В специальной (коррекционной) школе VIII вида используется планирование: на год,
на четверть, на урок. Планирование на год помогает распределить материал
программы по всем четвертям и классам с учетом материальной базы, климатических
условий, состава учащихся конкретного класса. В «Программах специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного и
1—4 классов» под ред. В. В. Воронковой (М.: Просвещение, 2007; программа
«Физическое воспитание») представлено примерное распределение учебного времени
на различные виды программного материала по классам. На основе годового
плана-графика учитель составляет план-график на четверть. В плане-графике на
четверть можно расширить некоторые разделы программы, заменив одни виды
упражнений, выполнить которые не позволяют климатические условия, на
другие. Изучение каждого вида упражнений рассматривается как серия
трех—шести и более уроков, так как учащиеся подготовительного и 1—2 классов
быстро забывают разученные упражнения. На основе плана-графика на
четверть учитель составляет план-конспект урока физкультуры. В
ежедневном плане урока (конспекте) должны быть указаны цели и задачи урока,
место проведения урока, оборудование, тема урока, методические указания. Ниже
представлены образцы плана урока и примерный план-конспект урока по физической
культуре.
План урока
Дата проведения урока ____________ Цели и задачи урока
______________ Место проведения урока __________ Оборудование
___________________ Тема урока ______________________
Часть урока |
Содержание урока |
Сколько минут |
Организационно-методические указания |
Примечания |
Вводная |
|
|
|
|
Подготовительная |
|
|
|
|
Основная |
|
|
|
|
Заключительная |
|
|
|
|
При планировании в начальной специальной (коррекционной) школе
VIII вида закладываются основы знаний. Поэтому в графике каждой четверти на этот
материал отводится в подготовительном и 1 классах по одному-два урока. Но это не
значит, что учитель должен объяснять, рассказывать о каких-нибудь требованиях,
правилах в течение всего урока. На это надо отвести 10—15 мин. Рассказ
можно сопровождать показом слайдов, фрагментов диафильмов. Рассказывая
о требованиях к спортивной форме, учитель должен быть сам одет в чистый
спортивный костюм, внешне подтянут. В 3—4 классах на раздел «Основы
знаний» отводится три-четыре урока. Принцип ознакомления с конкретным
содержанием тот же. Но после объяснения и показа в графике должны быть
определены зачетные уроки. Особо надо подходить к планированию ходьбы и
бега. Так как эти два естественных вида упражнений имеют избирательную
направленность, то на обучение этим упражнениям учитель выделяет уроки сам. Это
отражается в поурочных конспектах по каждому классу. В каждом классе за
исключением подготовительного и 1 классов указаны зачетные уроки
(ЗУ). С элементами акробатики учащиеся начинают знакомиться с 1 класса.
Это новый раздел программы. Он весьма прост, выполнение учениками упражнений
строго индивидуализировано. По данному материалу, так же как и по выполнению
упражнений в висе, зачетные уроки не планируются. С учетом региональных
условий лыжные занятия (коньки) как основной и дополнительный материал в графике
тоже носят условный характер. Школы северной части России могут
планировать разделы «Плавание», «Гимнастика». Подвижные игры следует разучивать
постоянно, а коррекционные игры лучше планировать специально. Это будет показано
в материале по каждому классу. |