Привычка к черновику далеко не всем
кажется естественной, привычка делать домашнее задание — тоже. В конце
прошлой статьи мы задали на дом написать черновик сочинения по плану,
который составили на уроке. И пообещали, что потратим следующие два
урока на то, чтобы переписать черновик набело в диковинную тетрадку: в
клеточку, повёрнутую поперёк и с огромными, на треть страницы, полями.
Писать будем через строчку (это обычно очень нравится всем, потому что
зрительно увеличивает объём работы), аккуратно, разборчиво, крупно.
О последнем речи ещё не было, поэтому поясню. Мелкий почерк редко
бывает разборчивым. Причём сам пишущий разбирает "мелкий” текст так же
плохо, как и посторонний читатель (то есть мы с вами). Часто к этой
уловке прибегают самые безграмотные ученики: они словно нарочно прячут
свои ошибки в мелкие невнятные каракули. От этого ошибок, понятное дело,
меньше не становится. А вот если приказным порядком увеличить размер
букв (потребуешь 0,5 см — возможно, получишь хотя бы 0,3), ошибки резко
убывают. Всё-таки "чеВо” или "дОвать” бросаются в глаза и безграмотным.
Разборчивость и аккуратность в данном случае нужны уже на стадии
черновика, потому что в процессе переписки каждый имеет право задавать
учителю вопросы (о технической стороне чуть позже), но учитель должен
без труда понимать написанное.
А если нет черновика? (Ну в самом деле: что ж его писать, если
впереди целых два урока?) Пожалуйста, пиши, но помни: со звонком работы
отбираются.
Ещё два замечания. Предупреждаем: работа без цитат недействительна,
но и объём цитат ограничен — не более 1/4 текста сочинения. Потом все
вместе (учитель — на доске) оформляем заголовок работы. Число.
Сочинение. Тема — без кавычек! И никаких "тема”, "на тему” и проч.
Рассказываю "страшилку”: на оформлении темы можно набрать до трёх
пунктуационных ошибок! Поэтому не усложняйте. В скобках "расширение”: по
комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Отступаем строчку и пишем с красной
строки. Кстати, про абзацы и дальше не забываем. Новая мысль — новый
абзац.
Вопросы, которые возникнут у ребят при написании черновика,
естественны и бесконечны. Для того чтобы в классе сохранялась рабочая
обстановка, мы уговариваемся с самого начала: каждый получит свою порцию
внимания. Два урока учитель будет ходить по рядам, не останавливаясь,
не отвлекаясь. И каждому в его очередь станет помогать изо всех сил.
Читать корявые фразы и тут же их править. Придумывать удобный переход от
пункта "а” к пункту "б” нашего плана. Подсказывать, как бы по-русски
выразить нечто невразумительное ("полумычанье, полубред”), что автор
сочинения понимает, но не может высказать словами. Такая у нас работа:
понять это невыразимое и подобрать на ходу слова. А заодно мимоходом
заметить, что там не так с орфографией и пунктуацией. Всех ошибок,
конечно, не исправим, но хоть что-то... И так далее. Попробуйте —
увидите, как много помощи от вас потребуют ваши сочинители.
На протяжении этих уроков действует жёсткое правило: никто не задаёт
вопросов вслух, не поднимает рук и вообще никак не пытается привлечь к
себе учительское внимание. Подойдёт твоя очередь — всё внимание будет
твоим. А пока не подошла — терпи. Если боишься забыть, что собирался
спрашивать, поставь на полях черновика большой вопросительный знак и
подчеркни трудное место. Что, нет полей в черновике? А как вообще можно
что-то писать без полей? (Но об этом мы уже говорили.) Оставь место для
сомнительной фразы, пиши дальше, просто жди, в конце концов…
Это очень тяжёлая работа. Зато "конечный продукт” получается вполне
приличным и вдохновляет ребят на новые подвиги. Самое же удивительное,
что все работы оказываются в итоге совершенно разными, как будто и не
писались по одному плану. Эту загадку я разрешить не берусь.
Следующее "большое” сочинение (по «Горю от ума») они будут писать уже
по своему плану. Конечно, с черновиком. Создавать его можно двумя
разными способами. Можно действовать так же, как в прошлый раз, только
вместо доски нужно использовать какие-нибудь листочки, сложенные
пополам: с одной стороны — ворох мыслей, с другой — план. Советоваться о
плане, конечно, можно. Это путь "непишущих”, надёжный и ясный.
А можно сесть и написать то, что вдруг родится "на кончике пера”,
постепенно погружаясь в тему, как в транс. Пожалуйста, гуляйте себе на
здоровье по вашему поэтическому карнизу. Но только с полями! А вот когда
прогулка закончится и на черновике появится нечто, надо взять карандаш и
такой же, как у "непишущих”, сложенный пополам листок. Карандашом в
тексте разметить осмысленные фрагменты, пронумеровать их и составить на
одной половине листа краткий перечень наличных идей, а на второй —
логичный план; если чего в черновике не хватает — дописать. Второе
сочинение я обычно обсуждаю с каждым лично, составив график (по 15 минут
на человека), но для этого, конечно, надо иметь организационные
возможности…
P.S. И всё-таки "пишущих” учить такому сочинению
гораздо труднее.