Но отсветы стального багреца
Уже растут, пронзая дым зеленый
Над статуями Зимнего дворца
И стройной Александровской колонной.
Г. Иванов
В ряду лучших произведений зодчества XVIII столетия бесспорно первое место
занимает Зимний дворец, построенный Растрелли, как сказано в указе, «не
подрядом, а нарядом», при сотрудничестве «архитектургии гезеля» Федора Шанина и
ученика Николая Васильева.
Первый «зимний дом» был построен в 1711 г. для Петра I на берегу Зимней канавки.
В 1716
г. по проекту архитектора Г. Маттарнови на месте современного
Эрмитажного театра возводится второй Зимний дворец. В январе 1725 г. там умирал Петр I.
После бракосочетания герцога Голштинского с дочерью Петра
I, царевной Анной
Петровной, новобрачная чета поселилась в доме Апраксина, который был снят в
аренду за 3 тыс. рублей. После отъезда герцога Голштинского дом Апраксина
пустовал. Император Петр II
уже переехал в Москву, и домом воспользовалась лишь императрица Анна Иоанновна,
которая и превратила дом Апраксина в свой зимний дворец. «Государыня
императрица Анна Иоанновна по коронации своей из Москвы, — писал первый
историк Петербурга Богданов, — для прибытия в С.-Петербург изволила помянутый
дом Адмиралтейский занять под монарший свой дом».
После отъезда двора в Москву, вспоминает Екатерина II, улицы Петербурга пустели
и зарастали травой, «в городе почти не было карет». Во время путешествия
императрицы Елизаветы в Ревель «свита... была очень велика... Вследствие
чрезмерной жары, плохих ночевок и потому что часы отъезда, приезда и еды вовсе
не были определены», путешествие было очень тяжелым.
Дворцы елизаветинских времен, несмотря на их роскошь,
блеск и позолоту, были неудобны для жизни. В больших комнатах, коридорах, на
лестничных переходах гуляли сквозняки. Привыкшая к налаженному быту в немецких
родовых замках, где порядку, чистоте и удобству придавалось большое значение,
Екатерина заметила, что все это отсутствовало в быту двора. Дворцы были
деревянные, часто горели, многие, построенные из сырого дерева, разрушались.
Планировка во дворцах была неудобной для жизни. Тонкие деревянные перегородки
не спасали от шума и сквозняков. Фактически при дворе никто не имел постоянного
места. Императрица Елизавета Петровна располагалась всякий раз там, где ей в
данный момент хотелось, а затем расселяли остальных. Императрица к тому же
«постоянно меняла внутреннее расположение всего дворца», двери часто меняли
свои места, она никогда не выходила из своих покоев, пишет Екатерина, «без
того, чтобы не произвести какой-нибудь перемены, хотя бы только перенести ее
кровать с одного места комнаты на другое».
Екатерина II
очень страдала от неудобств елизаветинских дворцов. В 1748 г. ее поместили в теплую комнату только после того, как она заболела корью.
Комната, до этого служившая ей спальней, была подвержена сквознякам -
от большой приемной ее отделяла лишь тонкая дощатая перегородка, и все зимы,
когда Екатерина в ней спала, она страдала флюсами. Территории вокруг дворцов были запущенными, захламленными и
грязными. Так, в летнем деревянном дворце в Петербурге великокняжеские покои
выходили окнами на Фонтанку, «которая тогда была лишь грязным болотом», а
другие — «на гадкий узкий дворишко».
В Петербурге, пишет Екатерина, только один дом — принцессы Гессенской — «был отделан штофом, все другие имели или выбеленные стены, или
плохие обои, бумажные или набойчатые».
Зимний дворец в царствование императрицы Анны, расположен
был в виде неправильного квадрата в четыре этажа. Он занимал место, где при
Петре I находился
обширный дом графа Ф. М. Апраксина, после смерти которого, по завещанию,
достался Петру II.
Императрица Анна Иоанновна, возвратясь из Москвы с коронования,
остановилась в этом доме, ранее этого, в декабре 1720 г., приказав
гоф-интенданту Мошкову сделать к нему пристройки: церковь, четыре покоя для
кабинета, четыре для мыльни, три «для конфектных уборов» и т. д. Работы были
возложены на Д. Трезини, который и выполнил их в семь месяцев, и к осени все
было готово для принятия государыни. Императрица медлила, ожидала зимнего
пути, в январе выпал снег, и весь двор в трое суток прибыл из Москвы в
Петербург. Императрица, ступив на крыльцо адмиральского дома, навсегда
утвердила его дворцом русской столицы. Несмотря на сделанные пристройки,
адмиральские палаты не могли доставить всех удобств, каких требовал двор
императрицы. Крытые гонтом, тесные, они не заключали в себе ни одной порядочной
залы, где бы прилично можно было поместить императорский трон. Явилась
настоятельная потребность строить новый дворец, и в мае 1732 г. он был заложен и
окончен с внутренней отделкой к 1737
г. Для работ употребили почти все находившиеся в
Петербурге рабочие силы, даже с постройки Александро-Невского монастыря были
сняты каменщики и другие мастера.
Все здание вмещало в себя: церковь, тронную залу с
аванзалой, семьдесят разной величины покоев, и театр. Дворец первоначально
покрыт был гонтом; впоследствии, однако же, перекрыт железом, а весь гонт из
разобранной крыши императрица пожаловала на казармы Измайловского полка. Девяносто
печей согревало все здание; печи в среднем этаже положены были из живописных
изразцов и покоились на деревянных золоченых ножках. Осенью и зимой на
отопление дворца уходило много дров. Наружный вид здания был очень красивый.
Главных подъездов во дворце было два: один с набережной, а другой со двора;
подъезды были украшены каменными столбами и точеными балясами, с поручнями
столярной работы. Балконов было три: один на сторону Адмиралтейства, другой на
Неву, третий на луг. Лестницы на невский подъезд и невский балкон были сделаны
из белого камня; на крыше для стока воды проведены были желоба, которые
оканчивались двадцатью восемью большими медными драконами. На фронтисписе две
лежащие деревянные фигуры держали щит с вензелем императрицы; фронтиспис был
весь вызолочен.
Комнаты были расположены в следующем порядке: на средних
этажах главного корпуса помещались парадные покои с разделяющей их темной
галереей, которая примыкала к зале. Из этой залы, через небольшой кабинет, был
ход в большую залу; к ней от угла примыкали четыре малых покоя, или кабинета;
из большой залы был ход в аванзалу. К последней вела лестница, проведенная с
внутреннего и невского подъездов. Аванзала была отделена глухой стеной; при ней
стояла резная пирамида с фарфоровой посудой, называемая буфетом. У лестницы,
что вела к аванзале, была церковь. В луговой стороне здания находился небольшой
театр. На нижнем этаже, кроме кухонь, сеней, галерей и лестниц, было пятнадцать
комнат; из них в двух некоторое время помещалась камер-цалмейстерская контора,
в четырех гоф-интендантская, а три назначены были для караульных и дежурных.
На верхнем этаже распологались двадцать четыре жилые комнаты. Всех окон в
главном среднем этаже было 180, в нижнем 111 и в верхнем 116; во всем дворце
дверей было 130, в среднем этаже все из дуба.
В большой зале стоял резной трон; к нему вели шесть
ступенек, разделенных уступом, или площадкой; балдахин на четырех точеных
колоннах «композического» ордена; на других четырех точеных колоннах хоры для
музыкантов, с точеной же баллюстрадой. Пятьдесят четыре резные пилястра поддерживали
потолок, или, вернее, один целый великолепный плафон, написанный Л. Караваком
при сотрудничестве девяти живописцев и двадцати двух учеников, маляров и
московских «списателей» икон. На цепях, обернутых гарусом и усыпанных медными
золочеными яблоками, висело огромное паникадило. В 1737 г. оно упало, но вскоре
его опять укрепили на месте. Между окон расставлены были двадцать четыре
кронштейна с подсвечниками; «уборный пол» сложен был из четырехсот дубовых штук
с трехцветной посередине звездой. В окнах и некоторых дверях были вставлены
зеркальные стекла, присланные из Франции. Аванзала была также украшена пилястрами,
штучными полами, зеркальными окнами и плафоном работы того же Каравака. У
стены, отделявшей новый зимний дом от адмиральских палат, возвышалась, как мы
уже сказали, резная с позолотой пирамида; на ней симметрично расположена была
фарфоровая и металлическая дорогая посуда. Из остальных комнат только галерея
была украшена двенадцатью картинами и двенадцатью барельефами, шестью хрустальными
люстрами с такими же двенадцатью кронштейнами с подсвечниками и резными
головками и фигурами с яркой позолотой, как их называет Растрелли — «мушкарами
и купидами». По исполнению этой кудрявой резной работы заслуживают похвалу
имена следующих мастеров этого дела: Сен-Лоран с сыном, Соломон Цельбрехт,
столяр Мишель и штукатурной композиции или лепной работы Александр Мартели.
Прочие комнаты дворца были украшены белеными панелями и
обоями; где не было паркета, там положены полы дубовые и сосновые. Лестницы
были из полированной плиты с точеными
поручнями, украшенные статуями;
пол в сенях
из мрамора и потолки отделаны лепной работой. Театр в здании дворца был
довольно обширен и отоплялся десятью печами. Рисунок театра составлял тоже
Растрелли, но исполнял по этому рисунку, а также писал декорации и строил
машины «комедияльных дел мастер» итальянец Диронбон, или, вернее, Джироламо
Бон. Во время игры в театре
передвигали декорации сорок
солдат. Нет сомнения, что этот
зимний придворный «Театр-комедия» находился в особом флигеле, отделенном от адмиралтейского тремя
проходными покоями и светлой галереей. В 1742 г. он был значительно распространен и
назывался то «Комеди опера», то «Оперным домом». Елизавета, как известно, положила
первое прочное основание русскому театру и множество мелочных театральных
удобств придумывала сама лично. Чертежи, впрочем, составлял Растрелли, и уже
по ним исполняли Валериани и Джибелли. Так, находясь в Москве в 1749 г., Елизавета приказала
Растрелли, чтобы возле большой царской ложи «сделать решетку отворчатую, чтобы
можно было отворять и растворять, и вызолотить, да для теплоты камин, по
препорции, с закрышкой трубы». В 1750 г. императрица
приказала Растрелли сделать вновь небольшой переносный театр, который бы можно
вносить и выносить в скорости в проходные залы. Представления во времена
Елизаветы происходили в неопределенное время, по предварительному назначению
государыни, иногда за две недели вперед, а иногда указано было представлять
комедии и «тражедии» два раза в неделю —
каждый вторник и пятницу, а действовать начинать в семь часов
пополудни.
В Анненском зимнем
доме до постройки и даже в первые годы работ нового
дворца Растрелли ежегодно в день коронации устраивал в большой зале и галерее
фонтаны, «кашкады, банкетные столы» и украшал стены великолепными огнями. Здесь
же праздновались дни «вечного замирения с короной шведской в 1743 г.» и по случаю
бракосочетания государя наследника с великой княгиней Екатериной Алексеевной в 1745 г. Последнее было великолепнее
всех других торжеств ее царствования.
Для фонтанов выкопали особые из Невы каналы; устроили огромные
бассейны, шестнадцать лошадей поднимали в них воду; для каскадов сходы и другие
украшения расписали под мрамор; шесть тысяч шкаликов освещали большую залу; на
лугу и у дворца для народа поставлены были крашеные пирамиды и били фонтаны из
меда и других напитков.
Пристройки и переделки к Зимнему дворцу не могли,
все-таки, сообщить зданию удобств; притом же самая странность вида дворца,
примыкающего одной стороной к Адмиралтейству и с противоположной стороны к
ветхим палатам Рагузинских, не могла нравиться императрице. От ворот по правую
руку с луговой стороны местность представляла пестрый, грязный, недостойный
места вид: длинный ряд деревянных построек, сараи, конюшни — все это некрасиво,
кое-как лепилось в виду дворца.
Наконец, в 1754
г. императрица решилась заложить новое здание, сказав,
что «до окончания переделок будет жить в Летнем новом доме», приказав строить
временный дворец на порожнем месте бывшего Гостиного двора, на каменных
погребах (у Зеленого моста). В июле начали бить сваи под новый дворец. Нева
усеялась множеством барок, и на всем пространстве, от дворца и Мойки рассыпались
шалаши рабочих. В «Ведомостях» появилась публикация о вызове к поставке 140 000
бочек извести свинорецкой и сяжской, а затем и других материалов; постройка шла
медленно. Для работников не могли найти крова, рабочие жили в шалашах и
землянках на лугу или в отдаленных частях города. Лучших мастеров с трудом
разместили в казенных домах на Крюйсовом дворе, в Мусин-Пушкинском, Панинском
и т. д. Несмотря ни на какие усилия, Растрелли не мог выполнить приказания
императрицы насчет поспешного окончания работ. Первой остановкой работ была
невыдача денег рабочим, так, вместо 120 000 отпускали в год 70 000 или 40 000.
Растрелли от огорчения заболел; больной он, однако же, не переставал
действовать; предписания и рапорты подписывал за него бывший при нем помощник
Фельтен.
К осени 1761
г., согласно обещанию Растрелли, императорский Зимний
дворец был окончен вчерне. Елизавета изъявила желание обозреть работы, для чего
приказала Растрелли «очистить место, где будет стоять карета для приезда к
дворцу», и затем сделать подъемный стул и тот покой, где будет стул, обить
бумажными обоями. На Святой неделе она посетила свой новый дворец, осталась
всем довольна и изъявила желание видеть поскорей свои покои законченными.
Растрелли просил только о правильном отпуске денежных сумм и обещал закончить
в сентябре 1762 г.
Но время шло только в переписках, и Растрелли денег не получал. В ноябре
государыня приказала, чтобы большая церковь непременно была готова для
освящения к апрелю 1762 г.
и к освящению исправлено пять-шесть покоев, где бы полы были гладкие, столярной
работы, без клея, а панели и коробки выкрашены были под золото. Растрелли приказал
исправить подъемный стул и покой, где он находился, каждую неделю делать пробу,
а от стула в другие покои настлать дорогу. Но императрица не только была
лишена удовольствия видеть оконченным лучший архитектурный памятник ее
времени, но и присутствовать при освящении большой церкви. В декабре 1761 г. Елизавета Петровна
внезапно скончалась.
Зимний дворец стал обитаем с воцарением императора Петра
III ¾ он первый поселился в нем в
апреле 1762 г.
накануне Пасхи. Дворец собственно не был толком готов для жилья. Вся площадь
перед ним была загромождена разными сараями и лачужками, в которых жили
мастеровые. Кроме того, здесь же лежали целые горы мусора, щебня, кирпича, так
что подъехать к дворцу не было возможности. Генерал-аншеф барон Корф,
исполнявший тогда должность генерал-полицмейстера в Петербурге, предложил
императору, чтобы очистить площадь от хлама, отдать всю эту рухлядь бедным
жителям города. Императору понравилось это предложение, и он приказал
немедленно объявить, что отдает все это народу. Не успело пройти и двух часов,
как со всех сторон и со всех улиц бежали и ехали целые тысячи народа, всякий
спешил ломать и тащить домой что ни попадется. Площадь, по рассказам современников,
представляла зрелище довольно любопытное. Император долго не мог оторваться от
окон, глядя, как народ рвал и тащил все. К вечеру от несметного количества
хижин, лачужек, шалашей и т. д. не осталось ни бревнышка, ни одной дощечки, все
было свезено и очищено, и даже на щебень и мусор нашлись охотники. Не успели
еще площадь хорошо очистить, как Петр III уже переехал в новый дворец, где занял часть фасада,
выходящего окнами на площадь и угол Миллионной. Эти апартаменты известны были
потом под названием комнат короля прусского.
Переезд императора не отличался никаким особенным
церемониалом; покои, которые он занял, отделывал для него известный в то время
ученик Растрелли, архитектор Чевакинский. Штучные полы и живописные плафоны для
этих комнат были выписаны из Италии. Спальней Петра была угловая комната на
площадь, рядом с ней помещалась его библиотека. Он приказал также над подъездом
устроить шатер (фонарчик) и в нем отделать себе кабинет; отделка последнего
обошлась в 3643 рубля. Императрица Екатерина заняла комнаты императрицы Марии
Федоровны.
В день переезда императорской фамилии в Зимний дворец, в
страстную субботу, была освящена придворная соборная церковь Новгородским
архиепископом Дмитрием Сеченовым во имя Воскресения Господня. Позднее, в 1763 г., при перенесении в
церковь древнего образа Христа Спасителя на убрусе, по воле Екатерины II храм был вновь освящен в
июле Гавриилом, архиепископом Петербургским и Шлиссельбургским, во имя Спаса
Нерукотворного образа.
Дальнейшие работы
над дворцом продолжались весь XVIII в. — то во
дворце перестраивались залы, то достраивался первоначальный Эрмитаж,
то через Зимнюю канавку
Кваренги перекидывал свою галерею; словом,
строительная работа во дворце
во время царствования Екатерины II не прекращалась.
Со вступлением на престол Павла I работы в Зимнем дворце прекратились.
Павел избрал своей резиденцией строившийся Михайловский замок. Александр I вернулся в Зимний дворец,
который официально и оставался местопребыванием
русских царей, что, между
прочим, свидетельствовалось поднятым
над дворцом штандартом.
Штандарт оставался поднятым и тогда, когда цари, как например, Александр
III, жили в Аничковом
дворце, а Николай II —
в Царском Селе.
Ныне существующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 г.
«Здание каменного Зимнего дворца... строится для одной славы всероссийской», — писал о своем произведении Растрелли.
Как по своему расположению, так и по необычным размерам и
высоте дворец господствовал над окружающим его пространством. Он был рассчитан
на обозрение со всех четырех сторон: со стороны Дворцовой площади, Адмиралтейства,
набережной Невы и с восточной стороны, где дворец вскоре был закрыт зданиями
Эрмитажа.
Эрмитаж ¾ художественный и историко-культурный музей в
Петербурге. Образован в XVIII в. на основе дворцовых коллекций, был открыт для
публичного обозрения в 1852 г.
Ныне занимает пять зданий. В нем собраны памятники первобытной и античной
культуры (особенно ценны скифские и др. археологические памятники Сев.
Причерноморья), собрание памятников искусства народов Востока (изделия из
золота, серебра, бронзы, ковры, оружие и др.), картины Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Тициана, Веласкеса и др., собрание голландской и фламандской живописи XVII в. — картины Рембрандта, Ван-Дейка и др. В 1941 г. образован отдел
истории русской культуры с памятниками от VIII-IX вв. до XIX в.
Ясность прямоугольного плана дворца, четкое расположение
помещений внутри него сочетались с необычайным разнообразием, пышностью и богатством
его наружной и внутренней отделки. Нас поражает смелое распределение архитектурных
масс, сложный ритм разнообразно сгруппированных, стройных белых колонн,
установленных в два яруса с как бы уходящими над ними в небо статуями и вазами.
Разнообразие впечатлений, которое Зимний дворец
производит с разных точек зрения, зависит не только от композиции архитектурных
масс и расстановки колонн. В декоративном убранстве фасадов выдумка зодчего
неисчерпаема.
Бесчисленны формы наличников, обрамляющих окна дворца, со
включенными в композицию головками или львиными масками, раковинами и причудливыми
завитками. Разорванные фронтоны, украшенные лепкой, изобилие статуй и ваз,
мощные линии сложно профилированных карнизов, нарядная трехцветная раскраска
создают впечатление необычайной торжественности и праздничности.
Восточный фасад дворца очень скоро оказался скрытым так
называемым Малым Эрмитажем ¾ небольшим зданием, построенным между Невой и Миллионной
в 1764—1767 гг. Эрмитажами (в переводе с
французского «пустынь», т. е. жилище отшельника) стали называть в XVIII в. типичные для придворного быта
небольшие уединенные павильоны.
Поныне существует Эрмитаж, построенный при Петре I архитектором Ж.-Б. Леблоном в Нижнем саду
Петродворца, и Эрмитаж, выстроенный С. И. Чевакинским и Растрелли невдалеке от
Екатерининского дворца в Царском Селе.
* * *
С переездом Екатерины II в Зимний дворец смежные с дворцом улицы и площади стали
украшаться и отстраиваться. Царицын луг был обращен в огромный сад с множеством
беседок для государыни и отдельных домиков и кухонь, в которых гуляющие могли
готовить себе кушанье. Вслед за этим стали обустраивать Адмиралтейскую
площадь. В это время половина места по Невскому, от Зеленого моста до Малой
Морской, после сломки бывшего тут дворца была подарена императрицей обер-полицмейстеру
Чичерину, и им уже выстроен дом (Елисеева). Другая половина, от Большой Морской
до Малой Морской, оставалась незастроенной до 1804 г. С другой стороны
дворца к Неве, берег которой был укреплен деревянным парапетом, начатое еще в 1754 г. строение гранитной
набережной шло к окончанию. Для гранитной набережной вбивали под водой сваи,
сплошь одна возле другой, на три сажени в ширину; на них клали ростверк, потом
фундамент из пудовской плиты, а верх одевали гранитом на одну сажень выше самой
высокой воды.
Общая длина набережной к 1788 г. была три версты. В
это же время принялись за еще одну пристройку. Нужно было маскировать конец
Невского, выходившего к Адмиралтейству: дома были построены фасадом на
проспект, следовательно, все надворные строения оказались в стороне, ближайшей
к дворцу, так что из окон императрицы открывался самый некрасивый вид. Она
приказала строить полукруглый дворец из трех соединенных домов, с тремя
воротами, над которыми поддерживались двумя мраморными колоннами портики. Одна
часть этого колоссального здания была подарена графу Брюсу, который был тогда
петербургским губернатором; другая отдана была флигель-адъютанту Ланскому,
после смерти последнего постройка снова была куплена императрицей; впоследствии
эта часть принадлежала Кушелеву, а после смерти его поступила к князю
Волконскому. Большой Миллионной в это время было дано новое направление, и
начаты постройки богатых домов, от которых она и получила свое название.
Прежде эта улица была проведена искривленной линией от первого почтового дома
(нынешний Мраморный дворец) и называлась Троицкой; потом, застроенная
деревянными домиками немецких мастеров, она называлась Немецкой и после
Греческой.
Так обстроились смежные с дворцом места и открылась
нынешняя обширная Дворцовая площадь, на которой в царствование Екатерины II устраивались народные
праздники, били фонтаны вина и на столах возлежали жареные быки. Вокруг всего
дворца были поставлены железные жаровни.
По всем улицам, о которых мы говорили, также и по
Литейному проспекту, были окончены к тому времени генералом Бауэром подземные
кирпичные трубы стока нечистот с общим наклоном их к Неве.
Летом 1766
г. на Дворцовой площади было дано театрализованное
представление в специально построенном театре. Карусель была устроена по
инициативе князя Н. И. Репнина. «Изобретатель и директор, — как гласил рескрипт императрицы, — показал не токмо талант своего знания в
таковых экзерцициях и изобилие вкуса в пристойных нарядах и аллегорических
украшениях, заимствуемых от довольного сведения древней и новой истории, но и
все оное распорядил и произвел самым действием до самой малейшей части сего
увеселения без всякого помешательства, будучи и сам при том шефом кадрилии
индийской. К неоспоримо в том должной его сиятельству справедливости,
всемилостивейшая государыня, в знак своего к нему удовольствия, при
милостивейших изображениях по окончании каруселя, пожаловать ему соизволила
часы золотые и с цепочкой, осыпанные браллиантами, в четыре тысячи рублей».
Церемониймейстером карусели был гвардии Измайловского
полка секунд-майор князь П. А. Голицын, от которого и были розданы билеты для
входа в амфитеатр, начиная от знатнейших персон обоего пола, как для всех чинов
военных и гражданских, так и для всех прилично одетых. Карусель состояла из
четырех «квадрилий»: славянской, римской, индийской и турецкой. Места для зрителей
были расположены также по «квадрилиям»: так, с правой стороны от ложи Екатерины
была славянская и римская, с левой — индийская и турецкая; напротив ложи
императрицы - ложа наследника.
В день представления, в два часа пополудни, был дан сигнал
из трех пушек с адмиралтейской крепости, чтобы дамы и кавалеры каждой
«квадрили» собирались в назначенные им места. Первые две «квадрили», славянская
и римская, собрались у Летнего дворца в поставленные на лугу шатры, индийская и
турецкая собрались в приготовленных шатрах в Малой Морской. В четыре часа дан
был второй сигнал, дабы дамы вступали на колесницы, кавалеры садились на
лошадей, а зрители занимали свои места в амфитеатре. В половине пятого был дан
третий сигнал, по которому все четыре «квадрили» вступили маршем в следующем
порядке: славянской «квадрили» шефом был граф И. П. Салтыков, римской —
граф Г. Орлов, индийской — князь Н. И. Репнин
и турецкой — граф А. Орлов. «Квадрили» разделились на две
части и одновременно шли к амфитеатру. Народу по улицам было бесчисленное
множество, так как зрелище было редкое.
Когда «квадрили» стали входить в амфитеатр, звук музыки
поразил всех. Мелодия музыкальных инструментов оказалась до этого времени
неслыханной; все инструменты были сделаны на манер существовавших в глубокой
древности. При входе в амфитеатр
«квадрили» остановились за ложей своих судей, вне барьера, и по данному сигналу
начались «курсы», сперва дамские на колесницах, а потом кавалерийские на
лошадях. Судьи записывали в
таблицы дам и
кавалеров, которые имели успех и
неудачу, как в «ристаниях на коне», так и
в «метании жавелотов». Потом «квадрили»
сделали кругом амфитеатра марш и пошли перспективой до Летнего дворца к большому
крыльцу, где Екатерина, стоя на верхней баллюстраде крыльца, смотрела на
шествие. И когда все они были введены в большую залу обер-церемониймейстером,
каждая из них знак своего народа подавала музыкой.
Главный судья фельдмаршал Миних со всеми судьями
выступил из конференц-залы, вслед за ними были вынесены пажами на золотых подносах
богатые «прейсы» (призы), которые после речи фельдмаршала были розданы. Первый
приз из богатой бриллиантовой подвески получила графиня Н. П. Чернышева. Второй
приз, табакерку с бриллиантами ¾ А. В. Панина. Третий приз, перстень бриллиантовый ¾
графиня Е. А. Бутурлина. Из кавалеров
первый приз получил
князь И. А. Шаховской —
бриллиантовая пуговица и петлица на шляпу; второй ¾ полковник Ребиндер: трость с
бриллиантовым набалдашником;
третий получил граф Штейнбок — бриллиантовый перстень. Кавалеры — возницы
дам ¾
получили: первый приз — Ферзен, поручик конной гвардии ¾ записную золотую книжку с
финифтью; второй — А. Н. Шепотьев, табакерку золотую с финифтью; третий — граф
Д. М. Матюшкин, готовальню золотую с финифтью и т. д. Судьями были граф
Бутурлин, Нарышкин, князь Голицын, граф Панин и многие другие.
Вскоре было дано и второе представление с тем же
церемониалом, которое закончилось представлением в Зимнем дворце оперы
«Дидона». Победителем на второй карусели единогласно был признан граф Орлов,
которому фельдмаршал Миних вручил первый приз и от себя тайно заготовленную
лавровую ветвь. Дамы тоже каждая сняли со своей головы живые цветы и поднесли
увенчанному победителю.
В ряду забав двора нередко бывали и святочные игры. Вот
как описывает такие игры в день Рождества 1765 г. очевидец:
«Сперва, взявшись за ленту, все в круг стали, некоторые
ходили в кругу и других по рукам били. Как эта игра кончилась, стали опять все
в круг, без ленты, уже по двое, один за другого гоняли третьего. После сего
золото хоронили: «3аплетися, плетень» пели; по-русски плясали; польский,
менуэты и контрдансы танцевали. Императрица во всех этих играх сама быть
изволила и по-русски плясала вместе с Н. И. Паниным. Великий князь тоже очень
много танцевал; во время этих увеселений вышли из внутренних государыниных
покоев семь дам: это были в женском платье граф Г. Г. Орлов, граф А. С.
Строганов, граф Н. А. Головин. П. Б. Пассек, шталмейстер Л. А. Нарышкин, камер-юнкеры:
М. Е. Баскаков, князь А. М. Белосельский. На всех были кофты, юбки, чепчики;
князь Белосельский был проще всех одет: он представлял гувернантку или маму и
смотрел за прочими дамами. Ряженых посадили за круглый стол, поставили закуски,
подносили пунш, и потом все плясали и шалили».
На больших собраниях Эрмитажа, которые начинались в
седьмом часу и кончались в девять, императрица первая танцевала менуэт, но
обычно открывал их великий князь «польским танцем» с одной из старейших
придворных дам.
… По словам иностранцев, в такие дни вся
Дворцовая площадь была запружена каретами и другими экипажами; толпы народа
тоже многочисленными группами собирались поглядеть на прибывающих шестерней
вельмож. Полиция исполняла свою обязанность при помощи палочных ударов,
раздаваемых налево и направо. На лестницах от толпы слуг доступ в покои
делался почти невозможным. Глухой шум и говор в покоях стоял неумолкаемый, и
только стихал он тогда, когда появлялась императрица, с уходом же ее опять все
снова приходило в беспорядок и комнаты снова оглашались гулом громкого разговора
на разных языках. В екатерининское время пышность двора и разнообразие
роскошных костюмов разных иностранцев приводила в изумление. Впечатлял блеск
драгоценных камней и воинственный вид покрытых орденами мундиров.
|