих во дворцах, уступить для концерта свою залу. Отказы
если и бывали, то редко. И первый концерт, отмеченный нами в царствование
Екатерины II, был в «состоящем близ
Летнего дворца доме его сиятельства князя Барятинского». Этот дом почти в
неприкосновенном виде сохранился до наших дней: бывший дом министерства юстиции
на Итальянской улице.
Большую помощь концертантам оказывали графы Строгановы — в зале их знаменитого дворца, построенного
Растрелли на Невском проспекте у Полицейского моста, происходил ряд концертов.
Затем, когда Аничков дворец, приобретенный императрицей
Екатериной II у графа Разумовского, был
подарен князю Потемкину, а последним продан откупщику Шемякину, как в самом
дворце, так и в особой садовой галерее —
ее не существует в настоящее время, она помещалась приблизительно там, где
теперь находится памятник Екатерине II,—
раздавались очень часто и звуки различных инструментов, и пение самых
разнообразных артистов.
Вельможи меценатствовали и отдавали свои танцевальные
или парадные залы артистам, конечно, даром, но уже в то время граф Ягужинский,
устроив у себя в доме помещение для настоящего театра с постоянной сценой,
партером и ложами, сдавал этот театр за деньги.
Выгоду от сдачи помещений под концерты не замедлили
учесть трактирщики. Концерты стали даваться и в Вюртембергском трактире на
Малой Морской. Этот трактир был открыт вскоре после приезда невесты Павла
Петровича — Марии Федоровны, которая
была родом, как известно, из Вюртемберга; вместе с княжной приехал
предприимчивый немец — и появился
Вюртембергский трактир. Затем концерты были и в Английском, или, как тогда
писали, «Аглинском» трактире в Галерном дворе, т. е. на Английской набережной.
Трактирщики не только сдавали помещения артистам, но
довольно часто устраивали музыкальные увеселения на собственный риск. Так,
например, в 1762 г. «на Адмиралтейской стороне, в Малой Морской у
трактирщика Гейса славный гарфенист (арфист) Гохбрикер по понедельникам и
воскресеньям по полудни будет играть на гарфе особого рода».
Изредка концерты давались и в других трактирах, например
в знаменитом Демутовом трактире, или, как тогда звали, доме Демута. Этот трактир и гостиница (в ней впоследствии
останавливался Пушкин) помещался на Конюшенной улице и выходил на Мойку.
Позже концерты стали устраивать и в двух театрах:
Каменном и Деревянном.
В начале 90-х гг. XVIII
в. появился на петербургском горизонте один из увеселителей Петербурга,
родоначальник последующих Излеров, Лентовских, Поляковых — француз Лион, который арендовал в течение
ряда лет дом покойного фельдмаршала князя А. М. Голицына.
Лион снял дом и приспособил его главным образом для
маскарадов — одним из усерднейших
посетителей этих маскарадов был канцлер князь Безбородко,— но в свободное
время от маскарадов, т. е. во время великого поста, сдавал свою залу для
приезжающих иностранцев, а может быть, и сам лично устраивал концерты.
Трудовой день в столице начинался рано и рано же
заканчивался. И начало первых концертов в Петербурге было обычно в 6 часов вечера или самое позднее в 7-м часу.
Затем постепенно время начала концерта становилось позже и позже: в
царствование Екатерины II концерты
начинались в 8 часов, в последующие
царствования ¾ около 9
часов вечера.
Все зрители, или, как в то время их обычно называли,
«смотрители» разделялись на две группы: знатные посетители и обыкновенные
смертные. К первым артисты и антрепренеры обращались с одной из следующих
льстиво заискивающих фраз: «за что смотрители из господ и госпож платить имеют
по своему усмотрению», или «знатные господа могут платить по изволению», или
«что же касается до платы, оная оставляется на произвол и щедрость смотрителей»
и, наконец, «каждая знатная особа платить имеет по своему благорассуждению».
Эта форма входной платы осталась неизменной весь XVIII в. для различных цирковых представлений,
для эквилибристов, фокусников и прочих «артистов» этого рода. Но музыкальные
артисты скоро поняли унизительность подобных условий и обычно назначали единую
плату за вход в зал, без различия, какое место будет занято. Вначале такая
плата была 1 рубль, причем делалось
иногда очень характерное примечание: «за вход без разбору мест 1 рубль»,
затем стали брать и за место; за первые места бралось по 2 рубля. В царствование Александра
I обычной платой признавалось 5
рублей, а в царствование Николая I — 10
рублей. При этом с одной стороны, подчеркивалось, что «в расходной книжке
каждого образованного человека должна быть непременно рубрика: расход на
концерты», а с другой стороны, делались жалобы на дороговизну мест в
концертах. Так, в 1830 г. читаем такие строчки:
«Давно ли за кресло в театре платили по 2 с половиной
рубля. В течение 20 лет цена за вход в
спектакль увеличилась до 5 рублей, а ныне
вдруг удвоилась в концерт (в этом году дирекция Императорских театров показала
пример, назначив на свои концерты в 10
р.)... При этом увеличении цен на публичные забавы возвышаются цены на все
предметы роскоши, а если притом не увеличиваются доходы, то в семейном бюджете
теряется равновесие, и наступает необходимость отказываться от забав...
Возвышение цен не в пору, если пустуют залы. Многие опасаются, чтоб 10-рублевая
цена не сделалась обыкновенною и чтобы приезжие виртуозы, для отличия, не стали
бы требовать 25 рублей, чего доброго».
К этим строчкам присоединим написанные в 1841 г.:
«Мы не запомним, чтобы когда-либо концерты были так
малопосещаемы, как в нынешнем году... Ныне крайняя цена за вход в концерт 10 рублей ассигнациями или 3 рубля серебром, т. е. втрое с половиною
дороже самой высокой парижской цены».
Правда, возмущаясь дороговизною цен на концерты, газеты
иногда приводили в утешение такие соображения:
«Особам, которые жаловались, что цены на итальянские
спектакли слишком дороги, можем сообщить в утешение, что в Лондоне, в день
посещения оперы Николаем I платили за
ложу 60 фунтов стерлингов, т. е. 1500 рублей
ассигнациями».
Мы видим, что на концерты приглашались все слои общества — знатные господа, купцы и мещане. Недопущение
лакеев в зал понятно: в то доброе старое время господин не мог обойтись без
услуг лакея, а если целая семья ехала в концерт, то ее сопровождал целый штат
лакеев по числу членов семьи,— очевидно,
что если разрешить вход в залу и лакеям, то места не останется и для господ. И
русские господа должны были во время концерта обходиться без услуг Ванек и
Сашек, которые ожидали возвращения своих господ или в прихожей, или у карет на
морозе.
В екатерининское время овации делались, конечно, не
по-нынешнему; когда вельможный зритель оставался доволен выполнением или
исполнением, он, недолго думая, кидал на сцену свой кошелек, наполненный
золотом. Пример всегда сопровождался подражанием, и артист не оставался в
убытке.
|