Цель: 1. Закрепить знания по композиции декоративной
росписи.
2. Совершенствовать приемы работы различными видами мазков
петриковской росписи; развивать цветовое ощущение; глазомер, образное
мышление.
3. Воспитывать чувство ответственности, взаимопонимания
в коллективе, взаимоуважения, стремления к совместному результату.
Оборудование: материалы: краски (гуашь, акварель),
кисти, ножницы, тонированная основа или белая бумага формата А1, клей, альбом
с шаблонами;
зрительный ряд: образцы композиций мастеров
петриковской росписи;
литературный ряд: загадки;
музыкальный ряд: украинские народные песни.
Ход урока
(. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Как возникло ДПИ?
— Продолжите классификацию ДПИ (в альбоме с шаблонами)
по практическому назначению, характеру исполнения, материалам изготовления.
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
Для создания декоративных композиций необходимо знать
их элементы. Разгадав загадки, вы узнаете, что может быть изображено.
1. Носит красный гребешок
Славный Петя —
(Петух)
2. Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился к небу, улетел!
(Бабочка)
3. Живет в краях он жарких,
У нас — ...
Так в зоопарке.
Он спесив, он хвастлив,
Оттого что хвост красив.
Хвостом любуется он сам,
Хвост он показывает нам.
(Павлин)
4. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Ребятишки и медведи.
(Малина)
5. Был крупинкой золотой —
Стал зеленою стрелой.
Солнце жаркое светило,
Ту стрелу раззолотило.
(Колос)
6. Белая корзинка,
Золотое донце
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
7. Эй, звоночек,
Синий цвет, —
С языком,
А звону нет!
(Колокольчик)
8. Встало солнышко на ножке.
Жаль, что желтые лучи
У него не горячи.
(Подсолнух)
IV. Объявление темы урока
Сегодня мы создадим декоративную композицию по мотивам
петриковской росписи «Волшебная птица».
V. Изучение нового материала.
Слово учителя.
Природные явления и реальные формы вдохновляют мастеров
петриковской росписи на создание красочных декоративных композиций. Большая
роль отводится и народным традициям, верованиям, мировоззрению украинского
народа. Но взаимодействие животного и растительного мира является
главенствующим. Мотивы садовых и луговых цветов, ягод калины, малины, винограда
органично сливаются с фантастическими птицами, прообразами которых являются
павлины, голуби, петухи. Эмоциональный образ решается при помощи цвета, абриса
элементов, что подчеркивает принадлежность этого образа к добрым или злым
силам. (Демонстрация работ известных мастеров петриковской росписи И.
Пилипенко. «Луковички, гроздья и горошек» и Г. Павленко-Чер-ниченко. «Голубые
цветы и птицы».) Представленные композиции достаточно просты и поняты:
расположением элементов подчеркивается прямоугольная форма, ограниченная
цветовая гамма, отсутствуют мелкие детали, большинство элементов выполнены
плавными свободными мазками разных размеров. Это придает композициям
лиричности.
VI. Практическая работа
Создание композиции «Волшебная птица».
В зависимости от количества учащихся учитель может подготовить
не одну основу, а две и поделить детей на группы. В группе дети сами определяют
объем работы и функции каждого ученика.
Учащиеся могут использовать шаблон птицы или ее
отдельные элементы для своей композиции и работать красками прямо на ней или
перенести рисунок на альбомный лист, а затем вырезать (в случае, если они
решат выполнить двух птиц). Цветы и листья дети выполняют нанося мазки на уже
нарисованные общие силуэты этих элементов. Подготовив все элементы и разместив
их на основном листе, учащиеся приклеивают и завершают всю композицию.
Перед началом работы учитель акцентирует внимание учащихся
на основных этапах выполнения композиции. Проводит инструктаж по правилам
работы с ножницами.
Этапы выполнения работы.
1) Определите основные элементы композиции: их размер,
цвет и размещение на основном формате и технические приемы выполнения этих
элементов.
2) Определите, от каких природных форм вы будете
отталкиваться, создавая художественные образы удивительных цветов, сказочных
птиц, красочных бабочек.
3) Не забудьте о мелких элементах, которые смогут
заполнить свободное место и связать композицию в единое целое.
В процессе работы учитель оказывает помощь в создании
композиции, корректирует совместную деятельность учащихся.
VII. Завершение урока
Демонстрация коллективных работ. Задание на следующий
урок: принести цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти. |