Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 21.12.2024, 20:53:52
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА [66]

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ СТРОИТСЯ (продолжение)
17.11.2015, 11:50:29

В начале 1723 г. последовали подробные устные указа­ния Петра I, которые представляли собой не только про­грамму для составления проекта, но и отражали образ бу­дущего здания.

«На переди лавки с галлереей, а с канальной стороны погреба со сводами, а над погребами каморы со сводами, а отступя с задней стороны делать на канал каменную стену, на которой быть галлерее для коммуникации от коллегии до коллегии, шириною на 12 футов».

Неменьший интерес представляет указание Петра I, отно­сящееся к июня 1723 г. «Фундамент выводить ровно с зем­лею, а выше земли строению не должно быть до того вре­мени, пока его величество, выбрав из разных чертежей не подпишет собственною рукою. Для сочинения тех чертежей дать меру всем архитекторам, дабы каждый сделал свое инвенциею и арнаменты».

В результате этих указаний состоялся первый в России архитектурный конкурс.

В первых числах января 1724 г. развешанные на стенах зала Зимнего дворца конкурсные проекты были внимательно рассмотрены Петром и членами Сената, в результате чего последовало указание Петра:

«Департамент Сената с арками и галлереею строить по чертежу архитектора Трезини, а верхние апартаменты убирать лучше, таким образом, как строено палатное строе­ние в Александровском монастыре».

Высочайшее утверждение проекта здания Двенадцати коллегий произошло в январе 1724 г. Утвержденный проект не пре­дусматривал лавки в первом этаже и канала параллельно зданию, идея создания которого принадлежала Петру. По мнению последнего, канал должен был служить для транспор­тирования мелких судов, доставляющих товары к Коммерц-коллегии, откуда они поступали бы непосредственно в кла­довые подвала. К этой идее неоднократно возвращались и впоследствии. При Екатерине II комиссия по составлению проекта планировки и застройки Петербурга в докладной записке в 1767 г. защищала идею осушения редко высыхающей заболоченной части Васильевского острова напротив здания Двенадцати коллегий. Комиссия писала:

«К осушению того площадного места и к проезду к кол­легиям мелкими судами позади Коллежских Департаментов по плану сделать из Большой в Малую Неву-реку канал». Проект этот так и не был осуществлен.

Ведение административно-хозяйственных дел строитель­ства Сенат оставил за собой, а наблюдение за ним было возложено на генерал-прокурора. Строительство здания осу­ществлялось под непосредственным руководством автора проектаТрезини. По его смете, стоимость всего здания составляла 117.567 руб. 48 коп.

В мае 1724 г. приступили к бойке свай для укрепления грунта. Под здание было забито около 14 000 трехсаженных свай толщиной от 5 до 8 вершков.

Следует заметить, что вначале был установлен весьма своеобразный порядок, заключавшийся в том, что каждое ведомство (коллегия) осуществляло строитель­ство своей части самостоятельно (за исключением Аудиенц-коллегии и Сенатского департамента, для которых построй­ку вела Канцелярия от строений). Им отпускала строительные ма­териалы Канцелярии от строений, ¾ та производила заготовку материалов и распределяла их между коллегиями пропорционально потребностям. Вскоре, однако, обнару­жились недостатки этого весьма способа ве­дения работ, повлекшего за собой впоследствии окончание отдельных частей здания в разные сроки, и он был отменен. Строительство всего здания было объединено и передано в ведение Канцелярии от строений.

Здание было подведено под крышу только осенью 1727 г. Поэтому естественно, что указ от апреля 1727 г. о переводе в новое здание сенатских и синодских канцелярий осуществить не удалось. Но так как дальнейшее пребывание Сената и коллегий в мазанковом доме на Петербургской стороне стало невозможным, то в сентябре 1727 г. последовал указ Сената о размещении коллегий в зданиях частных лиц.

В 1732 г. состоялось первое заседание Сената в новом здании. Этот год признан официальной датой окончания строительства.

В 1741 г. была построена аркада в первом этаже и галерея во втором этаже вдоль фасада, обращенного во двор, а в 1750 г. было произведено покрытие крыши железом по новым стропилам. Этот год следует считать датой фактиче­ского окончания строительства здания Двенадцати коллегий.

Переселение коллегий в новое здание продолжалось с 1732 по 1764 г.

В то время как строительство на Васильевском острове производилось по проекту, в других районах Петербурга оно осуществля­лось почти без всяких планов.

Оторванность Васильевского острова от внешних путей, ведущих вглубь страны, его низкое расположение и заболо­ченность территории вот те причины, по которым строи­тельство было переброшено на Адмиралтейский остров. К тому времени отпала необходимость в создании укреплений, которые предполагали осуществить на Васильевском острове, и потому он остров неизбежно должен был утратить свое значение.

В 1767 г. Екатериной II был утвержден предложенный комиссией план застройки, согласно которому только часть территории Васильевского острова включена в границы го­рода, где расположены дворец Меншикова, здание Двенадцати коллегий и дом Академии наук (бывший дворец Прасковьи Фе­доровны).

Перемещение центра столицы с Васильевского острова вызвало строительство новых правительственных зданий на Адмиралтейском острове.

По распоряжению Екатерины II в 1764 г. начинается строительство набережных Невы. Строится здание Сената  и Синода, создаются здания для размещения других правительственных учрежде­ний, и сюда постепенно переселяются коллегии.

В освобо­дившемся здании Двенадцати коллегий начинает свою деятельность Петербургский университет ¾ один из молодых в Рос­сии. В это время столица имела уже 125 лет от роду и ее население доходило до 400 000 человек.

Мысль об учреждении университета в Петербурге воз­никла еще при Петре I. При Академии наук, учрежденной в 1725 г., находилась гимназия, называвшаяся университетом. Этот университет закрылся в 1762 г. С 1782 г. академики были привлечены к препода­ванию в Учительской семинарии, которая в период создания Министерства народного просвещения в 1801 г. была преоб­разована и получила новое название Учительской гимназии, а через десять месяцев была переименована в Педагогический институт. Этот последний на протяжении 13 лет со дня осно­вания рассматривался министерством народного просвещения как зерно «имеющего учредиться в С.-Петербурге универ­ситета».

В 1816 г. Педагогический институт после преобразова­ния, которое дало ему права, почти ничем не отличающиеся от университетских прав, получил новое название Главного педагогического института. В 1819 г. по высочайше утверж­денному докладу министра духовных дел и народного просве­щения князя А. Н. Голицына Главный педагогический инсти­тут был переименован в С.-Петербургский университет, и день 8 февраля 1819 г. считается днем его основания.

14 февраля 1819 г. в здании Двенадцати коллегий в торжествен­ной обстановке состоялось открытие Петербургского университета. Однако не все здание было сразу предоставлено университету. Потребовался опять весьма длинный путь скитаний в течение 18 лет, пока здание, в кото­ром состоялось открытие университета, было ему полностью предоставлено.

Правительством было отпущено 600 000 рублей на приспособление и отделку зданий Двенадцати коллегий соответственно его новому назначению. Для проведения этих работ в 1833 г. был утвержден Строительный комитет.

В этом же году были приобретены смежные с универси­тетом участки купца Конопасова и купчихи Путиловой. Здесь был возведен Ректорский домик по проекту архи­тектора Щедрина. Строительные работы по реконструкции здания Двенадцати коллегий и возведению Ректорского домика по проекту архитектора Щедрина велись под руководством архи­тектора Шретера и в основном были закончены в 1837 г. В этом же году университет возвратился в то здание, где он начал свое существование около двух десятков лет тому назад.

Несмотря на изменения, здание не потеряло того харак­терного облика, который был присущ барокко времен Петра. Оно поражает грандиозностью и своеобразной отделкой плоскостей, при которой чрезмерная вытянутость фасада не производит монотонного впечатления.

Особенность архитектурного оформления этого здания, как и других зданий петровской эпохи, заключается в том, что декоративное оформление стен осуществлено лишь немно­гими простыми, а иногда несколько наивными, плоскостными средствами: лопатами, неглубокими нишами под окнами, на­личниками несложного профиля, свисающими «полотенцами» и фронтонами с вялыми завитками волютами. Здания этого периода обычно состоят из нескольких объемов, среди кото­рых расположенный в центре является доминирующим.

Планировка помещений немногим изменилась в после­дующие годы. Весьма интересен созданный вдоль всего зда­ния коридор галерея протяжением 390 м, равного которому нет в мире. Из него ведут двери в рекреационные помещения и аудитории. Хорошо освещенная большими окнами галлерея, к стенам которой прижаты дубовые книжные шкафы, представляет собой своеобразное книгохранилище, выполняю­щее одновременно функции рекреационного коридора.

В центральной части здания трехмаршевая лестница ведет в фойе второго этажа, рядом с которым расположен двух­светный белоколонный актовый зал размером около 60 мет­ров в длину и 15 метров в высоту, имеющий прямоуголь­ную форму. Внутри зала колонны ионического ордера, отделанные искусственным белым мрамором; они поддержи­вают хоры, идущие вокруг зала, и служат одновременно осно­ванием архитраву, увенчанному цилиндрическим гладким сводом.

Высокие гладкие белые колонны, гладкий цилиндрический свод и облицованные искусственным мрамором стены придают этому помещению строгий и стройный вид.

Большой интерес представляет собой дошедший до нас почти в своем первоначальном виде Петровский зал, о кото­ром некогда перед реконструкцией здания начальство уни­верситета писало:алу старинной архитектуры с лепными украшениями по стенам и на потолке и с картинами, как памятник искусств прежних времен, сохранить, а церковь перенести в верхний этаж».

Внутренняя отделка зала относится ко времени Анны Иоанновны. Стильная рельефная скульптура на стенах и пла­фоне двухсветного зала, вензеля П и А (Петр и Анна) в орнаментах и аллегорические картины на стенах создают богатство отделки.

Коридор, Петровский и Актовый залы представляют особый интерес; созданные в различное время, различными авторами, оформленные различными средствами, они произ­водят сильное впечатление.Первые торговые ряды в Петербурге были построены в 1705 г. на Петербургской стороне вблизи до­мика Петра I. Это было несколько сотен грубо   обтесанных брусчатых лавок без окон и печей, которые в июле 1710 г. сгорели  дотла. На пожаре не обошлось без крупного грабежа. Чтобы наказать грабителей, вскоре по углам площади, занятой до пожара лавками, были построены четыре виселицы, на  которых  повесили по жребию четверых из две­надцати   человек, уличенных в воровстве. После пожара 1710 г. мелкие торговцы воспользовались уцелевшими брусьями и досками и сколотили из них против Кронверка в два ряда ша­лаши. Это была первая в Петербурге толкучка, ко­торую народ называл «татарским табором». Воспоминание о нем до сих пор сохранилось в названии Татарского переулка, примыкающего к описываемой мест­ности. У этих шалашей толпилось всегда множество народа, отчего была такая теснота, что про­ходившие там должны были зорко смотреть за своими ко­шельками, шпагами, даже шляпами и париками ¾ все это, чтобы сохранить в целости, необходимо было носить в руках.

Неизвестный автор рассказывает: «Однажды гвардей­ский полковник с женой, проходя по рынку, не приняли нуж­ных предосторожностей, почему и возвратились домой — один без шляпы и парика, а жена без фонтанжа. Это приключение с ними случилось на рынке весьма просто: какой-то человек верхом на малорослой татарской лошаденке, проезжая мимо помянутых лиц, стащил их головные уборы особенного устрой­ства вилами. Толпа, видя это, смеялась и отпускала остроты, но никто не оказал содействия к возвращению похищенного, и все продолжали идти своей дорогой».

Вблизи этого рынка в то время совершались казни и выставлялись на каменном столбе и железных спицах тела казненных. Здесь видел Бергхольц рядом с четырьмя другими головами голову брата прежней царицы, урожденной Лопухиной, и голову сибирского воеводы, князя Гагарина ¾ тело его было повешено уже в третий раз. Лицо казненного было закрыто платком, одежда его со­стояла из камзола, сверх которого была надета белая рубашка. Тела казненных отдавались спустя некоторое время родствен­никам для погребения, головы же долгое время оставались на площади. На этой же площади прогуливались и выделывали раз­ные фокусы маски на уличных маскарадах, длившихся иногда целые недели. Эта же площадь была свидетельницей разных торжеств по случаю побед над неприятелями.

В 1713 г. был построен другой Гостиный двор, на­зывавшийся долго Новым. Он стоял на той же площади, шагах в двухстах выше прежнего. Это было обширное мазанковое строение в два яруса, крытое чере­пицей и с большим двором внутри, который пересекался поперек каналом. Во всю длину здание было перегорожено стеной надвое, так что лавки выходили двойные — одни на площадь, другие же на внутренний двор. Там, кстати, помещалась первая книжная петербургская лавка. В ней продавались печатные указы, азбуки учебные (6 денег каждая), «считание удобное», т. е. таблица умножения (по 5 алтын), затем из гравюр: портреты «персоны», т. е. царя, Шереметева, виды монастырей, Москвы и т. д. Бойче всех книг в тогдашнее время шел календарь Брюса ¾ народ  особенно ценил его за предсказания. Вовсе не покупа­лись и лежали в лавке книги: «Разговоры на голландском и русском языках». Как мало дорожили тогда книгами, есть много свидетельств: так, в конторе Московской Синодальной типографии накопилось такое множество напечатанных при Пет­ре книг, не находивших покупателей, что в 1752 г. их приказано было сжечь. О равнодушии тогдашнего общества к книгам ярким примером является также и указ 1750 г., в котором гово­рится, что «в Синод беспрекословно было представлено для истребления множество книг и карт, которых представлять вовсе не следовало». Книги эти были после свезены в «де-сианс академию». Позднее, впрочем, в русском обществе, особенно в провинции, явилась страсть хвастаться книжками, и нередко сельские библиотеки дворян состояли из тысяч томов, выточенных из дерева. Вся эта деревянная мудрость стояла в роскошных шкафах, с блестящей сафьянной накладкой на корешках и с надписями: Racine, Voltaire, Encyclopedic и т. д. В это время в быту дворянском книги составляли по­следнюю вещь из всех вещей. Орловский или тульский поме­щик говаривал, что выследить русака ¾ не то, что прочесть книгу. Книгу может прочесть всякий, а петли русачьи по выбору бре­дут на разум; пороша дело, а книгу читаешь от безделья. С почтенными помещиками думали тогда более или менее все одинаково.

 

Слуг в Петербурге в 1750 г. было 17 000 че­ловек (при общем населении города, включая детей, 95 000 человек).

 

Книжная лавка, о которой мы говорили, была единственной в Петербурге до 1760 г.; она управлялась фактором. Вто­рая книжная лавка была открыта Вейтбрехтом и носила название Императорской книжной лавки. Затем уже, с 1785 по 1793 г., открылось около десяти новых книжных мага­зинов.

Из всех книгопродавцев того времени стоит выделить имя В. А. Плавильщикова. Ему принадлежит слава основателя первой русской би­блиотеки для чтения: до него книги можно было по­лучать от книгопродавцев не по выбору читателей, а по воле продавцов, которые и выдавали книги испорченные или старые. В. А. Плавильщиков прибыл из Москвы в Петербург в 1788 г.; он сначала взял в аренду губернскую и после театральную типографию и затем открыл первую книжную тор­говлю в Гостином дворе в лавке под номером 27. По словам современников, его магазин представлял «тихий кабинет муз, где собирались ученые и литераторы делать справки, выписки и совещания, а не рассказывать оскорбительные анекдоты и читать на отсутствующих эпиграммы и сатиры».

 

Открытие первой библиотеки в Петербурге состоялось в сен­тябре 1815 г. Первая же библиотека в смысле книгохра­нилища была основана Петром во дворце в Летнем саду и затем передана в Академию, где с  1728 г.  сделалась доступной для общественного пользования.

 

В старом здании Гостиного двора помещалась и биржа, ко­торая позднее, в 1725 г., перенесена в особое строение пе­ред Гостиным двором. Вне Гостиного двора никому не дозво­лялось ни складывать, ни продавать товары. Этот Гостиный двор существовал до 1735 г., потом в нем хра­нилась полковая амуниция.

С переводом гавани в район стрелки Васильевского острова явилась необходимость создания здесь торговых и складских помещений.

Петр I, желая построить на Васильевском острове аристо­кратический квартал, распределил между своими родствен­никами и именитыми людьми участки для застройки, и им же он предложил построить каменные лавки. Однако строитель­ство торговых помещений в то время, очевидно, не встре­тило сочувствия у именитых людей. Поэтому Петр I дал указание строить Гостиный двор на Васильевском острове одновременно со строительством зданий Двенадцати коллегий. Нача­тое в 1722 г. Трезини строи­тельство Гостиного двора протекало медленно, с большими перерывами и затянулось надолго на 14 лет.

Гостиный двор представлял собой замкнутый неправильной формы пятиугольник с обширным внутренним двором и состоял из непрерывного ряда рустован­ных двухъярусных аркад.

С 1821 по 1824 гг. здание подверглось капитальному ремонту по проекту архитектора Росси, в результате чего совершенно изменило свой внешний вид.

Прошло еще почти столетие, и это здание уступило место вновь строящемуся зданию министерства торговли и промышленности. Это было в 1914 г.

Так называемый Новый Гостиный двор, сохранившийся до нашего времени, был запроектирован в виде неправильного замкнутого четырехугольника на площади. Начало строительства этого здания по проекту Кваренги относится к 1802—1803 гг.

Первый этаж здания Нового Гостиного двора украшается крытой рустованной аркадой и гладкими большими замковыми камнями, которым соответствуют оконные проемы прямо­угольной формы в полуциркульных в верхней части гладких нишах с фигурными замковыми камнями второго этажа. Рустованные стены венчаются красивым карнизом.

 

* * *

 

Для снабжения Петербурга всеми видами продуктов питания и товарами в Новгороде было создано Центральное провиантское управление. Последнее транспортировало товары и продукты преимущественно на судах по Волхову через Ладожское озеро и Неву.

Сопровождавшие товары представители Центрального провиантского управления и купцы по прибытии в Петербург оформляли сдачу товаров в порядке выполнения поста­вок по договорам, заключали новые договоры и проводили разного рода торговые операции.

Для совершения и оформления торговых операций, естественно, понадобилась Биржа. Она представляла собой вначале сборное место на Петербургском острове, близ кре­пости, около торговых рядов.

Биржа под «небесным покровом» существовала с 1703 г. до 1705 г. на территории первых торговых рядов. В 1713 г. был построен новый мазанковый двухъярусный Гостиный двор, где вплоть до 1724 г. находилась Биржа.

С увеличением торговых операций, естественно, явилась необходимость сооружения самостоятельного здания Биржи. В январе 1724 г. Сенат писал Коммерц-коллегии: «Император ... указал на С.-Петербургском острову ныне, где пристойно сделать Биржу, а на Васильевском острову, на Гостине-дворе, Биржу ж сделать камен­ную. ..».

В соответствии с этим приказом на Троицкой площади перед Гостиным двором в июне 1724 г. была произведена закладка здания, предназначенного для Биржи, а к середине ноября оно было построено. В этом «красивом», по словам современ­ников, здании Биржа находилась до 1731 г. В это время на Васильевском острове уже заканчивалось строительство Го­стиного двора, но специальное здание Биржи построено не было. Вот почему в 1731 г. Анна Иоанновна «для удоволь­ствия купечества» издала указ о строительстве специального здания Биржи, а до ее сооружения был выстроен деревянный амбар. Но так как новое здание для Биржи на Васильевском острове, по невыясненным причинам, в то время все-таки построено не было, Биржа переместилась в Гостиный двор, законченный в 1735 г.

На плане Махаева, относящегося к 1753 г., на берегу Малой Невы мы видим пристань, впереди которой располо­жен Гостиный двор, где и находилась Биржа. Впоследствии «Биржевое зало» располагалось в здании пакгаузов рядом с Гостиным двором. В этом зале происходили биржевые собрания.

Самостоятельное здание для Биржи начало строиться по указу Екатерины II в 1781 г. по проекту архитектора Ква­ренги на том участке, где расположено здание современной Биржи.

Были выведены фундаменты, выложен цоколь, произведены и еще некоторые строительные работы. Но затем последо­вал перерыв, вызванный Крымским походом. Отпускавшиеся после него средства были недостаточны, и вследствие этого затянувшаяся на многие годы постройка совершенно прекра­тилась в 1787 г. В 1801 г. это здание было «назначено в продажу из партикулярных людей, но как в покупке желающих не наш­лось...».

Недостроенное здание, покрытое деревянным шатром, оставалось в таком состоянии до 1803 г., когда это творение Кваренги было разобрано.

Причиной тому послужил рескрипт Александра I о строительстве нового здания Биржи по проекту архитектора де Томона.

Здание Биржи по проекту Кваренги в плане имело форму, напоминающую букву «ф» с утолщенной средней чертой. Насколько можно судить по сохранившимся рисункам современников, оно представляло собой огромный закругленный с двух сторон зал, к двум сторонам которого примыкали выступы с открытыми лоджиями.

Характерными особенностями проекта Кваренги явля­лись простота и деловитость. Если учесть компактность зда­ния, чрезмерно простой и мелкий по масштабности силуэт его, то станет понятным предпочтение, отданное проекту Томона.

К моменту начала строительства Биржи стрелка Васильевского острова имела далеко не привлекательный вид: извилистая линия берега окаймляла низкую местность, на которой были хаотически разбросаны разного рода мелкие сооруже­ния, начиная от частных жилых домов со службами и кончая пристанями. На низкой, в некоторых местах заболоченной площади находилось складочное место, носившее название «Америки», вероятно потому, что там в пакгаузах хранились товары американского происхождения. Перед зданием Двенадцати коллегий стояло небольшое здание Кардегардии (караульни или гауптвахты), одно из многих, построенных в 1762 г. в разных частях города «для сохранения порядка в народе». На набережной Малой Невы большое здание таможенного Гостиного двора. Внутри замкнутого двора стояло неболь­шое строение, где впоследствии помещались архив Департа­мента таможенных сборов и архив Коммерц-коллегии и Де­партамента внешней торговли. Рядом с Гостиным дворомизвестное «Биржевое зало» с пакгаузами и впереди него так называемая биржевая пристань. В конце пакгаузов пер­пендикулярно им было расположено деревянное «Аукционное зало» с небольшой пристанью рядом.

Дальше находились дома, принадлежавшие частным лицам Мартыну Глухову и тайному советнику Демидову. Вплотную к дому Демидова стояло здание академической гимназии, вдоль которого от берега Невы шла улица.

Идея проекта заключалась в создании полуциркульной предбиржевой, глубоко вдающейся в Неву площади, на ком­позиционной оси которой на высоком стилобаде должно раз­меститься здание Биржи с чрезвычайно мощной колонна­дой. По обеим сторонам ее проезды, создаваемые полу­круглыми боковыми зданиями, ведущие к площади, упираю­щейся в здание Двенадцати коллегий. В центре последнего (по одному из вариантов) предусматривалось осуществление большой арки, через проем которой должен был открываться вид на главное здание ансамбля. К воде вели пологие гра­нитные пандусы, словно объятия, охватывающие полуциркуль­ную гранитную набережную.

В центре набережной сочная рустованная арка из гра­нита, которой отвечает в торцовой стене здания Биржи полуциркульное, огромных размеров окно, обработанное ха­рактерным рустованным наличником. На парапете, выступаю­щем впереди основного массива здания, расположена скульп­турная группа.

Симметричность всей композиции подчеркивается двумя замечательными ростральными колоннами, установленными у пандусов на высоких пьедесталах.

Начало строительства Биржи относится к 1805 г. За­кладка была произведена в весьма торже­ственной обстановке. Это событие, описанное довольно по­дробно Томоном, происходило следующим образом. Окаймлен­ное амфитеатром место закладки было заполнено публикой. Помост, в глубине которого возвышался шатер, покрытый турецкими, шитыми золотом шалями, был устлан коврами. В специальном зале находилась громадная декорация, изо­бражающая Биржу на фоне неба; в облаках парил орел, дер­жащий в одной лапе рог изобилия, а в другой торговый флаг.

Существует легенда, по которой якобы благодарным купечеством были подарены четыре золотых слитка для закладки их под четыре угла фундамента Биржи.

Все строительные работы были окончены в 1810 г. В 1812 г. здание было передано в ведение таможни, но в течение шести лет не было открыто, и лишь в июле 1816 г. состоялось открытие в торжественной обстановке. Помеще­ния Биржи были украшены флагами всех наций. Вокруг при­стани против Биржи стояли суда и яхты с поднятыми фла­гами и салютовали во время обеда. Вечер ознаменовался иллюминацией, во время которой играла «духовая полковая музыка».

Прошло столетие. Первая реконструкция здания, произ­веденная в 1913 г., заключалась в замене деревянного свода над главным залом железобетонным и в устройстве в пре­делах габаритов лестничной клетки двух самостоятельных лестниц, причем одна из них   парадная   была облицована мрамором.

По своим формам здание Биржи напоминает греческий храм. Две гранитные, грандиозные по своей ширине наружные лестницы с двух сторон и пологие гранитные пандусы с двух других ведут на уровень первого этажа стилобада. Стилобад служит основанием здания, окруженного с че­тырех сторон тяжелой неконелюрованной колоннадой дори­ческого ордера.

Характерной деталью колонн Биржи является то, что шейка капители несколько обужена против стержня колонн. Эта особенность создает впечатление колонны в обойме, или рубашке, и усиливает архитектурное значение колоннады.

Оконные проемы в небольших нишах увенчаны тяжелыми перемычками, состоящими из рустованных камней.

Пройдя через наружную дверь и фойе первого этажа, зритель попадает в огромных размеров зал, перекрытый полуциркульным коробовым сводом, опираю­щимся на гладкие стены.

Дорический антаблемент опоясывает зал со всех сторон. Над карнизом у торцовых стен глубокие ниши, впереди ко­торых скульптуры на фоне полуциркульного окна в глу­бине. Дверные проемы в соседние залы оформляют пристав­ленные к стенам портики ионического ордера с фронтонным завершением.

Не менее значительны и другие залы, расположенные вдоль продольных стен здания, освещенные прямым светом, и двухсветные залы в торцовых частях здания, перекрытые цилин­дрическими сводами.

С 1940 г. в здании Биржи находится Центральный Военно-морской музей.

 

 

***

Теперь о ростральных колоннах. Эти колонны-маяки были задуманы де Томоном при создании проекта ансамбля Стрелки. Они подчеркивают симметричность всей композиции, в центре которой стоит величественное здание Биржи. Они символизируют значение петербургского порта теми же средствами и в том же стиле, что и Биржа.

На мощных гранитных из кованых камней пьедесталах на гранитных цоколях установлены колоссальные колонны дорического ордера, украшенные железными рострами-тро­феями и плоскими якорями и поддерживающие квадратные площадки с металлическими простого рисунка ограждениями, на которых установлены жаровни-светильники. Две огромные высеченные из естественного камня фигуры, аллегорически изображающие реки, расположены у подножья колонн.

Два одинаковых здания симметрично расположены по обеим сторонам Биржи. В прошлом они предназначались для хранения всевозможных товаров и назывались северным и южным пакгаузами.

История возникновения их вкратце такова. Для хране­ния товаров на территории порта были построены временные деревянные амбары. При разразившемся в 1727 г. пожаре сгорели склады и стоявшие на Неве суда с товарами. Последствия этого пожара не замедлили сказаться на работе торгового порта. Поэтому указом от 1732 г. Сенат утвердил большую программу строительства кладовых и амбаров. Составленный на основании этого указа проект предусматривал строительство деревянных кладовых и амбаров вдоль берега перед зданием Гостиного двора для удобства погрузки и выгрузки товаров непосредственно в кладовые с кораблей и барж. Внизу по течению Малой Невы, на набе­режной ниже Гостиного двора предусматривалось строительство больших каменных пакгаузов в два ряда, по четыре длинных корпуса в каждом, по осуществлении строительства которых все деревянные склады подлежали сносу. Все постройки пред­полагалось возводить, соблюдая очередность, при этом, по мере сооружения каменных складов, свайные основания дере­вянных береговых складов предполагалось использовать для расширения пристани в целях удлинения фронта погрузо-разгрузочных работ.

Этот проект частично был выполнен: четыре корпуса были построены в первую очередь и три ¾ во вторую.

С 1749 по 1766 г. рядом с Гостиным двором для пакгаузов были перестроены приобретенные у графа Лопухина и Южкова каменные дома.

После наводнения 1824 г. изменились взгляды на строительство складских помещений. Если раньше к ним предъявлялись требования только пожарной безопасности, теперь к этому было выдвинуто но­вое требование защиты хранимых материалов от наводне­ний.

С 1826 по 1828 г. были построены пакгаузы, которые, судя по описанию «Коммерческой газеты», имели сводчатые перекрытия, снабжены громоотводами, а подвальные помеще­ния были защищены шлюзовыми заслонками.

К этому времени назрела необходимость в сооружении здания Таможни. Последней, как известно, уступило свое место старое здание пакгаузов, после разборки которого начало осуществляться строительство здания Таможни в 1829 г.

По проекту Лукини, два совершенно одинаковых по объему и архитектурному оформлению здания пакгаузов рас­полагаются по обеим сторонам Биржи таким образом, что закрывают ее до третьей колонны. Здание Биржи оказывается несколько выдвинутым вперед по отно­шению к остальным зданиям, и этим как бы подчеркивается его архитектурное значение.

По этому проекту переданное в ведение Таможенного управления здание Академии наук (дворец Прасковьи Фе­доровны) в 1826 г. было разобрано и на его месте возве­дено новое южный пакгауз.

Старое таможенное здание с пакгаузами должно было уступить свое место новому зданию Таможенного присут­ствия с Кунсткамерой, а на ограни­ченной этими зданиями площади проект предусматривал разбивку сквера с железной решеткой и живой изго­родью из акаций. Середина площади предназначалась для складирования громоздких товаров.

В полном объеме этот проект не осуществлен.

В период с 1826 по 1828 г. на стрелке Васильевского острова были построены три здания: северный и южный пакгаузы и музейный флигель Академии наук.

Здание южного пакгауза в разное время использовалось различными организациями. После окончания строительства в этом здании были размещены в 1829 г. экспонаты первой Всероссийской мануфактурной выставки. В 1830 г. в этих помещениях была мечеть. В период с 1860 по 1878 г. здесь помещалась рисовальная школа. Затем, после 1890 г., часть здания была приспособлена под Зооло­гический музей, куда были переведены экспонаты из музейного флигеля Академии наук, а другую часть здания вместе с экспозиционным залом занимал Горный департамент. Впо­следствии и эта последняя часть была приспособлена для экспонирования значительно увеличившихся коллекций Зооло­гического музея Академии наук.

 

* * *

 

В ноябре 1703 г. шкипер Ян Гильбранд привел первый корабль с товарами к пристани Петропавловской крепости и тем самым открыл первую навигацию в Балтийском море. Тогда и начинается деятельность Петербургского порта, ставшего преемником маленького «Торгового рядка у клетей» на Ижоре, выполнявшего роль порта у новгородцев.

Завязались деловые сношения со стра­нами Западной Европы и, как следствие этого, возникла необходимость создать учреждение, которое регулировало бы иностранную торговлю, т. е. портовую таможню. На Петербургской стороне, недалеко от Гостиного двора, на берегу ручья, протекавшего через Гостиный двор, в 1720 г. было сооружено здание, где помещалась первая таможня.

Перемещение порта на Васильевский остров вызвало необходимость перевода туда всех связанных с работой порта учреждений.

К тому времени вопрос о создании центра столицы на стрелке Васильевского острова был решен, и в виде меры к застройке Васильевского острова, наряду с другими, на­правленными к этой цели, Екатериной I в 1727 г. издается указ, обязывавший на С.-Петербургском острове строений не производить и перевести важню и дела таможни на Васильевский остров.

Этот указ по неизвестным нам причинам выполнить не представилось возможным. А в 1730 г. Анна Иоанновна приказала купцам и таможне перебраться на Ва­сильевский остров.

В результате приказа таможня была переве­дена в дом Нарышкина, где тогда находились палаты рату­ши, а товары купцов в кладовые строившегося Гостиного двора.

Закладка здания была произведена в августе 1829 г. Строительство велось довольно поспешно, и в сентябре 1832 г. оно уже было сдано в эксплуатацию.

Некоторые детали выполнялись не на строительной пло­щадке, а изготовлялись отдельными предприятиями и отдельными мастерами; так, заказ на выполнение чугунных решеток и перил был размещен на заводе Берда; медные фигуры, установленные на фронтоне зданияМеркурия, Нептуна и Цереры, ¾ отливались на петербургском Александровском заводе и т. д.

Одновременно с возведением здания велись работы по устройству гранитной набережной Малой Невы против зда­ния по проекту министра финансов Канкрина. Устройством деревянных мостовых у здания Таможни и замощением двора были закончены все строительные работы.

Свыше пятидесяти лет здание эксплуатировалось порто­вой таможней, и за это время существенных изменений в его архитектуру не вносилось.

К концу XIX в. столица уже имела население около миллиона человек. Грузообороты значительно увеличились в сравнении с XVIII в. Парусные суда были заменены бо­лее совершенными, обладающими большей скоростью и боль­шей грузоподъемностью. Количество прибывающих из-за границы судов значительно увеличилось в сравнении с прош­лым веком. Ограниченная терри­тория Стрелки Васильевского острова не давала возможности расширения складского хозяйства для хранения экспортных и импортных товаров. Незначительная протяженность Тучко­вой набережной не могла обеспечить причалом прибывающие корабли. Становится понятным перевод в 1885 г. порта со Сстрелки на Гутуевский остров.

В 1927 г. здание таможни было передано Академии наук, которая произвела в нем капитальный ремонт, в результате чего второй этаж был реставри­рован в том виде, какой он имел в 1832 г. В этом здании был помещен Институт русской литературы Академии наук (Пушкинский дом).

Что же представляет собой само здание? Это вытянутый прямоугольник с незначительными выступами посредине. Рустованный первый этаж с полуциркульными в верхней части нишами, с окон­ными проемами и совершенно гладкими стенами второго и третьего этажей имеет великолепный портик ионического ордера. Установленный на выступающий от стены цоколь в высоту первого этажа, он поддерживает архитрав с фрон­тонным завершением. Тимпан украшен рельефами, изобра­жающими рог изобилия и другие торговые и морские эм­блемы. Простого профиля тяги под прямоугольными окнами второго этажа, скромная профилировка карниза и опоясы­вающих здание со всех сторон тяг, три бронзовые фигуры на пологом фронтоне так выглядит фасад здания, обра­щенный на набережную.

Дворовый фасад лишен портика, но по характеру офор­мления близок к главному.

По своей внутренней отделке особого внимания заслу­живает Конференц-зал (бывший зал Таможенного присут­ствия). Это прямоугольник, в середине которого четыре тяжелые колонны дорического ордера уко­роченной длины (словно погруженные на одну треть в толщу пола) поддерживают лишенный фриза антаблемент, служащий основанием сводчатому перекрытию над средней частью, расписанному орнаментом по зеленому фону. Желтые из искусственного мрамора стены, отделанные также искус­ственным мрамором колонны светлорозового цвета. Очень красивы роспись потолка и тонкая лепка карниза.

Категория: ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА | Добавил: tineydgers | Теги: образовательный сайт, история Санкт-Петербурга, петербурговедение, достопримечательности Санкт-Петербу, как строили Петербург
Просмотров: 563 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0