Название свое Петровские ворота получили после
перестройки их в камне в 1717—1718 гг.
Из первоначального декоративного убранства ворот
сохранилось большинство скульптур: вырезанные из дерева скульптором Николаем
Пино барельефы, изображающие бога Саваофа в облаках (в центре) и воинские
доспехи (по бокам). Под центральным барельефом (Н. Пино) на аттике укреплен
выполненный около 1708 г. также
деревянный барельеф работы Конрада Оснера «Низвержение Симона волхва». Эта
скульптура, хотя и не отличается художественными достоинствами (пластичность
формы, возможно, была утрачена вследствие неоднократных окрашивании
барельефа), представляет немалый интерес как образец широко распространенных в
декоративном искусстве начала XVIII в.
аллегорических произведений.
Под деревянным барельефом над аркой ворот было укреплено
свинцовое изваяние двуглавого орла — государственного
герба Российской империи. Эта колоссальная скульптура весом в 1069 килограммов, была установлена во время
перестройки ворот в камне и, вероятно, повторяет деревянную скульптуру орла, в
свое время украшавшую деревянные ворота.
Ниши Петровских ворот декорированы двумя изваяниями. В
литературе можно встретить противоречивые указания о сюжетах этих статуй,
датах их установки и материале, из которого они выполнены. В частности, широко
распространено мнение, будто эти статуи изображают Марса (бога войны) и Венеру
(богиню любви и красоты) и являются изготовленными в XIX веке копиями первоначально стоявших здесь других изваянии.
Однако, вероятнее всего, скульптуры — не
копии, а оригинальные произведения искусства первой четверти XVIII в., причем одна фигура изображает
Беллону — богиню войны, а другая
является аллегорией мудрости.
После Великой Отечественной войны в Петропавловской
крепости проводились значительные работы по восстановлению уникальных памятников
архитектуры, в том числе Петровских ворот. В
1951 г. были реставрированы деревянные барельефы, статуи в нишах и
другие детали декоративного убранства этого замечательного сооружения.
Крепостная стена, в которой сооружены Петровские ворота,
колоссальна по толщине (около 20 метров).
Вначале она представляла собой сплошной массив с прорезями амбразур, впоследствии
в ее толще были устроены казармы. Но вскоре после сооружения каменных Петровских
ворот было решено принять дополнительные меры по усилению безопасности крепости,
и 20 июня
1731 г. было приступлено к сооружению равелина (предкрепостного укрепления)
для защиты Петровских ворот с восточной стороны крепости. Этот равелин был
назван Иоанновским—в честь Иоанна
Алексеевича, брата Петра I и отца
царствовавшей тогда Анны Иоанновны. Такое же название получили построенные в 1740 г., сравнительно скромные по своей
архитектуре, ворота в стене равелина. К Иоанновским воротам ведет теперь мост,
переброшенный через Кронверкский пролив со стороны Каменноостровского
проспекта.
У западного входа в Петропавловский собор возвышался
изящный, украшенный колоннами и декоративной скульптурой павильон, в котором
долгое время хранилась одна из ценнейших исторических реликвий — ботик Петра I.
В 1687 г. в селе Измайлове юный Петр
случайно обнаружил в сарае издавна лежавший здесь бот, который принадлежал еще
его деду. Внешний вид Ботика очень скромен. Длина его — без малого 6 метров, ширина—немного
менее 2 метров. Вдоль окрашенных красной краской бортов идет полоса, составленная
из треугольников белого, красного и зеленого цветов. Петру объяснили, что это
судно ходит на парусах не только по ветру, но и против ветра.
Кораблик заинтересовал Петра, он часто плавал на нем по
тихой и узкой московской Яузе, а потом и на глубоком, 12 верст в ширину
Переяславском озере.
Сейчас ботик находится в Переяславле-Залесском.
Шли годы, в битвах за землю «отчич и дедич» мужало
Русское государство. И когда, по крылатым словам А. С. Пушкина, «Россия вошла
в Европу, как спущенный корабль, — при
стуке топора и при громе пушек», когда Россия стала могучей морской державой,
Петр, как прославленному ветерану, воздал воинские почести своему ботику — родоначальнику регулярного русского флота.
В дни торжественного празднования заключения Ништадского
мира ботик был выставлен в Московском Кремле и мимо него шла возглавляемая
Петром грандиозная процессия, аллегорически изображавшая победы России. Во
время этого торжества ботик был установлен на пьедестале, украшенном
символическими картинами Ивана Зарудного, надписи к которым были сочинены самим
Петром. Этот же текст, по-видимому, был повторен на гравюре, запечатлевшей вид
ботика во время этого празднества («Судно сие водное, хотя мерою малое и только
к потешному на малых водах игранию построенное, но потом явилося аки
плодоносное семя великого в России корабельного флота...»).
После московских торжеств Петр решил перевезти ботик на
берега Невы. В январе 1722 г. гвардии сержант Коренев получил
собственноручно написанный Петром указ: «Ехать тебе с ботиком и весть до
Шлиссельбурга на ямских подводах и будучи в дороге смотреть прилежно, чтобы его
не испортить, понеже судно старое, того ради ехать днем, а ночью стоять, и где
есть выбоины спускать по тихоньку». В подорожной, врученной Кореневу, всем
учреждениям и лицам предписывалось: «ежели в пути потребны будут какие путевые
припасы, или где мост сделать, и то все управителям тех мест, где что потребно
будет, исправлять без всякого медления и отговорки».
Почти на полтора года затянулось путешествие ботика.
Наконец в мае 1723 г. ему была устроена торжественная встреча у стен
Александро-Невской лавры. Петр сам вел этот кораблик по глади Невы, и орудийным
салютам с бастионов Петропавловской крепости и с бортов военных кораблей
вторили залпы четырех крохотных чугунных орудий славного «дедушки русского
флота».
В Петербурге ботик сначала установили в Адмиралтействе, а
затем перевезли под специально сооруженный деревянный навес в Петропавловской
крепости. В 1761—1762 гг. по проекту
ученика Варфоломея Растрелли—А. Виста
было возведено дошедшее до наших дней здание Ботного домика, украшенное
изящными портиками. Четырехскатная куполообразная крыша домика первоначально
была увенчана вырезанным из дерева изваянием, которое в 1827 г. было заменено каменной статуей Наяды. По образу последней
в 1891 г. скульптор Д. Иенсен изваял из
терракоты женскую фигуру с веслом, изображающую богиню Навигации.
Много десятилетий ботик сохранялся в этом павильоне. Лишь
в особо торжественных случаях «Дедушка русского флота» вывозился из Домика.
Например, в день празднования столетия Петербурга — 16 мая 1803 года двадцатитысячное
войско, проходя по Сенатской площади, воздавало воинские почести изваянию Петра— «Медному всаднику» и ботику, который был специально
для этого торжества установлен на стоявшем у берега 110-пушечном корабле «Гавриил».
На западной стороне центральной площади Петропавловской
крепости высится здание прекрасных пропорций, украшенное фронтоном, аркадами
главного входа и круглыми башнями на углах главного фасада. Это здание Монетного
двора, возникновение которого принято относить к
1724 г.
В начале XVIII в.
финансовое положение России было очень сложным. Военные расходы, развитие
государственной промышленности, колоссальный размах строительных работ обусловливали
исключительную напряженность государственного бюджета. Например, в 1701 г. военные нужды поглотили 75 процентов
(1964 тыс. рублей) из общего государственного бюджета в 2500 тыс. рублей, а в 1710 г. в бюджете, достигшем 3384
тыс. рублей, военные расходы составили 80
процентов.
Военные расходы, а также расходы, связанные с
осуществлением прогрессивных реформ внутри страны, требовали соответствующих
преобразований и в области финансовой системы. Правительство Петра I принимало для этого ряд мер. Усилилась
разработка золотых, серебряных и медных рудников, был обеспечен перевес ввоза
из-за границы золота и серебра над вывозом этих драгоценных металлов, резко
возросли налоги, которые главной своей тяжестью падали на трудовое население
страны. Для пополнения казны придумывались новые налоги, вроде налогов на
погреба, на печные трубы, на топоры, на бороды и даже «на черные глаза по 2 алтына, на серые глаза по 8 алтын».
Наряду с этими мероприятиями немаловажную роль в
осуществлении финансовой политики правительства сыграло упорядочение монетного
дела.
К концу XVII в. оно
находилось в хаотическом состоянии. Не существовало монет некоторых номиналов,
по внешнему виду монеты были безобразны; но главное, их совершенно не хватало.
Порой из-за недостатка разменной монеты серебряные копейки рассекались на
две-три части, и эти обломки использовались в торговых операциях. Кое-где в
провинции наряду с серебряными монетами в обращении находились заменявшие их
куски тисненой кожи.
Проведенная Петром I
денежная реформа явилась важным шагом в упорядочении монетной системы в
России. Была, в частности, введена десятичная система (с соподчинением монетных
единиц 1: 10 : 100). В настоящее время
она принята почти во всех странах, но была введена там намного позже, чем в
России (в 1792 г. — в США, в 1795 г. — во Франции и т. д.).
Уже с 1700 г. в
России производилась машинная чеканка мелких медных монет, хотя одновременно
с этим вплоть до 1718 г. продолжался
выпуск монет старого образца, изготовлявшихся вручную — расплющиванием обрезков проволоки: серебряных копеек, денег
(«деньга» — полкопейки) и алтынов (3 копейки).
После переноса столицы в Петербург было решено, как
говорилось в указе от 1719 г.,
«...денежные дворы из Москвы со всеми принадлежностями и с мастеровыми людьми
и служители перевесть в Санктпетербург в будущем
720 году неотменно». Работу Монетного двора вначале предполагалось
развернуть в стенах Шлиссельбургской крепости, однако уже в 1721 г. последовало распоряжение Петра:
«...чтоб в денежном деле прибыльнее было и для лучшего усмотрения порядочной
модели, золотую монету в С.-Петербурге делать в крепости».
Наряду с выпуском денег Монетными дворами в Москве, с 1724 г. началось изготовление серебряных
монет в каком-то временном помещении Трубецкого бастиона, а затем, с 1755 г., после длительного перерыва и
переоборудования помещений, в Петропавловской крепости приступили к чеканке и
медных монет. В литературе об истории Монетного двора имеются указания о том,
что в стенах крепости уже в конце первой четверти XVIII в. производилась чеканка и золотых монет из плашек, доставляемых
из Москвы.
Начиная с 1765 г.
Петербургский Монетный двор стал в России монополистом по чеканке золотых
монет, а также серебряных рублей и полтинников. Однако чеканка серебряной
монеты в Москве продолжалась вплоть до 1776
г.
В стенах Монетного двора было сосредоточено также
изготовление орденов, медалей и тому подобных знаков отличия.
Рабочие Монетного двора трудились в исключительно
тяжелых условиях. Во время работы они (как и солдаты, несшие караул) находились
на казарменном положении, лишались права выхода из сырых мастерских. В первые
годы существования Монетного двора все работы производились вручную, хотя и
делались попытки использовать энергию ветра для прокатки металла и других
тяжелых работ. С 1726 г. началось использование
«конных машин».
Рабочие селились в районе Посадской слободы—неподалеку от крепости. В связи с этим
возникло название Монетной улицы.
На рубеже XVIII ¾ XIX вв. в связи с тем, что старые помещения
Монетного двора обветшали и возникла необходимость использования новых
технических достижений, приступили к возведению нового здания. Документ,
относящийся к лету 1800 г., сообщает, что
«строение Монетного двора в Петропавловской крепости производится с возможным
успехом».
Автор проекта, по которому сооружалось современное
здание, нашел остроумное архитектурное решение задачи строительства
промышленного предприятия, вид которого по своему внешнему облику должен был
напоминать постройку дворцового типа. В соответствии с проектом дымовые трубы
были скрыты внутри угловых башен на фасаде здания. Этот замысел зодчего был
нарушен в XIX в.
Установка паровых и других машин в новом здании несколько
затянулась, и лишь после пятилетнего перерыва, в октябре 1805 г. предприятие возобновило свою работу.
Здесь, на Монетном дворе, в 1811 г. русским механиком И. А. Неведомским впервые в истории
мировой техники была разработана конструкция рычажного пресса для чеканки
монет. Чеканка советской монеты началась в 1921
г.
К числу лучших архитектурных сооружений крепости принадлежат
воздвигнутые из серого гранита классически четкие по форме и декорированные
четырехколонным портиком и фронтоном Невские ворота с Комендантской пристанью.
Этот величественный парадный ход из крепости на Неву нынешний свой вид приобрел
в 1787 г. после перестройки по проекту
архитектора Н. А. Львова (автора проекта Петербургского почтамта).
Под аркой Невских ворот на врезанной в стену белой
каменной плите во второй половине XVIII
в. отмечалась высота подъема воды во время значительных наводнений. Нижняя
линия на камне указывает уровень воды во время наводнения 1752 г., верхняя — 1777 г. Ниже этой плиты, у самой поверхности земли, на сером
камне в конце XVIII в. была высечена надпись,
указывавшая высоту воды во время наводнения 1788
г.
Комендантская пристань у Невских ворот носит свое
название сравнительно недавно — с 60-х
годов XIX в., когда у причалов ее стоял
дежурный катер коменданта крепости.
Но Невские ворота служили не только декоративным целям.
Через них ночами на гранитную Комендантскую пристань выводились из казематов
узники для отправки судами в Шлиссельбургскую крепость или на Лисий Нос — «лобное место русской революции», как называли
революционеры эту местность на берегу Финского залива. Здесь приводились в
исполнение смертные приговоры.
|