Сегодня программно-целевой подход является основным в
управлении образованием, о чем свидетельствуют как федеральные и
региональные программы развития образования, так и многочисленные
программы развития образовательного учреждения.
Существует ли связь между программой развития школы и
педагогическими советами? Ответ на этот вопрос очевиден: педагогический
совет как орган самоуправления, орган организационного управления
является инструментом для реализации стратегического плана развития образовательного учреждения.
В теории менеджмента организации определены следующие уровни планирования и виды соответствующих им планов:
- высший уровень (стратегическое планирование). Главная
задача этого уровня – определить, как организация будет себя вести в
определенных условиях развития;
- средний уровень (тактическое планирование) – ориентирован
на промежуточные цели, на пути достижения стратегических целей и задач;
- нижний уровень (оперативное планирование) – это конкретизация тактических планов в реальной работе членов организации.
Долгосрочное планирование педагогических советов охватывает
срок в пять лет, среднесрочное (тактическое) – три года, краткосрочное
(оперативное) – один год.
Рассмотрим подробнее каждый вид планирования педагогических советов.
Стратегическое и тактическое планирование педагогических советов
Стратегическое и тактическое планирование педагогических
советов осуществляется в соответствии с периодом реализации программы
развития (пять лет или три года). При планировании педагогических
советов в рамках программы развития можно использовать методику
профессора Г.К. Селевко, в которой содержательный тезаурус проблематики
работы школы представлен следующими модулями: знания, умения, навыки,
образовательные технологии, урок, воспитание, работа классного
руководителя, развитие школы (управление), учащийся, учитель, родители
(семья, социум). Особенности содержания педагогических советов
раскрываются через тематику, которая охватывает практически все основные
проблемы современной педагогики. Эти проблемы обычно формулируются в
виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение
общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема
превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения.
Долгосрочное и среднесрочное планирование педагогических
советов может разрабатываться как инструмент реализации программы
развития, в виде приложения к ней, оформленного в таблицу, где в
соответствии с задачами программы и годами ее реализации будет прописана
примерная тематика педагогических советов, усложняющаяся по мере
преодоления определенного уровня развития.
Среднесрочное планирование незначительно отличается от долгосрочного: в
строке таблицы "Уровни (года) реализации" указываются три учебных года
(уровня) реализации программы развития.
Оперативное планирование педагогических советов
Оперативное планирование педагогических советов отражается в
ежегодном плане работы ОУ. Наиболее распространенная структура годового
цикла педагогических советов состоит из шести составляющих:
- первый педагогический совет – аналитическо-планирующий,
проводится до начала учебного года, в конце августа, посвящен анализу
итогов предыдущего года, принятию плана работы школы, настраивает на
решение предстоящих проблем;
- второй, третий, четвертый и пятый педагогические советы –
тематические, с промежуточными итогами, проводятся, как правило, в конце
учебной четверти или во время школьных каникул;
- шестой – итогово-организационный, на нем подводятся итоги
года, анализируется выполнение образовательных программ, принимаются
решения о допуске к экзаменам, переводе в следующий класс и т. п.
Логика долгосрочного, среднесрочного планирования предполагает,
что содержание педагогических советов становится системообразующим
фактором для реализации избранных школой направлений развития. В этом
случае цикл, охватывающий последовательно все проблемы педагогических
советов, повторяется в течение нескольких лет, но при каждом витке
берется новый, более высокий уровень рассмотрения проблем. От педсовета к
педсовету реализуется каждое направление деятельности, представленное в
задачах программы развития; соблюдается преемственность, принцип
оптимизации.
Комплекс подготовительных мероприятий
До проведения педагогического совета осуществляется целый
комплекс подготовительных мероприятий, которые также должны быть
отражены в общешкольном плане работы:
- заседания управляющего, попечительского и методического советов, методических объединений педагогов;
- производственные совещания, совещания при директоре, заместителе директора;
- посещение учебных занятий, воспитательных мероприятий;
- проведение диагностических и контрольных процедур, открытых учебно-воспитательных мероприятий;
- изучение документации, научно-методической, учебной литературы и т. п.
ПРИМЕР ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
педагогических советов на основе задач программы развития и сроков ее реализации
Задачи программы
|
Уровни (года) реализации
|
I уровень
_________ уч. год
|
II уровень
_________ уч. год
|
III уровень
_________ уч. год
|
IV уровень
_________ уч. год
|
V уровень
_________ уч. год
|
Примерная тематика педагогических советов
|
1. Принять участие в создании, обеспечении функционирования и развития ассоциации школ образовательного округа
|
Интеграция, кооперирование в учебно-воспитательном
процессе, повышение эффективности форм и методов обучения посредством
создания ассоциации (союза) школ образовательного округа
|
Организация сетевого взаимодействия школ
образовательного округа через реализацию ассоциированных
учебно-воспитательных и научно-методических планов деятельности
|
Оценка рисков и ограничений деятельности,
эффективности использования образовательных ресурсов ассоциации школ
образовательного округа
|
Анализ реализации учебных планов, совместных
программ и проектов деятельности в рамках договорных партнерских
отношений школ ассоциации
|
Определение перспективных и деструктивных направлений развития ассоциации школ образовательного округа
|
2. Повысить качество учебно-воспитательного
процесса посредством освоения и использования педагогами школы
информационно-коммуникационных образовательных технологий
|
Использование навыков пользователя персонального
компьютера для оптимизации системы отчетности педагогов и организации
процесса их самообразования
|
Влияние освоения способов трансформации
традиционных продуктов образовательной деятельности в компьютерную форму
на повышение уровня подготовки педагогов к учебным занятиям
|
Активизация познавательной деятельности обучающихся
через организацию процесса взаимодействия в информационном
образовательном пространстве
|
Создание дидактических моделей с интерактивной
составляющей как эффективное средство повышения качества
учебно-воспитательного процесса
|
Проблемы и перспективы использования, разработки электронных учебников и учебно-методических комплексов
|
3. Оптимизировать работу педагогического коллектива
по обеспечению необходимых и достаточных условий для внеурочной
деятельности и дополнительного образования обучающихся
|
Изучение образовательных потребностей обучающихся,
родителей и социума для планирования внеурочной деятельности и
дополнительного образования в школе
|
Обеспечение необходимых и достаточных условий для
внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся через
разработку и реализацию интегрированного плана работы школы
|
Система целесообразных мер по оптимизации условий
для самореализации учащихся в различных сферах внеурочной деятельности и
дополнительного образования
|
Ориентация содержания и способов внеурочной
деятельности и дополнительного образования обучающихся на региональные
потребности социально-экономического развития
|
Анализ достигнутых результатов и определение
перспектив дальнейшего развития для внеурочной деятельности и
дополнительного образования обучающихся
|
4. Модернизировать методический сервис ОУ
|
Проблемы и перспективы методической деятельности педагогов в условиях модернизации системы образования
|
Инновационная модель и технология методической службы ОУ как основа повышения уровня профессионализма педагогов
|
Разработка и реализация внутришкольной программы повышения квалификации педагогических кадров
|
Эффективные организационные формы методической
деятельности: результативность работы профессиональных объединений
педагогов школы
|
Результаты апробации инновационной модели и технологии методической службы ОУ |
|