В XVIII в.
законодателями мод в России были придворные дамы и кавалеры, по которым
равнялось остальное столичное, а в последней четверти века и провинциальное
дворянство. Подражала им также некоторая часть богатого купечества и
разночинцев. В основном же купцы и их семьи одевались в русское национальное
платье, перенимая лишь немногое из модного костюма.
Городской костюм, принятый повсеместно в Западной Европе,
был введен в России указом Петра I в 1700 г.: «О ношении платья на манер венгерского». В 1702 г. уже предписывалось:
«Всякого чина людям, кроме духовенства и пашенных крестьян, носить платье
саксонское, немецкое или французское, а русского не носить, не делать и им не
торговать».
Академик И. Георги, ездивший по стране через десять лет
после издания указа, пишет: «Дворянки первого и до последнего класса, даже в
самых отдаленнейших от столиц российских местах, одеваются так же по принимаемым
от времени до времени из европейских государств модам, редко по предписанному
указами образцу, отдаляющему от беспутной и разорительной роскоши. Последняя и
скудная дворянка, да что еще хуже, служанка старается наряжаться в модные
лоскутки каких-либо женских нарядов великой цены, по назначению моды, а не по
внутреннему вещей, составляющих те наряды, достоинству и все не на русский, а
на иностранный образец, большей частью европейский».
Сам Петр I
в воспоминаниях и портретах предстает перед нами обычно в красной фризовой
куртке и холщовых белых штанах и в зеленом мундире Преображенского полка.
После указов о гражданской одежде вводится французский
костюм для государственных служащих. К тому же каждый класс из «Табели о
рангах» носил одежду из определенной ткани, жены так же.
Вот как описывает Пушкин в «Арапе Петра Великого» женскую
одежду высшего света:
«Дамы сидели около стен; молодые блистали всею роскошию
моды. Золото и серебро блистало на их робах; из пышных фижм возвышалась, как
стебель, их узкая талия; алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и на шее.
Они весело повертывались направо и налево, ожидая кавалеров и начал танцев.
Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною:
чепцы сбивались на соболью шапочку царицы Натальи Кирилловны, а робронды и
мантильи как-то напоминали сарафан и душегрейку».
Обычно женщины носили высокий фонтаж (головной убор с
гофрированным кружевом), узкий лиф, блузу с широкими полудлинными рукавами и
юбку с оборками по низу.
После Екатерины I и до восшествия на престол в 1741 г. Елизаветы Петровны
петербургскую моду дворянства диктовали
в основном германские вкусы. Петербургские мещане, небогатые купцы и ремесленники
до самой революции носили обычно жилет поверх длинной цветной рубашки.
Но женщины, как во все времена, стремились к большему.
Вот что пишет о петербургской моде времен Анны Иоанновны
уже знакомая нам английская гувернантка Элизабет Джастис:
«Что касается одежды в России, то там, как и в любом
обществе любой страны, каждый появляется в одеждах, присущих его отечеству. В
обычае русских женщин носить европейское платье; на голову они надевают шапочку
с верхом из бархата, сукна или дорогого шелка, отороченную мехом примерно на
полквартера (примерно 12 см)
в высоту; белье простое, башмаки и чулки редки. Замужние женщины укладывают
волосы под головной убор, так что вы не можете их видеть, хотя они у всех
очень длинные; однако для замужней женщины считается неприличным показывать
их. Незамужние стягивают волосы на затылке лентой, носят жакет без рукавов.
Юбки обычно сшиты из очень яркой ткани. Головные уборы даже у бедных людей
спереди жесткие благодаря картону и
возвышаются над лбом примерно на полквартера; сверху накладывают бисер, золотые или серебряные галуны либо что-нибудь
другое, приятное на вид. Эти головные уборы они покрывают кусочками сукна,
шелка или миткаля длиной около ярда и держат их за два конца руками, а другие
свешиваются над плечами.
Зимой русские одеваются в подбитые дорогим мехом жакеты,
достигающие до бедер. Некоторые ходят в них и летом, чтобы, как они говорят,
не впускать жару. Но я придерживаюсь мнения, что это делается напоказ, так как
они обычно сшиты из дорогого шелка; русские приобретут красивый жакет и шапку,
даже если за душой у них не останется ни гроша».
Здесь Джастис права. Вышел даже в 1742 г. указ о людях,
которые «не рассуждая о крайнем своем разорении, но только б нарядными себя
показать, как сами, так и их жены и дети, не по достоинству своему, носят
пребогатые с позументом и из серебряных и золотых материй платье, и делают зело
же богатые на людей ливреи…».
Под влиянием двора и богатейшего дворянства с каждым
годом возрастала роскошь и пышность модного платья. Историк М. Щербатов
утверждал, что «часто гардероб составлял почти равный капитал с прочим достатком
какого-нибудь придворного и щеголя».
Богатые дворяне выписывали нарядные костюмы из Парижа
или Лондона, или покупали их у торговцев модными товарами, привозивших готовые
платья, материи и всякие модные мелочи из-за границы, или заказывали их в иностранных
мастерских.
Крепостные портные и портнихи, обученные по таким
образцам, шили одежду для небогатых дворян, а также домашнее платье и ливреи в
знатных домах.
Для всего XVIII в.,
за исключением последних нескольких лет, характерно женское платье с тесно
облегающим фигуру декольтированным корсажем и более или менее широкой юбкой.
Модные новости, какие приносит каждый год или каждый
сезон, не меняют основного характера костюма, не создают нового «силуэта» фигуры.
Они чаще всего касаются цвета или рисунка материи, отделки платья, фасона
рукавов, длины юбки, формы выреза корсажа и т. п. Такие варианты моды легко
воспринимаются, быстро распространяются и так же быстро исчезают, уступая
место новым маленьким изобретениям моды.
Изменения костюма, резко преображающие весь облик фигуры,
происходят относительно редко, они постепенно завоевывают общее признание и
удерживаются в течение длительного времени.
За вторую половину XVIII
в. такие изменения костюма происходят трижды.
Первое изменение касается фасона юбки. До начала 1760-х
годов юбки нарядных платьев носят на «панье», то есть сверх нижней юбки, имеющей
форму колокола и обшитой несколькими (5—8)
обручами, полосами плотной ткани со встреченными в нее косточками китового уса
или же обшитой в несколько рядов плетеньем из тростника. К концу 1750-х годов
«панье» так сильно расширяет подол юбки, что дамы уже не могут пройти в обычную
одностворчатую дверь, не могут сесть в обычный экипаж. Ежемесячное издание
«Трудолюбивая пчела» сообщает в 1759 г. в «Письме к
смотрителю»: «...красавицы совсем исшалились. Их юбки, которые пучиться и
расширяться начали перед вашим отъездом, делают теперь преужасную окружность,
которая день ото дня увеличивается... они приобрели в широте то, что в высоте
потеряли (вышли из моды очень высокие головные уборы) и против всех правил
архитектуры расширяют основание, а верх уменьшают... Многие рассмотрительные
особы думают, что с некоторого времени наш пол сделался весьма смелым и что
сии китовыми обручами обложенные юбки введены в употребление для того, чтоб нас
не близко к себе допускать...».
В начале 1760-х годов появляются набедренные эластичные
фижмы, заменяющие «панье». Они не только
не уменьшают ширины юбки, но еще расширяют ее в боках. Удобство фижм
заключается в том, что они эластичны и их можно сжать локтями, кроме того,
подол платья становится мягким. Платье не сидит так топорно, как на «панье», а
слегка колышется при движении.
Следующее коренное изменение контура фигуры происходит в
самом конце 1760-х годов. Юбку платья перестают «раздувать» на боках. Вместо
этого вводится турнюр, сначала небольшой, а в
1770—1780-х годах довольно объемистый ватный валик, который прикрепляется
сзади, немного ниже уровня талии, под юбку. Все сборы платья драпируют теперь
не на боках и сзади, как раньше, а только на турнюре. Корсаж по-прежнему тесно
облегает фигуру до уровня бедра.
Одновременно с турнюром появляются высокая прическа и высокие головные уборы — шляпы и чепцы.
В еженедельнике «Всякая всячина» за 1769 г.
так сообщалось об этом нововведении: «Женщины все выросли на пядень с тех пор,
как бока их потеряли стремление выпячиваться, как прежде бывало, но сей рост
покрыт волосами... В новом моем доме я заказал двери сделать выше, чтобы дочь
моя как-нибудь головою не увязла... Беспрестанно домы переделывать для выдумок!
Лет с двадцать назад, бывало, расширяй домы, двери, кареты и прочая для
фишбейнов (китовый ус), а ныне возвышай домы...».
Нужно заметить, что высокие прически и головные уборы
были сразу же приняты большинством дам и продержались до середины 1790-х гг.,
в то время как от фижм, во всяком случае для нарядных платьев, долго не могли
отказаться.
Около середины 1790-х гг. вновь коренным образом
меняется «силуэт», женской фигуры. Новая мода предписывает не сжимающее талию
свободное платье со струящимися складками по образцу античных хитонов и туник,
с высокой талией, прическу с локонами или греческим узлом на затылке и туфли
без каблуков.
Свободные платья со струящимися, а не драпированными
складками, так называемые «шемизы», носили и в 1780-х гг., но надевали их сверх
корсета и фижм или сверх корсета и турнюра, их носили главным образом в доме,
они и назывались «покоевыми» или «интерьерными» платьями.
О появлении нового фасона платья журнал «Магазин
общеполезных знаний» 1795 г. сообщает:
«Недавно в Петербурге начали носить «англинско-греко-российский наряд»... Это
не греческая сорочка, но обыкновенный шемиз, сделанный из кисеи, с английской
талией, с полуоткрытой грудью, обшитый узенькой фалбалой (оборкой), под грудью
стянут поясом».
Введению этой моды «на античный манер» много
способствовала художница-портретистка Э. Виже-Лебрен, жившая в Петербурге с 1795 по 1801 г. По ее совету на одном из придворных балов все дамы
были одеты в белые «античные» платья. Апробированная при дворе мода вскоре
нашла подражательниц и вне придворного круга.
В начале XIX в.
полупрозрачные белые платья носили на одной рубашке, а заправские щеголихи на
розовом трико.
Ф. Вигель в первом томе своих «Записок» говорит:
«...костюмы, коих память одно ваяние сохранило на берегах Егейского моря и
Тибра, возобновлены на Сене и переняты на Неве... и право, было недурно: на
молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто, свежо: собранные в виде
диадемы волосы так украшали их молодое чело. Не страшась ужасов зимы, они были
в полупрозрачных платьях, кои плотно охватывали стан и верно обрисовывали
прелестные формы... Но каково же было пожилым и дородным женщинам? Им не так
выгодно было выказывать формы; ну что ж, и они из русских Матрен перешли в
римские матроны».
В XVIII в. не
существует еще строгого разделения туалетов на дневные и вечерние. Нарядный
костюм для прогулки, для визита или званого обеда ни в чем существенном не
отличается от костюма для театра, вечера или бала. Разница лишь в количестве
драгоценных украшений на платьях и головных уборах. Днем, особенно вне дома, на
улице или в саду носят их меньше, чем в закрытом помещении и вечером. Даже размер
декольте на платьях не меняется в зависимости от их назначения.
Начиная с 1770-х гг. вырез корсажа, правда, прикрывают,
выходя на улицу, косынкой или мантильей, но с появлением в 1790-х годах платьев
«на античный манер» вновь выходят из дому с открытой шеей и грудью.
От всех нарядных платьев как в XVIII, так и в XIX в.
отличаются парадные придворные платья. Во второй половине XVIII в. были приняты два фасона таких
платьев. Первый вид платья состоит из шнурованного корсажа без рукавов, юбки на
фижмах и распашного верхнего платья со свободно спадающим шлейфом, который для
танцев укорачивают, закладывая его концы в карманы. Этого вида парадное
придворное платье встречается с середины 1760-х до середины 1780-х годов.
Другое платье ¾ из шнурованного корсажа и юбки на фижмах, сверх которых
иногда надевали верхнее распашное платье. Шлейфы этих платьев были пристегнуты
на талии. Платья такого фасона с небольшими изменениями носили на
торжественных приемах при дворе до начала XIX
в.
Придворные дамы, и особенно дамы, «коим приезд ко двору
дозволен», одевались с необычайной роскошью, носили платья из самых дорогих
привозных тканей с богатой отделкой, золотыми и серебряными вышивками,
осыпанными драгоценными камнями, с тончайшим кружевом. Такая расточительность
подрывала благосостояние дворянских семей. Это побудило Екатерину II в 1782 г. издать ряд законов, регламентирующих как парадный,
так и обычный придворный костюм.
Первым по времени вышел закон «Об уборе дам, имеющих
приезд ко двору», который предписывал им наблюдать «более простоту и
умеренность в образе одежды» и не «употреблять таких вещей, коим одна только
новость дает всю цену». Запрещалось отделывать платья золотым и серебряным
шитьем или кружевом шире двух вершков (9 см), а также носить головные уборы выше двух вершков,
«разумея от лба».
Вслед за тем был опубликован закон, разрешающий всем
дворянам, в том числе и дамам, носить платья тех цветов, какие присвоены губернии,
в которой они живут, и в этих туалетах «иметь приезд и в столицах во все
публичные места и ко двору».
Статс-секретарь Екатерины
II А. В. Храповицкий записывает по этому поводу в свой дневник:
«Губернским мундирам рады отцы да мужья».
Дамы надевали на атласную юбку и корсаж нечто вроде
казакина или сюртучка из гладкой шерстяной ткани (стамеда) того же цвета, что
форменный губернский кафтан мужа или отца, с оторочкой в цвет воротника и
обшлагов кафтана.
Третий закон, изданный в том же году, — «О назначении, в какие праздники какое
платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору». В нем сказано, что
по большим праздникам дамам и кавалерам разрешается носить московские золотые
и серебряные парчи, в прочие праздничные и другие дни — всякие шелковые материи, кавалерам еще и сукно. Распоряжение
относительно ширины отделки остается в силе.
В некоторые торжественные дни уже во времена
царствования Екатерины II дамы должны
были являться в русском платье, то есть в сарафанах. Сарафаны придворного
наряда были в известной мере приспособлены к господствующей моде. В XVIII в. они были распашными, и носили их на
корсаже и юбке, как все нарядные платья. Головной убор к ним был в виде невысокого
кокошника или серповидной девичьей повязки. Академик И. Георги пишет, что
«женщины придворные одеваются в так называемое русское платье, но оное мало
отвечает сему наименованию и есть паче отонченного европейского вкуса, ибо и
самый вид оного больше на вид польского похож».
Нарядность, присущая костюму XVIII в., сказалась на утреннем и на домашнем платье дам и молодых
девушек.
Женщины проводили большую часть дня дома. Между 11 и 3
часами дня могли «запросто» появиться визитеры, друзья, знакомые и даже
малознакомые люди, но люди «своего круга», чьим мнением дорожили и осуждения
или насмешек которых боялись.
Некоторые знатные дамы и известные щеголихи принимали
визиты и за туалетным столиком, в то время как парикмахер «сооружал и пудрил
куафюру», а они сидели, завернувшись поверх утреннего платья в свой
«пудермантель» или пеньюар. Но этот обычай в России не был особенно широко
распространен. Как правило, дамы были уже полностью одеты и причесаны, когда к
ним являлись утренние визитеры.
Женщины, жившие в своих имениях, также должны были быть
готовы к приему гостей, которые могли неожиданно приехать из соседних имений
или из города. При малой занятости людей дворянского круга езда в гости, посещение
или прием друзей и знакомых были явлением повседневным.
Помещицы, жившие долго безвыездно в деревне, часто
отставали, конечно, от моды или вовсе модой не интересовались, а наряжались,
как умели, на свой вкус.
Знатные дамы и щеголихи, или «вертопрашки», как их тогда
называли, переодевались в течение дня несколько раз. Утром, то есть до трех
часов, они сидели в своей гостиной в утреннем платье и в блондовом или батистовом
чепце, а в 1780-х годах иногда и в большой шляпе с перьями и лентами и
занимались каким-нибудь модным рукоделием.
Многие женщины предпочитали утреннему платью обыкновенное
домашнее платье, шитое по последней моде, но всегда более скромное, чем выходное.
Молодые девушки специально утренних платьев не имели.
В 1760-х гг. домашние платья на фижмах не носили. Чтобы
придать костюму привычный вид, юбку распашного верхнего платья или длинную
(ниже колен) баску корсажа драпировали на боках фестонами. Позже, в 1770-х и
1780-х гг., домашние платья носили на турнюре.
Молодые женщины и девушки, обладавшие стройной фигурой,
носили дома корсаж с рукавами и присобранную на боках и сзади юбку. Юбка
оставалась без изменений до последних лет XVIII
в., фасон корсажа менялся в зависимости от моды.
Корсажи домашних платьев не стягивали так туго, как корсажи выходных
туалетов. Чтобы скрыть слабую шнуровку, многие носили дома большие
шали-мантильи, косынки и полудлинные пелерины с декоративным капюшоном или
безрукавные душегрейки.
В далекие времена возник и распространился обычай,
предписывавший замужним женщинам никогда не показываться на люди с непокрытой
головой. Этот обычай сохранился преимущественно в крестьянской среде во многих
европейских странах, а в России также и в купеческой и мещанской среде. Но
женщины XVIII и XIX вв., одевавшиеся по моде, давно порвали с древними традициями и
носили нарядные и кокетливые чепцы отнюдь не из каких-либо этических или
религиозных побуждений. Белый легкий чепец создает впечатление опрятности,
сообщает нежность цвету лица молодой женщины и смягчает желтизну вялых щек
старухи.
Носили чепцы и с нарядными дневными и вечерними платьями
и вне дома, но этот обычай не был повсеместно распространен в XVIII в. и в первой четверти XIX. В XVIII
в. чепцы заменяли шляпами или украшали прическу лентами, кружевом, перьями,
цветами, с бальным нарядом —
драгоценностями. Особенно примечательны головные уборы в конце 1770-х годов:
на высокую прическу водружали модель парусного судна, цветочную корзинку, рог
изобилия с ниспадающими из него цветами и плодами и т. п.
Много своеобразия и изящества в нарядный туалет дамы или
молодой девушки вносили шали, шарфы и косынки. С их помощью можно было
подчеркнуть величавость или грациозность фигуры, стройность талии, легкость
движений или горделивость осанки.
С 1770-х годов большие газовые или кисейные косынки,
концы которых закладывали под край выреза корсажа, создавали впечатление
модного тогда высокого бюста, при котором талия кажется очень тонкой и
стройной. Платья со струящимися складками требовали либо полупрозрачных легких
шарфов с развевающимися концами, которые сообщали движениям легкость,
«воздушность», либо тяжелых кашемировых шалей, плотно облегающих плечи и
придававших фигуре вид тонкий и хрупкий.
Не менее важно было научиться с грацией пользоваться
веером. Складные веера или опахала имелись у женщин привилегированных слоев
общества уже в XVII в., когда боярыни и
дворянки ходили еще в национальном русском платье. На гравюре художника де
Бруинна, бывшего в Петербурге в 1702 г., изображена одна из царевен в великолепном
древнерусском наряде с веером в руке.
Веера второй половины
XVIII в., как и позже, — чаще
всего шелковые расписные, иногда с нашитыми блестками, станки вееров деревянные,
черепаховые, перламутровые, встречаются и инкрустированные золотом.
Веера не только дополняют наряд светской женщины, но, как
пишет журнал «Смесь» в 1769 г., «...они
прекрасны и полезны, исправляют должность зефира, отвращают солнечные лучи, от
которых загорают и княжеские лица, прикрывают не весьма хорошие зубы и непристойные
усмешки. Одним словом, они ко всему пригодны». Другой журнал 1784 г. отмечает еще одно назначение веера: «Великих дарований красавицам
свойственно иметь сведения о том, сколько раз махнуть веером так, чтобы косыночка,
закрывающая их грудь, приняла то прекрасное положение, при котором вопреки
булавок видима быть могла восхищающая непорядочность; так же известно им,
сколько ударов веера потребно для того, чтобы сия косыночка пока закрылась, или
сколько оных нужно для того, дабы приятным образом развевать свои волосы,
придавая им восхищающее положение, которое, кроме опахала, никакая рука
смертная доставить им не может».
Вместе с модами менялась и форма обуви, а с нею походка
женщин. В течение всего XVIII в., за
исключением последних нескольких лет, дамы ходили в туфлях на более или менее
высоких каблуках. Туфли были кожаные,
шелковые, парчовые или глазетовые, украшенные пряжками, бантами или розетками.
Знатные дамы носили в парадных случаях расшитые жемчугом и драгоценными
камнями туфли на красных каблуках.
С воцарением платьев «на античный манер» появились туфли
без каблуков, обычно с завязками вокруг ноги. Привыкшие к каблукам женщины
почувствовали себя несколько неловко в остроносой мягкой обуви без каблуков.
Они не сразу сумели приспособиться к плавной, скользящей походке, которой
требовал стиль платьев, неправильно ставили ступню, из-за чего получались неровные,
некрасивые шаги.
Некоторые дамы стали учиться походке и поклонам у
учителей танцев. Другие могли воспользоваться советами вышедшей в 1802 г. в Петербурге книжки «Искусство сохранять красоту. Подарок российским
дамам и девицам», в которой поясняется, «каким образом ступать прилично»: «При
всяком шаге должно ногу подавать вперед, держа пяту вверх поднявши, носки
протянуть вниз и не спускать пяты прежде носка. Неся ногу вперед, утверждать
тело на бедрах, не шататься и не торопиться».
«Каким образом женщины должны держать себя в походке и
поклонах: надобно держать тело прямо и непринужденно, крепко утвердивши оное
на бедрах, голову поднять вверх, свободно и непринужденно двигать шею; плечи
как можно опустить и подать назад, руки держать подле тела несколько впереди;
локти прижать к бедрам, а кисть руки положить в другую перед собою.
Чтоб поклониться по правилам, надлежит тело подать
несколько назад, держа голову как можно прямо, нагнуть коленки весьма низко,
ровным движением и без торопливости и подняться таким же образом».
Постепенно к туфлям и ботинкам без каблуков привыкли, и
продержались они до конца 1830-х годов.
Нужно заметить, что с парадным платьем, сохранившим фасон XVIII в., и в эти годы носили атласные туфли
на высоком каблуке. Туфли на каблуках носили и некоторые знатные старухи,
которые в парадных случаях еще в 1820-х годах являлись в обществе в старинных
платьях времен их молодости.
При пышных, многокрасочных, часто ярких туалетах XVIII в., при высоких прическах и огромных
шляпах последней трети столетия ненарумяненное лицо казалось чрезвычайно бледным,
почти серым. Поэтому без румян женщины не обходились. Конечно, не все дамы и
молодые девушки соблюдали должную меру в их употреблении. Во времена белых
легких платьев и «античных» причесок исчезают румяна. Теперь нравится
«благородная» бледность, и дамы, не наделенные ею от природы, вынуждены белить
или сильно пудрить лицо. Бледность или совсем легкий румянец остаются в моде в
течение нескольких десятилетий, и к ярким румянам женщины не возвращаются. |