В начале 1723 г. последовали подробные устные указания Петра
I, которые представляли собой не только программу для составления
проекта, но и отражали образ будущего здания.
«На переди лавки с галлереей, а с канальной стороны погреба со сводами, а над погребами каморы со
сводами, а отступя с задней стороны делать на канал каменную стену, на которой
быть галлерее для коммуникации от коллегии до коллегии, шириною на 12 футов».
Неменьший интерес представляет указание Петра I, относящееся к июня 1723 г.
«Фундамент выводить ровно с землею, а выше земли строению не должно быть до
того времени, пока его величество, выбрав из разных чертежей не подпишет
собственною рукою. Для сочинения тех чертежей дать меру всем архитекторам, дабы
каждый сделал свое инвенциею и арнаменты».
В результате этих указаний состоялся первый в России
архитектурный конкурс.
В первых числах января 1724 г. развешанные на стенах зала Зимнего дворца конкурсные
проекты были внимательно рассмотрены Петром и членами Сената, в результате чего
последовало указание Петра:
«Департамент Сената с арками и галлереею строить по
чертежу архитектора Трезини, а верхние апартаменты убирать лучше, таким
образом, как строено палатное строение в Александровском монастыре».
Высочайшее утверждение проекта здания Двенадцати коллегий произошло в январе 1724 г. Утвержденный проект не предусматривал лавки в первом
этаже и канала параллельно зданию, идея создания которого принадлежала Петру.
По мнению последнего, канал должен был служить для транспортирования мелких
судов, доставляющих товары к Коммерц-коллегии, откуда они поступали бы
непосредственно в кладовые подвала. К этой идее неоднократно возвращались и
впоследствии. При Екатерине II комиссия по составлению проекта
планировки и застройки Петербурга в докладной записке в 1767 г. защищала идею осушения редко высыхающей заболоченной части Васильевского
острова напротив здания Двенадцати коллегий. Комиссия писала:
«К осушению того площадного места и к проезду к коллегиям
мелкими судами позади Коллежских Департаментов по плану сделать из Большой в
Малую Неву-реку канал». Проект этот так и не был осуществлен.
Ведение административно-хозяйственных дел строительства
Сенат оставил за собой, а наблюдение за ним было возложено на
генерал-прокурора. Строительство здания осуществлялось под непосредственным
руководством автора проекта — Трезини. По
его смете, стоимость всего здания составляла
117.567 руб. 48 коп.
В мае 1724 г. приступили к бойке свай для укрепления грунта. Под
здание было забито около 14 000 трехсаженных свай толщиной от 5 до 8
вершков.
Следует заметить, что вначале был установлен весьма
своеобразный порядок, заключавшийся в том, что каждое ведомство (коллегия)
осуществляло строительство своей части самостоятельно (за исключением
Аудиенц-коллегии и Сенатского департамента,
для которых постройку вела Канцелярия от строений). Им отпускала строительные
материалы Канцелярии от строений, ¾ та производила заготовку материалов и распределяла их
между коллегиями пропорционально потребностям. Вскоре, однако, обнаружились
недостатки этого весьма способа ведения работ, повлекшего за собой
впоследствии окончание отдельных частей здания в разные сроки, и он был
отменен. Строительство всего здания было объединено и передано в ведение
Канцелярии от строений.
Здание было подведено под крышу только осенью 1727 г.
Поэтому естественно, что указ от апреля 1727 г. о переводе в новое здание сенатских и синодских канцелярий осуществить не
удалось. Но так как дальнейшее пребывание Сената и коллегий в мазанковом доме
на Петербургской стороне стало невозможным, то в сентябре 1727 г. последовал указ Сената о размещении коллегий в
зданиях частных лиц.
В 1732 г. состоялось первое заседание Сената в новом здании.
Этот год признан официальной датой окончания строительства.
В 1741 г. была построена аркада в первом этаже и галерея во
втором этаже вдоль фасада, обращенного во двор, а в 1750 г. было произведено покрытие крыши железом по новым
стропилам. Этот год следует считать датой фактического окончания строительства
здания Двенадцати коллегий.
Переселение коллегий в новое здание продолжалось с 1732 по 1764 г.В то время как строительство на Васильевском острове
производилось по проекту, в других районах Петербурга оно осуществлялось почти
без всяких планов.
Оторванность Васильевского острова от внешних путей,
ведущих вглубь страны, его низкое расположение и заболоченность территории — вот те причины, по которым строительство
было переброшено на Адмиралтейский остров. К тому времени отпала необходимость
в создании укреплений, которые предполагали осуществить на Васильевском
острове, и потому он остров неизбежно должен был утратить свое значение.
В 1767 г. Екатериной II был утвержден
предложенный комиссией план застройки, согласно которому только часть
территории Васильевского острова включена в границы города, где расположены
дворец Меншикова, здание Двенадцати коллегий
и дом Академии наук (бывший дворец Прасковьи Федоровны).
Перемещение центра столицы с Васильевского острова
вызвало строительство новых правительственных зданий на Адмиралтейском острове.
По распоряжению Екатерины
II в 1764 г. начинается строительство набережных Невы. Строится
здание Сената и Синода,
создаются здания для размещения других правительственных учреждений, и сюда
постепенно переселяются коллегии.
В освободившемся здании
Двенадцати коллегий начинает свою деятельность Петербургский университет
¾
один из молодых в России. В это время столица имела уже 125 лет от роду и ее население доходило до 400 000 человек.
Мысль об учреждении университета в Петербурге возникла еще
при Петре I. При Академии наук,
учрежденной в 1725 г., находилась гимназия, называвшаяся университетом.
Этот университет закрылся в 1762 г. С 1782 г. академики были привлечены к преподаванию в
Учительской семинарии, которая в период создания Министерства народного
просвещения в 1801 г. была преобразована и получила новое название Учительской гимназии, а
через десять месяцев была переименована в Педагогический институт. Этот
последний на протяжении 13 лет со дня основания рассматривался
министерством народного просвещения как зерно «имеющего учредиться в
С.-Петербурге университета».
В 1816 г. Педагогический институт после преобразования,
которое дало ему права, почти ничем не отличающиеся от университетских прав,
получил новое название Главного педагогического института. В 1819 г. по высочайше утвержденному докладу министра духовных
дел и народного просвещения князя А. Н. Голицына Главный педагогический институт
был переименован в С.-Петербургский университет, и день 8 февраля 1819 г. считается днем его основания.
14 февраля 1819 г. в здании Двенадцати коллегий в торжественной обстановке
состоялось открытие Петербургского университета. Однако не все здание было
сразу предоставлено университету. Потребовался опять весьма длинный путь
скитаний в течение 18 лет, пока здание, в
котором состоялось открытие университета, было ему полностью предоставлено.
Правительством было отпущено 600 000 рублей на приспособление и отделку зданий Двенадцати коллегий соответственно его новому
назначению. Для проведения этих работ в 1833 г. был утвержден Строительный комитет.
В этом же году были приобретены смежные с университетом
участки купца Конопасова и купчихи Путиловой. Здесь был возведен Ректорский
домик по проекту архитектора Щедрина. Строительные работы по реконструкции
здания Двенадцати коллегий и возведению
Ректорского домика по проекту архитектора Щедрина велись под руководством архитектора
Шретера и в основном были закончены в 1837 г. В этом же году университет возвратился в то здание,
где он начал свое существование около двух десятков лет тому назад.
Несмотря на изменения, здание не потеряло того характерного
облика, который был присущ барокко времен Петра. Оно поражает грандиозностью и
своеобразной отделкой плоскостей, при которой чрезмерная вытянутость фасада не
производит монотонного впечатления.
Особенность архитектурного оформления этого здания, как и
других зданий петровской эпохи, заключается в том, что декоративное оформление
стен осуществлено лишь немногими простыми, а иногда несколько наивными, плоскостными
средствами: лопатами, неглубокими нишами под окнами, наличниками несложного
профиля, свисающими «полотенцами» и фронтонами с вялыми завитками — волютами. Здания этого периода обычно
состоят из нескольких объемов, среди которых расположенный в центре является
доминирующим.
Планировка помещений немногим изменилась в последующие
годы. Весьма интересен созданный вдоль всего здания коридор — галерея протяжением 390 м, — равного которому нет в мире. Из него ведут
двери в рекреационные помещения и аудитории. Хорошо освещенная большими окнами
галлерея, к стенам которой прижаты дубовые книжные шкафы, представляет собой
своеобразное книгохранилище, выполняющее одновременно функции рекреационного
коридора.
В центральной части здания трехмаршевая лестница ведет в
фойе второго этажа, рядом с которым расположен двухсветный белоколонный
актовый зал размером около 60 метров в
длину и 15 метров в высоту, имеющий прямоугольную форму. Внутри зала
— колонны ионического ордера, отделанные искусственным белым мрамором;
они поддерживают хоры, идущие вокруг зала, и служат одновременно основанием
архитраву, увенчанному цилиндрическим гладким сводом.
Высокие гладкие белые колонны, гладкий цилиндрический
свод и облицованные искусственным мрамором стены придают этому помещению
строгий и стройный вид.
Большой интерес представляет собой дошедший до нас почти
в своем первоначальном виде Петровский зал, о котором некогда перед
реконструкцией здания начальство университета писало: "Залу старинной архитектуры с лепными украшениями по стенам и на
потолке и с картинами, как памятник искусств прежних времен, сохранить, а
церковь перенести в верхний этаж».
Внутренняя отделка зала относится ко времени Анны
Иоанновны. Стильная рельефная скульптура на стенах и плафоне двухсветного
зала, вензеля П и А (Петр и Анна) в орнаментах и
аллегорические картины на стенах создают богатство отделки.
Коридор, Петровский и Актовый залы представляют особый
интерес; созданные в различное время, различными авторами, оформленные
различными средствами, — они производят
сильное впечатление.Первые торговые ряды в Петербурге были построены в 1705 г. на Петербургской
стороне вблизи домика Петра I.
Это было несколько сотен грубо
обтесанных брусчатых лавок без окон и печей, которые в июле 1710 г. сгорели дотла. На пожаре не обошлось без крупного
грабежа. Чтобы наказать грабителей, вскоре по углам площади, занятой до пожара
лавками, были построены четыре виселицы, на
которых повесили по жребию
четверых из двенадцати человек,
уличенных в воровстве. После пожара 1710 г. мелкие торговцы воспользовались
уцелевшими брусьями и досками и сколотили из них против Кронверка в два ряда шалаши.
Это была первая в Петербурге толкучка, которую народ называл «татарским
табором». Воспоминание о нем до сих пор сохранилось в названии Татарского
переулка, примыкающего к описываемой местности. У этих шалашей толпилось
всегда множество народа, отчего была такая теснота, что проходившие там должны
были зорко смотреть за своими кошельками, шпагами, даже шляпами и париками ¾ все
это, чтобы сохранить в целости, необходимо было носить в руках.
Неизвестный автор рассказывает: «Однажды гвардейский
полковник с женой, проходя по рынку, не приняли нужных предосторожностей,
почему и возвратились домой — один без шляпы и парика, а жена без фонтанжа. Это
приключение с ними случилось на рынке весьма просто: какой-то человек верхом на
малорослой татарской лошаденке, проезжая мимо помянутых лиц, стащил их головные
уборы особенного устройства вилами. Толпа, видя это, смеялась и отпускала
остроты, но никто не оказал содействия к возвращению похищенного, и все
продолжали идти своей дорогой».
Вблизи этого рынка в то время совершались казни и
выставлялись на каменном столбе и железных спицах тела казненных. Здесь видел
Бергхольц рядом с четырьмя другими головами голову брата прежней царицы,
урожденной Лопухиной, и голову сибирского воеводы, князя Гагарина ¾ тело
его было повешено уже в третий раз. Лицо казненного было закрыто платком,
одежда его состояла из камзола, сверх которого была надета белая рубашка. Тела
казненных отдавались спустя некоторое время родственникам для погребения,
головы же долгое время оставались на площади. На этой же площади прогуливались
и выделывали разные фокусы маски на уличных маскарадах, длившихся иногда целые
недели. Эта же площадь была свидетельницей разных торжеств по случаю побед над
неприятелями.
В 1713
г. был построен другой Гостиный двор, называвшийся
долго Новым. Он стоял на той же площади, шагах в двухстах выше прежнего. Это
было обширное мазанковое строение в два яруса, крытое черепицей и с большим
двором внутри, который пересекался поперек каналом. Во всю длину здание было
перегорожено стеной надвое, так что лавки выходили двойные — одни на площадь,
другие же на внутренний двор. Там, кстати, помещалась первая книжная
петербургская лавка. В ней продавались печатные указы, азбуки учебные (6 денег
каждая), «считание удобное», т. е. таблица умножения (по 5 алтын), затем из
гравюр: портреты «персоны», т. е. царя, Шереметева, виды монастырей, Москвы и
т. д. Бойче всех книг в тогдашнее время шел календарь Брюса ¾
народ особенно ценил его за
предсказания. Вовсе не покупались и лежали в лавке книги: «Разговоры на
голландском и русском языках». Как мало дорожили тогда книгами, есть много свидетельств:
так, в конторе Московской Синодальной типографии накопилось такое множество
напечатанных при Петре книг, не находивших покупателей, что в 1752 г. их приказано было
сжечь. О равнодушии тогдашнего общества к книгам ярким примером является также
и указ 1750 г.,
в котором говорится, что «в Синод беспрекословно было представлено для
истребления множество книг и карт, которых представлять вовсе не следовало».
Книги эти были после свезены в «де-сианс академию». Позднее, впрочем, в русском
обществе, особенно в провинции, явилась страсть хвастаться книжками, и нередко
сельские библиотеки дворян состояли из тысяч томов, выточенных из дерева. Вся
эта деревянная мудрость стояла в роскошных шкафах, с блестящей сафьянной
накладкой на корешках и с надписями: Racine, Voltaire,
Encyclopedic и т. д. В это время в быту дворянском книги составляли последнюю
вещь из всех вещей. Орловский или тульский помещик говаривал, что выследить
русака ¾
не то, что прочесть книгу. Книгу может прочесть всякий, а петли русачьи по выбору
бредут на разум; пороша дело, а книгу читаешь от безделья. С почтенными
помещиками думали тогда более или менее все одинаково.
Слуг в Петербурге
в 1750 г. было 17 000 человек (при общем населении города, включая
детей, 95 000 человек).
Книжная лавка, о которой мы говорили, была единственной в
Петербурге до 1760 г.;
она управлялась фактором. Вторая книжная лавка была открыта Вейтбрехтом и
носила название Императорской книжной лавки. Затем уже, с 1785 по 1793 г., открылось около
десяти новых книжных магазинов.
Из всех книгопродавцев того времени стоит выделить имя В.
А. Плавильщикова. Ему принадлежит слава основателя первой русской библиотеки
для чтения: до него книги можно было получать от книгопродавцев не по выбору
читателей, а по воле продавцов, которые и выдавали книги испорченные или
старые. В. А. Плавильщиков прибыл из Москвы в Петербург в 1788 г.; он сначала взял в
аренду губернскую и после театральную типографию и затем открыл первую книжную
торговлю в Гостином дворе в лавке под номером 27. По словам современников, его
магазин представлял «тихий кабинет муз, где собирались ученые и литераторы
делать справки, выписки и совещания, а не рассказывать оскорбительные анекдоты
и читать на отсутствующих эпиграммы и сатиры».
Открытие первой
библиотеки в Петербурге состоялось в сентябре 1815 г. Первая же библиотека
в смысле книгохранилища была основана Петром во дворце в Летнем саду и затем
передана в Академию, где с 1728 г. сделалась доступной для общественного
пользования.
В старом здании Гостиного двора помещалась и биржа, которая
позднее, в 1725 г.,
перенесена в особое строение перед Гостиным двором. Вне Гостиного двора никому
не дозволялось ни складывать, ни продавать товары. Этот Гостиный двор
существовал до 1735 г.,
потом в нем хранилась полковая амуниция.
С переводом гавани в район стрелки Васильевского острова
явилась необходимость создания здесь торговых и складских помещений.
Петр I, желая
построить на Васильевском острове аристократический квартал, распределил между
своими родственниками и именитыми людьми участки для застройки, и им же он
предложил построить каменные лавки. Однако строительство торговых помещений в
то время, очевидно, не встретило сочувствия у именитых людей. Поэтому Петр I дал указание строить Гостиный двор на
Васильевском острове одновременно со строительством зданий Двенадцати коллегий. Начатое в 1722 г. Трезини строительство Гостиного двора протекало медленно, с большими
перерывами и затянулось надолго — на 14 лет.
Гостиный двор представлял собой замкнутый неправильной
формы пятиугольник с обширным внутренним двором и состоял из непрерывного ряда
рустованных двухъярусных аркад.
С 1821 по 1824 гг. здание подверглось капитальному
ремонту по проекту архитектора Росси, в результате чего совершенно изменило свой
внешний вид.
Прошло еще почти столетие, и это здание уступило место
вновь строящемуся зданию министерства торговли и промышленности. Это было в 1914 г.
Так называемый Новый Гостиный двор, сохранившийся до
нашего времени, был запроектирован в виде
неправильного замкнутого четырехугольника на площади. Начало строительства
этого здания по проекту Кваренги относится к
1802—1803 гг.
Первый этаж здания Нового Гостиного двора украшается
крытой рустованной аркадой и гладкими большими замковыми камнями, которым соответствуют
оконные проемы прямоугольной формы в полуциркульных в верхней части гладких
нишах с фигурными замковыми камнями второго этажа. Рустованные стены венчаются
красивым карнизом.
* * *
Для снабжения Петербурга всеми видами продуктов питания и
товарами в Новгороде было создано Центральное провиантское управление.
Последнее транспортировало товары и продукты преимущественно на судах по
Волхову через Ладожское озеро и Неву.
Сопровождавшие товары представители Центрального
провиантского управления и купцы по прибытии в Петербург оформляли сдачу
товаров в порядке выполнения поставок по договорам, заключали новые договоры и
проводили разного рода торговые операции.
Для совершения и оформления торговых операций,
естественно, понадобилась Биржа. Она представляла собой вначале сборное место
на Петербургском острове, близ крепости, около торговых рядов.
Биржа под «небесным покровом» существовала с 1703 г. до 1705 г. на территории первых торговых рядов. В 1713 г. был построен новый мазанковый двухъярусный Гостиный
двор, где вплоть до 1724 г. находилась Биржа.
С увеличением торговых операций, естественно, явилась
необходимость сооружения самостоятельного здания Биржи. В январе 1724 г. Сенат писал Коммерц-коллегии: «Император ... указал на
С.-Петербургском острову ныне, где пристойно сделать Биржу, а на Васильевском
острову, на Гостине-дворе, Биржу ж сделать каменную. ..».
В соответствии с этим приказом на Троицкой площади перед
Гостиным двором в июне 1724 г.
была произведена закладка здания, предназначенного для Биржи, а к середине ноября оно было построено. В этом
«красивом», по словам современников, здании Биржа находилась до 1731 г. В это время на Васильевском острове уже заканчивалось строительство Гостиного
двора, но специальное здание Биржи построено не было. Вот почему в 1731 г. Анна Иоанновна «для удовольствия купечества» издала
указ о строительстве специального здания Биржи, а до ее сооружения был выстроен
деревянный амбар. Но так как новое здание для Биржи на Васильевском острове, по
невыясненным причинам, в то время все-таки построено не было, Биржа
переместилась в Гостиный двор, законченный в 1735 г.
На плане Махаева, относящегося к 1753 г., на берегу Малой Невы мы видим пристань, впереди которой расположен
Гостиный двор, где и находилась Биржа. Впоследствии «Биржевое зало»
располагалось в здании пакгаузов рядом с Гостиным двором. В этом зале
происходили биржевые собрания.
Самостоятельное здание для Биржи начало строиться по
указу Екатерины II в 1781 г. по проекту архитектора Кваренги на том участке, где расположено здание
современной Биржи.
Были выведены фундаменты, выложен цоколь, произведены и
еще некоторые строительные работы. Но затем последовал перерыв, вызванный
Крымским походом. Отпускавшиеся после него средства были недостаточны, и вследствие
этого затянувшаяся на многие годы постройка совершенно прекратилась в 1787 г. В 1801 г. это здание было «назначено в продажу из партикулярных
людей, но как в покупке желающих не нашлось...».
Недостроенное здание, покрытое деревянным шатром, оставалось
в таком состоянии до 1803 г., когда это творение Кваренги было разобрано.
Причиной тому послужил рескрипт Александра I о строительстве нового здания Биржи по
проекту архитектора де Томона.
Здание Биржи по проекту Кваренги в плане имело форму,
напоминающую букву «ф» с утолщенной средней чертой. Насколько можно судить по
сохранившимся рисункам современников, оно представляло собой огромный
закругленный с двух сторон зал, к двум сторонам которого примыкали выступы с
открытыми лоджиями.
Характерными особенностями проекта Кваренги являлись
простота и деловитость. Если учесть компактность здания, чрезмерно простой и
мелкий по масштабности силуэт его, то станет понятным предпочтение, отданное
проекту Томона.
К моменту начала строительства Биржи стрелка Васильевского
острова имела далеко не привлекательный вид: извилистая линия берега окаймляла
низкую местность, на которой были хаотически разбросаны разного рода мелкие
сооружения, начиная от частных жилых домов со службами и кончая пристанями. На
низкой, в некоторых местах заболоченной площади находилось складочное место,
носившее название «Америки», вероятно потому, что там в пакгаузах хранились
товары американского происхождения. Перед зданием Двенадцати коллегий стояло небольшое здание Кардегардии (караульни
или гауптвахты), одно из многих, построенных в 1762 г. в разных частях города «для сохранения порядка в
народе». На набережной Малой Невы — большое здание таможенного
Гостиного двора. Внутри замкнутого двора стояло небольшое строение, где
впоследствии помещались архив Департамента таможенных сборов и архив
Коммерц-коллегии и Департамента внешней торговли. Рядом с Гостиным двором — известное «Биржевое зало» с пакгаузами и
впереди него так называемая биржевая
пристань. В конце пакгаузов перпендикулярно им было расположено деревянное
«Аукционное зало» с небольшой пристанью рядом.
Дальше находились дома, принадлежавшие частным лицам
Мартыну Глухову и тайному советнику Демидову. Вплотную к дому Демидова стояло
здание академической гимназии, вдоль которого от берега Невы шла улица.
Идея проекта заключалась в создании полуциркульной
предбиржевой, глубоко вдающейся в Неву площади, на композиционной оси которой
на высоком стилобаде должно разместиться здание Биржи с чрезвычайно мощной
колоннадой. По обеим сторонам ее —
проезды, создаваемые полукруглыми боковыми зданиями, ведущие к площади, упирающейся
в здание Двенадцати коллегий. В центре
последнего (по одному из вариантов) предусматривалось осуществление большой
арки, через проем которой должен был открываться вид на главное здание
ансамбля. К воде вели пологие гранитные пандусы, словно объятия, охватывающие
полуциркульную гранитную набережную.
В центре набережной —
сочная рустованная арка из гранита, которой отвечает в торцовой стене здания
Биржи полуциркульное, огромных размеров окно, обработанное характерным
рустованным наличником. На парапете, выступающем впереди основного массива
здания, расположена скульптурная группа.
Симметричность всей композиции подчеркивается двумя
замечательными ростральными колоннами, установленными у пандусов на высоких
пьедесталах.
Начало строительства Биржи относится к 1805 г. Закладка была произведена в весьма торжественной
обстановке. Это событие, описанное довольно подробно Томоном, происходило
следующим образом. Окаймленное амфитеатром место закладки было заполнено
публикой. Помост, в глубине которого возвышался шатер, покрытый турецкими,
шитыми золотом шалями, был устлан коврами. В специальном зале находилась
громадная декорация, изображающая Биржу на фоне неба; в облаках парил орел,
держащий в одной лапе рог изобилия, а в другой
— торговый флаг.
Существует легенда, по которой якобы благодарным
купечеством были подарены четыре золотых слитка для закладки их под четыре угла
фундамента Биржи.
Все строительные работы были окончены в 1810 г. В 1812 г. здание было передано в ведение таможни, но в течение шести лет не было
открыто, и лишь в июле 1816 г. состоялось открытие в торжественной обстановке.
Помещения Биржи были украшены флагами всех наций. Вокруг пристани против
Биржи стояли суда и яхты с поднятыми флагами и салютовали во время обеда.
Вечер ознаменовался иллюминацией, во время которой играла «духовая полковая
музыка».
Прошло столетие. Первая реконструкция здания, произведенная
в 1913 г., заключалась в замене деревянного свода над главным залом железобетонным
и в устройстве в пределах габаритов лестничной клетки двух самостоятельных
лестниц, причем одна из них — парадная — была облицована мрамором.
По своим формам здание Биржи напоминает греческий храм.
Две гранитные, грандиозные по своей ширине наружные лестницы с двух сторон и
пологие гранитные пандусы с двух других ведут на уровень первого этажа — стилобада. Стилобад служит основанием
здания, окруженного с четырех сторон тяжелой неконелюрованной колоннадой дорического
ордера.
Характерной деталью колонн Биржи является то, что шейка
капители несколько обужена против стержня колонн. Эта особенность создает
впечатление колонны в обойме, или рубашке, и усиливает архитектурное значение
колоннады.
Оконные проемы в небольших нишах увенчаны тяжелыми
перемычками, состоящими из рустованных камней.
Пройдя через наружную дверь и фойе первого этажа, зритель
попадает в огромных размеров зал, перекрытый полуциркульным коробовым сводом,
опирающимся на гладкие стены.
Дорический антаблемент опоясывает зал со всех сторон. Над
карнизом у торцовых стен глубокие ниши, впереди которых — скульптуры на фоне полуциркульного окна в глубине. Дверные
проемы в соседние залы оформляют приставленные к стенам портики ионического ордера
с фронтонным завершением.
Не менее значительны и другие залы, расположенные вдоль
продольных стен здания, освещенные прямым светом, и двухсветные залы в торцовых
частях здания, перекрытые цилиндрическими сводами.
С 1940
г. в здании Биржи находится Центральный Военно-морской
музей.
***
Теперь о ростральных колоннах. Эти колонны-маяки были
задуманы де Томоном при создании проекта ансамбля Стрелки. Они подчеркивают
симметричность всей композиции, в центре которой стоит величественное здание
Биржи. Они символизируют значение петербургского порта теми же средствами и в том
же стиле, что и Биржа.
На мощных гранитных из кованых камней пьедесталах на
гранитных цоколях установлены колоссальные колонны дорического ордера,
украшенные железными рострами-трофеями и плоскими якорями и поддерживающие
квадратные площадки с металлическими простого рисунка ограждениями, на которых
установлены жаровни-светильники. Две огромные высеченные из естественного камня
фигуры, аллегорически изображающие реки, расположены у подножья колонн.
Два одинаковых здания симметрично расположены по обеим сторонам
Биржи. В прошлом они предназначались для хранения всевозможных товаров и
назывались северным и южным пакгаузами.
История возникновения их вкратце такова. Для хранения
товаров на территории порта были построены временные деревянные амбары. При
разразившемся в 1727 г. пожаре сгорели склады и стоявшие на
Неве суда с товарами. Последствия этого пожара не замедлили сказаться на работе
торгового порта. Поэтому указом от 1732 г. Сенат утвердил большую программу строительства
кладовых и амбаров. Составленный на основании этого указа проект предусматривал
строительство деревянных кладовых и амбаров вдоль берега перед зданием
Гостиного двора для удобства погрузки и выгрузки товаров непосредственно в
кладовые с кораблей и барж. Внизу по течению Малой Невы, на набережной ниже
Гостиного двора предусматривалось строительство больших каменных пакгаузов в
два ряда, по четыре длинных корпуса в каждом, по осуществлении строительства
которых все деревянные склады подлежали сносу. Все постройки предполагалось
возводить, соблюдая очередность, при этом, по мере сооружения каменных складов,
свайные основания деревянных береговых складов предполагалось использовать для
расширения пристани в целях удлинения фронта погрузо-разгрузочных работ.
Этот проект частично был выполнен: четыре корпуса были
построены в первую очередь и три ¾ во вторую.
С 1749 по 1766 г. рядом с Гостиным двором для пакгаузов были перестроены приобретенные у
графа Лопухина и Южкова каменные дома.
После наводнения 1824 г. изменились взгляды на строительство складских
помещений. Если раньше к ним предъявлялись требования только пожарной
безопасности, теперь к этому было выдвинуто новое требование —
защиты хранимых материалов от наводнений.
С 1826 по 1828 г. были построены пакгаузы, которые, судя по описанию «Коммерческой газеты»,
имели сводчатые перекрытия, снабжены громоотводами, а подвальные помещения
были защищены шлюзовыми заслонками.
К этому времени назрела необходимость в сооружении здания
Таможни. Последней, как известно, уступило свое место старое здание пакгаузов,
после разборки которого начало осуществляться строительство здания Таможни в 1829 г.
По проекту Лукини, два совершенно одинаковых по объему и
архитектурному оформлению здания пакгаузов располагаются по обеим сторонам
Биржи таким образом, что закрывают ее до третьей колонны. Здание Биржи
оказывается несколько выдвинутым вперед по отношению к остальным зданиям, и
этим как бы подчеркивается его архитектурное значение.
По этому проекту переданное в ведение Таможенного
управления здание Академии наук (дворец Прасковьи Федоровны) в 1826 г. было разобрано и на его месте возведено новое — южный
пакгауз.
Старое таможенное здание с пакгаузами должно было
уступить свое место новому зданию Таможенного присутствия с Кунсткамерой, а на
ограниченной этими зданиями площади проект предусматривал разбивку сквера с
железной решеткой и живой изгородью из акаций. Середина площади
предназначалась для складирования громоздких товаров.
В полном объеме этот проект не осуществлен.
В период с 1826 по 1828 г. на стрелке Васильевского острова были построены три здания: северный и
южный пакгаузы и музейный флигель Академии наук.
Здание южного пакгауза в разное время использовалось
различными организациями. После окончания строительства в этом здании были
размещены в 1829 г. экспонаты первой Всероссийской мануфактурной
выставки. В 1830 г. в этих помещениях была мечеть. В период с 1860 по 1878 г. здесь помещалась рисовальная школа. Затем, после 1890 г., часть здания была приспособлена под Зоологический
музей, куда были переведены экспонаты из музейного флигеля Академии наук, а
другую часть здания вместе с экспозиционным залом занимал Горный департамент.
Впоследствии и эта последняя часть была приспособлена для экспонирования
значительно увеличившихся коллекций Зоологического музея Академии наук.
* * *
В ноябре 1703 г. шкипер Ян Гильбранд привел первый корабль с товарами
к пристани Петропавловской крепости и тем самым открыл первую навигацию в
Балтийском море. Тогда и начинается деятельность Петербургского порта, ставшего
преемником маленького «Торгового рядка у клетей» на Ижоре, выполнявшего роль
порта у новгородцев.
Завязались деловые сношения со странами Западной Европы
и, как следствие этого, возникла необходимость создать учреждение, которое
регулировало бы иностранную торговлю, —
т. е. портовую таможню. На Петербургской стороне, недалеко от Гостиного двора,
на берегу ручья, протекавшего через Гостиный двор, в 1720 г. было сооружено здание, где помещалась первая таможня.
Перемещение порта на Васильевский остров вызвало
необходимость перевода туда всех связанных с работой порта учреждений.
К тому времени вопрос о создании центра столицы на
стрелке Васильевского острова был решен, и в виде меры к застройке
Васильевского острова, наряду с другими, направленными к этой цели, Екатериной I в 1727 г. издается указ, обязывавший на С.-Петербургском
острове строений не производить и перевести важню и дела таможни на
Васильевский остров.
Этот указ по неизвестным нам причинам выполнить не
представилось возможным. А в 1730 г. Анна Иоанновна приказала купцам и таможне перебраться
на Васильевский остров.
В результате приказа таможня была переведена в дом
Нарышкина, где тогда находились палаты ратуши, а товары купцов — в кладовые строившегося Гостиного двора.
Закладка здания была произведена в августе 1829 г. Строительство
велось довольно поспешно, и в сентябре 1832 г. оно уже было сдано в эксплуатацию.
Некоторые детали выполнялись не на строительной площадке,
а изготовлялись отдельными предприятиями и отдельными мастерами; так, заказ на
выполнение чугунных решеток и перил был размещен на заводе Берда; медные
фигуры, установленные на фронтоне здания — Меркурия,
Нептуна и Цереры, ¾
отливались на петербургском Александровском заводе и т. д.
Одновременно с возведением здания велись работы по
устройству гранитной набережной Малой Невы против здания по проекту министра
финансов Канкрина. Устройством деревянных мостовых у здания Таможни и
замощением двора были закончены все строительные работы.
Свыше пятидесяти лет здание эксплуатировалось портовой
таможней, и за это время существенных изменений в его архитектуру не вносилось.
К концу XIX в.
столица уже имела население около миллиона человек. Грузообороты значительно
увеличились в сравнении с XVIII в.
Парусные суда были заменены более совершенными, обладающими большей скоростью
и большей грузоподъемностью. Количество прибывающих из-за границы судов
значительно увеличилось в сравнении с прошлым веком. Ограниченная территория
Стрелки Васильевского острова не давала возможности расширения складского
хозяйства для хранения экспортных и импортных товаров. Незначительная
протяженность Тучковой набережной не могла обеспечить причалом прибывающие
корабли. Становится понятным перевод в 1885 г. порта со Сстрелки на Гутуевский остров.
В 1927 г. здание таможни было передано Академии наук, которая
произвела в нем капитальный ремонт, в результате чего второй этаж был реставрирован
в том виде, какой он имел в 1832 г. В этом здании был помещен Институт русской литературы
Академии наук (Пушкинский дом).
Что же представляет собой само здание? Это вытянутый
прямоугольник с незначительными выступами посредине. Рустованный первый этаж с
полуциркульными в верхней части нишами, с оконными проемами и совершенно
гладкими стенами второго и третьего этажей имеет великолепный портик
ионического ордера. Установленный на выступающий от стены цоколь в высоту
первого этажа, он поддерживает архитрав с фронтонным завершением. Тимпан
украшен рельефами, изображающими рог изобилия и другие торговые и морские эмблемы.
Простого профиля тяги под прямоугольными окнами второго этажа, скромная
профилировка карниза и опоясывающих здание со всех сторон тяг, три бронзовые
фигуры на пологом фронтоне — так выглядит
фасад здания, обращенный на набережную.
Дворовый фасад лишен портика, но по характеру оформления
близок к главному.
По своей внутренней отделке особого внимания заслуживает
Конференц-зал (бывший зал Таможенного присутствия). Это прямоугольник, в
середине которого четыре тяжелые колонны дорического ордера укороченной длины
(словно погруженные на одну треть в толщу пола) поддерживают лишенный фриза
антаблемент, служащий основанием сводчатому перекрытию над средней частью,
расписанному орнаментом по зеленому фону. Желтые из искусственного мрамора
стены, отделанные также искусственным мрамором колонны светлорозового цвета.
Очень красивы роспись потолка и тонкая лепка карниза. |