В «Журнале» Петра читаем: «По взятии Канец (Ниеншанца)
отправлен воинский совет, тот ли шанец крепить или иное место искать (понеже
оный мал, далеко от моря и место не гораздо крепко от натуры), в котором положено
искать нового места, и по нескольких днях найдено к тому удобное место — остров, который назывался Луст-Эланд (т. е.
Веселый остров), где в 16 день мая (в
неделю пятидесятницы) крепость заложена и именована Санктпитербурх…». Вообще-то тамошние жители-финны называли остров
Енисаари, т. е. Заячий. Но Петр оставил
шведское название. Вроде бы здесь когда-то при шведах был увеселительный сад.
Таковы скупые сведения о закладке новой крепости на Неве,
сообщаемые единственным официальным и авторитетным источником («Журнал» редактировался
самим Петром). Приведенная запись не оставляет сомнений в том, что вопрос об
основании новой крепости не был решен до взятия Ниеншанца, т е. до 2 мая 1703
г. Это вполне понятно: невозможность превращения Ниеншанца в сильный
укрепленный пункт могла обнаружиться только после осмотра крепости Петром и
лицами, участвовавшими в ее взятии. Осмотр убедил их прежде всего в малых
размерах Ниеншанца, очевидно недостаточных для замыслов Петра. Далее, место
оказалось «не гораздо крепким от натуры». Вероятнее всего, этими словами
выражалось то, что Ниеншанц с восточной и северо-восточной сторон не имел
никаких водных преград (с юга он примыкал к Неве, а с запада — к Охте). Удаленность крепости от моря могла
быть установлена Петром еще во время его поездки к Витусаари 28 и 29
апреля. Она явилась дополнительным доводом в пользу необходимости искать места
для новой крепости. Все эти соображения заставили Петра пренебречь получением
«желаемой морской пристани», славой Ниеншанца как торгового центра, его
экономическими связями с балтийскими городами и побудили организовать поиски
такого места, какое в первую очередь обеспечивало бы военные нужды.
«По нескольких днях найдено к тому удобное место», — так записано в «Журнале» Петра. Очевидно,
что после военного совета обследование невских берегов, начатое еще до падения
Ниеншанца, продолжалось. Петр остановил свой выбор на Луст-Эланде. Для целей
обороны Невы место было очень удобно. Остров находился у самого разветвления
реки на два рукава, и крепость, возведенная на нем, могла держать под обзором
вход в Неву. Размеры Луст-Эланда были почти одинаковы с размерами Ниеншанца, и
с этой стороны новая крепость преимуществ перед Ниеншанцем иметь не могла. Но
стратегические выгоды острова с лихвой искупали этот недостаток. Петр, видимо,
сразу оценил значение Луст-Эланда и приказал немедленно же начать работы по
возведению на нем крепости.
В «Журнале» Петра и в «Книге Марсовой» дата закладки
крепости указана одна и та же — 16 мая.
Эта дата была принята за день основания Петербурга и в течение 182 лет не возбуждала никаких сомнений. В 1885 г. появилось известное исследование П. Н.
Петрова «История Санкт-Петербурга», в котором автор заявил, что днем основания
крепости следует считать не 16 мая, а 29 июня. В пользу своего положения Петров
выдвинул три довода: 1) 16 мая Петр
находился на Сяси, а без него не могло состояться такое важное событие, как закладка
Петербурга; 2) все документы, написанные
на Неве за май и июнь 1703 г., помечены
Шлотбургом и только 1 июля впервые
появляется помета «из Санкт-Питербурха» (на письме Петра Ф. М. Апраксину); 3) 29 июня в торжественной обстановке — с тостами и пушечной пальбой, в присутствии
самого царя и новгородского митрополита Иова —
происходила закладка церкви Петра и Павла; эта закладка и есть основание крепости.
Предложение П. Н. Петрова считать днем основания
Петербурга не 16 мая, а 29 июня вызвало возражения и породило целую
полемику. Автору справедливо указывали, что он смешал два факта: закладку
крепости и ее название. За Петровым остается бесспорная заслуга установления
точной даты названия крепости, но дата начала ее постройки (16 мая) соображениями Петрова не колеблется,
так как никаких прямых доказательств в пользу ее ошибочности он привести не
смог. Значительно позже выхода исследования Петрова появилась брошюра князя Н.
В. Голицына «К 200-летию основания Петербурга. Петербург или Петрополь? Новое
свидетельство об основании Петербурга» (СПб.,
1903). В ней было приведено прямое документальное свидетельство о
времени наименования крепости. Ф. А. Головин, сопровождавший Петра в его походе
на Неву, в письме от 25 июня 1703 г. писал П. Н. Готовцеву, который состоял
в литовском войске при жмудском генеральном старосте князе Г. Огинском: «Войска
великого государя стоят ныне в Ингрии и чинят непрестанны на отвращение
неприятеля паники... И делают две
крепости зело изрядные, чтоб неприятелю приступу к тому не было». А в письме от 16 июля Головин сообщал тому же Готовцеву:
«Сей город новостроющийся назван в самый Петров день Петрополь,
и уже оного едва не с половину состроили». Письма Головина не оставляют
сомнения в дате наименования крепости, но в то же время являются новым
подтверждением того, что постройка крепости началась до 29 июня.
Крепость получила название Санкт-Питербурх — так она названа в «Журнале», в «Книге
Марсовой» и почти во всех документах, написанных или полученных в ней после 29 июня. Только в нескольких случаях
встречается название Петрополь: письмо Петра Г. Огинскому от 16 июля помечено Петрополем, на проекте
договора Петра с Августом II имеется
скрепа Ф. А. Головина: «Статьи, которые посланы по указу великого государя 1703, июля в 16
день, от Петрополя», в письме князя Б. А. Голицына Петру от 17 августа Петербург называется Питерполь, да
в только что приведенном письме Головина Готовцеву сообщается, что крепость
названа Петрополь. На гравюре «Новый способ арифметики» (Москва, 1705) было воспроизведено изображение крепости
с надписью над ним: «С. Петрополкъ, 1703». Надо думать, что название Петрополь
никогда не носило официального характера и бытовало лишь короткое время. Нет
оснований предполагать, что Петр когда-либо серьезно задумывался над
возможностью назвать новую крепость Петрополем. Переименование им Нотебурга,
Ниеншанца, Ям на голландский манер заставляет думать, что для вновь построенной
крепости он не имел причин сделать исключение и назвать ее не по-голландски, а
греко-византийским названием, заимствованным с языка, всегда остававшегося
чуждым Петру.
Мысль о названии крепости именем того святого, в честь
которого получил свое имя Петр, была для него не новой. Еще в 1697 г. Петр назначил боярина А. С. Шеина
командовать войсками, отправляемыми в Азов. Ему было поручено построить на
северной стороне Дона против Азова крепость, которая стала называться
крепостью святого Петра. Через шесть лет опыт был повторен, и основанная на
берегах Невы крепость получила такое же название, но только не по-русски, а
по-голландски, что не может вызывать удивления после путешествия Петра за границу.
На воротах Петропавловской крепости сохранилось
аллегорическое изображение победы апостола Петра (олицетворяющем собой Россию)
над волхвом Симоном (олицетворяющем Швецию), который в Риме похвалялся, что
умеет летать, но был низвергнут из выси на землю по молитве апостола и
разбился.
Петр I за два дня до основания Петербурга, произнеся: «Во имя
Иисуса Христа на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и
Павла!» — воздвиг крест на Заячьем острове. 16 мая в момент закладки земляной
Петропавловской крепости в ее основание был помещен золотой ковчег с частицей
Андрея Первозванного. Напомним, что Андрей Первозванный особо почитался в
петровское время. «Повесть временных лет» рассказывает о путешествии Андрея
через русские земли по пути «из варяг в греки». В начале этого пути, на месте
будущего Киева, Андрей со словами: «Имать град велик быть и церкви многи Бог
воздвигнути имать!» — установил крест. Так что аналогия налицо.
Конечно же об основании Петербурга существует легенда.
Якобы Петр I, осматривая остров, взял у солдата башнет, вырезал два куска
дерна и, положив их крестообразно, сказал: «Здесь быть городу!». Затем, взяв
заступ, первым начал копать ров; в это время в воздухе появился орел и стал
парить над царем. Когда был выкопан ров около двух аршин, в него поставили
ящик, высеченный из камня; духовенство этот ящик окропило святой водой,
государь поставил в него золотой ковчег с мощами св. апостола Андрея
Первозванного. После того царь покрыл ящик каменной доской, на которой была
вырезана следующая надпись: «От воплощения Иисуса Христа 1703, мая 16, основан
царствующий град С.-Петербург великим государем царем и великим князем Петром
Алексеевичем, самодержцем всероссийским». Затем царь приступил к обложению
другого раската; здесь было сделано из двух длинных тонких берез, воткнутых в
землю и связанных верхушками, нечто вроде ворот. Парящий над островом в это
время орел спустился с высоты и сел на эти ворота; ефрейтор Одинцов снял его
выстрелом из ружья. Петр увидел в этом хорошее предзнаменование; перевязал у
орла ноги платком, посадил себе на руку и, сев на яхту с орлом в руке, отплыл
к Канцам. В этот день все чины были пожалованы столом, веселье продолжалось до
двух часов ночи при пушечной пальбе.
Эта легенда исторически не правдива. Петра I при
закладке крепости не было, он находился в это время у Лодейного поля (там
строили «лодьи»), а что касается орла — какие на болоте могли быть орлы?
Впрочем, в рукописи петровского времени неизвестного автора «О зачатии и здании
царствующего града Санктпетербурга» говорится:
«Жители острова, который ныне именуется
Санктпетербургской и близ оного по островам жившего, сказывали, будто оной орел
был ручной, а жительство его было на острову на котором ныне город
Санктпетербург. Выгружались по берегам реки Невы маштовые и брусовые
королевские леса, и караульными солдатами тех лесов оной орел приручен был к
рукам».
А финская легенда рассказывает, что Петербург не мог быть
построен на таком топком, гибельном, проклятом Богом болоте не известными в то
время способами строительства. Он бы просто утонул по частям. И поэтому его
целиком возвели на небе и затем осторожно опустили на землю.
Или еще легенда. Петербург строил богатырь на пучине.
Построил первый дом своего города — пучина его проглотила. Богатырь строит
второй дом: та же судьба. Богатырь не унывает, он строит третий дом, и третий
дом съедает злая пучина. Тогда богатырь задумался, нахмурил свои черные брови, наморщил свой широкий лоб,
а в черных больших глазах загорелись злые огоньки. Долго думал богатырь и
придумал. Растопырил он свою богатырскую ладонь, построил на ней сразу свой
город и опустил на пучину. Съесть сразу целый город пучина не смогла, она
должна была покориться, и город Петра остался цел.
В XIX в. появилось много разных рассказов о Петре I, во многом забавных. Вот
один из них, об отношении царя к тем же финнам.
Завоевав у шведов часть Финляндии и принявшись с обычной
энергией за устройство новой области своей державы, царь обратил внимание на то
обстоятельство, что местные крестьяне большей частью страдают болезнями ног.
Тотчас же, со свойственной ему проницательностью, он открыл и причину этого
патологического явления: у чухонцев оказалась весьма скверная обувь. Тогда царь вызвал из Нижегородской губернии,
известной производством лаптей, шесть человек лучших мастеров-лапотников в
Финляндию, обучить чухонцев своему искусству. Мастера прибыли, их разместили по
разным пасторатам, и дело так привилось, что в самое короткое время чухонцы
выучились плести лапти и, таким образом, приобрели удобную обувь.
Вспомним строки, которые Пушкин посвятил возникновению
Петербурга. Поэт сказал: «на берегу пустынных волн» — но это утверждение вовсе
не соответствует действительности: ко времени основания Петербурга его острова
были в достаточной степени заселены. На главных из них мы можем указать 6
селений. На истоках Фонтанки находилось имение шведского майора Конау:
приблизительно там, где потом встал Инженерный замок, стояла усадьба майора, а
на месте нынешнего Летнего сада был разбит по голландскому образцу довольно
большой сад. Далее, на месте нынешнего Адмиралтейства была довольно большая
безымянная деревня, в ней заключалось «пять дворов и семь душ мужского пола,
сена косили 90 копен, а хлеба сеяли 18 коробей». Деревня Гавгуева была
приблизительно на месте возникшей потом Благовещенской площади — при Петре здесь
был каторжный двор. На Васильевском
острове, на самой стрелке, были охотничий домик Якова Делягарди и селение
лоцманов. Наконец, на Фомином острове при шведах находилось большое, —
подчеркиваем это определение, — поместье Биркенгольм, где король Густав Адольф
хотел основать город Ниен, а в новгородское время здесь было большое село в 36
дворов (что соответствует населению около 180 душ) ¾ самое крупное из
поселений в устьях Невы, ¾ и в нем находился «двор тиун на приезд, без пашни»,
т.е. дом для приезда великокняжеского судьи. Значительное количество деревушек
было раскинуто и по другим островам, так что назвать эту местность
«пустынной» ни в коем случае
нельзя.
Большая Новгородская дорога шла приблизительно по нынешней
Лиговке и в конце современной Кирочной делилась на несколько троп. Одна из них,
около Пантелеймоновского моста, переходила через Фонтанку, огибала сад майора
Конау, и вдоль берега Невы шла на взморье, другая через современные Пески
направлялась к Охтинскому перевозу, тогда перевозу к Ниеншанцу.
На Охте в начале XVII в. лежала деревня Усадище, на реке
Чернавке, притоке реки Охты, ¾ деревня Минкино. На территории, занятой позднее
Смольным, располагалось село Спасское, Спасский погост, где стояла православная
церковь. У Литейного проспекта, там, где сейчас набережная Кутузова,
располагались деревни Враловщина и Палениха.
У ерика Безымянного, как тогда звалась Фонтанка, лежала
деревня Кандуя. На Выборгской стороне значатся деревни Кошкино и Орешек.
У истоков Фонтанки, там, где она вытекает из Невы,
стояла деревня Усадище, или Усадица. Возле устья Безымянного ерика были избы
деревни Калинки. Память о ней запечатлена в названии Калинкина моста.
Где-то возле будущего Таврического сада лежали Сабирино и
Осиновое, на реке Волковке — Гаврилово и
Кухарево. На Неве, у места расположения современного Володарского моста,
значатся Дубок Верхний и Дубок Нижний. Между Охтой и Большой Невкой были
расположены Одинцово, Гринкино, Максимово. Там, где сейчас село Рыбацкое,
располагалась деревня Сундерица. Уже тогда стояли деревни Волково, Купчино,
Саблино, Лукьяновка. Деревушки в два-три дома располагались на берегу Карповки,
на Крестовском острове.
На Выборгской стороне лежали деревня Опока и усадьба
Одинцова (Адицова—на шведских картах).
Вблизи дельты Невы располагались русские поселения:
Первушкино и Лигово, Колтуши, Тосно, Токсово, Лисий Нос, Стрельна, Паркола
(Парголово), Кавгала (Кавголово), Дудорово (Дудергоф). Вверх по течению Невы
лежали Путилово, Муцыкино, Васильево и др. В дельте Невы находились острова
Васильевский, Лозовый (Гутуевский), Крестовый (Крестовский), Каменный, Хвойный
(Аптекарский), Столбовой (Петровский), Березовый (Петроградская сторона) и др.
Следует отметить
следующую любопытную подробность, к которой более обстоятельно мы вернемся
впоследствии: почти все большие сооружения Петербурга петровского времени
сооружались на месте этих первоначальных деревушек. И понятно, почему: здесь
почва была более или менее обработана, укреплена, следовательно, требовалось
менее подготовительной работы — а Петр, несмотря на весь его размах, был очень
экономен в средствах.
Итак, 16 мая 1703 г. основывается крепость, названная в честь
святого апостола Петра: Санкт-Петербург. А 29 июня в центре крепости
закладывается деревянная небольшая церковь во имя апостолов Петра и Павла. Это
был как раз их день. Крепость переименовывается в Петропавловскую, а прежнее ее
название Санкт-Петербург переносится на город, к тому времени уже возникший под
защитой крепости.
|