Поспешность в возведении крепости заставляла ее
коменданта Романа Вилимовича Брюса принимать самые решительные меры по комплектованию
рабочей силы. Главными строителями, конечно, были «работные люди»,
вербовавшиеся в то время по всей России.
Ценою жизни и здоровья солдат и «работных людей»
крепость, действительно, строилась быстро. Условия труда и быта первых
строителей города были исключительно тяжелы. Изнурительный труд, недоедание,
отсутствие жилищ (люди ютились в шалашах, а то и просто под сырым петербургским
небом) уносили множество жизней.
Об участи строителей города ярко говорит то
обстоятельство, что работа на этой стройке приравнивалась к каторге. В одном
из своих указов Петр I предписывал
дезертиров из армии «...бить кнутом и ссылать на каторгу в новопостроенный
город в Санкт-Петербург, чтобы и впредь иным таким с службы и из полков бегать
было неповадно».
Правда, для сокращения смертности среди строителей города
принимались некоторые меры. В Новгороде было создано центральное провиантское
управление, направлявшее в район стройки продукты на судах по реке Волхов и через
Ладожское озеро. В Ладоге и Шлиссельбурге были созданы продовольственные
перевалочные базы. Уже весной 1704 г. в
Петербург прибыл транспорт с теплой одеждой. Однако регулярность подвоза хлеба
и других припасов нередко нарушалась из-за бурь на Ладожском озере. Для
борьбы против дизентерии и цинги применялась лекарственная водка, настоенная на
сосновых шишках. Это «лекарство» выдавалось, конечно, не бесплатно — ведро стоило
4 руб. 32 коп. Высученные деньги
шли в доход казны. (Заметим, что ежедневный заработок квалифицированного
каменщика не превышал 10 копеек.)
Несмотря на все эти меры, смертность среди строителей
была очень высока, о чем свидетельствует замечание графа Апраксина на одном из
донесений: «Зело ужасает меня включенная роспись о умерших и больных солдатах,
и отчего такой упадок учинился не можем рассудить».
Нехватка рабочих рук и, вероятно, стремление сохранить
своих солдат и полноценную рабочую силу побудили Петра дать распоряжение о направлении
в Петербург уголовных преступников, с тем чтобы заменить им ссылку в Сибирь
работами по сооружению крепости. «3ело нужда есть,—писал Петр 23 сентября 1703 г. к Ф. Ю. Ромодановскому,—дабы несколько тысяч воров (а именно, если
возможно, 2000 человек) приготовить к
будущему лету: по всем приказам, ратушам и городам собрать по первому пути их,
которые посланы в Сибирь, а ныне еще в Вологде».
В основном же ряды строителей города пополнялись путем
мобилизации рабочей силы. Уже в 1704 г.
указ от 1 марта обязывал провинциальную
администрацию выслать в Петербург из 85
мест страны 40 тысяч рабочих. На 1705 год был дан наряд на отправку рабочей
силы «с 35 городов, с посадов, дворцовых
волостей, поместьев, вотчин всяких чинов людей, с крестьянских и бобыльских
дворов, взять работных людей с девяти дворов человека». И с тех пор мобилизация
рабочих рук на строительство Петербурга не прекращалась много лет.
Осенью 1703 г.
можно было уже приступить к установке орудий на земляных бастионах крепости.
Жерла 300 пушек преградили вход
шведскому флоту в пределы отвоеванной территории. По 52 пушки было установлено на Нарышкинском и Трубецком бастионах, 58 пушек — на
Царском бастионе, который держал под прицелом вход в Неву со стороны ее
рукава — Большой Невки. В крепости были
созданы большие запасы пороха, ядер, продовольствия.
С осени 1703 г.
строительными работами, по общим указаниям Петра, руководил вызванный им в
Россию итальянский архитектор Доменико Трезини. Уже 4 апреля 1704 г. на «Государевом
раскате» (Царском бастионе) впервые был зажжен маячный фонарь, что символизировало
собой завершение первоочередных фортификационных работ.
Для снабжения защитников крепости водой на случай осады
во всю длину Заячьего острова был прорыт канал пятиметровой ширины (он был
засыпан лишь в 1882 г.). По нему подвозились
и строительные материалы: вдоль канала строились дома для коменданта и других
начальствующих лиц крепости, цейхгауз (арсенал) для склада оружия и
боеприпасов, гарнизонная канцелярия, «провиантские магазейны»
(продовольственные склады).
Изданная в XVIII в.
книга А. И. Богданова — первого русского
историка Петербурга — дает некоторые
сведения о том, какие здания существовали внутри Петропавловской крепости.
В центре крепости, на северном берегу канала стояла
церковь «деревянная, видом крестообразная, о трех шпицах, на которых шпицах по
воскресным дням и праздничным подымалися вымпелы, расписана была под каменный
вид желтым мрамором». Неподалеку от церкви стояли светлицы «нарочитой
архитектуры», в которых размещался Сенат, впоследствии переехавший в мазанковое
здание на Троицкой площади. В пределах крепости размещалась и главная аптека — лучшая
во всей стране по ассортименту медикаментов. Аптека имела свои плантации для
выращивания лекарственных растений — Аптекарский
огород, который находился на тогдашней окраине города. От этого «огорода» ведет
свою историю нынешний Ботанический сад в Петербурге. Эта аптека широко
славилась замечательным собранием сосудов из тончайшего китайского фарфора.
На южном берегу прорезающего Заячий остров канала, у
площади напротив церкви стояло здание гауптвахты. В 1743 г. гауптвахта была построена в камне (здание было одноэтажным),
но современный свой облик она приобрела в 1907
— 1908 годах. Площадь перед гауптвахтой в первые годы существования крепости
служила местом наказаний в чем-либо провинившихся солдат. На этой площади (она
именовалась Плясовой) «поставлена была деревянная лошадь с острою спиной, на
которую сажали за штраф солдат на несколько часов сидеть, и притом еще столб
вкопан был деревянный, а около его поставлены были спицы острые, а вверху того
столба была цепь, и когда кого станут штрафовать, то во оную цепь руки его
замкнут и на тех спицах оный штрафованный должен несколько времени стоять».
Вблизи гауптвахты находился деревянный оберкомендантский
дом. В 1747 г. здание было возведено в
камне и в таком виде сохранилось до наших дней. В этом доме проходили судебные
заседания по делам декабристов, группы Петрашевского, а также Д. Каракозова и
А. Соловьева (впоследствии казненных за покушения на Александра II) и других. Верхний этаж здания служил
квартирой коменданта крепости, должность которого считалась почетной и
несменяемой. Комендантов крепости с 1720 по 1914 г. хоронили на крохотном
кладбище у восточной стены собора.
Коменданты
Петропавловской крепости:
Р. В. Брюс (комендант
в 1704—1720), М. О. Чемезов (1720—1723), Я. Х. Бахмиотов (1723—1725), Г. Д.
Есипов (1732—1734), С. Л. Игнатьев (1734—1747), Ф. В. Мещерский (1748—1756), П.
А. Сафонов (1801—1814), А. Я. Сукин (1814—1837), М. К. Крыжановский
(1837—1839), И. Н. Скобелев (1839—1849), И. А. Набоков (1849—1852), А. Ф.
Сорокин (1861—1869), Н. Д. Корсаков (1869—1876), Е. И. Майдель (1876—1881), В.
Н. Веревкин (1887—1896), А. В. Эллис (1896—1907), К. В. Кошаров (1908—1912), В.
Н. Данилов (1913—1914).
Для защиты крепости с севера на правом берегу
проходящего здесь пролива в 1706—1707 гг.
было начато строительство укреплений — кронверка.
В 50-х годах XIX в., когда во время
Крымской войны английский флот грозил Петербургу, на территории кронверка для
дополнительного усиления крепости и размещения боеприпасов было построено
подковообразное здание арсенала.
Территорию, примыкавшую к кронверку, по требованиям
военной науки нельзя было застраивать, чтобы неприятель не мог под прикрытием
зданий приблизиться к стенам крепости. Так возник громадный пустырь, который
не застраивался и позже, в соответствии с изданными в 1747 г. «Правилами построения деревянных домов в расстоянии 300 сажен от Петропавловской крепости». На
месте этого пустыря был создан парк, открытый
30 августа 1845 г., в день
празднования памяти Александра Невского, и названный в его честь Александровским.
Помимо земляных валов кронверка с установленными здесь 78 орудиями, Петропавловская крепость в начале
своего существования имела еще одно прикрытие —
артиллерийскую батарею, стоявшую на стрелке Васильевского острова. Обеспечению
безопасности крепости и города со стороны моря (оно еще оставалось во власти
шведского флота) служили также пушки на валах, окружавших Адмиралтейство, и
еще одна далеко выдвинутая «фортеция».
Еще в октябре 1703
г., промерив фарватер Невы, Петр на шлюпке вышел в залив и, оценив
стратегическое положение острова Котлин, решил неподалеку от него соорудить
крепость, которая заперла бы шведскому флоту подход к новому городу по Финскому
заливу. В феврале 1704 г. модель этого
укрепления была передана Петром Меншикову для исполнения. Модель изображала
пятигранную деревянную башню с конусообразным верхом и несколькими рядами
амбразур для пушек. Меншикову было приказано на льду, на краю отмели у южного
побережья острова Котлин, рубить из бревен ряжи, нагружая их камнями, чтобы
ряжи эти, проломив лед, силой своей тяжести опустились на дно и служили
основанием возвышающейся над водой башни.
К делу приступили немедля, и весной того же 1704 г. строительство нового узла обороны города
было закончено. Крепость Кроншлот, как назвали эту башню, имела на вооружении 14 пушек. В нередких боевых схватках,
срывавших шведские планы вторжения в город с моря, она поддерживалась огнем
батареи из 60 пушек, установленной на
острове Котлин (позже на нем началось сооружение крепости Кронштадт). Комендант
крепости Кроншлот получил предписание Петра: «Содержать сию ситадель с божьею
помощью, аще случится, хотя до последнего человека... При приближении к
крепости нейтральных кораблей давать предупредительный выстрел, чтобы опустили
паруса и бросили якорь; в случае неповиновения открывать огонь».
После возведения дополнительных укреплений, усиления
флота за счет кораблей, построенных на Адмиралтейской верфи, и выхода русских
войск в районе Нарвы на южное побережье Финского залива возникла возможность
дальнейшего усиления Петропавловской крепости. В мае 1706 г. развернулись работы по замене земляных стен крепости
мощными каменными сооружениями. Это строительство продолжалось около 35 лет. Над Невой на высоту почти 12 метров вознеслись новые, сложенные из
кирпича, крепостные стены.
Начиная с 1736 г. с
Нарышкинского бастиона ежедневно гремел пушечный выстрел, возвещавший населению
города о наступлении полудня. Это было принято по предложению, внесенному в
Академию наук академиком Делилем. Проектом предлагалось ровно в полдень по
сигналу из обсерватории (она находилась напротив Адмиралтейства, в здании
Академии наук, где размещалась также Кунсткамера) стрелять из пушки со стен
Адмиралтейства, «чтобы дать каждому санктпетербургскому обывателю способ, как
исправно заводить по солнцу стенные и карманные часы». В проект Делиля было
внесено небольшое изменение — пушка
стреляла не со стен Адмиралтейства, а с крепостного бастиона. Команда для
выстрела сначала подавалась по часам колокольни Петропавловского собора, а с
1860-х гг. пушка стреляла по сигналу, передаваемому по кабелю непосредственно
из Пулковской обсерватории. В конце 1938
г. передача сигналов точного времени по радио заменила этот обычай.
Возобновилась пальба в 1957 г. Кроме того, стрельбой из пушки население извещалось
о чрезвычайных происшествиях (наводнение, пожар и т. п.).
С годами стены крепости, ее внешний вид уже не гармонировали
с прекрасными зданиями, построенными на берегах Невы во второй половине XVIII в. Решено было крепостные стены, обращенные
к Неве на протяжении 700 метров, облицевать
гранитом, и эта работа, придавшая крепости ее современный облик, была завершена
в 1787 г.
Одетые камнем бастионы в
1790 г. были украшены круглыми будками для часовых, висящими на
каменных консолях. Эти гранитные «фонарики» имитировали старинные угловые башни,
которые позволяли защитникам осажденных крепостей вести огонь по врагу,
пользуясь значительным сектором обстрела.
В 1797 г. за
стенами Алексеевского равелина на месте ветхого деревянного тюремного здания
построили новый каменный, треугольный в плане, одноэтажный «секретный» дом
Алексеевского равелина, содержащий 21
камеру, кухню, квартиру смотрителя и баню. С этого времени крепость более чем
на столетие превращается в тюрьму.
С конца XVIII в. вплоть до 1917 г. строительство
крепости шло непрерывно, но работы не носили большого размаха и сводились
главным образом к ремонту, который велся от случая к случаю, и застройке
внутренней территории разными второстепенными домами. Военное значение крепости
в начале XIX в. резко упало в связи с
тем, что Финляндия по декларации 1808 г.
была объявлена русской провинцией и граница передвинулась далеко на север и
северо-запад.
* * *
Строительство Петропавловского собора началось летом 1712 г. по проекту и под руководством
Доменико Трезини. В это время Петербург становился столицей русского
государства, и в центре крепости уже нельзя было сохранять старое, обветшавшее
здание деревянной церкви. Стены собора возводились вокруг старой церкви. Она
оказалась как бы под каменным колпаком и была разобрана лишь в 1719 г., когда приступили к сооружению сводов
и потолка собора.
В соответствии с указанием Петра, собор строился
наподобие так называемой Меншиковой башни, сооруженной в Москве в 1705—1707 гг.
Колокольня и основной корпус собора возводились не
одновременно. Прежде всего была построена колокольня. Такая очередность была
продиктована не стремлением Петра к скорейшему декоративному убранству
столицы, а совершенно правильным техническим расчетом — надо было выждать естественного оседания колоссальной массы
колокольни и лишь потом соединять с ней стены собора, иначе в местах соединения
стен собора с колокольней неминуемо появились бы трещины. Поэтому Петр в 1715 г. отдал распоряжение: «На колокольне,
которая в городе, как возможно скорее отделать... а церковь делать исподволь».
Колокольню в основном закончили уже в апреле 1720 г. Каркас шпиля был еще обнажен (золочение
медных листов для него велось в самой крепости с
1719 г.), но в августе 1720 г. Петр со своими сподвижниками уже
любовался с высоты панорамой быстро растущего города.
Строительство собора затянулось, долгое время шли работы
по его внутреннему убранству. Датой окончания строительных работ по сооружению
собора принято считать 29 июня 1733 г.
Шпиль колокольни Петропавловского собора, высоко и гордо
поднятый над Невой, призван был символизировать выход России к просторам
Балтийского моря. Вместе с тем он играл важную роль в украшении и обогащении
силуэта города.
Каркас шпиля в 1723
г. был покрыт позолоченными листами и тогда же на вершине колокольни собора
установили часы «с курантами в 35
колоколов», купленные в Голландии за 45
тысяч рублей. Так как шпиль не имел громоотвода (последний был установлен лишь
в 1778 г.), от ударов молнии в колокольню
часто возникали пожары (1736, 1748, 1756
гг. и т. д ) Одним из таких пожаров в 1756 г. были сожжены шпиль собора и
драгоценные часы с курантами. Взамен их в Голландии были заказаны новые часы;
их доставили в Петербург в 1761 г., но
пустили в ход только в конце 1779 г.
Куранты отбивали четверть часа, полчаса, час, после чего вызванивали мелодию
«Коль славен», а в полдень и в полночь — «Боже, царя храни». В советское время
они исполняли «Интернационал», после реставрации 1952 г. — гимн Советского
Союза (в 6, 12, 18 и 24 часа), а ныне играют «Гимн великому городу» композитора
Р. Глиэра.
Во время пожара 1756
г. сгорела также колокольня и было серьезно повреждено внутреннее убранство
собора. Строительство новой колокольни и реставрационные работы были проведены
по проекту зодчего С. Чевакинского, при участии А. Дьякова. В результате этих
работ внешний вид собора в деталях изменился по сравнению с его первоначальным
обликом, в частности несколько увеличилась высота колокольни.
Реставрация собора была закончена в 1757 г., а сооружение новой колокольни
затянулось на много лет. Каркас нового шпиля над Петропавловским собором
установили лишь в конце 1772 г. Следующие
два года ушли на золочение медных листов для покрытия шпиля, изготовление
креста, яблока и ангела. На позолоту всех деталей шпиля было израсходовано
около 9 килограммов чистого золота. Ангел
первоначально был закреплен на шпиле неподвижно, из-за чего в сентябре 1777
г. его сломала буря. В том же году по рисунку архитектора А. Ринальди
изготовили новое изображение ангела, несколько меньшее по размерам. На этот раз
фигура ангела была закреплена на шпиле таким образом, что не оказывала
сопротивления напору ветра, а свободно вращалась наподобие флюгера.
Всё же спустя несколько десятилетий крест вместе с
ангелом от бури накренился и угрожал падением. Сооружение строительных лесов до
вершины шпиля потребовало бы колоссальных расходов. Помочь делу вызвался работавший
в Петербурге кровельный мастер крестьянин Петр Телушкин. Он предложил исправить
повреждения без сооружения лесов и просил оплатить лишь расходы на материалы,
нужные ему для работы.
Ремонт флюгера сметливым умельцем, произведенный в
октябре-ноябре 1830 г., по праву может
быть назван подвигом, он вошел в историю отечественной техники как выдающийся
образец русской смекалки и отваги.
Первоначально Телушкин рассчитывал выйти из верхнего
люка, сделанного в 10 саженях от основания шпиля, и окинуть вокруг него веревку,
которая поддержала бы работающего при опасном восхождении вверх. Но от этого
намерения Телушкину пришлось отказаться —
шпиль у своего основания был настолько широк, что окинуть вокруг него веревку
было невозможно.
Главная трудность состояла в том, чтобы взобраться к
подножию флюгера-ангела и укрепить там веревочную лестницу для последующих
восхождений вверх вместе с материалами, необходимыми при ремонте. Эту
трудность Телушкин блестяще преодолел. Он учел, что шпиль колокольни выложен
медными золочеными листами, которые в горизонтальных спаях гладко прилегают
друг к другу, а в вертикальных—загнуты
ребром, так что составляют перпендикулярно стоящие к плоскости шпиля полосы
двухвершковой ширины. Эти вертикальные сгибы, по плану Телушкина, должны были
сыграть решающую роль в его восхождении к флюгеру.
Опоясав себя веревкой и закрепив ее другой конец на
внутренней перекладине шпиля, Телушкин вылез из люка и на веревке спустился по
шпилю на несколько метров. Затем, ухватившись пальцами за загибы медных листов
облицовки, он уперся в один из загибов носком правой ноги и, утвердившись в
таком положении, начал двигаться влево к близлежащему сгибу. Телушкин
схватывал этот сгиб левой рукой несколько выше того уровня, на котором он
держался за другой сгиб правой рукой. Таким образом, смельчак продвигался по
спирали влево, постепенно поднимаясь вверх. Во время этого продвижения он
держался только на пальцах. Кровь лилась из-под ногтей. Но превозмогая боль,
напрягая силы (несмотря на свой невысокий рост, Телушкин поднимал 13 пудов) и не зная страха, он продолжал свое
восхождение, таща за собой привязанную к поясу веревку, которая спиралью,
следуя за его движением, обвивала шпиль колокольни.
Задача окружить шпиль веревочным кольцом была решена. Дальнейшее
продвижение наверх было уже значительно легче. Преодолев большое расстояние,
Телушкин обнаружил на шпиле прикрепленные к нему крючья. Они выступали на 2 вершка от поверхности медных листов. Продолжать
в этих условиях спиральный подъем стало невозможным. Однако Телушкин вновь
нашел выход из положения. Забрасывая на крючья веревки и подтягиваясь на них,
мастер, наконец, достиг яблока, подъем на которое представлял собой, на первый
взгляд, неразрешимую задачу. Теперь необходимо было забросить веревку на крест
над яблоком. Однако сделать это было очень трудно.
Диаметр шпиля под самым яблоком был немногим больше
аршина, а яблоко со всех сторон широко нависало над гранями шпиля. Телушкин
преодолел и это препятствие. Он привязал себя за ноги повыше ступней к шпилю
под самым яблоком и, откинувшись так, что оказался почти в горизонтальном
положении в воздухе, после нескольких неудачных попыток забросил конец веревки
на яблоко. Веревка обвила подножие креста, и Телушкин, с ее помощью, поднялся
на вершину яблока.
Огромная толпа собравшихся у колокольни всё время с
тревогой следила за восхождением и радостно приветствовала победителя почти
40-метровой высоты шпиля. У подножия креста Телушкин закрепил веревочную
лестницу, по которой он затем в течение шести недель поднимался наверх и вел
ремонтные работы.
За свой подвиг Телушкин был награжден деньгами и
медалью. Легенда гласит, что императорским указом ему было разрешено пить в
петербургских кабаках бесплатно. Что сталось потом с умельцем Телушкиным —
неизвестно.
Поэт второй половины XIX в. Д. Минаев сочинил такую эпиграмму:
Здесь погребены великие цари,
Здесь золотые делают монеты,
На шпиц Телушкин лазил — эка высь, смотри!
И под Неву спускаются поэты.
Последней строкой намекалось на казематы Петропавловской
крепости.
В 1854 г. вновь
потребовались ремонтные работы на вершине шпиля. Тогда решено было перестроить
шпиль таким образом, чтобы в будущем на случай ремонтных работ не возникала
необходимость сооружения лесов или вынужденного повторения подвига Телушкина.
Перестройку шпиля поручили инженеру Д. И. Журавскому. В 1858 г. на Боткинском заводе (Урал) был сделан каркас нового шпиля
из стальных полос. В Петербург этот каркас доставили в разобранном виде.
Монтаж производился на колокольне собора. Внутри каркаса, на две трети его
высоты, была сооружена винтовая лестница, подводящая к наружному люку, от
которого на внешней поверхности шпиля начиналась лесенка из скоб для
восхождения до основания креста. Новая конструкция шпиля предусматривала также
возможность сооружения висячих лесов. Для этого у верхней площадки винтовой
лестницы внутри шпиля были сделаны люки, через которые крест-накрест
устанавливались балки, а на них — легкий
настил для ремонта креста и ангела.
После реконструкции шпиля высота собора вместе с ангелом
достигла 122,5 метра — это и поныне самое высокое здание Петербурга
(Исаакиевский собор ниже Петропавловского на 20
метров). В целом Петропавловский собор характеризуется такими размерами: длина — около 64
метров, ширина — около 30 метров, своды внутри собора поднять на
высоту 16 метров, толщина стен — около 2
метров, высота шпиля колокольни 39,1
метра, диаметр яблока — 1,6 метра, высота
креста — 6,4 метра, высота ангела — 3,2 метра, размах его крыльев — 3,8 метра.
Из внутреннего убранства собора особенного внимания
заслуживает резной из дуба позолоченный иконостас из 43 икон. Это выдающееся
художественное произведение выполнено в
1722—1726 гг. в духе традиций русского искусства по проекту Ивана
Зарудного талантливыми мастерами-резчиками Иваном Телегой и Трифоном Ивановым.
Роспись иконостаса производилась под руководством Андрея Меркурьева.
В стенах собора похоронены все цари, от Петра I до Александра
III (только Петр II, умерший в
Москве, там и был похоронен, да нет Иоанна VI Антоновича).
Обычай хоронить членов царской династии в храмах,
основывавшийся на древнейшем представлении о божественном происхождении их
власти, был широко распространен во всем христианском мире. В допетровской Руси
таким храмом был Архангельский собор Московского Кремля. С переносом в 1712 г.
столицы из Москвы в Петербург его значение перешло к Петропавловскому собору.
По этому поводу один из первых историков собора писал: «Архангельский собор в
Москве весьма справедливо называют святилищем истории Российской, как
заключающий в себе останки наших великих князей от Калиты… до царя Иоанна
Алексеевича. Это название, столь же справедливо, принадлежит собору
Петропавловскому — как служащему усыпальницей августейших особ нашего
Императорского Дома со времен основания Санкт-Петербурга…».
Первой в церкви Апостолов Петра и Павла была похоронена
полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся в 1708 г. (Впоследствии
деревянную церковь, построенную в 1703—1704 гг., разобрали в связи с начавшимся
в 1712 г. строительством на этом месте каменного храма.) К моменту смерти Петра
I собор еще не был достроен. Поэтому внутри него, по проекту Доменико Трезини,
была сделана временная деревянная церковь. Туда 10 марта 1725 г., с подобающей
пышной церемонией, перенесли тела Петра I и его дочери Натальи, скончавшейся 4
марта. Оба гроба были установлены на катафалке под балдахином, обитом золотой
тканью. В 1727 г. там же поставили и гроб с телом его жены, императрицы
Екатерины I. В мае 1731 г. императрица Анна Иоанновна повелела предать земле
прах Петра I и его супруги. Погребение происходило с особенно учрежденной
церемонией 29 мая в субботу, в одиннадцатом часу утра. При этом присутствовали
вельможи и многие коллежские чины. Во время опускания гробов в крепости был
произведен пятьдесят один выстрел. Точная дата предания земле праха его дочери
неизвестна.
Захоронения производились в землю, и места могил
отмечались вделанными в пол мраморными плитами с надписями и позолоченными крестами.
В 1865 г. плиты заменили надгробиями.
Среди них примечательны гробницы, воздвигнутые у северной стены собора над могилами
Александра II и его жены. Оба саркофага
высечены из цельных монолитов: первый — из
алтайской яшмы (вес его около 4960 кг),
второй — из уральского орлеца (вес около 6560 кг). Работу, которая длилась 17 лет и была закончена в 1906 г., выполняли мастера Петергофской
гранильной фабрики. Справа от южного входа в собор установлена гробница на
месте захоронения Петра I. Гроб с телом
Петра был перенесен в еще недостроенный собор, в течение шести лет (1725—1731 гг.) стоял посреди собора и,
наконец, был предан земле на месте, избранном самим Петром еще при его жизни.
В течение многих лет собор служил своеобразным музеем,
где сосредоточивались почетные трофеи, взятые русскими войсками в ходе Северной
войны со Швецией, войны с Турцией в конце XVIII
в., Отечественной войны 1812 года и
других войн. В настоящее время эти трофеи (знамена, ключи от взятых крепостей,
оружие и т. п.) находятся в Историческом музее в Москве.
В непосредственной близости к Петропавловскому собору в
начале XX в. по проекту архитекторов Д.
Гримма, А. Томишко и Л. Бенуа было закончено строительство усыпальницы для
захоронения великих князей. Это здание соединяется с Петропавловским собором.
Рядом с куполом усыпальницы еще более высоким кажется золотой шпиль колокольни
собора, который, поднимаясь над гладью Невы, как бы перекликается с Адмиралтейской
иглой, куполом Исаакиевского собора и башней Кунсткамеры, являясь главным
украшением прекрасного ансамбля невских набережных.
В 1998 г. в Екатерининском приделе собора Петропавловской
крепости захоронены останки последней царской семьи. Правда, церковь не
признает их «царскими», поэтому, видимо, молебен летом 2001 г. проходил не у
главного алтаря, а в приделе.
Сомнения церкви основаны на выводах следователя Н.
Соколова, который еще в 1918 г. по горячим следам преступления пришел к
заключению, что изуверы расчленили, а затем сожгли тела убитых.
Недавно японский ученый Тацуо Нагай провел собственное
исследование капли пота Николая II,
и заявил, что она не имеет ничего общего с захороненными костями. Помимо
профессора питерцам было и другое знамение, что останки ненастоящие. В день
годовщины захоронения — 17 июля — с крыши Смольного собора ураганом снесло
крест. После чего по городу прокатилась молва, что это небесный знак, указующий
на ошибку.
К 1917 г. в Петропавловском соборе на стенах, колоннах и
у могил находилось более тысячи венков. Например, у могилы Александра III их
было 674. У каждой могилы стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I,
Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые
медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат.
В октябре 1917 г. по распоряжению Временного правительства
все иконы, лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые,
серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в
Москву.
Дальнейшая судьба этих вещей неизвестна.
В мае 1919 г. по распоряжению коменданта Петропавловской
крепости собор и усыпальница были закрыты и опечатаны. В 1922 г. произведено
изъятие остатков церковных ценностей для помощи голодающим. Оно происходило в
присутствии коменданта крепости, церковного старосты, представителя Главмузея и
заведующего имуществом собора.
***
В 1939 г. вскрывалась могила великой княгини Александры
Георгиевны, супруги великого князя Павла Александровича (он был расстрелян в
1919 г.). Она была урожденной принцессой Греческой, и ее прах, по просьбе
греческого правительства, был передан на родину.
В 1927 г. собор перешел в собственность Музея революции,
а в 1954 г. стал принадлежать Государственному музею истории Ленинграда
(Санкт-Петербурга).
С великокняжеской усыпальницей дело обстояло иначе. В
декабре 1926 г. комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что «все бронзовые
украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и
художественной ценности, подлежат переплавке». Украшения были сняты, и
дальнейшая судьба их неизвестна. После Великой Отечественной войны в здании
некоторое время располагался склад бумажной фабрики.
В 1954 г. усыпальница была передана Музею истории
Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения реставрационных работ, в здании
усыпальницы открылась экспозиция «История строительства Петропавловской
крепости». Ее демонтировали в 1992 г. в связи с захоронением правнука
Александра II, великого князя Владимира Кирилловича и началом реставрационных
работ.
Церковь в крепости раньше была деревянной, но расписана
под желтый камень. На ее увенчанной острым шпилем колокольне были подвешены
особым образом подобранные колокола. И некий «великий в своем деле искусник»,
для того тут и поставленный, ежечасно отбивал соответствующее число ударов,
предварительно отзвонив какую-нибудь мелодию.
В 2001 г. Петропавловская крепость, являющаяся теперь
музеем, приобрела карильон (комплект настроенных колоколов и колокольчиков) из
51 колокола, рассчитанных на 4 октавы. Теперь в Петропавловке 134 колокола.
Новый карильон был поднят в среднюю звонницу собора Петра и Павла. Стоит он
около 300 тысяч долларов и приобретен директором голландской Мехеленской
карильонной школы Йо Хаазеном на пожертвования 352 спонсоров из десятков стран.
Среди дарителей — фонд Романовых и королевская чета Бельгии, благодаря которой
в карильоне появился самый тяжелый колокол весом более 3 тонн.
Петропавловский собор стал уникальным: в нем теперь
звучат два карильона (голландский XVIII в. и бельгийский ХХ в.) и
православная звонница. Петровские карильоны 1710 г. на колокольне Исаакиевского
собора и в 1721 г. в Петропавловской крепости пострадали от пожаров, и в 1760
г. для Петропавловского собора был приобретен новый карильон, который, правда,
уже полтораста лет не звучит.
Петровские ворота — единственный на территории крепости
историко-архитектурный памятник, который, будучи свидетелем первых лет ее
существования, почти без изменений сохранился до наших дней.
В те годы Петровские ворота еще не были прикрыты
Иоанновским равелином с одноименными воротами. Арка Петровских ворот служила
главным входом в крепость со стороны строящегося на Городском (Березовом)
острове города, и естественно, что были приняты меры к ее декоративному
оформлению.
Ворота первоначально (в
1707—1708 гг.) были сооружены из дерева по проекту Доменико Трезини. По
своему облику они напоминали Триумфальные ворота в Нарве, возведенные тем же
зодчим по случаю победоносного штурма Нарвской крепости в 1704 г.
|