Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания
| 27.09.2013, 08:54:16 |
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (далее -
ФГОС) системно-деятельностная организация воспитания должна
способствовать преодолению изоляции подростковых сообществ от мира
старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную
социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой
переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной
взрослости.
Общеобразовательной организации как социальному субъекту - носителю
педагогической культуры - принадлежит ведущая роль в осуществлении
воспитания и успешной социализации подростка путем объединения усилий
всех субъектов образовательных отношений: педагогов, обучающихся,
родителей и социальных партнеров.
В этой связи рассмотрим, как классный руководитель может организовать
планирование воспитательной деятельности классного коллектива на основе
принципа системно-деятельностной организации воспитания.
Планово-прогностическая деятельность классного руководителя - основа
практики управления классным коллективом. Ее можно определить как
деятельность воспитателя по оптимальному выбору реальных целей,
составлению программ по их достижению через использование совокупности
способов, средств и воздействий, направленных на перевод класса в новое
качественное состояние.
План воспитательной деятельности классного коллектива - это система
мер, ранжированная по срокам и исполнителям в соответствии с целями и
задачами воспитательного процесса в классе.
Уметь планировать воспитательную деятельность в классе и работать по
плану - значит осуществлять научную организацию труда классного
коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов и
точных календарных сроков.
Планирование позволяет классному руководителю:
- предварительно изучить классный коллектив, состояние воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
- четко осознать цель развития воспитательной системы класса, стратегические и тактические задачи воспитания;
- целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы и методы воспитательной деятельности;
- прогнозировать результаты своей управленческой деятельности,
планируя и корректируя поступательное движение в развитии классного
коллектива и личности каждого субъекта воспитательной системы
образовательной организации.
Планирование как особый вид управленческой деятельности предполагает обязательное осуществление следующих основных операций:
- Аналитическое обоснование содержания деятельности за предшествующий период и выявление педагогических проблем.
- Формулирование целей и задач.
- Подбор системы мер, обеспечивающих достижение целей и решение задач.
- Определение сроков и исполнителей.
Принципы планирования:
- Коллегиальность.
- Системность (единство всех разделов плана, наличие связи каждого плана с планом предшествующим и последующим).
- Целенаправленность (единство целеполагания и целеосуществления).
- Принцип системного контроля.
- Принцип построения личностно-ориентированной воспитывающей среды.
- Единство долгосрочного и краткосрочного планирования.
- Принцип сочетания государственных и общественных начал.
В современной школе используются следующие виды планов:
- План работы класса, любого другого объединения детей и взрослых (например, органа самоуправления).
- Перспективный, календарный и перспективно-календарный.
- План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.
- План организации внеурочной деятельности обучающихся.
- План воспитательного мероприятия.
- План работы по какому-либо направлению, специальной программе, по
реализации определенных задач и решению актуальных проблем класса.
- План работы по развитию индивидуальности обучающихся.
Рассмотрим технологию создания плана воспитательной работы.
Планированию предшествуют определенные шаги классного руководителя. Что
же необходимо сделать педагогу-воспитателю при составлении плана
воспитательной деятельности классного коллектива?
- Ознакомиться с внешней информацией. Это нормативно-правовые
документы, отражающие проблемы воспитания, научно-педагогическая
литература по актуальным проблемам воспитания и методике планирования
воспитательной деятельности, календарь знаменательных дат.
- Ознакомиться с внутренней информацией. Это: общая образовательная
программа образовательной организации, программа развития
воспитательной системы образовательной организации, перспективный план
воспитательной деятельности образовательной организации, годовая
циклограмма воспитательных мероприятий детско-взрослого коллектива,
результаты диагностики воспитанности обучающихся класса.
- Организовать коллективный анализ воспитательной системы класса и коллективное планирование ее развития.
- На основе результатов вышеуказанных действий определить цели и задачи развития воспитательной системы класса.
- Наметить перечень дел и мероприятий для решения поставленных
задач, который будет являться проектом плана воспитательной
деятельности.
- Скоординировать намеченные мероприятия по срокам и исполнителям.
- Определить форму представления плана.
- Оформить план воспитательной деятельности класса и один его
экземпляр сдать заместителю руководителя образовательной организации по
воспитательной работе.
Коллективное планирование (п. 3) может быть проведено в самых разных
формах, например, классный час "Перспективы нашей жизни",
организационно-деятельностная игра "Прогноз", письменный опрос
обучающихся, ящик или конверт предложений, "мозговой штурм" и т. д.
Также можно провести игру "От любви до ненависти", которая поможет в
анализе и планировании воспитательной деятельности не только в классе,
но и во всей образовательной организации.
Цели игры:
• определить отношение обучающихся к образовательной организации и
придумать, как сделать процесс образования более интересным;
• развить умения учащихся работать в группе.
Инструкция для учащихся: "Марина говорит, что она любит ходить в школу.
А Денис, напротив, терпеть не может школу. "Там ужасно скучно", -
стонет он. Что для вас в нашем детско-взрослом коллективе является
интересным? А что скучным? Возьмите бумагу и карандаш и за 10 минут
составьте два соответствующих списка. Объединитесь в группы по несколько
человек и еще за 10 минут попытайтесь составить общие списки того, что в
образовательной организации интересно, а что скучно. Затем обсудите,
что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в
образовательной организации и ваша жизнь в классе стали интереснее и
увлекательнее. Потом мы вместе поговорим об этом".
После координации дел и мероприятий (п. 6) классный руководитель
составляет план воспитательной работы (пп. 7-8), который содержит
следующие разделы:
- Характеристика класса (на диагностической основе).
- Воспитательные цели и задачи (поставленные исходя из анализа
воспитательной работы за предшествующий период и характеристики класса),
которые должны быть конкретными и реально осуществимыми.
- Формы и методы работы (сам план).
- Индивидуальная работа (проектирование дальнейшего нравственного развития отдельных обучающихся).
Характеристика класса может быть представлена следующим образом:
I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.
1. Количество обучающихся.
2. Из них мальчиков.
3. Из них девочек.
4. Возрастной состав.
5. Число второгодников.
6. Были ли слияния с другими классами.
7. Смена классного руководителя.
II. Содержание и характер учебной деятельности.
1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
2. Взаимопомощь.
3. Дисциплина на уроках.
4. Отрицательные моменты в учебной работе.
5. Пропуски уроков.
III. Жизнь класса вне учебных занятий.
1. Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям, коллекционированию.
2. Традиции класса.
3. Участие класса в общешкольной жизни.
4. Общественно полезный труд в образовательной организации, классе.
5. Влияние на класс родительской общественности.
6. Социально неблагополучные семьи.
IV. Руководство классным коллективом и его организация.
1. Актив класса, его работа.
2. Участие в общешкольных и классных делах (мероприятиях).
3. Наличие «отверженных» и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.
V. Взаимоотношения внутри коллектива.
1. Степень сплоченности.
2. Наличие или отсутствие группировок, неформальных лидеров.
3. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
4. Эмоциональное неблагополучие отдельных обучающихся.
VI. Общие выводы.
1. Уровень развития коллектива.
2. Характер общего эмоционального климата в классе.
3. Дисциплинированность.
4. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.
Составленная таким образом на диагностической основе характеристика
класса позволяет классному руководителю определить весьма конкретные,
обоснованные и реально измеряемые цели и задачи воспитательного
процесса.
Следует отметить, что план может стать рабочим документом лишь при наличии удобной для использования формы.
Опыт убеждает, что наиболее рациональным и наглядным является
графическое планирование, где все цели, задачи, совокупность способов,
средств и воздействий представляются наглядно на нескольких листах. При
этом желательно выделить:
- традиционные дела учебного года, характеризующие специфику деятельности и каждого календарного месяца (годовая циклограмма);
- традиции образовательной организации и традиции класса;
- новые дела и формы организации воспитательной деятельности, соответствующие новым целям и задачам.
Например, раздел плана воспитательной работы может быть представлен в
виде таблицы, составленной на основе методического конструктора
внеурочной деятельности обучающихся:
Таблица
Приложение к таблице
В заключении отметим, что реализация планово-прогностической функции
классного руководителя в условиях работы по ФГОС будет особенно
эффективной, если он четко поймет, что сегодня ключевая задача системы
образования - создать психолого-педагогические условия для формирования
социально активной гражданской позиции обучающейся молодежи в условиях
многообразия традиций и инноваций социокультурного пространства региона.
А для этого необходима реализация следующих позиций:
- целеполагание воспитательной деятельности в классном коллективе
на основе базовых национальных ценностей с учетом национального
воспитательного идеала;
- возвращение воспитательного процесса к человеку как основному его
предмету и цели, насыщение содержания воспитания проблемами человека;
- организация воспитания не как совокупности мероприятий, а как
целостной системы жизнедеятельности учителей, обучающихся, родителей и
социальных партнеров;
- осуществление духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся в контексте мировой и национальной культуры с учетом
социального многообразия;
- поддержка индивидуальности и самобытности ребенка, развитие его субъектных свойств;
- существенное повышение профессиональной компетентности и собственной педагогической культуры.
|
Категория: КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО | Добавил: tineydgers |
Просмотров: 1373 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 5.0/1 |
|