Простейшей формой планирования воспитательной
работы является расположение содержания перспективных дел в классе в
календарном порядке. Схема календарного плана выглядит следующим
образом:
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Время
проведения |
Название
мероприятия |
Кто проводит |
Отметка о
выполнении |
|
|
|
|
Недостаток такой формы планирования состоит в
том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план
похож на перечень видов деятельности классного руководителя,
расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно
проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо
прослеживается роль классного коллектива.
Оперативная форма планирования является
разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды
деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя
на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки
результатов проведенной работы.
ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Учебные недели |
Коллективные дела учащихся |
Оперативная работа классного руководителя |
Оценка результатов проделанной работы |
1-7 сентября |
. Объявить конкурс на лучшее
коллективное дело. Распределить обязанности на перспективу. Помочь
редколлегии выпустить стенгазету о летних каникулах
1 сентября. День знаний |
Пригласить на встречу научных
работников, специалистов различных отраслей |
. |
3 сентября. Собрание учащихся на
тему "Вопросы, которые тебя волнуют" |
. |
. |
6 сентября. Родительское собрание на тему "Как помочь детям
организованно начать учебный год?" |
Выявить и привлечь родителей, способных помочь в организации и
проведении намеченных полезных и интересных коллективных дел |
. |
В старших классах центр тяжести работы по
оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль
классного руководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности
коллектива.
Линейно-хронологический план содержит
перечень мероприятий, расположенных понедельно. Например, понедельник
как первый день учебной недели контрастирует с воскресным отдыхом, и в
этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия
просветительского характера. В понедельник преподаватели истории,
литературы могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам
коллективных дел. Во вторник, когда редакционный актив занят выпуском
стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и
пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют
возможность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же
день можно провести родительское собрание и подготовить выставку
творческих работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у
преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью. Субботу как
преддверие дня отдыха лучше посвятить занятиям по интересам в творческих
группах, кружках и факультативах, смотрам талантов, КВН, турнирам,
соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты
преподаватели физкультуры и спорта, руководители художественной
самодеятельности и других объединений учащихся. В воскресенье, если
таковой день используется для организации свободного времени учащихся, -
планируется экскурсионная и туристическая работа и в дело включаются
заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и внешкольных
учреждений.
Структуре плановых мероприятий предпосылается
краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и
очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит
следующим образом:
ЛИНЕЙНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ
Профиль дня недели |
Апрель |
30-я неделя |
31-я неделя |
32-я неделя |
33-я неделя |
Понедельник. День просвещения учащихся |
1/4. Собрание класса "Старт последней четверти" |
8/4. Информация "Мир за неделю" |
15/4. Заочное путешествие "По Республике Беларусь" |
22/4. Беседа "Новости культуры" |
Вторник. День родителей. День стенной печати |
2/4. Родительское собрание |
9/4. Выпуск стенной печати |
16/4. Консультация родителей |
.23/4. Оформление стенда "Учись учиться" |
Среда. Трудовые дела учащихся |
3/4. Очистка школьного двора от снега |
10/4. Участие в школьном смотре-конкурсе технических изобретений |
.17/4. Подготовка гнездовий для птиц |
.24/4. Встреча с производствен- никами' |
Четверг. Работа с активом класса и школы |
4/4. Встреча с организаторами спортивных секций |
11/4. Консультация организаторов КТД к очередным мероприятиям |
18/4. Беседа с активом объединений учащихся (пионеров,
скаутов). |
.25/4. Индивидуальные поручения учащимся |
.Пятница. Учебные дела учащихся |
5/4. Беседа "Учиться на совесть - долг или одолжение" |
12/4. День космонавтах и (КВН, викторины, беседы,
смотры и др.) |
.19/4. Конференция по результатам кружковой и
внеклассной работы |
.26/4. День олимпиад по предметам |
Перечень приведенных мероприятий и профили дней
недели показаны условно. К тому же все их провести в течение одной
недели затруднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни,
свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел.
Кроме всего прочего, хочу предложить Вашему
вниманию план воспитательной работы который используется в некоторых
школах г. Минска.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дата |
Работа с учащимися |
Работа с семьёй |
Общешк. мероприятия |
Классные мероприятия |
Индивид. работа |
Общешк. мероприятия |
Индивид. работа |
|
|
|
|
|
|
Традиционными для многих классных руководителей
стали календарно-тематические планы. В них также
предусматривается характеристика ученического коллектива и
воспитательные задачи. Содержание воспитательной работы на полугодие или
весь учебный год представлено в виде разделов, система которых отражает
основные направления воспитательной работы в классе:
|
Организационно-педагогические
мероприятия. |
|
Воспитание положительного
отношения школьников к учению. |
|
Политический кругозор
учащихся. |
|
Воспитание нравственных
ценностей у школьников. |
|
Подготовка учащихся к
труду и выбору профессии. |
|
Дисциплина и культура
поведения учащихся. |
|
Физическая культура и
здоровье учащихся. |
|
Экологическое воспитание. |
|
Свободное время учащихся. |
|
Работа с родителями и
общественностью. |
По каждому из названных разделов подбираются
разнообразные формы и методы работы. |