В 1704 г. Петр I задумал построить в новом городе
свою летнюю резиденцию. Место было выбрано у слияния реки Безымянный Ерик (Фонтанка)
с Невой. Ранее здесь находилась усадьба шведского офицера, и небольшая часть
побережья была обжита. Царь приказал разбить для себя большой сад, подобный
прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его
первоначальный план. Над осуществлением замысла начали работать русские и
иностранные архитекторы, садовники и прочие специалисты.
Новый дворцово-парковый ансамбль получил название
«Летний дворец» царя. Сам Петр I именовал
его «огородом», а впоследствии он стал называться Летним садом.
Уже через несколько лет своего существования Летний сад
стал центром политической, официальной жизни, придворных церемониалов и
торжеств.
В петровскую эпоху сад занимал примерно ту же территорию,
что и сейчас. От берега Невы до середины участка был устроен парадный парк, а
далее, до реки Мойки, — «огород» с
плодовыми деревьями, грядами овощей, теплицами. Здесь был вырыт для разведения
рыбы «карпиев пруд», построен «амбарец
для клажи материалов», оранжереи, в которых зимой хранились южные растения, летом
выставлявшиеся в кадках на аллеи и площадки сада.
В последние годы царствования Петра близ Карпиева пруда
архитектор М. Земцов начал создание зеленого лабиринта с «фабольными»
фонтанами: каждый фонтан украсили свинцовыми скульптурными изображениями персонажей
басен Эзопа. По мысли царя, это убранство фонтанов должно было иметь
нравоучительное значение.
За рекой Мойкой, на месте нынешнего Инженерного замка,
находились «фряжские итальянские погреба», где хранились заморские вина и
всякие припасы для царского стола. К западу от погребов, на берегу Мойки,
раскинулся еще один сад — третий, с
дворцом, известным под названием «Золотые хоромы» Екатерины I.
Согласно требованиям тогдашнего паркостроения Летний сад
получил строго геометрическую планировку. Прямые и радиальные аллеи разделяли
его на отдельные площадки — боскеты
(квадраты зеленого массива, со всех сторон обрамленные деревьями). В саду
устроили водоемы геометрических очертаний, разбили богатые цветники, где
выращивались любимые Петром тюльпаны, нарциссы, лилии, розы и многие другие
цветы. Деревья и кусты, привезенные с разных концов России и даже из-за
границы, образовали густой зеленый наряд сада. Их коротко стригли (как
требовали правила парков XVIII в.), придавали кронам причудливые формы. Вдоль аллей и
вокруг открытых площадок подстриженные деревья образовывали плотные зеленые
стены — шпалеры, высота которых порой
достигала трех метров.
Парк пересекали также «огибные дороги»: длинные крытые
коридоры из каркасов с привязанными к ним молодыми деревцами липы. В этих
крытых аллеях было так темно, что в них даже днем зажигали подвесные фонари.
В некоторых боскетах росли яркие цветы, в других стояли
мраморные статуи, беседки (люстгаузы), вольеры для птиц. Недалеко от главной
аллеи, в боскете, был прорыт овальной формы водоем с островком в центре, на
котором возвышалась беседка в виде китайской пагоды. Современники утверждали,
что, когда Петр хотел побыть один, он уединялся здесь: в небольшом челне его
перевозил на остров карлик.
Особую роскошь и живость придавали саду фонтаны.
Известно, что Петр питал большое пристрастие к фонтанам и без них не мыслил
настоящего сада, способного соперничать по красоте своей со знаменитыми
парками Версаля. Поэтому, намечая план «огороду», одно из первостепенных мест
он отвел сооружению системы водометов. Уже в 1705 г. царь приказал зодчему Ивану Матвееву «учинить
приготовление свай, колеса великого... також двух с пальцами и несколько
шестерен». Петр пояснил, что «сие надобно для возведения воды к фонтанам», и
просил «весною перебить тое речку, которая идет мимо моего двора». При этом он
послал чертеж водоподъемного устройства.
Весной 1706 г. эти работы были выполнены и начата установка первых
фонтанов. Но, видимо, их струи не отличались большой высотой и мощностью, и
Петр стал искать возможности увеличить силу взлета воды. Во время заграничного
путешествия в 1716—1717 гг. он купил изобретенный англичанином
Томасом Соверном паровой насос. Его-то и было решено использовать для подачи
воды к фонтанам сада. Петр писал в то время обер-комиссару Петербурга князю А.
Черкасскому, ведавшему строительными работами в летней резиденции царя в
Петербурге: «Присланную медную машину, которая гонит огнем воду, вели скорее
собирать у Летнего дома по чертежу мастера, который с тою машиною прислан,
дабы я при возвращении своему увидел ее действо». Таким образом, здесь впервые
в мире нашел практическое применение паровой насос Соверна — одно из значительных достижений техники
начала XVIII столетия.
Чтобы создать необходимый запас воды для фонтанов
Летнего сада, в 1718 г. начали прокладывать канал из реки Лиги в
пруды-накопители, вырытые в районе нынешней улицы Некрасова. Из этих прудов
вода по трубам шла к устроенным на Фонтанке водовзводным башням.
Число фонтанов в саду постоянно увеличивалось. На главной
аллее, в боскетах, в прудах сверкал бисерный узор водяных струй. Мраморные и
позолоченные статуи, вазы, маскароны придавали им особую красоту. Чаши
водоемов, сделанные из различных пород мрамора, раковин, пудожского камня,
завершали художественную отделку фонтанов.
Через канал, который отходил от Лебяжьего и отделял
парадную часть сада от хозяйственной, был перекинут мостик. Здесь установили
модные в то время «фонтаны-шутихи»: тот, кто вступал на мост, не зная об особенностях
его устройства, оказывался среди струй, вырывавшихся из-под ног. Уже после
смерти Петра в северо-западном углу сада был сооружен каскад.
К 1725 г. в Летнем саду насчитывалось 23 фонтана,
а немногим позднее их было около 50.
На аллеях, в зеленых нишах шпалер, на открытых площадках
сада, перед дворцовыми постройками стояло много мраморных статуй и бюстов. Это
скульптурное убранство явилось необычным новшеством для России, поскольку в
допетровское время в русском изобразительном искусстве преобладали религиозные
темы и сюжеты, а монументальная светская скульптура не была еще создана. На
Западе скульптурное убранство являлось обязательным элементом сада, и Петр не
захотел отступать от общего правила. Для украшения Летнего сада, парков
Петергофа, Стрельны и других дворцово-парковых ансамблей по его указаниям были
приобретены в Италии и доставлены в Россию лучшие произведения садовой
скульптуры того времени. Свыше 150
мраморных статуй и бюстов украшали только парадную часть сада на Неве.
Пожалуй, ранее других здесь появились бюсты известного
польского полководца XVII в. короля
Польши Яна Собеского и его жены Марии-Казимиры Собеской. На тех же самых
местах, что и при Петре I, стоят эти
бюсты и поныне.
В 1717—1724 гг.
была закуплена большая часть произведений крупнейших венецианских скульпторов
конца XVII — начала XVIII в. «Амур и Психея», «Немезида»,
«Церера», «Ночь» и многие другие статуи, представляющие огромную художественную
ценность, украшают Летний сад и сейчас.
В те же годы появилась здесь и античная статуя Венеры
(неизвестного автора). Она была куплена в Риме доверенным царя Ю. Кологривовым
и отдана для реставрации одному итальянскому скульптору. Когда чиновники папы
римского узнали о приобретении Кологривова, «Венера» была конфискована, так как
указ папы Клемента XI запрещал вывоз из
страны произведений древности. Сообщая Петру о ценности статуи и о том, что
случилось с ней, огорченный Кологривов заключал свое донесение словами: «Лучше
я умру, чем моим трудом им владеть». Ему на помощь прибыл в Рим находившийся в
то время в Италии приближенный Петра I С.
Рагузинский. Был придуман остроумный план: в обмен на статую Венеры предложить
папе мощи Бригитты католической церкви, которые были обнаружены в одном из
соборов Ревеля (Таллина). Такое предложение папа вынужден был принять, так как
не подобало главе католической церкви пренебрегать реликвиями культа. А в знак
признательности папа подарил статую Венеры русскому царю. Ныне она хранится в
Эрмитаже и известна под названием «Венеры Таврической». В конце XVIII в., подаренная Екатериной II князю Потемкину, статуя находилась в
Таврическом дворце — отсюда ее позднейшее
название.
Мраморная скульптура Летнего сада служила не только его
украшением, она была призвана в аллегорической форме прославлять
общественно-политические события того времени, преобразовательную деятельность
Петра I, пропагандировать светскую
культуру. Так, специально в память победы над Швецией в Северной войне, была
заказана для Летнего сада скульптура «Мир и Изобилие», или «Ништадтский мир».
На высоком гранитном постаменте — две фигуры из белого мрамора. Одна из них — богиня Изобилия, которую современники отождествляли с Россией.
Правой рукой она гасит горящий факел, что означало на языке аллегории
окончание войны. В ее левой руке — рог
изобилия, символизирующий экономическую мощь страны. Вторая, крылатая фигура — богиня Славы. Лавровым венком она украшает
голову богини Изобилия. Внизу — трофеи военных побед и умирающий лев
(аллегорическое изображение поверженной Швеции). В лапах льва — картуш, на котором высечено латинское изречение:
«Велик и тот, кто дает, и тот, кто принимает, но самый великий тот, кто то и
другое совершить может».
Автор композиции —
известный итальянский скульптор П. Баратта. В настоящее время группа «Мир и
Изобилие» расположена у северного фасада Летнего дворца.
Такие статуи, как «Минерва», «Слава», «Милосердие»,
«Правосудие», «Мореплавание», «Изобилие», также имели аллегорический смысл.
Они призваны были служить укреплению самодержавной власти царя, прославлять
его как мудрого правителя страны и талантливого полководца.
У Фонтанки, там, где ныне стоит Павильон Росси, в 1713 г. началось строительство грота. Его проект был разработан архитектором А.
Шлютером. Но сооружение грота затянулось на многие годы, и в его создании
принимали участие несколько виднейших архитекторов Петербурга. После смерти
Шлютера строительством грота ведал его ближайший ученик И. Маттарнови, затем
архитекторы Н. Микетти и Ж.-Б. Леблон, достраивал и декорировал
интерьеры грота М. Земцов.
В архивах сохранилось много различных сведений, дающих
представление о том, каким был грот в Летнем саду. Три его зала объединялись
большими арочными проемами. Над центральным проемом возвышался высокий
стеклянный купол. Под ним был устроен фонтан, украшенный свинцовой
позолоченной фигурой Нептуна, стоящего в колеснице с впряженными в нее морскими
конями. Стены были отделаны туфом, разноцветными морскими раковинами, толченым
стеклом. Мраморные барельефы, статуи и бюсты довершали декор. Здесь же
находился орган, приводившийся в действие водой.
Внешний вид грота также был ярок и наряден. Углы красивых
кирпичных стен украшались рустовкой. Оконные и дверные проемы обрамлялись
выразительными лепными гирляндами. Над входом возвышалась скульптурная
композиция из двух сидящих фигур, державших огромный картуш. Крыша по периметру
была обнесена парапетом, и на нем установлены статуи «Терпсихора», «Флора»,
«Сибилла», «Фортуна» и другие.
Грот во времена Петра I
считался выдающимся сооружением Петербурга. Его называли «диковинкой».
В первые годы существования Летнего сада его аллеи и
площадки подступали к самой Неве: набережной тогда не было. Главным входом в
сад служила пристань на берегу. В дни торжественных приемов и ассамблей сюда
спешили гости на яликах, яхтах, лодках. У причалов были возведены три дубовые
галереи для гостей. Во время праздничных гуляний в этих галереях накрывались
столы и устраивались танцы. Центральная из них, богато убранная, стояла на оси
главной аллеи сада. Отсюда открывалась перспектива нарядного зеленого коридора
с прекрасными фонтанами, мраморными статуями, эффектно выделявшимися на фоне
темных шпалер. Гостей приглашали осмотреть сад с его затеями и диковинками.
О том, как выглядел Летний сад во время царствования
Петра, подробно рассказал все тот же Берхгольц:
«Сад этот имеет продолговатую форму; с восточной стороны
к нему примыкает Летний дворец царя, с южной —
оранжерея, с западной — большой красивый
луг (на котором, при всех празднествах, обыкновенно стоит в строю гвардия), а с
северной он омывается Невою... У воды стоят три длинные открытые галереи, из
которых длиннейшая — средняя, где всегда
при больших торжествах, пока еще не начались танцы, ставится стол со сластями.
В обеих других помещаются только столы с холодным кушаньем. В средней галерее
находится мраморная статуя Венеры, которою царь до того дорожит, что
приказывает ставить к ней для охранения часового.
Против этой галереи —
аллея самая широкая во всем саду: в ней устроены красивые фонтаны, бьющие довольно
высоко. Вода для них проводится в бассейны из канала с помощью большой колесной
машины, отчего в ней никогда не может быть недостатка. У первого фонтана — место, где обыкновенно царица бывает со своими
дамами, а далее, у другого, стоят три или четыре стола, за которыми пьют и
курят табак...
Вправо от этой круглой и разделенной четырьмя аллеями
площадки, с одной стороны стоит прекрасная статуя с покрытым лицом, у подножья
которой течет или, лучше сказать, бьет вода со всех концов, а с другой находится
большой птичник, где многие птицы частью свободно расхаживают, частью заперты в
размещенных вокруг него небольших клетках. Там есть орлы, черные аисты, журавли
и многие другие редкие птицы.
Тут же содержатся, впрочем, и некоторые четвероногие животные,
как, например, очень большой еж... Кроме того, там есть еще синяя лисица,
несколько соболей и пр. В высоком домике с восточной стороны множество прекрасных
и редких голубей...
На другой стороне фонтана, против упомянутой статуи,
устроена в куще деревьев небольшая беседка, окруженная со всех сторон водою,
где обыкновенно проводит время царь.
На воде плавает здесь большое количество самых редких
уток и гусей, которые до того ручны, что позволяют кормить себя из рук. По
берегу вокруг расставлены маленькие домики, где они, вероятно, запираются на
ночь. Здесь же красуется вполне снаряженный кораблик, на котором иногда
потешается шут царя.
Против большого птичника устроен еще, в виде водопада,
красиво вызолоченный мраморный фонтан, украшенный многими позолоченными
сосудами. Это место (где находится также и оранжерея), бесспорно, одно из
лучших в саду. Все оно обсажено кустарником и окружено решеткой...
Далее отсюда, вправо, стоит большая сплетенная из
стальной проволоки клетка с круглым верхом, наполненная всякого рода
маленькими птицами, которые целыми группами летают и садятся на посаженные
внутри ее деревца...
Кроме того, в этом саду находится приятная рощица и
устроено еще несколько фонтанов. Одним словом, там есть все, чего только можно
желать для увеселительного сада...»
Восторженно писал о Летнем саде Феофан Прокопович:
«...дом царский на брезе полуденном Невы, при самом ея на
помянутые струи разделении построенный, и при нем вертоград образцом
италианским насаженный, с прекрасными архитекторскими гульбищами дивную являет
красоту, и пловущих по реке увеселяет».
Почти одновременно с закладкой сада началось устройство
Летнего дворца Петра I. На том месте, где
сейчас стоит дворец, сначала было деревянное здание (хоромы) шведа.
В «Описании Петербурга и Кроншлота», относящемся к 1710—1711 гг., автор-иностранец указывал:
«В Неву впадает небольшая речка или канава. Вплоть у этой
речки царская резиденция, т. е. небольшой домик в саду, голландского фасада,
пестро раскрашенный, с золочеными оконными рамами и свинцовыми переплетами».
Видимо, в этих хоромах Петр и жил до постройки
существующего дворца. Затем он приказал Меншикову перенести их «в новое место,
что близь Калинкина», а тут построить каменные палаты. В августе 1710 г. начали забивать сваи под каменное здание и строить фундамент.
С севера к зданию подступала Нева, с востока — Фонтанка,
с юга — искусственная гавань в виде
ковша, и только западной стороной дворец был обращен в парадный сад.
Кстати, близость воды определила и дополнительные трудности
строительства. Меншиков сообщал Петру в одном из писем: «Под Ваши полаты из
фундамента воду выливают, для чего нарочно из Москвы свою машину я привести
велел, однако по сие время вылить не могут». Немалого труда стоило и укрепление
берегов, сооружение подпорных стенок с восточной и южной сторон дворца, спусков
к причалам.
Автором проекта дворца был Д. Трезини.
В облике этого здания отразились характерные особенности
архитектуры раннего Петербурга: простота и строгость форм, геометрическая
четкость плана, скромность декорировки фасадов. Интерьеры носили прежде всего
интимный характер: небольшое количество комнат (по шести в каждом из двух
этажей) было рассчитано только на личные потребности царя и его семьи.
Подсобных помещений, за исключением поварен, не было.
Последнее, видимо, объясняется и тем, что одновременно со строительством
дворца возводилось большое здание, которое рассматривалось как своего рода
дополнение к дворцу.
Вдоль Фонтанки тогда же были построены двухэтажные
каменные палаты. Восточная сторона их фундамента также уходила в воды реки,
северный фасад примыкал к гавани, а с дворцом Петра они соединялись крытой
каменной галереей. Судя по чертежам, их архитектура имела много общего с
архитектурой дворца.
Хотя это здание было примерно в три раза больше, чем
царский дворец, служебное назначение его подчеркивалось названием — «людские покои», т. е. помещения, которые
отведены для людей, обслуживающих двор царя. Правда, это название, возникшее
еще в самом начале строительства, впоследствии оказалось не совсем точным.
Долгое время не было известно, что же именно находилось
в помещениях людских покоев, где насчитывалось свыше сорока комнат.
Обнаруженный в Архиве древних актов документ дает полное представление о
назначении и характере использования этого здания. Как явствует из описи, тут
находилась канцелярия кабинет-секретаря А. Макарова, жил князь Федор
Прозоровский, ведавший имуществом Екатерины, размещались караульные солдаты,
стрелки, матросы, столяр, портные, голландский часовщик и т. п. В некоторых
комнатах хранились привезенные из-за границы ящики «с голландскими картинами» и
изразцами, с китайскою посудой, «с кроватями и к ним уборы», с судовыми
припасами, «с платьем государыни».
Но наряду с этим из описи видно, что по характеру
использования некоторые комнаты были фактически дворцовыми, как и одноэтажная
галерея, соединявшая покои с дворцом. Например, упоминается большой зал, где
находилась Янтарная комната — подарок
Фридриха, короля прусского, Петру I.
Большая уникальная коллекция янтаря была одной из диковинок, и, видимо, ее
показывали гостям. Впоследствии Янтарную комнату перенесли в Екатерининский
дворец в Царское Село и в годы войны она была похищена фашистами.
Одна из комнат была занята «раритетами». В описи не говорится,
какими именно, однако надо полагать, что речь шла об анатомической коллекции
Рюйша, впоследствии переданной в Кунсткамеру.
Интересны сведения еще об одной комнате. В описи
говорится: «в ней машины и книги». О каких машинах шла тут речь? Возможно, о новых
токарных станках А. Нартова, а может быть, это машины, оставшиеся после смерти
А. Шлютера, которого Петр держал возле
себя, в летнем доме, и часто работал вместе с ним.
Но главное, что стало известно из описи, — это местонахождение библиотеки Петра I. До сих пор знали, что она размещалась на
«летнем дворе», но где именно, оставалось загадкой, так как ни одно из
помещений дворца не могло вместить обширное собрание книг. Судя по описи, о
которой говорилось выше, сохранившейся в архиве подрядной столяра Семенова,
удалось установить, что для библиотеки было отведено три комнаты верхнего
этажа людских покоев.
По приказу Петра для нее изготовили специальные шкафы
разных размеров и форм. Здесь были шкафы с застекленными и глухими дверцами,
угловые и стенные, для больших и маленьких книг. Посредине самой вместительной
комнаты стоял длинный стол с ящиками для хранения планов и чертежей.
Библиотека Петра насчитывала более 2000 томов. Среди них были интереснейшие экземпляры по самым
разнообразным отраслям знаний. Имелись книги о том, как строить крепости и
дворцы, как создавать регулярные парки, сооружать триумфальные ворота, как
строить корабли и галеры. «Книга Марсова» рассказывала об искусстве ведения
войн. Здесь можно было увидеть «Метаморфозы» Овидия, басни Эзопа, книги по
архитектуре, механике, медицине.
Галерея, соединявшая дворец и людские покои, состояла из
ряда комнат, следующих одна за другой. По некоторым данным, в летнее время
здесь жили дочери Петра и Екатерины—Анна
и Елизавета — и, что совершенно точно,
дети царевича Алексея — Петр и Наталья.
После смерти Петра I,
в 1725 г., в покоях жил Петр II, позднее здесь помещался архив
придворной конторы. Когда в 1780 г. строилась гранитная набережная реки Фонтанки, по
приказу Екатерины II здание разобрали, а гавань засыпали.
|