В царствование Елизаветы Петровны церквей в Петербурге
было немного. Все они тогда были низкие, невзрачные, стены увешаны вершковыми
иконами, перед каждой горела свечка или две-три, от этого духота в церкви была
невообразимая. Дьячки и священники накладывали в кадильницы много ладана,
часто приготовленного из воска и смолы, от этого к духоте примешивался еще и
угар. Священники, отправляясь кадить по церкви, держали себя так, что правая
рука была занята кадильницей, а левая протянута к прихожанам. Прихожане сыпали
в руку посильные дары — кто денежку, кто копейку; рука наполнялась и быстро
опускалась в карман, и опять, опорожненная, была устремлена к прихожанам.
Доходы священников в то время не отличались обилием: за молебен платили им три
копейки, за всенощную — гривенник, за исповедь — копейку и т. д. Иногда
прихожане присылали им к празднику муку, крупу, говядину, рыбу. Но для этого
нужно было быть снисходительным к прихожанам. Если же священник относился
строго к своим духовным детям, то сидел он без муки и крупы и довольствовался
одними пятаками да грошиками, а эти пятаки и в ту пору далеко не могли служить
обеспечением. Случалось тогда и то, что во время богослужения явится в церковь
какой-нибудь пьяный, но богатый и влиятельный прихожанин, и, чтобы показать
себя, начнет читать священнику нравоучение, поправлять службу, и бедный,
нуждающийся в его подачках священник должен был выносить все это. Иногда в
церкви подгулявшие прихожане заводили между собой разговоры, нередко
оканчивавшиеся криком, бранью и дракой.
Случалось что во время службы раздавался лай собак,
забегавших в церковь, падали и доски с потолка. Деревянные церкви тогда
сколачивались кое-как, были холодны и
сыры. Причиной таких построек было, с одной стороны, печальное положение
государственных финансов, а с другой — крайняя недобросовестность строителей,
прежде всего заботившихся чтобы поскорей получить деньги.
Торжественностью богослужения отличалась только одна
придворная церковь. Императрица Елизавета очень любила церковное пение и сама
певала со своим хором; к Страстной и Пасхальной неделе она выписывала из Москвы
громогласнейших дьяконов, и почтмейстер, барон Черкасов, чтобы как можно лучше
исполнить державную волю, не давал никому лошадей по Московскому тракту, пока
не приедут дьяконы.
Православие Елизаветы Петровны было искренне, и наружные
проявления религиозности были в обычае и ее придворных. Из документов
тогдашнего времени мы видим, что императрица не пропускала ни одной службы,
становилась на клиросе вместе с певчими и в дни постные содержала строжайший
пост и только одному своему фавориту Разумовскому позволяла во дворце есть
рыбное кушанье, а остальных так преследовала за недержание поста, что другой
ее приближенный, граф Бестужев, был вынужден обратиться к константинопольскому
патриарху за разрешением не есть грибного.
Законы того времени позволяли принимать и ставить в
духовный чин лиц из всех сословий, лишь бы нашлись способные и достойные к служению в
церкви. Если прихожане просили о
ком-нибудь, чтобы определить его к
службе церковной, то от них требовалось свидетельство, что они знают рекомендуемое
ими лицо: «не пьяницу, в домостроении своем не ленивого, не клеветника, не
сварливого, не любодейца, не убийцу, в воровстве и мошенничестве не
обличенного; сии бо наипаче злодействия препинают дело пастырское и злообразие
наносят чину духовному». Из дел
консистории видим в духовных чинах лиц всех званий: сторожей,
вотчинных крестьян, мещан, певчих, купцов,
солдат, матросов, канцеляристов, как учившихся в школе, так и не
обучавшихся. Хотя указом еще от января 1737 г. требовалось, чтобы в духовные чины
производились лишь те, которые разумеют «силу букваря и катехизиса», но на
самом деле церковные причты пополнялись выпускаемыми из семинарии лицами «по
непонятию науки», или «по безнадежности в просодии», или «за урослием». Ставили
на иерейские должности и с такими рекомендациями: «школьному учению отчасти
коснулся», или: «преизряден в смиреномудрии и трезвости», или: «к
предикаторскому делу будет способный». Поступали с аттестациями и такого сорта:
«без всякого подозрения честен», «аттестован достойным за благонравие и
обходительство», или: «дошел до реторики и за перерослостью, будучи 27 лет,
уволен». Встречались «нотаты» и такие: «проходил фару и инфиму на своем коште,
и за непонятие уволен». Не отличаясь грамотностью, петербургское духовенство
поражало грубостью нравов. В среде его то и дело слышалась брань, частые ссоры
между собой и даже с прихожанами в церквах. Картина просвещения и
нравственности, как видим, была самая темная. Так, священник Ямской
Предтеченской церкви Илларион Андреев, на заутрени в церкви, во время чтения
канонов, повздорил с капитаном Иваном Мамонтовым, а в квартире, продолжая
ссору, они подрались. За сие Андрееву учинено в духовном правлении наказание
плетьми, и был он полгода в подначальных трудах в Александровском
монастыре. Тогда духовенство законом не было ограждено от телесных наказаний,
и потому всякий власть имеющий считал
себя вправе без суда и расправы, по своему усмотрению, наказывать лиц духовного
звания, не говоря уже об архиереях, по мановению которых хватали священника,
тащили на конюшню и там нещадно били плетьми и шелепами. Помимо телесных
наказаний, существовали также и штрафы.
Фон Хавен пишет:
«В дни проповедей среди русских нет нищих бродяг. В
Петербурге на дворах немецкой и шведской церквей видишь целые ряды
нищих-иностранцев. Однако не припомню, чтобы когда-либо видел, в том числе и в
большой Москве, кого из русских, просивших милостыню. Да и не помню, чтобы во
время моих довольно длительных поездок по государству русские нищие просили меня
о подаянии. Это следует, вероятно, приписать учению их веры, которое не
дозволяет человеку терпеть нужду. Кроме того, в государстве учреждено так, что
всех людей, способных что-либо делать, непременно приставляют к работе, а всех
остальных благодаря предусмотрительности правительства — щедрости и замечательным пожертвованиям — убирают с дороги. Сюда же еще надо причислить многочисленные
большие и богатые монастыри, которые императором Петром и его преемниками не
были никоим образом ни уменьшены, ни разорены, но лишь так изменены, что
являются местами содержания для слишком юных и совсем старых неимущих людей.
Однако при всем том за отсутствие нищих следует похвалить весь народ, не склонный
к попрошайничеству, чем это и надо объяснять». При Елизавете фактически отменяется смертная казнь. Но
пытки и телесные наказания остаются. Хотя высшему сословию все стало часто
сходить с рук. Воевода Шеншин, например, в пьяном виде задирал женщин на улице,
приказал ударить в набат, избил незнакомого подпоручика. Елизавета его
простила, велела только снять с воеводства.
Крестьяне накрыли в бане одного архимандрита «в ближайшем
подозрении с девкою», которая и навела земляков. Любителя амуров перевели в
другой монастырь, а мужиков, «кои так оного архимандрита обругали», отослали
для наказания в губернскую канцелярию.
Поступало множество жалоб на местных архиереев.
Жаловалась мордва, что их насильно принуждают к христианству, многих держат в
кандалах. Доходило до того, что людей опускали в купель связанными.
Духовенством допускались выходки просто дикие, а зачастую
и нелепые. Арсений Мациевич отправил священника на вечное заключение в
монастырь за то, что обнаружил пыль в алтаре.
Священник, что шел с дароносицей к больному, стал
отбивать у крестьянина князя Вяземского свою лошадь. Князь, увидев это, стал
бить священника плетью, били и крестьяне, поломали дароносицу.
Синод положил: попа на год в монастырь, а Вяземского
отправить в дальний монастырь на вечное заточение, где держать в кандалах на
хлебе и квасе.
В Петербурге учредили «строгую комиссию о живущих безбрачно».
Комиссия обвенчала профессора астрономии Попова и асессора мануфактур-коллегии
Ладыгина с обольщенными ими девицами. Разгромили тайный публичный дом
Дрезденши (видимо, кличка).
Нравы были самые непосредственные. Вот жена прапорщика
Ватазина хлопочет о чине коллежского асессора для своего мужа: «Умились, матушка,
прикажи указом. А я подведу вашему императорскому величеству лучших собак
четыре: Еполит да Жульку, Женету, Маркиза. Ей-богу, без милости не поеду».
Кражи, взятки и лихоимства царили всюду. Сенат постановил
менять воевод через пять лет, оставляя лишь тех, кто ни в чем абсолютно не
заподозрен. Причем об оставлении последних должны были спрашивать мнение у
местных помещиков. Но постановление Сената не исполнялось.
Известного разбойника Ваньку Каина полиция завербовала в
агенты. Он мог брать людей под арест, а полиция и солдаты обязаны были ему
всячески содействовать. И стал Каин арестовывать сыновей богатых раскольников,
получая за них выкуп. Прознав это, раскольничья комиссия потребовала Каина к
допросу, но он подкупил подьячих, и документы в Сыскной приказ отправили из
комиссии только через три года.
Современник императриц Анны и Елизаветы майор Данилов,
рассказывает, что в его время был казнен на площади разбойник князь Лихутьев:
«голова его взогнута была на кол».
Разбои и грабежи тогда сильно распространились в самом
Петербурге. Так, в лежащих кругом Фонтанки лесах укрывались разбойники, нападая
на прохожих и проезжих. Фонтанка в то время считалась вне черты города. Дом
графа Шереметева полагался загородным, как и дом графа Апраксина, где жил
Апраксин, когда был сослан с запрещением въезда в столицу; сюда к нему
съезжались друзья веселиться и пировать. Полиция обязала владельцев дач по Фонтанке
вырубить леса, «дабы ворам пристанища не было», то же самое распоряжение о
вырубке лесов последовало и по Нарвской дороге, на 30 саженей в каждую сторону,
«дабы впредь невозможно было разбойникам внезапно чинить нападения». Были
грабежи и на «Невской перспективе», так что приказано было восстановить пикеты
из солдат для прекращения сих «зол». Имеется также известие, что на Выборгской
стороне, близ церкви Сампсония, в казачьей слободе, состоящей из 22 дворов,
«разные непорядочные люди» имели свой притон. Правительство сделало
распоряжение перенести эту слободу на другое место.
Бывали случаи грабительства также в Петербурге, которые
названы «гробокопательством». Так, в одной кирхе оставлено было на ночь тело
какого-то знатного иностранца. Воры пробрались в кирху, вынули тело из гроба
и ограбили. Воров отыскали и казнили.
Для прекращения разбоев правительство принимало сильные
меры, но меры эти не достигали своей цели: разбойников преследовали строго,
сажали живых на кол, вешали и подвергали другим страшным казням, а разбои не
унимались. В то время начальником Тайной канцелярии более семнадцати лет был А.
И. Ушаков. Клеврет Бирона безжалостно проливал человеческую кровь с
бессердечностью палача, присутствуя лично на жесточайших истязаниях. Наказывал
он не только престарелых или несовершеннолетних, но и больных, даже
сумасшедших. В царствование Анны Иоанновны одних знатных и богатых людей было
лишено чести, достоинств, имений и жизни и сослано в ссылку более 20 000 человек.
Одно подозрение в поджоге тогда неминуемо влекло смерть. Так, по пожару на
Морской улице Тайная канцелярия признала поджигателями, «по некоторому
доказательству», крестьянского сына Петра Петрова, называемого «водолаз», да
крестьянина Перфильева; их подвергли таким тяжким смертным пыткам, что
несчастные, «желая продолжать живот свой», вынуждены были облыжно показать,
будто их подучали к поджогу другие люди, которые на самом деле не были
причастны. В конце концов Петрова и Перфильева сожгли живыми на том месте, где
учинился пожар.
Рассказывает англичанин Дж. Кук:
«Были схвачены трое поджигателей — двое мужчин и одна женщина. Через несколько дней я видел, как
их казнили на руинах Морской. Каждый из мужчин был прикован цепью к вершине
большой вкопанной в землю мачты; они стояли на маленьких эшафотах, а на земле
вокруг каждой мачты было сложено в форме пирамиды много тысяч маленьких
поленьев. Эти пирамиды были столь высоки, что не достигали лишь двух-трех
саженей до маленьких помостов, на которых стояли мужчины в нижних рубашках и
подштанниках. Они были осуждены на сожжение таким способом в прах.
Но прежде чем поджечь пирамиды, привели и поставили между
этими мачтами женщину и зачитали объявление об их злодействе и приказ о каре.
Мужчины громко кричали, что хотя они и виновны, женщина ни в чем не повинна.
Тем не менее ей была отрублена голова. Ибо русские никогда не казнят женщин
через повешение или сожжение, каким бы ни было преступление. Возможно, если бы
императрица находилась в Петербурге, женщина получила бы помилование. Однако
говорили, что ее вина была совершенно доказана, и о том, что злоумышленники
были исполнены решимости совершить это отвратительное преступление, женщина
знала еще за несколько дней до него.
Как только скатилась голова женщины, к пирамидам дров был
поднесен факел, и поскольку древесина была очень сухой, пирамиды мгновенно
обратились в ужасный костер. Мужчины умерли бы быстро, если бы ветер часто не
отдувал от них пламя; так или иначе, оба они в жестоких муках испустили дух
меньше чем через три четверти часа.
Во время этой казни случилось происшествие, многих
позабавившее. Сразу после того как мужчины скончались, некий легкомысленный
писец, одетый очень опрятно, бежал через руины поглядеть на казнь. Вся земля
была покрыта головешками от последнего пожара, так что никто не мог безопасно
ходить где-либо, кроме замощенных улиц, поскольку русские обязаны содержать
свои улицы и дома свежими и чистыми. В каждом доме есть для этого удобство, и
бедный писец, глазея на преступников, когда поспешал к месту казни, бултыхнулся
в одну из этих выгребных ям, погрузившись выше, чем по пояс.
Многие гвардейцы и прочие, которым мало показалось
поиздеваться и посмеяться над несчастным писцом, бросали в нечистоты дрова,
кирпичи и камни, стараясь всего его забрызгать. Такое обхождение обострило
изобретательность отчаявшегося писца и воспламенило его негодование до
последней степени.
Поскольку эти люди были близко от него, он принялся
швырять бывшие вокруг зловонные нечистоты, заляпав ими многих и заставив
ретироваться на большее расстояние. Таким способом он без особенных помех
выбрался, но его ярость была столь велика, что вместо того чтобы идти домой, он
стал бегать среди гвардейцев, мня их причиной нелепого положения, в которое
угодил. Многих из них он запачкал, хорошо зная, что они не избегнут наказания
за испорченную одежду. Да уж, думаю, русских гвардейцев никогда не пытались
обратить в столь позорное бегство».
Вообще облыжные показания и доносы в то время делались даже
от самых близких людей, например от жен на мужей и т. д.;
доносчики получали хорошие награды.
Была создана особая комиссия разыскивать гулящих девок,
как русских, так и иноземок.
О той же Дрезденше.
Она повела свои дела в таких широких размерах, что жалобы дошли до
императрицы, и вследствие этого наряжена была строгая комиссия под
председательством кабинет-секретаря Демидова. Дрезденшу арестовали и она на
допросе оговорила всех, кого только знала. Комиссия не довольствовалась
закрытием заведения и отсылкой ее красавиц на Прядильный двор, в Калинкину
деревню, а повела розыск по всему Петербургу и его окрестностям, отыскала и тех
заморских красавиц, которые жили и в других домах, и забирала даже жен от
мужей по оговору Дрезденши.
Дрезденша не была новым типом ¾ разврат на Руси уже давно
имел эти формы. Еще до Петра I
были известны женщины, которые назывались «потворенные бабы», или «что молодые
жены с чужими мужи сваживают». Эти соблазнительницы уже и тогда вели свое
занятие с правильностью ремесла и очень искусно внедрялись в дома, прикидываясь
торговками, богомолками и т. д. В то время у нас разврат юридически помещался
в одном разряде с воровством и разбойничеством. Но тогдашнее общество, видимо,
не вменяло его в тяжкое преступление.
В это же время расплодились на столичных улицах и проститутки-одиночки.
По их поводу в августе 1750 г.
последовал следующий указ из Кабинета императрицы: «Понеже по следствиям и
показаниям пойманных сводниц и блядей, некоторые показываемые ими непотребные
кроются, и, как известно, около С.-Петербурга по разным островам и местам, а
иные в Кронштадт ретировались, того ради Ее Императорское Величество указала:
тех кроющихся непотребных жен и девок, как иноземок, так и русских сыскивать,
ловить и приводить в главную полицию, а оттуда с запискою присылать в Калининский
дом».
В царствование Екатерины
II проституция начинает оставлять все более заметный след не только на
нравственности, но и на физическом здоровье людей. В видах возможного прекращения
проституции и развивавшегося сифилиса, Сенат постановил: всех женщин,
«одержимых венерическими болезнями, по излечении ссылать на поселение в
Нерчинск».
Для дополнения оставшихся преданий о нравах слабого пола
приводим отрывок из письма одной прелестницы старого склада, живо рисующий тогдашнее
женское дело, по народному выражению, «перелестивое, перепадчивое».
«Расставшись с тобой, я отошла от госпожи, у которой мы
вместе с тобой жили. Я пришла к Агафье, которая расхвалила меня, клялась, что я
похорошела и сделалась видна и ловка. «Ты пришла очень кстати, — сказала она, — только перед тобой вышел от меня богатый господин,
который живет без жены и ищет пригожую девушку с тем, чтобы она для
благопристойности служила у него под видом разливательницы чая. Нам надобно
сделать так, чтобы ты завтра пришла немного ранее вечера, у меня есть прекрасная
казимировая шинелька, точно по твоему росту; я ее на тебя надену, дам тебе мою
шляпу, ты сама распустишь кудри на глаза, приукрасишься как надо, и когда все
будет готово, то пошлем за господином». Как было говорено, так и сделано. Я
понравилась господину, и мы условились, чтобы я в следующее утро пришла к нему
с какой-нибудь будто матерью, под видом бедной девушки, которая бы и отдала
меня к нему в услужение за самую незначущую цену. Ты знаешь плаксу Феклу; я
наняла ее за рубль в матери, и она жалкими рассказами о моей бедности даже
прослезила всех слуг. При первом изготовленном самоваре господин за искусство
определил мне в месяц по 50 рублей.
Две недели все шло хорошо, но в одну ночь жена моего
господина возвратилась из деревни и захотела нечаянно обрадовать его,
подкралась на цыпочках и вошла в спальню. Остальное ты сама можешь понять.
Кончилось тем, что меня выгнали; долго бы прошаталась, если бы опять Агафья не
пристроила меня к месту. Старый и страдающий бессонницей больной аптекарь
искал смирного и честного поведения девушку, которая бы большую часть ночи не
спала и переменяла бы свечи. За самую небольшую цену вступила я к нему
исправлять трудную должность полунощницы. Аптекарь сделался мне противен, и мне
казалось, что не только он сам, но и деньги его пахли лекарством. У аптекаря я
познакомилась с молодым продавцом аптекарских товаров, у которого жена была
дурна и стара. Мы условились, чтобы я отпросилась у аптекаря, будто я должна
ехать в Москву, а пришла и нанялась к нему в няни. Я успешно обманула аптекаря,
а и того удачнее жену нового любовника. Я сделала башмаки на тонких подошвах,
вымыла волосы квасом, выучилась говорить потоньше прежнего и потуплять глаза в
землю ежеминутно. Фекла-плакса опять была моей матерью и до слез разжалобила
жену моего любовника. Молодой купец заметно сделался нежнее прежнего к детям и
ежеминутно стал приходить к ним и даже ночью уходил от жены, чтобы посмотреть
на них. Вскоре эти осмотры подсмотрела сама жена и уверилась, что я была нянька
не детей, а взрослых шалунов. Я опять бросилась к Агафье», и т. д. Целая
Одиссея любовных похождений, обирательства и плутовства. Похождения
прелестницы окончились тем, что полиция отправила ее на исправление в Калинкину
деревню.
Много также и клеветали в то время на петербургских дам.
Леди Рондо в своих мемуарах рассказывает о поступке знатных дам с одним
любезником. Возвратившись из путешествия домой, он встретил трех или четырех
красавиц в доме своего знакомого, где он танцевал, пел, смеялся и был свободен
с дамами a la mode de Paris.
Показав опыты своей ловкости, он начал хвастать, что успел возбудить к себе
любовь в каждой из красавиц. Это дошло до слуха мужей; последние высказали
женам, что они ими недовольны. Дамы пожелали, чтоб им позволено было привести
с собой этого господина к своим мужьям. Все эти четы условились, чтоб одна из
нимф пригласила его на ужин к себе в дом, не объявляя, что с ним еще будет. Он
полетел на крыльях любви на свидание, и его приняли как нельзя лучше; но в
минуту его высочайших надежд хозяйка начинает его упрекать за речи, которые он
говорил. Он запирался; но к ним входят другие дамы со своими мужьями, свидетелями
его вины, и обличают его совершенно. Мужья произнесли приговор, чтобы жены его
высекли. Одни говорят, что они в самом деле это сделали, другие — что они препоручили
экзекуцию своим девкам.
Датчанин фон Хавен тоже прошелся по поводу петербургских
женщин:
«Я вспомню здесь кое-что об одном пороке, весьма
распространенном среди женщин простонародья и что все они делают без малейшего
стеснения.
Он заключается в следующем. Каждая, кто полагает себя
недостаточно красивой, румянится. Это тем более скверно, что почти все они
хорошо сложены и обладают приятной наружностью. Надобно однако знать, что русский
народ всю красоту относит к красной краске. Кроме того, красивую девушку
называют не иначе как «красна девица». И поэтому часто видишь женщин, которые,
несмотря на бледность, фигурой, наружностью и чертами лица действительно
красивы, но которые так уродуют себя румянами и мушками. Румяна изготовляют из
какой-то красной древесины, настаивая на ней водку, и они в России могут быть
куплены задешево. Ими раз в неделю умываются те, которые внушили себе, что
недостаточно приятны, а остаток выпивают. Женщины из простонародья румяниться
стесняются не более, чем у нас служанка наряжаться, пудриться и краситься.
Поэтому путешественнику не следует удивляться, когда бледные крестьянские
девушки просят у него на дороге пару копеек на румяна.
Здесь я должен еще вспомнить о том, что поскольку дурное
и суетное быстрее всего перенимается и усваивается от иноземцев, которые
должны бы облагораживать народ, то и благородная русская женщина в
совершенстве научилась подражать всем французским одеждам, модам и повадкам.
Однако вроде бы еще есть немногие, которые не могут привыкнуть подражать
чужеземному тщеславию. Посему не следует удивляться, если в Петербурге посреди
французского великолепия встретишь летним днем русскую мадам, превосходнейше
разодетую в бархат с галуном, однако при этом босую, с туфлями в руках».
Гувернантка купца Эванса англичанка Элизабет Джастис
прожила в Петербурге три года и оставила нам целую книгу об этом времени. В
отличие от записок других иностранцев, Элизабет интересовал не только царский двор
¾
она не прошла и мимо столичного быта.
Забавны ее рассуждения о русской пище.
«Я заметила, что русским простолюдинам не приходится
много тратиться на пропитание, так как они могут насытиться куском кислого
черного хлеба с солью, луком или чесноком. Пить они любят крепчайший напиток,
какой только могут достать, и если не удается добыть его честным путем, то они
крадут его, так как не в состоянии отказаться от этого пристрастия. Но
напиток, обычно продаваемый для простонародья,
— это квас, приготавливаемый из воды, которую заливают в солод после
того как доброкачественный продукт отцежен, и настаивают на различных травах — тимьяне, мяте, сладкой душице и бальзамнике.
У русских в большом изобилии рыба. Там я видела корюшку
лучшую, чем где бы то ни было в Англии. Она продавалась по 20 штук за копейку, которая равнялась пенсу.
Цена на лосося — три копейки фунт. Среди
рыб есть одна, называемая карась, она превосходна и напоминает наш палтус. Но
самой ценной мне показалась рыба, которую русские называют стерлядью, она
стоит пять или шесть рублей, что равняется почти
30 шиллингам за штуку. Эта рыба чрезвычайно сочна, и вода, в которой она
варится, становится желтой, как золото. Стерлядь едят с уксусом, перцем и
солью.
У русских чрезвычайно хороши судаки и икра, которую
добывают из осетра. Большую часть икры они кладут под груз и отправляют в
Англию. Но такая не идет в сравнение с местной. Икру едят на хлебе с перцем и
солью, и вкус у нее — как у превосходной
устрицы.
Речные раки крупнее, чем когда-либо виденные мною в
Англии.
Я обедала с русскими в великий пост и видела, как они с
аппетитом ели сырую спинку лосося. Сняв кожу, они режут спинку на большие
куски, затем намешивают в тарелке масло, уксус, соль, перец и поливают этим
лосося. Рыбу жарят в масле. У них есть маленькая рыбка, очень напоминающая
нашего шримса (снеток); ее жарят и подают на стол в одной и той же посуде. Все
дело в том, чтобы есть эту рыбку горячей и хрустящей.
Там в изобилии превосходное мясо. Хотя овцы у русских
мелкие, но баранина вкусна и жирна. Есть очень хорошая телятина, однако ее
мало. Говядина же исключительно хороша и дешева. У русских имеется также
превосходная свинина, и они очень любят козлят, которых там множество. Их
ягнята хороши. Способ приготовления пищи у русских — варка или выпечка. Они большие любители мясного бульона,
который приготавливают из самого постного мяса, какое только смогут достать, и
заправляют его крупой вместо овсянки, имеющей то же происхождение, а также
большим количеством трав и луком. Русские часто варят суп из рыбы, пренебрегая
зеленью.
Не могу сказать, что русская манера приготовления пищи
мне нравится, но полагаю, что ни в одной части света англичанам не живется
лучше, чем в Петербурге.
Там множество куропаток и вообще дичи, особенно дроздов-рябинников,
которых в Англии называют садовыми овсянками. Они стоят всего десять копеек за
пару. Здесь есть также индейки, цыплята, голуби и кролики. Гуси очень жилистые
и хуже наших. В России множество зайцев, но я ни разу их не ела. Шкурки у них
белые. Нет недостатка в хорошей пище, как и в хорошем ликере, кларете, бургундском,
токае, араке, бренди и других превосходных напитках; русские пьют очень
умеренно».
А вот русский дом глазами англичанки.
«Способ, употребляемый русскими для обогрева комнат, — печь, как они называют это приспособление,
устроенное в лучших комнатах. Печи выложены превосходными голландскими
изразцами, но есть и просто кирпичные. Это разновидность нашей плиты. Следить
за ними — обязанность одного из слуг, так
как печи весьма небезопасны, если их неправильно топить. Когда огонь
разгорится, наверху открывают дымоход. Кроме того, эта печь имеет железную
дверцу, через которую закладываются дрова, и когда они несколько прогорят, их
разбивают на мелкие куски кочергой и оставляют сгорать до мельчайших угольков
и золы. Недогоревшее выгребают, потому что если несгоревший кусочек останется в
печи после того как ее закроют, это может вызвать внезапную сильную болезнь,
которая, случись такое ночью, способна отправить вас в царство мертвых. Когда дрова
достаточно прогорели, как можно плотнее закрывают верх дымохода, который они
присыпают песком, и дверцу тоже плотно закрывают. Я должна признать этот способ
отопления совершенным.
Окна в домах держат закрытыми всю зиму, и все щели
забивают паклей так плотно, что они вообще не пропускают воздуха. И если в
какой-либо части дома, хотя бы и в самом неприметном месте, осталась щель, она
затыкается таким же образом. Этой работой занимаются специальные люди, их
называют конопатчиками, и они получают за каждое окно в соответствии с его
размерами.
Поскольку я сообщила вам, что вода всю зиму остается
замерзшей до твердого состояния, способного выдержать очень большую тяжесть,
вы можете вообразить, что русские остаются без воды. Но, разумеется, это не
так. Ибо есть простолюдины, которые разбивают лед в тех местах на реке, где не
проходит дорога. И каждая семья платит немного этим людям за поддержание
незамерзающей проруби. Туда носят полоскать белье; вытащенное из воды, оно так
замерзает, что его, для того чтобы развесить, приходится оттаивать в теплой
комнате».
Наше повествование продолжим заметками фон Хавена о
населении города.
«Здесь нужно упомянуть о причинах того, почему в
Петербурге столь быстро могло собраться такое множество различнейших людей. Но
причина почти та же, что и указанная относительно возникновения этого города.
Многочисленный императорский двор и относящиеся к нему люди, переведенные из
Москвы в Петербург коллегии, академии, многие русские господа, живущие здесь
для удовольствия, состоящая из 10 тысяч
человек гвардия — все это не могло не
сделать город многонаселенным. При этом я не должен забыть, что нет народа,
знатные люди которого имели бы больше слуг и считали бы их многочисленность
наибольшей роскошью, чем русские. Примером может служить то, что когда рота
лейб-гвардии, состоящая из одних дворян, направляется верхами в караул, то за
нею обычно следует целая толпа конных лакеев. Нанося русскому господину визит,
непременно насчитаешь десяток домашних слуг и столько же горничных у дам.
Однако это лучше видно в Москве и далее в стране, чем в Петербурге. Но это,
конечно, значительно увеличивает население любого большого города.
Однако все же главное, что увеличивает население
Петербурга, — это торговля. Она приобрела
значение большее, чем могли поначалу предполагать. Товары, которые туда
доставляют, — это, за исключением
немногочисленной одежды и галантереи, главным образом вино. Вывозят же юфти, то
есть русские кожи, лен, пеньку, полотно, льняное масло, пушнину, сало, воск,
хмель, железо, икру и прочее.
Кроме того, достаточно хорошо известно, насколько
необходима русская торговля другим государствам Европы и насколько она значительна.
Но теперь она ведется главным образом через Петербург, подобно тому как до
возникновения этого города шла отчасти сушей через Лифляндию и Польшу, а
отчасти через Архангельск. В этом последнем городе дела идут теперь, пожалуй,
не так хорошо, как в Петербурге, однако же говорят, что он был более выгоден и
для отечественных, и для иностранных купцов, особенно в отношении сибирских
товаров.
Иноземные товары, доставляемые в Петербург по Балтийскому
морю, везут оттуда дальше в Москву и по всему государству или же в караванах за
пределы государства по другую его сторону; частью на судах по рекам, каналам и
морям, частью зимой санным путем. Таким же образом со всего государства
доставляют в Петербург всевозможные товары —
китайские, персидские, турецкие и сибирские, которые с караванами прибывают
прямо в Москву.
Достойно удивления, что икру везут свыше 300 миль, а именно из Азова и Астрахани. Многие другие съестные
припасы тоже доставляются туда почти столь же издалека.
Из записок
императрицы Елизаветы Петровны секретарю Храповицкому.
«Прикажи
немедленно закупить свежего мяса, а соленое, коли дома, сиречь на Смольном
дворе имеется, то вели по тем же местам и столько же числом, как в светлое
воскресенье роздано было, а в какие места, сам знаешь, чтоб и они могли
раговеться».
«Надеюся, привезли
на кораблях груш и бергамотов, то сам съезди и купи по две бочки каждого. А
ежели еще не привезли, то надеюсь, что привезут, и не медля к нам пришли».
«Раздай три тысячи
рублей на каторжный двор, по тюрьмам и богадельням, чтобы каждому по рублю
досталося. Ежели останется от трех тысяч, то, конечно, принеси, а ежели не
достанет, то сего ж дня мне скажи, а в расход не списывай. Также потрудися сам
съезди, нет ли таких, что в поруках или в иных каких для выкупа, окромя смертно
убивцев, сидят; мне сей же день немедленно уведоми».
Несмотря на все это, теперь нельзя, как прежде, сетовать
на дороговизну в Петербурге. Цены на одежду, вино и чай там такие же, как и
здесь у нас. Все употребляемые в домашнем хозяйстве продукты там можно
приобрести за половинную цену, а порой и за треть цены в сравнении с нашими.
Однако приезжий, не ведущий домашнего хозяйства, платит за свой стол столько
же, сколько мы здесь. В Петербурге многое можно купить куда дешевле, чем здесь.
И все прочее продают по умеренной цене, за исключением устриц и лимонов,
которые редки и дороги. А поскольку, кроме того, местность приятная и здоровая,
то не следует думать, что жизнь приезжего в Петербурге, да и по всей России
может стать трудной и огорчительной из-за сурового климата или из-за
дороговизны и недостатка чего-либо, предоставляемого природой и искусством. Если
такое и случается, то вследствие недовольства чужим образом жизни или,
возможно, из страха, если находишься на стороне слабых, перед большей мощью
партии сильной; а если попадешь в мощную партию, то перед непостоянством удачи
или же из-за других причин, по собственным обстоятельствам каждого, которые
лучше всего известны ему самому».
В декабре 1761
г. императрица Елизавета Петровна скончалась. По
преданию, кончину ей предсказала известная в то время петербургская пророчица
Ксения. Она ходила по городу и говорила: «Пеките блины, вся Русь будет блины
печь», т. е. готовьтесь к поминкам.
Кстати, личность Ксении в Петербурге весьма примечательна
и поныне. О ее юности ничего не известно. Народная память сохранила лишь то,
что связано с ее юродством, начавшимся после внезапной смерти горячо любимого
мужа — полковника Андрея Федоровича
Петрова. Потрясенная горем двадцатишестилетняя вдова в день похорон мужа
надела его одежду и в таком виде пошла за гробом. Все решили, что несчастная
лишилась рассудка. Она же требовала: «Не зовите меня больше Ксенией, а зовите
Андреем Федоровичем». В странном виде она продолжала ходить и после похорон,
говоря: «Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, аз же грешный
весь тут».
Принудительное медицинское обследование по требованию
родственников мужа, пытавшихся лишить вдову права распоряжаться наследством,
показало, что психически она совершенно здорова. Вступив в законные права, все
имущество, включая дом, Ксения раздала нуждающимся. Бездомная, она целыми днями
скиталась по улицам Петербурга в том же мужском костюме, бормоча
невразумительные речи, собирая подаяние, подвергаясь насмешкам и унижениям. В
особенности ей доставалось от мальчишек.
Верующие, однако, стали замечать, что эта «безумная» сама
подает нищим, а по ночам усердно молится в уединенных местах. Постепенно ее
полюбили, стали прислушиваться к странным речам, в которых порой оказывался
глубокий смысл. Матери приносили к ней своих детей, чтобы она покачала или
приласкала их. Такой образ жизни Ксения вела в течение 45 лет, до самой смерти. Похоронена она на Смоленском кладбище
Петербурга.
Почитание Ксении началось сразу после ее смерти и с
годами все возрастало.
У Петербурга, сравнительно молодого города, появилась
своя святая.
В начале XX в.
митрополит Антоний (Вадковский) в память блаженной Ксении учредил на Малом
проспекте Васильевского острова Дом трудолюбия для вдовиц и сирот, не имеющих
крова и возможности заработать себе на хлеб.
Теперь Ксения канонизирована как всероссийская святая, по
определению Собора, «за святость жизни, проявившуюся в глубокой любви к
ближним, в смирении, терпении, кротости и прозорливости, на основании большого
количества чудес, совершающихся по молитвам блаженной, а также непрекращающегося
народного почитания».
К ее могиле на Смоленском кладбище вот уже 200 лет идут
люди. Над могилой возведена голубая часовня. Часовню то открывали, то
закрывали, но все равно люди шли сюда, и несли не цветы, а свои горести и
заботы. Даже когда это место в 60-годах прошлого века обнесли забором, просьбы
к блаженной Ксении стали появляться на нем – мелом, кирпичом, выцарапанные
гвоздем. Часовня постоянно открыта с 1987 г., и в некоторые праздники число
пришедших сюда доходит до пяти тысяч.
За ставни часовни ежедневно закладывают десятки записок-просьб.
Не вынимай их церковный староста – вырос бы сугроб бумажный. О чем просят? Да о
самом обычном: чтобы ребенок родился, муж не пил…
«Человек без чуда оставаться не в силах»,- говорил Ф. М.
Достоевский. |