Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 17:08:35
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ
06.12.2010, 13:05:36

Привычка к черновику далеко не всем кажется естественной, привычка делать домашнее задание — тоже. В конце прошлой статьи мы задали на дом написать черновик сочинения по плану, который составили на уроке. И пообещали, что потратим следующие два урока на то, чтобы переписать черновик набело в диковинную тетрадку: в клеточку, повёрнутую поперёк и с огромными, на треть страницы, полями. Писать будем через строчку (это обычно очень нравится всем, потому что зрительно увеличивает объём работы), аккуратно, разборчиво, крупно.

О последнем речи ещё не было, поэтому поясню. Мелкий почерк редко бывает разборчивым. Причём сам пишущий разбирает "мелкий” текст так же плохо, как и посторонний читатель (то есть мы с вами). Часто к этой уловке прибегают самые безграмотные ученики: они словно нарочно прячут свои ошибки в мелкие невнятные каракули. От этого ошибок, понятное дело, меньше не становится. А вот если приказным порядком увеличить размер букв (потребуешь 0,5 см — возможно, получишь хотя бы 0,3), ошибки резко убывают. Всё-таки "чеВо” или "дОвать” бросаются в глаза и безграмотным.

Разборчивость и аккуратность в данном случае нужны уже на стадии черновика, потому что в процессе переписки каждый имеет право задавать учителю вопросы (о технической стороне чуть позже), но учитель должен без труда понимать написанное.

А если нет черновика? (Ну в самом деле: что ж его писать, если впереди целых два урока?) Пожалуйста, пиши, но помни: со звонком работы отбираются.

Ещё два замечания. Предупреждаем: работа без цитат недействительна, но и объём цитат ограничен — не более 1/4 текста сочинения. Потом все вместе (учитель — на доске) оформляем заголовок работы. Число. Сочинение. Тема — без кавычек! И никаких "тема”, "на тему” и проч. Рассказываю "страшилку”: на оформлении темы можно набрать до трёх пунктуационных ошибок! Поэтому не усложняйте. В скобках "расширение”: по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Отступаем строчку и пишем с красной строки. Кстати, про абзацы и дальше не забываем. Новая мысль — новый абзац.

Вопросы, которые возникнут у ребят при написании черновика, естественны и бесконечны. Для того чтобы в классе сохранялась рабочая обстановка, мы уговариваемся с самого начала: каждый получит свою порцию внимания. Два урока учитель будет ходить по рядам, не останавливаясь, не отвлекаясь. И каждому в его очередь станет помогать изо всех сил. Читать корявые фразы и тут же их править. Придумывать удобный переход от пункта "а” к пункту "б” нашего плана. Подсказывать, как бы по-русски выразить нечто невразумительное ("полумычанье, полубред”), что автор сочинения понимает, но не может высказать словами. Такая у нас работа: понять это невыразимое и подобрать на ходу слова. А заодно мимоходом заметить, что там не так с орфографией и пунктуацией. Всех ошибок, конечно, не исправим, но хоть что-то... И так далее. Попробуйте — увидите, как много помощи от вас потребуют ваши сочинители.

На протяжении этих уроков действует жёсткое правило: никто не задаёт вопросов вслух, не поднимает рук и вообще никак не пытается привлечь к себе учительское внимание. Подойдёт твоя очередь — всё внимание будет твоим. А пока не подошла — терпи. Если боишься забыть, что собирался спрашивать, поставь на полях черновика большой вопросительный знак и подчеркни трудное место. Что, нет полей в черновике? А как вообще можно что-то писать без полей? (Но об этом мы уже говорили.) Оставь место для сомнительной фразы, пиши дальше, просто жди, в конце концов…

Это очень тяжёлая работа. Зато "конечный продукт” получается вполне приличным и вдохновляет ребят на новые подвиги. Самое же удивительное, что все работы оказываются в итоге совершенно разными, как будто и не писались по одному плану. Эту загадку я разрешить не берусь.

Следующее "большое” сочинение (по «Горю от ума») они будут писать уже по своему плану. Конечно, с черновиком. Создавать его можно двумя разными способами. Можно действовать так же, как в прошлый раз, только вместо доски нужно использовать какие-нибудь листочки, сложенные пополам: с одной стороны — ворох мыслей, с другой — план. Советоваться о плане, конечно, можно. Это путь "непишущих”, надёжный и ясный.

А можно сесть и написать то, что вдруг родится "на кончике пера”, постепенно погружаясь в тему, как в транс. Пожалуйста, гуляйте себе на здоровье по вашему поэтическому карнизу. Но только с полями! А вот когда прогулка закончится и на черновике появится нечто, надо взять карандаш и такой же, как у "непишущих”, сложенный пополам листок. Карандашом в тексте разметить осмысленные фрагменты, пронумеровать их и составить на одной половине листа краткий перечень наличных идей, а на второй — логичный план; если чего в черновике не хватает — дописать. Второе сочинение я обычно обсуждаю с каждым лично, составив график (по 15 минут на человека), но для этого, конечно, надо иметь организационные возможности…

P.S. И всё-таки "пишущих” учить такому сочинению гораздо труднее.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 739 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0