Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 06.05.2024, 14:29:46
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА [66]

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
17.11.2015, 10:16:07
Но отсветы стального багреца

Уже растут, пронзая дым зеленый

Над статуями Зимнего дворца

И стройной Александровской колонной.

Г. Иванов

 

В ряду лучших произведений зодчества XVIII столетия бесспорно первое место занимает Зимний дворец, построенный Растрелли, как сказано в указе, «не подрядом, а нарядом», при сотрудничестве «архитектургии гезеля» Федора Шанина и ученика Николая Ва­сильева.

Первый «зимний дом» был построен в 1711 г. для Петра I на берегу Зимней канавки.

В 1716 г. по проекту архитектора Г. Маттарнови на месте современного Эрмитажного театра возводится второй Зимний дворец. В январе 1725 г. там умирал Петр I.

После бракосочетания герцога Голштинского с дочерью Петра I, царевной Анной Петровной, новобрачная чета поселилась в доме Апраксина, который был снят в аренду за 3 тыс. рублей. После отъезда герцога Голштинского дом Апраксина пустовал. Им­ператор Петр II уже переехал в Москву, и домом воспользовалась лишь императрица Анна Иоанновна, которая и превратила дом Апраксина в свой зимний дворец. «Государыня императрица Анна Иоанновна по коронации своей из Москвы, — писал пер­вый историк Петербурга Богданов, — для прибытия в С.-Петербург изволила помянутый дом Адмирал­тейский занять под монарший свой дом».

После отъезда двора в Москву, вспоминает Екатерина II, улицы Петербурга пустели и зарастали травой, «в городе почти не было карет». Во время путешествия императрицы Елизаветы в Ревель «свита... была очень велика... Вследствие чрезмерной жары, плохих ночевок и потому что часы отъезда, приезда и еды вовсе не были определены», путешествие было очень тяжелым.

Дворцы елизаветинских времен, несмотря на их роскошь, блеск и позолоту, были неудобны для жизни. В больших комна­тах, коридорах, на лестничных переходах гуляли сквозняки. При­выкшая к налаженному быту в немецких родовых замках, где по­рядку, чистоте и удобству придавалось большое значение, Екате­рина заметила, что все это отсутствовало в быту двора. Дворцы были деревянные, часто горели, многие, построенные из сырого дерева, разрушались. Планировка во дворцах была неудобной для жизни. Тонкие деревянные перегородки не спасали от шума и сквозняков. Фактически при дворе никто не имел постоянного места. Императрица Елизавета Петровна располагалась всякий раз там, где ей в дан­ный момент хотелось, а затем расселяли остальных. Императрица к тому же «постоянно меняла внутреннее расположение всего дворца», двери часто меняли свои места, она никогда не выходила из своих покоев, пишет Екатерина, «без того, чтобы не произвес­ти какой-нибудь перемены, хотя бы только перенести ее кровать с одного места комнаты на другое».

Екатерина II очень страдала от неудобств елизаветинских дворцов. В 1748 г. ее поместили в теплую комнату только после того, как она заболела корью. Комната, до этого служившая ей спальней, была подвержена сквознякам - от большой приемной ее отделяла лишь тонкая дощатая перегородка, и все зимы, когда Екатерина в ней спала, она страдала флюсами. Территории вокруг дворцов были запущенными, захламленными и грязными. Так, в летнем деревянном дворце в Петербурге вели­кокняжеские покои выходили окнами на Фонтанку, «которая тог­да была лишь грязным болотом», а другие «на гадкий узкий дворишко».

В Петербурге, пишет Екатерина, только один дом принцес­сы Гессенской «был отделан штофом, все другие имели или вы­беленные стены, или плохие обои, бумажные или набойчатые».

Зимний дворец в царствование императрицы Анны, расположен был в виде неправильного квадрата в четыре этажа. Он занимал место, где при Петре I находился обширный дом графа Ф. М. Апраксина, после смер­ти которого, по завещанию, достался Петру II.

Императрица Анна Иоанновна, возвратясь из Москвы с коро­нования, остановилась в этом доме, ранее этого, в декабре 1720 г., приказав гоф-интенданту Мошкову сделать к нему пристройки: церковь, четыре покоя для кабинета, че­тыре для мыльни, три «для конфектных уборов» и т. д. Работы были возложены на Д. Трезини, который и выполнил их в семь месяцев, и к осени все было готово для приня­тия государыни. Императрица медлила, ожидала зимнего пути, в январе выпал снег, и весь двор в трое суток прибыл из Москвы в Петербург. Императрица, ступив на крыльцо адмиральского дома, навсегда утвердила его дворцом русской столицы. Несмотря на сделанные пристройки, адмиральские па­латы не могли доставить всех удобств, каких требовал двор императрицы. Крытые гонтом, тесные, они не заключали в себе ни одной порядочной залы, где бы прилично можно было поместить императорский трон. Явилась настоятельная потреб­ность строить новый дворец, и в мае 1732 г. он был заложен и окончен с внутренней отделкой к 1737 г. Для работ употребили почти все находившиеся в Петербурге рабочие силы, даже с постройки Александро-Невского монас­тыря были сняты каменщики и другие мастера.

Все здание вмещало в себя: церковь, тронную залу с аванзалой, семьдесят разной величины покоев, и театр. Дворец первоначально покрыт был гонтом; впоследствии, однако же, перекрыт железом, а весь гонт из разобранной крыши им­ператрица пожаловала на казармы Измайловского полка. Девя­носто печей согревало все здание; печи в среднем этаже по­ложены были из живописных изразцов и покоились на дере­вянных золоченых ножках. Осенью и зимой на отопление дворца уходило много дров. Наружный вид здания был очень красивый. Главных подъездов во дворце было два: один с набережной, а другой со двора; подъезды были украшены каменными столбами и точеными балясами, с по­ручнями столярной работы. Балконов было три: один на сторону Адмиралтейства, другой на Неву, третий на луг. Лестницы на нев­ский подъезд и невский балкон были сделаны из белого камня; на крыше для стока воды проведены были желоба, которые оканчивались двадцатью восемью большими медными драконами. На фронтисписе две лежащие деревянные фигуры держали щит с вензелем импе­ратрицы; фронтиспис был весь вызолочен.

Комнаты были рас­положены в следующем порядке: на средних этажах глав­ного корпуса помещались парадные покои с разделяющей их темной галереей, которая примыкала к зале. Из этой залы, через небольшой кабинет, был ход в боль­шую залу; к ней от угла примыкали четыре малых покоя, или кабинета; из большой залы был ход в аванзалу. К по­следней вела лестница, проведенная с внутреннего и невского подъездов. Аванзала была отделена глухой стеной; при ней стояла резная пирамида с фарфоровой посудой, называемая буфетом. У лестницы, что вела к аванзале, была церковь. В луговой стороне здания находился небольшой театр. На нижнем этаже, кроме кухонь, сеней, галерей и лестниц, было пятнадцать комнат; из них в двух некоторое время помещалась камер-цалмейстерская контора, в че­тырех гоф-интендантская, а три назначены были для карауль­ных и дежурных. На верхнем этаже распологались двадцать четыре жилые комнаты. Всех окон в главном среднем этаже было 180, в нижнем 111 и в верхнем 116; во всем дворце дверей было 130, в среднем этаже все из дуба.

В большой зале стоял резной трон; к нему вели шесть ступенек, разделенных уступом, или площадкой; балдахин на четырех точеных колоннах «композического» ордена; на других четырех точеных колоннах хоры для музыкантов, с точеной же баллюстрадой. Пятьдесят четыре резные пи­лястра поддерживали потолок, или, вернее, один целый вели­колепный плафон, написанный Л. Караваком при сотрудни­честве девяти живописцев и двадцати двух учеников, маля­ров и московских «списателей» икон. На цепях, оберну­тых гарусом и усыпанных медными золочеными яблоками, висело огромное паникадило. В 1737 г. оно упало, но вскоре его опять укрепили на месте. Между окон расставлены были двадцать четыре кронштейна с подсвечниками; «уборный пол» сложен был из четырехсот дубовых штук с трехцветной посередине звездой. В окнах и некоторых дверях были вставлены зеркальные стекла, при­сланные из Франции. Аванзала была также украшена пиля­страми, штучными полами, зеркальными окнами и плафоном работы того же Каравака. У стены, отделявшей новый зимний дом от адмиральских палат, возвышалась, как мы уже сказали, резная с позолотой пирамида; на ней симметрично расположена была фарфоровая и металлическая дорогая посуда. Из остальных комнат только галерея была украшена две­надцатью картинами и двенадцатью барельефами, шестью хру­стальными люстрами с такими же двенадцатью кронштейнами с подсвечниками и резными головками и фигурами с яркой позолотой, как их называет Растрелли — «мушкарами и купидами». По исполнению этой кудрявой резной работы заслужи­вают похвалу имена следующих мастеров этого дела: Сен-Лоран с сыном, Соломон Цельбрехт, столяр Мишель и штукатурной композиции или лепной работы Александр Мартели.

Прочие комнаты дворца были украшены белеными панелями и обоями; где не было паркета, там положены полы дубовые и сосновые. Лестницы были из полированной плиты с точеными   поручнями,   украшенные   статуями;   пол   в   сенях   из мрамора и потолки отделаны лепной работой. Театр в здании дворца был довольно обширен и отоплялся десятью печами. Рисунок театра составлял тоже Растрелли, но исполнял по этому рисунку, а также писал декорации и строил машины «комедияльных дел мастер» итальянец Диронбон, или, вернее, Джироламо Бон. Во время игры в театре  передвигали  декорации  сорок  солдат.   Нет сомнения, что этот зимний придворный «Театр-комедия» на­ходился в особом флигеле,  отделенном от адмиралтейского тремя проходными покоями и светлой галереей. В 1742 г. он был значительно распространен и назывался то «Комеди опера», то «Оперным домом». Елизавета, как известно, по­ложила первое прочное основание русскому театру и множество мелочных театральных удобств придумывала сама лично. Чер­тежи, впрочем, составлял Растрелли, и уже по ним исполняли Валериани и Джибелли. Так, находясь в Москве в 1749 г., Елизавета приказала Растрелли, чтобы возле большой царской ложи «сделать решетку отворчатую, чтобы можно было отво­рять и растворять, и вызолотить, да для теплоты камин, по препорции, с закрышкой трубы». В  1750 г. императрица приказала Растрелли сделать вновь небольшой переносный театр, который бы можно вносить и выносить в скорости в проходные залы. Представления во времена Елизаветы проис­ходили в неопределенное время, по предварительному назна­чению государыни, иногда за две недели вперед, а иногда ука­зано было представлять комедии и «тражедии» два раза в не­делю —  каждый вторник и пятницу, а действовать начинать в семь  часов  пополудни. 

В  Анненском  зимнем  доме  до  по­стройки и даже в первые годы работ нового дворца Растрелли ежегодно в день коронации устраивал в большой зале и га­лерее фонтаны, «кашкады, банкетные столы» и украшал стены великолепными огнями. Здесь же праздновались дни «веч­ного замирения с короной шведской в 1743 г.» и по слу­чаю бракосочетания государя наследника с великой княгиней Екатериной Алексеевной в 1745 г. Последнее было вели­колепнее всех других торжеств ее царствования.  Для фон­танов выкопали особые из Невы каналы; устроили огромные бассейны, шестнадцать лошадей поднимали в них воду; для каскадов сходы и другие украшения расписали под мрамор; шесть тысяч шкаликов освещали большую залу; на лугу и у дворца для народа поставлены были крашеные пирамиды и били фонтаны из меда и других напитков.

Пристройки и переделки к Зимнему дворцу не могли, все-таки, сообщить зданию удобств; притом же самая странность вида дворца, примыкающего одной стороной к Адмиралтейству и с противоположной стороны к ветхим палатам Рагузинских, не могла нравиться императрице. От ворот по правую руку с луговой стороны местность представляла пестрый, грязный, недостойный места вид: длинный ряд деревянных построек, сараи, конюшни — все это некрасиво, кое-как лепилось в виду дворца.

Наконец, в 1754 г. императрица решилась зало­жить новое здание, сказав, что «до окончания переделок бу­дет жить в Летнем новом доме», приказав строить вре­менный дворец на порожнем месте бывшего Гостиного двора, на каменных погребах (у Зеленого моста). В июле на­чали бить сваи под новый дворец. Нева усеялась множеством барок, и на всем пространстве, от дворца и Мойки рассы­пались шалаши рабочих. В «Ведомостях» появилась публикация о вызове к поставке 140 000 бочек извести свинорецкой и сяжской, а затем и других материалов; постройка шла мед­ленно. Для работников не могли найти крова, рабочие жили в шалашах и землянках на лугу или в отдаленных частях города. Лучших мастеров с трудом разместили в казен­ных домах на Крюйсовом дворе, в Мусин-Пушкинском, Панинском и т. д. Несмотря ни на какие усилия, Растрелли не мог выполнить приказания императрицы насчет поспешного окончания работ. Первой остановкой работ была невыдача де­нег рабочим, так, вместо 120 000 отпускали в год 70 000 или 40 000. Растрелли от огорчения заболел; больной он, однако же, не переставал действовать; предписания и рапорты подписывал за него бывший при нем помощник Фельтен.

К осени 1761 г., согласно обещанию Растрелли, импе­раторский Зимний дворец был окончен вчерне. Елизавета изъявила желание обозреть работы, для чего приказала Ра­стрелли «очистить место, где будет стоять карета для при­езда к дворцу», и затем сделать подъемный стул и тот покой, где будет стул, обить бумажными обоями. На Святой неделе она посетила свой новый дворец, осталась всем довольна и изъявила желание видеть поскорей свои покои законченными. Растрелли просил только о правильном отпуске де­нежных сумм и обещал закончить в сентябре 1762 г. Но время шло только в переписках, и Растрелли денег не по­лучал. В ноябре государыня приказала, чтобы большая цер­ковь непременно была готова для освящения к апрелю 1762 г. и к освящению исправлено пять-шесть покоев, где бы полы были гладкие, столярной работы, без клея, а па­нели и коробки выкрашены были под золото. Растрелли при­казал исправить подъемный стул и покой, где он находился, каждую неделю делать пробу, а от стула в другие покои на­стлать дорогу. Но императрица не только была лишена удоволь­ствия видеть оконченным лучший архитектурный памятник ее времени, но и присутствовать при освящении большой церк­ви. В декабре 1761 г. Елизавета Петровна внезапно скончалась.

Зимний дворец стал обитаем с воцарением импера­тора Петра III ¾ он первый поселился в нем в апреле 1762 г. накануне Пасхи. Дворец собственно не был толком готов для жилья. Вся площадь перед ним была загромождена разными сарая­ми и лачужками, в которых жили мастеровые. Кроме того, здесь же лежали целые горы мусора, щебня, кирпича, так что подъехать к дворцу не было возможности. Генерал-аншеф барон Корф, исполнявший тогда должность генерал-полицмейсте­ра в Петербурге, предложил императору, чтобы очистить площадь от хлама, отдать всю эту рухлядь бедным жителям города. Императору понравилось это предложение, и он при­казал немедленно объявить, что отдает все это народу. Не ус­пело пройти и двух часов, как со всех сто­рон и со всех улиц бежали и ехали целые тысячи народа, вся­кий спешил ломать и тащить домой что ни попадется. Площадь, по рассказам совре­менников, представляла зрелище довольно любопытное. Император долго не мог оторваться от окон, глядя, как народ рвал и тащил все. К вечеру от несметного количества хижин, лачужек, шалашей и т. д. не осталось ни бревнышка, ни одной дощечки, все было свезено и очищено, и даже на ще­бень и мусор нашлись охотники. Не успели еще площадь хо­рошо очистить, как Петр III уже переехал в новый дворец, где занял часть фасада, выходящего окнами на площадь и угол Миллионной. Эти апартаменты известны были потом под на­званием комнат короля прусского.

Переезд императора не отличался никаким особенным церемониалом; покои, кото­рые он занял, отделывал для него известный в то время ученик Растрелли, архитектор Чевакинский. Штучные полы и живописные плафоны для этих комнат были выписаны из Италии. Спальней Петра была угловая комната на площадь, рядом с ней помещалась его библиотека. Он приказал также над подъездом устроить шатер (фонарчик) и в нем отделать себе кабинет; отделка последнего обошлась в 3643 рубля. Императрица Екатерина заняла комнаты императрицы Марии Федоровны.

В день переезда императорской фамилии в Зимний дворец, в страстную субботу, была освящена придворная соборная цер­ковь Новгородским архиепископом Дмитрием Сеченовым во имя Воскресения Господня. Позднее, в 1763 г., при пере­несении в церковь древнего образа Христа Спасителя на убрусе, по воле Екатерины II храм был вновь освящен в июле Гавриилом, архиепископом Петербургским и Шлиссельбургским, во имя Спаса Нерукотворного образа.

Дальнейшие   работы   над дворцом   продолжались   весь XVIII в. — то   во дворце   перестраивались залы,  то достраивался   первоначальный  Эрмитаж,   то   через Зимнюю канавку Кваренги  перекидывал свою га­лерею;  словом,  строительная  работа  во дворце  во время   царствования Екатерины II не   прекраща­лась.

Со вступлением на престол Павла I работы в Зим­нем дворце прекратились. Павел избрал своей резиденцией строившийся Михайловский замок. Александр I вернулся в Зимний дворец, который официально и оставался местопребыванием  русских царей, что,  между прочим,  свидетельствовалось   поднятым   над   дворцом   штандартом.   Штандарт оставался поднятым и тогда, когда цари, как например, Александр III, жили в Аничковом дворце, а Николай II — в Царском Селе.

Ныне существующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 г.

«Здание каменного Зимнего дворца... строится для одной славы все­российской», писал о своем произведении Растрелли.

Как по своему расположению, так и по необычным размерам и высоте дворец господствовал над окружающим его пространством. Он был рассчитан на обозрение со всех четырех сторон: со стороны Дворцовой площади, Адми­ралтейства, набережной Невы и с восточной стороны, где дворец вскоре был закрыт зданиями Эрмитажа.

 

Эрмитаж ¾ художественный и историко-культурный музей в Петербурге. Образован в XVIII в. на основе дворцовых коллекций, был открыт для публичного обозрения в 1852 г. Ныне занимает пять зданий. В нем собраны памятники первобытной и античной культуры (особенно ценны скифские и др. археологические памятники Сев. Причерноморья), собрание памятников искусства народов Востока (изделия из золота, серебра, бронзы, ковры, оружие и др.), картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Веласкеса и др., собрание голландской и фламандской живописи XVII в. — картины Рембрандта, Ван-Дейка и др. В 1941 г. образован отдел истории русской культуры с памятниками от VIII-IX вв. до XIX в.

 

Ясность прямоугольного плана дворца, четкое расположение помещений внутри него сочетались с необычайным разнообразием, пышностью и богатством его наружной и внутренней отделки. Нас поражает смелое распределение архи­тектурных масс, сложный ритм разнообразно сгруппированных, стройных белых колонн, установленных в два яруса с как бы уходящими над ними в небо статуями и вазами.

Разнообразие впечатлений, которое Зимний дворец производит с разных точек зрения, зависит не только от композиции архитектурных масс и расста­новки колонн. В декоративном убранстве фасадов выдумка зодчего неисчерпаема.

Бесчисленны формы наличников, обрамляющих окна дворца, со включен­ными в композицию головками или львиными масками, раковинами и причудли­выми завитками. Разорванные фронтоны, украшенные лепкой, изобилие статуй и ваз, мощные линии сложно профилированных карнизов, нарядная трехцветная раскраска создают впечатление необычайной торжественности и праздничности.

Восточный фасад дворца очень скоро оказался скрытым так называемым Малым Эрмитажем ¾ небольшим зданием, построенным между Невой и Миллион­ной в 1764—1767 гг. Эрмитажами (в переводе с фран­цузского «пустынь», т. е. жилище отшельника) стали называть в XVIII в. типичные для придворного быта небольшие уединенные павильоны.

Поныне существует Эрмитаж, построенный при Петре I архитектором Ж.-Б. Леблоном в Нижнем саду Петродворца, и Эрмитаж, выстроенный С. И. Чевакинским и Растрелли невдалеке от Екатерининского дворца в Царском Селе.

 

* * *

 

С переездом Екатерины II в Зимний дворец смежные с дворцом улицы и пло­щади стали украшаться и отстраиваться. Царицын луг был обращен в огромный сад с множе­ством беседок для государыни и отдельных до­миков и кухонь, в которых гуляющие могли го­товить себе кушанье. Вслед за этим стали обустраивать Адмиралтейскую площадь. В это время поло­вина места по Невскому, от Зеленого моста до Малой Морской, после сломки бывшего тут дворца была подарена императрицей обер-полиц­мейстеру Чичерину, и им уже выстроен дом (Елисеева). Другая половина, от Большой Морской до Малой Морской, оставалась незастроенной до 1804 г. С другой сто­роны дворца к Неве, берег которой был укреплен деревянным парапетом, начатое еще в 1754 г. строение гранитной набережной шло к окончанию. Для гранит­ной набережной вбивали под водой сваи, сплошь одна возле другой, на три сажени в ширину; на них клали ростверк, потом фундамент из пудовской плиты, а верх одевали гранитом на одну сажень выше самой высокой воды.

Общая длина набережной к 1788 г. была три версты. В это же время принялись за еще одну пристройку. Нужно было ма­скировать конец Невского, выходившего к Адмиралтейству: дома были построены фасадом на проспект, следовательно, все надворные строения оказались в стороне, ближайшей к дворцу, так что из окон императрицы открывался самый некрасивый вид. Она приказала строить полукруглый дворец из трех соединенных домов, с тремя воротами, над которыми поддер­живались двумя мраморными колоннами портики. Одна часть этого колоссального здания была подарена графу Брюсу, который был тогда петербургским губернатором; другая отдана была флигель-адъютанту Ланскому, после смерти последнего постройка снова была куплена императрицей; впо­следствии эта часть принадлежала Кушелеву, а после смерти его поступила к князю Волконскому. Большой Миллионной в это время было дано новое направление, и начаты постройки бога­тых домов, от которых она и получила свое название. Прежде эта улица была проведена искривленной линией от первого почтового дома (нынешний Мраморный дворец) и на­зывалась Троицкой; потом, застроенная деревянными домиками немецких мастеров, она называлась Немецкой и после Греческой.

Так обстроились смежные с дворцом места и открылась нынешняя обширная Дворцовая площадь, на ко­торой в царствование Екатерины II устраивались народные празд­ники, били фонтаны вина и на столах возлежали жареные быки. Вокруг всего дворца были поставлены железные жаровни.

По всем ули­цам, о которых мы говорили, также и по Литейному про­спекту, были окончены к тому времени генералом Бауэром подземные кирпичные трубы стока нечистот с общим наклоном их к Неве.

Летом 1766 г. на Дворцовой площади бы­ло дано театрализованное представление в специально построенном театре. Кару­сель была устроена по инициативе князя Н. И. Репнина. «Изо­бретатель и директор, —  как гласил рескрипт императрицы, —  показал не токмо талант своего знания в таковых экзерцициях и изобилие вкуса в пристойных нарядах и аллего­рических украшениях, заимствуемых от довольного сведения древней и новой истории, но и все оное распорядил и произ­вел самым действием до самой малейшей части сего увесе­ления без всякого помешательства, будучи и сам при том шефом кадрилии индийской. К неоспоримо в том должной его сиятельству справедливости, всемилостивейшая государыня, в знак своего к нему удовольствия, при милостивейших изображениях по окончании каруселя, пожаловать ему соизво­лила часы золотые и с цепочкой, осыпанные браллиантами, в четыре тысячи рублей».

Церемониймейстером карусели был гвардии Измайловского полка секунд-майор князь П. А. Голицын, от которого и были розданы билеты для входа в амфитеатр, начиная от знатнейших персон обоего пола, как для всех чинов военных и гражданских, так и для всех при­лично одетых. Карусель состояла из четырех «квадрилий»: славянской, римской, индийской и турецкой. Места для зрите­лей были расположены также по «квадрилиям»: так, с правой стороны от ложи Екатерины была славянская и римская, с левой — индийская и турецкая; напротив ложи императрицы - ложа наследника.

В день представления, в два часа пополудни, был дан сиг­нал из трех пушек с адмиралтейской крепости, чтобы дамы и кавалеры каждой «квадрили» собирались в назначенные им места. Первые две «квадрили», славянская и римская, собрались у Летнего дворца в поставленные на лугу шатры, индийская и турецкая собрались в приготовленных шатрах в Малой Морской. В четыре часа дан был второй сигнал, дабы дамы вступали на колесницы, кавалеры садились на лошадей, а зрители занимали свои места в амфитеатре. В половине пя­того был дан третий сигнал, по которому все четыре «квад­рили» вступили маршем в следующем порядке: славянской «квадрили» шефом был граф И. П. Салтыков, римской — граф  Г. Орлов,  индийской — князь  Н. И. Репнин  и  турец­кой —  граф А. Орлов. «Квадрили» разделились на две части и одновременно шли к амфитеатру. Народу по улицам было бес­численное множество, так как зрелище было редкое.

Когда «квад­рили» стали входить в амфитеатр, звук музыки поразил всех. Мелодия музыкальных инструментов оказалась до этого вре­мени неслыханной; все инструменты были сделаны на манер существовавших в глубокой древности.  При входе в амфи­театр «квадрили» остановились за ложей своих судей, вне барьера, и по данному сигналу начались «курсы», сперва дамские на колесницах, а потом кавалерийские на лошадях. Судьи запи­сывали  в таблицы  дам  и  кавалеров,  которые имели  успех и  неудачу,  как в  «ристаниях на коне»,  так  и в  «метании жавелотов». Потом «квадрили» сделали кругом амфи­театра марш и пошли перспективой до Летнего дворца к боль­шому крыльцу, где Екатерина, стоя на верхней баллюстраде крыльца, смотрела на шествие. И когда все они были вве­дены в большую залу обер-церемониймейстером, каждая из них знак своего народа подавала музыкой.

Главный судья фельд­маршал Миних со всеми судьями выступил из конференц-залы, вслед за ними были вынесены пажами на золотых под­носах богатые «прейсы» (призы), которые после речи фельд­маршала были розданы. Первый приз из богатой бриллиантовой подвески получила графиня Н. П. Чернышева. Второй приз, табакерку с бриллиантами ¾ А. В. Панина. Третий приз, перстень бриллиантовый ¾ графиня Е. А. Бутурлина. Из кавалеров  первый  приз  получил  князь  И. А. Шаховской — бриллиантовая пуговица и петлица на шляпу; второй ¾ полков­ник  Ребиндер: трость  с  бриллиантовым набалдашником;  третий получил граф Штейнбок — бриллиантовый перстень. Кавалеры — возни­цы дам ¾ получили: первый приз — Ферзен, поручик конной гвар­дии ¾ записную золотую книжку с финифтью; второй — А. Н. Шепотьев, табакерку золотую с финифтью; третий — граф Д. М. Матюшкин, готовальню золотую с финифтью и т. д. Судьями были граф Бутурлин, Нарышкин, князь Голицын, граф Па­нин и многие другие.

Вскоре было дано и второе представление с тем же церемониалом, которое закончилось представлением в Зимнем дворце оперы «Дидона». Победителем на второй карусели единогласно был признан граф Орлов, которому фельдмаршал Миних вручил первый приз и от себя тайно заготовленную лавровую ветвь. Дамы тоже каждая сняли со своей головы живые цветы и поднесли увенчанному победителю.

В ряду забав двора нередко бывали и святочные игры. Вот как описывает такие игры в день Рождества 1765 г. очевидец:

«Сперва, взявшись за ленту, все в круг стали, неко­торые ходили в кругу и других по рукам били. Как эта игра кончилась, стали опять все в круг, без ленты, уже по двое, один за другого гоняли третьего. После сего золото хо­ронили: «3аплетися, плетень» пели; по-русски плясали; польский, менуэты и контрдансы танцевали. Императрица во всех этих играх сама быть изволила и по-русски плясала вместе с Н. И. Паниным. Великий князь тоже очень много танцевал; во время этих увеселений вышли из внутренних государыниных покоев семь дам: это были в женском платье граф Г. Г. Орлов, граф А. С. Строганов, граф Н. А. Голо­вин. П. Б. Пассек, шталмейстер Л. А. Нарышкин, ка­мер-юнкеры: М. Е. Баскаков, князь А. М. Белосельский. На всех были кофты, юбки, чепчики; князь Белосельский был проще всех одет: он представлял гувернантку или маму и смотрел за прочими дамами. Ряженых посадили за круглый стол, поставили закуски, подносили пунш, и потом все плясали и шалили».

На больших собраниях Эрмитажа, которые начина­лись в седьмом часу и кончались в девять, императрица первая танцевала менуэт, но обычно открывал их великий князь «польским танцем» с одной из старейших придворных дам.

По словам иностранцев, в такие дни вся Дворцовая пло­щадь была запружена каретами и другими экипажами; толпы народа тоже многочисленными группами собирались поглядеть на прибывающих шестерней вельмож. Полиция исполняла свою обязанность при помощи палочных ударов, раздавае­мых налево и направо. На лестницах от толпы слуг до­ступ в покои делался почти невозможным. Глухой шум и говор в покоях стоял неумолкаемый, и только стихал он тогда, когда появлялась императрица, с уходом же ее опять все снова приходило в беспорядок и комнаты снова оглашались гулом громкого разговора на разных язы­ках. В екатерининское время пышность двора и разнообра­зие роскошных костюмов разных иностранцев приводила в изумление. Впечатлял блеск драгоценных камней и воинственный вид покрытых орденами мундиров.

Категория: ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА | Добавил: tineydgers | Теги: образовательный сайт, история Санкт-Петербурга, петербурговедение, достопримечательности Санкт-Петербу, как строили Петербург
Просмотров: 786 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0