Живем, хлеб жуем, а ино и посаливаем.
Поскольку наши соотечественники, жившие в XVIII столетии, не очень-то
любили вести дневники и вообще делать какие-либо записи, приходится обращаться
к различным воспоминаниям иностранцев, посещавших Санкт-Петербург. Конечно, в
основном они описывали придворную жизнь, с ее развлечениями, балами, обедами…
Но иногда в этих записях проглядывает и жизнь города, с установившимися
обычаями и правилами. Большей частью иностранцы рассматривали наши обычаи как
нечто экзотическое, не понимая и не чувствуя глубины русской народной культуры.
Но нам небезынтересны их впечатления.
Вспоминается одна сцена из романа хорошей польской
писательницы Элизы Ожешко. Сидят в захолустье два шляхтича, выпивают. Один
рассуждает об Африке: экзотика, дескать, и т. д. Другой лениво возражает: «Ты
африканца сейчас в нашу Березовку притащи, уж какой она ему экзотикой
покажется!».
Весьма удивлялся знаменитый Казанова петербургским
обычаям. Ничего в них, конечно, не понял. Да, пожалуй, и врет много.
«...Еще присутствовал я зимою, в день Богоявления, при
особенном обряде: я хочу сказать, при водосвятии на реке Неве, покрытой в это
время толстым слоем льда. Церемония эта привлекает бездну народа, ибо после
водосвятия крестят в реке новорожденных и не посредством обливания, а чрез
погружение нагих младенцев в прорубь на льду. Случилось в тот день, что поп,
совершавший крещение, старик с белою бородой и трясущимися руками, уронил
одного из этих бедных малюток в воду, и ребенок утонул. Встревоженные
богомольцы приступили с вопросом: что значит такое предзнаменование?
— А это значит, ¾
отвечал с важностью поп, — это значит... вот что: ...подайте мне другого».
Более всего удивила меня радость родителей бедной жертвы.
Потерять жизнь при самом крещении, говорили они с восторгом, значит прямо войти
в рай.
Не думаю, чтобы православный христианин мог сделать
какое-нибудь возражение на подобный аргумент.
...Русские —
суевернейший народ в целом свете. Святому Николаю, их патрону, одному
воздается более молитв и земных поклонов, чем всем остальным святым календаря
в совокупности. Русский молится не Богу: он поклоняется св. Николаю и ему
возносит свои моления. Вы найдете здесь везде образ этого святого; его икону я
видел и в столовых залах, и в кухнях, и, одним словом, всюду, где бы ни было.
Гость, приехав в дом, должен сперва поклониться изображению святого, а потом
уже поздороваться с хозяином. Я видел, как московиты, при входе в комнату,
где, по какому-либо исключительному случаю, не было этой иконы, проходили в
другие комнаты искать ее. На исподе всех этих обычаев лежит язычество, точно
так же, как и на дне всех верований, преувеличенно-воспринятых, доведенных до
крайних проявлений. Самая забавная несообразность оказывается еще в том, что
язык московитский есть чисто татарское наречие, а между тем, литургия
отправляется на греческом, так что
православные всю свою жизнь твердят молитвы и славословия, в которых сами не
понимают ни слова. Перевод молитв на язык общеупотребительный сочтен был бы за
дело нечестивое, что внушается духовенством, с целью сохранить собственное
влияние и употреблять его в свою пользу».
Такой же поверхностный характер носит описание похорон,
изложенное уже известной нам Элизабет Джастис:
«Я не видела
похорон, пока не пробыла там два года, хотя и жила в очень населенной части
города и близко от двора, — пишет она. — И в тот день я не видела ничего, кроме
необычного света. Подойдя узнать, что это такое, обнаружила, что это
многочисленные факелы: их среди бела дня несли перед телом. Я сочла это в
высшей степени абсурдным. Но человек, в чьей компании я была, рассказал мне,
что русские кладут в гроб пару башмаков, несколько свечей и пропуск. Последний — чтобы покойника впустили, но я не знаю куда.
Полагаю, русские считают, будто существуют несколько степеней счастья, ибо
такой пропуск можно купить в лавке или на рынке, и его действенность зависит от
цены».
Упоминание о «пропуске» для покойника встречается и в
некоторых других сочинениях иностранцев, побывавших в Петербурге. И это несмотря на то, что еще в начале XVIII в. датский посланник при Петре I Юст Юль выявил несуразность данного мнения.
Вот что пишет по этому поводу датский автор. «Когда
отпевание закончилось, под руку покойного была подложена записка с обозначением
его имени, возраста, звания, дня его смерти и того, что все грехи ему отпущены
по власти, данной священнослужителям. Такая записка кладется в гроб не в
качестве паспорта для пропуска покойника в рай, как ошибочно утверждают в своих
описаниях почти все путешественники по России, а для того, чтобы в случае, если
откопают какое-либо неистлевшее тело, можно было узнать (из этой записки), что
похоронен христианин и кто он такой».
Однако вернемся снова к запискам Элизабет Джастис. Завершая описание жизненного пути
православных петербуржцев, она упоминает о древней традиции молитв за умерших:
«В религии русских есть еще одна примечательная особенность — обряды в церквах за упокой душ. Душу
императора Петра они поминают каждый вечер и каждый день в монастыре,
находящемся приблизительно в двух милях от Петербурга. Если умирает какая-либо
знатная особа, они делают то же самое в течение одного года и одного дня».
Датчанин Петер фон Хафен о православных похоронах
сообщает следующее:
«Обычно похороны и проводы умершего простолюдина не
производят большого впечатления. Правда, тех, кто сколько-нибудь благороден,
все еще по старому обычаю, хотя и вопреки установлению императора Петра
Первого, сопровождают плакальщицы, которые должны плакать, провожая покойного.
Однако я часто наблюдал, как лишь два парня приходили с телом, неся его на
доске почти совершенно нагое и на плечах примерно так же, как носят муку к
пекарю. Либо же в лучшем случае в выдолбленном бревне, если покойный был
сколько-нибудь благородным человеком При этом не было никакого сопровождения
или церемонии».
А вот как хоронили в Петербурге знатных вельмож. В 1720 г.
скончался князь Яков Федорович Долгоруков, сенатор при Петре I, с 1714 г. — председатель Ревизион-коллегии.
Интересно, что в юности он получил хорошее образование под руководством
польского наставника, и вот после его кончины дом покойного посетили члены
польского посольства, отправленные королем Августом II в Россию для рассмотрения курляндского вопроса. По сообщению
одного из членов посольства, у гроба усопшего «немало было митрополитов,
епископов, архимандритов и разного другого высшего духовенства... Посол выразил
соболезнование архиерею Стефану (Яворскому)... После обычных отпеваний духовенство
направилось с гробом, по старшинству — на
конце уже младшие; не так, как у нас, что епископ идет после всех. Один взял
святую икону, чтобы отдать ее в монастырь, —
такой здесь обычай после каждого покойника».
Интересные сведения содержатся в сочинении профессора
Иоганна Георги. Он в 1770 г. приехал в Россию и прожил здесь 30 лет. Его перу
принадлежит книга «Описание российско-императорского столичного города
Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного». Вот что говорится в
ней о русских традициях в северной столице:
«В то время, когда тела погребаемы бывали в церквах,
отпевание усопших производилось в самых тех церквах, — пишет Георги. — Теперь же,
выключая одних токмо царских гробниц, в Петропавловской и Александроневской
церквах почивающих, и тел, погребаемых на кладбище монастыря святого
Александра Невского, происходят все погребения вне города, при определенных
нарочно для того церквах у Волковой деревни за Ямской частью, у Охты, близ
церкви Сампоония Странноприимца в Выборгской части и на Васильевском острову
также вне города. Здесь, у Волковой деревни и Тентулы, погребаются также и
иноверцы».
В отношении Великого поста у большинства иностранных
авторов, живших в России, имеются лишь краткие упоминания, и это снова
вынуждает приводить «богословские» рассуждения Элизабет Джастис. Красочно
описав те развлечения, которыми сопровождалось встарь празднование масленицы,
английская гувернантка переходит к «анализу» великопостных традиций.
«В понедельник, предшествующий Пепельной среде, с которой
начинается Великий пост, веселье
заканчивается, — пишет любознательная
англичанка. — Во вторник при встрече они
(русские) целуются, объявляют: «Прощай, завтра я умру!» — и продолжают умерщвлять свою плоть до Пасхи. Русские ходят в
церковь вечером, как и днем. Отправление обрядов состоит в том, что они
крестятся, кланяются и бьются головой о пол, повторяя часто и быстро, как
только возможно, слова: «Господи, помилуй нас». И те, кто проговаривает это
быстрее всех, считаются самыми набожными. В домах у русских есть многочисленные
живописные и резные изображения; перед всеми горят восковые свечи со времени
ухода хозяев в церковь и до возвращения домой. Они очень строго соблюдают посты
в смысле воздержания от пищи, но не в такой степени — от питья. Я не видала, чтобы кто-то хоть раз отказался от вина.
Однако во время этого поста надо откупаться. Например, одна знатная дама
выбрала русскую женщину в няньки своему ребенку (кормилицу), но не одобряла ее
пост. И та, чтобы не потерять место, отправилась к священнику; он дал
разрешение на определенных условиях, она их выполнила, и этот грех был ей
отпущен».
Особенно строгим воздержание от скоромной пищи в
православной России было на первой и на последней (Страстной) неделе Великого
поста. Эта традиция настолько прочно была укоренена в повседневном обиходе, что
ее нарушение могло грозить потерей благорасположения православных жителей
столицы. И наоборот — ревностное
исполнение всех великопостных предписаний возвышало авторитет тех лиц, которые
в этом нуждались. В связи с этим можно привести любопытное замечание маркиза
Шетарди, французского посланника при русском дворе в 1740 — 1742 годах. Вот что он сообщает в донесении из Петербурга:
«Царица не удовольствовалась самым строгим, каким только можно себе придумать,
выполнением поста и соблюдением в продолжение Страстной недели всех требуемых
тогда обрядов, и должно думать, что она считала необходимым показать своим
народам пример уважения, должного Церкви. Если суеверие или частные виды
нисколько не входят сюда, то, конечно, такой образ действий заслуживает
похвалы».
Вот еще одно наблюдение о постах; оно принадлежит
английскому автору, жившему в Петербурге в екатерининскую эпоху, графу Джону
Гобарту, британскому послу в Петербурге в первые годы царствования Екатерины II.
«Масленица кончилась, —
пишет он. — Девы, жены и вдовы в трауре.
На смену оживленным танцам, красивым туалетам, веселым пиршествам и галантным
офицерам явились грибы, соленые огурцы, молитвы и священники. На первой неделе
поста правоверные русские воздерживаются от всего земного, к чему тянет
врожденная человеку чувственность. Всех больше страдают женщины: им нельзя
носить никаких украшений, нельзя надевать ничего такого, что хотя бы слабо
напоминало красный цвет; все розы их должны увянуть. Для поддержания жизни им
оставлены только вера, надежда и размышления».
Наблюдения Джона Гобарта дополняет И. Георги:
«На столах знатных особ бывает, кроме как во время
поста, по большей части совсем французское кушанье и большое число малых блюд,
приготовленных французскими поварами, —
пишет он. — В пост и у знатного
духовенства всегда бывает отборное постное кушание; но в большей части хороших
домов есть для чужих или тех, которые не постничают, также мясное кушанье на
столе или учреждаются два отдельных стола, и всякому предоставлено сесть за
постный или скоромный стол».
Очень нравился иностранцам пасхальный праздник. Элизабет
Джастис пишет: «В Пасху примерно между часом и двумя ночи много стреляют из
пушек; палят все орудия, установленные вокруг крепости. В этот день, как и всю
эту неделю, у русских принято наносить визиты англичанам и дарить каждому
яйцо, говоря при этом, что Христос воскрес». И если в записях английской
гувернантки встречается много неверных суждений, касающихся православных
традиций, то в случае, когда речь идет о пасхальных яйцах и кулинарии, она
более пристальна.
«Очень любопытны эти яйца,
— писала Джастис по возвращении в Англию. — Я привезла с собой одно, все фигуры на нем двигались, если
потянуть снизу за кисточку. Это яйцо индейки, высосанное, выкрашенное в
кремовый цвет и покрытое лаком. Яиц у них очень много — одни сделаны из воска, другие —
из дерева, а третьи — настоящие,
сваренные вкрутую и затем окрашенные в красный цвет. Затем перочинным ножом так
соскабливают эту краску, что получается фигура нашего благословенного Спасителя
на кресте или Его Вознесение на небо; это у русских получается чрезвычайно
любопытно. Такими яйцами восхищаются более всего, но сохраняются они недолго.
Слуги пекут кекс или пирог и, украшенный яйцами, дарят своим хозяевам или же
подносят каравай хлеба. Хозяевам принято что-нибудь дарить, хотя те и
отнекиваются. Эта неделя повсюду полностью посвящена развлечениям; в это время
трезвый или ведущий себя сдержанно человек выглядел бы странно».
Один из членов Мальтийского ордена, посетивший Петербург
в годы правления Павла I, побывал в
православных храмах в праздничные дни. «Богослужение совершается на народном
языке, и это — его хорошая сторона, — писал он. —
Праздники крайне многочисленны. Кроме воскресений, есть еще праздники, в
которые никакие работы не производятся. Выходит
121 день в году, посвященный праздности». Комментарии излишни...
Одним из самых ярких впечатлений, которые получали
иностранные гости в Петербурге, было водосвятие, ежегодно совершавшееся 6 января, в день праздника Богоявления.
Первое описание водосвятия на Неве принадлежит
неизвестному автору, присутствовавшему в Петербурге в день этого торжества
зимой 1710 — 1711 гг.
«В сказанный праздник в их церквах с раннего утра начался
учащенный благовест, и божественная служба была совершена с особенным
благоговением, — пишет он. — Между тем на Неве-реке, покрытой толстым
слоем льда, был поставлен, насупротив крепости, полк пехоты в виде большого
каре, а посредине занятого им пространства было вырублено во льду, еще
накануне, большое четвероугольное отверстие, окруженное решеткой на
возвышенном рундуке. Над этим рундуком, который был обтянут алым сукном,
возвышалась дощатая, крестообразной формы сень, а под нею висел на ленте
деревянный голубь, изображавший, по всему вероятию, Святого Духа; внизу же у
проруби стоял стол, или алтарь, для предстоявшей церемонии. По окончании
богослужения в крепостной церкви все духовенство вышло оттуда в полном
облачении и в сопровождении царя, министров и нескольких тысяч человек свиты и
простонародья направилось к упомянутому рундуку, где по пропетии нескольких
молитв первенствующий архимандрит совершил водосвятие, после чего окропил
предстоявших, которым также подавалась вода в особых сосудах и для испития; в
продолжение церемонии палили из пушек с крепости, и бывшее в строю войско
стреляло из ружей».
Новые подробности о празднике можно почерпнуть из записок
испанского посла герцога Хосе де Лириа, бывшего в Петербурге в 1727 — 1730 гг. «Января 6-го, в день Крещения,
был обряд водосвящения на реке, —
сообщает герцог. — Гвардия и весь
петербургский гарнизон выстроились на Неве, где было устроено здание арками, а
в нем прорубь со ступенями до самой воды. Его величество (Петр II) вышел из дворца в 11 часов и, прибыв к реке, стал в первый ряд перед Преображенским
полком, которого он был полковником, после чего пошел в Троицкую церковь, где
обедню служил архиепископ Коломенский с двумя другими епископами. По окончании
божественной службы его величество пришел опять к своему полку и стал перед
ним, а духовенство все в процессии пришло к месту водоосвящения, которое
совершил архиепископ Коломенский. По окончании сего обряда все войско сделало
залп, и вместе с тем была пушечная пальба с крепости, и царь вел свой полк, с
еспоптопом в руке, до самого дворца».
Водоосвящение —
делится на великое и малое. Первое совершается накануне Богоявления в конце
литургии или вечерни, также в самый праздник после литургии на реках,
источниках. Малое совершают в августе, в день Преображения, в дни храмовых
праздников перед литургией и во всякое время на дому по желанию верующих.
Надолго запомнился праздник и фон Хавену. Но прежде чем
приступить к его описанию, датчанин упоминает, что в России «в обычае у
духовенства ходить на Рождество по знатным и богатым людям и петь, как это у
нас делают певчие. Это пение было запрещено Петром Первым, но впоследствии
опять возобновилось и доставляет священникам значительный доход». Об этой
традиции упоминает и камер-юнкер Берхгольц: «Так как в первый день Рождества
Христова русские певчие их величеств имеют обыкновение ходить к вельможам с
вокальной музыкой и поздравлением, то они тотчас после обеда явились и к нашему
двору в числе сорока человек».
Возвращаясь к повествованию фон Хавена, приведем его
замечание о том, что «в праздник Крещения был совершен один из главных обрядов — освящение вод по всей России… Как только в 11 часов закончилась утренняя церковная
служба, императрица Анна Иоанновна со знатнейшими придворными и большим числом
высших священников вышла из церкви, направляясь к сооруженному на реке Неве
театруму, так плотно обнесенному столбами, что его сквозь них трудно было
рассмотреть, — пишет он. — Высокий епископ произнес там краткую речь
перед присутствующими, затем совершил освящение, сопровождаемое немногими
обычными обрядами. Как только это кончилось, выстрелили пушки, расставленные
вокруг крепости. Каре из 6 полков, или 10—11 тысяч человек, и стоявшая на реке Неве
вокруг театрума в карауле пешая гвардия также салютовали троекратным залпом.
Тем временем императрица прежней процессией направилась в свой дворец. После
освящения можно было видеть, как священники крестили на Неве множество
новорожденных. Другие, молодые и старые, обнаженными прыгали в ледяную воду;
два стоявших над прорубью парня их сразу вытаскивали обратно. Кроме того,
некоторые люди черпали из реки поду и тут же ее выпивали или уносили домой,
чтобы сохранить».
Элизабет Джастис добавляет к этому описанию ряд живописных
деталей. Во многом бредовых..
«Наблюдения убедили меня, ¾ пишет она, ¾ что вера у русских очень велика: на
двенадцатый день священник освящает воду, на льду для этого воздвигается
постройка вокруг проруби, и отовсюду сходятся люди, часто — чтобы окунать своих детей в эту холодную
стихию, хотя при такой церемонии некоторые тонут. Однако русские не принимают
это во внимание и утешают себя словами: они ушли ко всемогущему Богу! Очень
многие, как старые, так и молодые, приходят с кувшинами и бутылями, дабы
набрать этой святой воды. Ибо если и она их не исцелит, они никогда уже не ищут
иного лечения. По окончании церемонии появляется большая бадья, покрытая
малиновым бархатом с золотым шитьем и длинной бахромой; бадью тащит шестерка
прекрасных лошадей, украшенных лентами; ее наполняют водой для конюшни ее
величества».
Можно сравнить повествования датского публициста и
английской гувернантки с тем, как описывает это действо английский врач Дж.
Кук, присутствовавший на «Иордани» в 1737 г.
По его словам, «во льду проделана квадратная прорубь, каждая сторона которой
длиной примерно шесть футов; около нее постлано много ковров наподобие пола,
огороженных вокруг кольями, чтобы не подпускать толпу. Сверху устроен полог.
По окончании службы духовенство выходит из главной церкви и образует процессию,
следуя друг за другом соответственно сану, и идут по четыре или пять в ряд,
всего числом в несколько сот человек. Идущие несут большую хоругвь, большой
фонарь и большое изображение нашего Спасителя или какого-то святого. Они
шествуют в таком порядке, сопровождаемые знатными и простыми людьми, и весь
путь до реки поют молитвы. Священники вступают за ограду всего с несколькими
знатными людьми и там совершают другие части церемонии. Когда находят, что вода
достаточно освящена, подается сигнал 1200
гвардейцам, которые окружают все это тремя рядами и тут же дают частые залпы,
повторяемые трижды; затем стреляют большие пушки с крепости, и также троекратно
салютуют около 300 орудий. Так
заканчивается эта церемония, совершаемая почти одинаково по всей России».
В Куке говорит врач: «Много больных фанатиков приходит,
чтобы окунуться в эту святую воду, стремясь избавиться от своих недугов, и
действительно многие из них достигают желаемого, но не так, как хотели. То есть
их убивает холод, ибо церемония совершается в середине зимы. Многие
невежественные глупцы несут своих детей, в том числе новорожденных, чтобы их
окунуть. Детей передают священникам, которые трижды погружают их в воду с
головой. Некоторые захлебываются, некоторые выскальзывают из рук священника, и
течением их затягивает под лед. Когда такое случается, говорят: «Бог взял их к
себе». Но еще больше умирает от холода».
Теперь посмотрим, что пишет об этом шведский граф Гордт.
Будучи лютеранином, он воспринял это действо как «церемонию освящения полковых
знамен, что обычно бывает в царские дни».
«Все войска были в строю,
— пишет граф. — Государь, верхом
на лошади, находился впереди первого гвардейского полка. Государыня,
предшествуемая духовными лицами в числе до двухсот человек, шла пешком со всем
двором до самого берега Невы, где на льду обычно выстраивается для этой
церемонии особое здание. От каждого полка были отряжены знамена с барабанщиками
и полковой музыкой. Затем духовенство начало священную службу, а митрополит
освятил знамена, погружая каждое из них в реку. Из крепости и Адмиралтейства
было сделано триста пушечных выстрелов, а полки произвели тройной ружейный
залп. По окончании церемонии государыня возвратилась со всею свитою во дворец,
а государь, оставаясь впереди первого гвардейского батальона, прошел
церемониальным маршем со всеми полками».
В 1800 г. в Петербурге было
220 тыс. человек: 68,3% мужчин и 31,7% женщин. Он являлся вторым городом по
величине после Москвы, за ним шли Вильно (56 314), Казань (53 90), Тула (52
084) и Астрахань (37 820).
А теперь
предоставим слово пастору французской церкви Абелю (1770-е гг.):
«В день
Богоявления на льду рядом с берегом устраивается церемония, привлекающая не
меньше народа: это освящение воды, совершаемое под окнами дворца императрицы.
Высшие священники господствующей Церкви располагаются на льду, где заранее
проделана прорубь, тут же заполняющаяся водою. Они освящают эту воду, с
множеством молитв погружая в нее крест; жители приносят своих детей, и
священники их крестят, окуная в воду реки. Рядом со священниками находятся
самые видные лица двора. На льду и на берегу выстроены рядами целые полки
солдат, чтобы приобщиться к благословению одновременно с рекой. По окончании
церемонии солдаты разряжают свои ружья, а пушки с крепости и Адмиралтейства им
отвечают... После церемонии священники собираются у духовника императрицы,
чтобы откушать с ним».
Так Запад мало-помалу узнавал неведомую ему во многом
Россию, а России нужно было выходить на другие, еще неизвестные горизонты. И
велся этот диалог при помощи славного города Санкт-Петербурга…
|