Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 03:33:11
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА [66]

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (продолжение)
17.11.2015, 13:48:13

Название свое Петровские ворота получили после перестройки их в камне в 1717—1718 гг.

Из первоначального декоративного убранства ворот сохранилось большинство скульптур: вы­резанные из дерева скульптором Николаем Пино барельефы, изображающие бога Саваофа в обла­ках (в центре) и воинские доспехи (по бокам). Под центральным барельефом (Н. Пино) на аттике укреплен выполненный около 1708 г. также деревянный барельеф работы Конрада Оснера «Низвержение Симона волхва». Эта скульптура, хотя и не отличается художествен­ными достоинствами (пластичность формы, воз­можно, была утрачена вследствие неоднократных окрашивании барельефа), представляет немалый интерес как образец широко распро­страненных в декоративном искусстве начала XVIII в. аллегорических произведений.

Под деревянным барельефом над аркой ворот было укреплено свинцовое изваяние двуглавого орла государственного герба Российской империи. Эта колоссальная скульптура весом в 1069 кило­граммов, была установлена во время перестройки ворот в камне и, вероятно, повторяет деревянную скульптуру орла, в свое время укра­шавшую деревянные ворота.

Ниши Петровских ворот декорированы двумя изваяниями. В литературе можно встретить про­тиворечивые указания о сюжетах этих статуй, датах их установки и материале, из которого они выполнены. В частности, широко распространено мнение, будто эти статуи изображают Марса (бога войны) и Венеру (богиню любви и красоты) и являются изготовленными в XIX веке копиями первоначально стоявших здесь других изваянии. Однако, вероятнее всего, скульпту­ры не копии, а оригинальные произведения искусства первой четверти XVIII в., причем одна фигура изображает Беллону богиню вой­ны, а другая является аллегорией мудрости.

После Великой Отечественной войны в Петро­павловской крепости проводились значительные работы по восстановлению уникальных памят­ников архитектуры, в том числе Петровских во­рот. В 1951 г. были реставрированы деревян­ные барельефы, статуи в нишах и другие детали декоративного убранства этого замечательного сооружения.

Крепостная стена, в которой сооружены Пе­тровские ворота, колоссальна по толщине (около 20 метров). Вначале она представляла собой сплошной массив с прорезями амбразур, впо­следствии в ее толще были устроены казармы. Но вскоре после сооружения каменных Пе­тровских ворот было решено принять дополни­тельные меры по усилению безопасности кре­пости, и 20 июня 1731 г. было приступлено к сооружению равелина (предкрепостного укре­пления) для защиты Петровских ворот с восточ­ной стороны крепости. Этот равелин был назван Иоанновскимв честь Иоанна Алексеевича, брата Петра I и отца царствовавшей тогда Анны Иоанновны. Такое же название получили по­строенные в 1740 г., сравнительно скромные по своей архитектуре, ворота в стене равелина. К Иоанновским воротам ведет теперь мост, пере­брошенный через Кронверкский пролив со сто­роны Каменноостровского проспекта.

У западного входа в Петропавловский собор возвышался изящный, украшенный колоннами и декоративной скульптурой павильон, в котором долгое время хранилась одна из ценнейших исторических реликвий ботик Петра I. В 1687 г. в селе Измайлове юный Петр случайно обнаружил в сарае издавна ле­жавший здесь бот, который принадлежал еще его деду. Внешний вид Ботика очень скромен. Длина его без малого 6 метров, шири­нанемного менее 2 метров. Вдоль окра­шенных красной краской бортов идет полоса, со­ставленная из треугольников белого, красного и зеленого цветов. Петру объяснили, что это судно ходит на парусах не только по ветру, но и про­тив ветра.

Кораблик заинтересовал Петра, он часто пла­вал на нем по тихой и узкой московской Яузе, а потом и на глубоком, 12 верст в ши­рину Переяславском озере.

Сейчас ботик находится в Переяславле-Залесском.

Шли годы, в битвах за землю «отчич и дедич» мужало Русское государство. И когда, по кры­латым словам А. С. Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек», когда Россия стала могучей морской державой, Петр, как прослав­ленному ветерану, воздал воинские почести своему ботику родоначальнику регулярного русского флота.

В дни торжественного праздно­вания заключения Ништадского мира ботик был выставлен в Московском Кремле и мимо него шла возглавляемая Петром грандиоз­ная процессия, аллегорически изображавшая победы России. Во время этого торжества ботик был установ­лен на пьедестале, украшенном символическими картинами Ивана Зарудного, надписи к которым были сочинены самим Петром. Этот же текст, по-видимому, был повторен на гравюре, запечат­левшей вид ботика во время этого празднества («Судно сие водное, хотя мерою малое и только к потешному на малых водах игранию построен­ное, но потом явилося аки плодоносное семя ве­ликого в России корабельного флота...»).

После московских торжеств Петр решил пере­везти ботик на берега Невы. В январе 1722 г. гвардии сержант Коренев получил собственно­ручно написанный Петром указ: «Ехать тебе с ботиком и весть до Шлиссельбурга на ямских подводах и будучи в дороге смотреть прилежно, чтобы его не испортить, понеже судно старое, то­го ради ехать днем, а ночью стоять, и где есть выбоины спускать по тихоньку». В подорожной, врученной Кореневу, всем учреждениям и лицам предписывалось: «ежели в пути потребны будут какие путевые припасы, или где мост сделать, и то все управителям тех мест, где что потребно будет, исправлять без всякого медления и от­говорки».

Почти на полтора года затянулось путеше­ствие ботика. Наконец в мае 1723 г. ему была устроена торжественная встреча у стен Александро-Невской лавры. Петр сам вел этот кораблик по глади Невы, и орудийным салютам с бастионов Петропавловской крепости и с бор­тов военных кораблей вторили залпы четырех крохотных чугунных орудий славного «дедушки русского флота».

В Петербурге ботик сначала установили в Адмиралтействе, а затем перевезли под спе­циально сооруженный деревянный навес в Пе­тропавловской крепости. В 1761—1762 гг. по проекту ученика Варфоломея РастреллиА. Виста было возведено до­шедшее до наших дней здание Ботного домика, украшенное изящными портиками. Четырехскат­ная куполообразная крыша домика первоначаль­но была увенчана вырезанным из дерева извая­нием, которое в 1827 г. было заменено камен­ной статуей Наяды. По образу последней в 1891 г. скульптор Д. Иенсен изваял из тер­ракоты женскую фигуру с веслом, изображаю­щую богиню Навигации.

Много десятилетий ботик сохранялся в этом павильоне. Лишь в особо торжественных слу­чаях «Дедушка русского флота» вывозился из Домика. Например, в день празднования столетия Петербурга — 16 мая 1803 года двадцати­тысячное войско, проходя по Сенатской площади, воздавало воинские почести изваянию Петра«Медному всаднику» и ботику, который был спе­циально для этого торжества установлен на сто­явшем у берега 110-пушечном корабле «Гав­риил».

На западной стороне центральной площади Петропавловской крепости высится здание пре­красных пропорций, украшенное фронтоном, аркадами главного входа и круглыми башнями на углах главного фасада. Это здание Монет­ного двора, возникновение которого принято относить к 1724 г.

В начале XVIII в. финансовое положение России было очень сложным. Военные расходы, развитие государственной промышленности, ко­лоссальный размах строительных работ обусло­вливали исключительную напряженность госу­дарственного бюджета. Например, в 1701 г. военные нужды поглотили 75 процентов (1964 тыс. рублей) из общего государственного бюджета в 2500 тыс. рублей, а в 1710 г. в бюджете, до­стигшем 3384 тыс. рублей, военные расходы со­ставили 80 процентов.

Военные расходы, а также расходы, связанные с осуществлением прогрессивных реформ внутри страны, требовали соответствующих преобразо­ваний и в области финансовой системы. Правительство Петра I принимало для этого ряд мер. Усилилась разработка золотых, серебряных и медных рудников, был обеспечен перевес ввоза из-за границы золота и серебра над вывозом этих драгоценных металлов, резко возросли на­логи, которые главной своей тяжестью падали на трудовое население страны. Для пополнения казны придумывались новые налоги, вроде нало­гов на погреба, на печные трубы, на топоры, на бороды и даже «на черные глаза по 2 алтына, на серые глаза по 8 алтын».

Наряду с этими мероприятиями немаловаж­ную роль в осуществлении финансовой политики правительства сыграло упорядочение монетного дела.

К концу XVII в. оно находилось в хаотическом состоянии. Не суще­ствовало монет некоторых номиналов, по внеш­нему виду монеты были безобразны; но главное, их совершенно не хватало. Порой из-за недостат­ка разменной монеты серебряные копейки рас­секались на две-три части, и эти обломки исполь­зовались в торговых операциях. Кое-где в про­винции наряду с серебряными монетами в обращении находились заменявшие их куски тисненой кожи.

Проведенная Петром I денежная реформа яви­лась важным шагом в упорядочении монетной системы в России. Была, в частности, введена десятичная система (с соподчинением монетных единиц 1: 10 : 100). В настоящее время она при­нята почти во всех странах, но была введена там намного позже, чем в России (в 1792 г. в США, в 1795 г. во Франции и т. д.).

Уже с 1700 г. в России производилась ма­шинная чеканка мелких медных монет, хотя одно­временно с этим вплоть до 1718 г. продол­жался выпуск монет старого образца, изготов­лявшихся вручную расплющиванием обрезков проволоки: серебряных копеек, денег («деньга» полкопейки) и алтынов (3 копейки).

После переноса столицы в Петербург было решено, как говорилось в указе от 1719 г., «...денежные дворы из Москвы со всеми принадлежностями и с мастеровыми людь­ми и служители перевесть в Санктпетербург в будущем 720 году неотменно». Работу Монетно­го двора вначале предполагалось развернуть в стенах Шлиссельбургской крепости, однако уже в 1721 г. последовало распоряжение Петра: «...чтоб в денежном деле прибыльнее было и для лучшего усмотрения порядочной модели, золо­тую монету в С.-Петербурге делать в крепости».

Наряду с выпуском денег Монетными дворами в Москве, с 1724 г. началось изготовление се­ребряных монет в каком-то временном помеще­нии Трубецкого бастиона, а затем, с 1755 г., после длительного перерыва и переоборудования помещений, в Петропавловской крепости присту­пили к чеканке и медных монет. В литературе об истории Монетного двора имеются указания о том, что в стенах крепости уже в конце первой четверти XVIII в. производи­лась чеканка и золотых монет из плашек, до­ставляемых из Москвы.

Начиная с 1765 г. Петербургский Монет­ный двор стал в России монополистом по че­канке золотых монет, а также серебряных руб­лей и полтинников. Однако чеканка серебряной монеты в Москве продолжалась вплоть до 1776 г.

В стенах Монетного двора было сосредоточе­но также изготовление орденов, медалей и тому подобных знаков отличия.

Рабочие Монетного двора трудились в исклю­чительно тяжелых условиях. Во время работы они (как и солдаты, несшие караул) находились на казарменном положении, лишались права выхода из сырых мастерских. В первые годы су­ществования Монетного двора все работы про­изводились вручную, хотя и делались попытки использовать энергию ветра для прокатки ме­талла и других тяжелых работ. С 1726 г. на­чалось использование «конных машин».

Рабочие селились в районе Посадской слободынеподалеку от крепости. В связи с этим возникло название Монетной улицы.

На рубеже XVIII ¾ XIX вв. в связи с тем, что старые помещения Монетного двора обвет­шали и возникла необходимость использования новых технических достижений, приступили к возведению нового здания. Документ, относящийся к лету 1800 г., сообщает, что «строение Монетного двора в Петропавловской крепости производится с воз­можным успехом».

Автор проекта, по которому сооружалось со­временное здание, нашел остроумное архитектур­ное решение задачи строительства промышленно­го предприятия, вид которого по своему внешнему облику должен был напоминать по­стройку дворцового типа. В соответствии с про­ектом дымовые трубы были скрыты внутри угловых башен на фасаде здания. Этот замысел зодчего был нарушен в XIX в.

Установка паровых и других машин в новом здании несколько затянулась, и лишь после пятилетнего перерыва, в октябре 1805 г. предприятие возобновило свою работу.

Здесь, на Монетном дворе, в 1811 г. рус­ским механиком И. А. Неведомским впервые в истории мировой техники была разработана кон­струкция рычажного пресса для чеканки монет. Чеканка советской монеты началась в 1921 г.

К числу лучших архитектурных сооружений крепости принадлежат воздвигнутые из серого гранита классически четкие по форме и декори­рованные четырехколонным портиком и фронтоном Невские ворота с Комендантской при­станью. Этот величественный парадный ход из крепости на Неву нынешний свой вид приобрел в 1787 г. после перестройки по проекту архитектора Н. А. Львова (автора проекта Петербургского почтамта).

Под аркой Невских ворот на врезанной в сте­ну белой каменной плите во второй половине XVIII в. отмечалась высота подъема воды во время значительных наводнений. Нижняя линия на камне указывает уровень воды во время на­воднения 1752 г., верхняя — 1777 г. Ниже этой плиты, у самой поверхности земли, на се­ром камне в конце XVIII в. была высечена надпись, указывавшая высоту воды во время наводнения 1788 г.

Комендантская пристань у Невских ворот но­сит свое название сравнительно недавно с 60-х годов XIX в., когда у причалов ее стоял де­журный катер коменданта крепости.

Но Невские ворота служили не только деко­ративным целям. Через них ночами на гранит­ную Комендантскую пристань выводились из казематов узники для отправки судами в Шлиссельбургскую крепость или на Лисий Нос «лобное место русской революции», как назы­вали революционеры эту местность на берегу Финского залива. Здесь приводились в исполнение смертные при­говоры.

Категория: ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА | Добавил: tineydgers | Теги: образовательный сайт, история Санкт-Петербурга, петербурговедение, достопримечательности Санкт-Петербу, как строили Петербург
Просмотров: 594 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0