Не секрет, что в настоящее
время при обилии самых разнообразных изданий
"Готовых сочинений” и "Кратких содержаний
произведений школьной программы” учащиеся
знают о многих шедеврах русской литературы лишь
понаслышке. Вместе с тем, к сожалению, реальная
картина такова, что не каждый ученик 10-го класса в
состоянии прочитать всё, что предполагается
школьной программой, и самостоятельно написать
сочинение. Порой получается так, что мы, учителя,
сами толкаем его на то, чтобы пользоваться
суррогатом вместо классического текста. Как
быть? Моя позиция такова: пусть ученик лучше
составит собственное мнение об авторе по
фрагменту произведения, чем по его пересказу или
киноверсии. Возникнет потребность — прочитает
остальное. (Речь, конечно, идёт не о тех, кто имеет
высокие оценки.) А как самостоятельно, не
списывая, справиться с сочинением? Для этого я
предлагаю в помощь учащимся планы работ,
составленные из вопросов. Если последовательно
отвечать на поставленные вопросы, то получится
готовая работа. Планами-"вопросниками” к
сочинению по романам Ф.М. Достоевского и
Л.Н. Толстого пользовались и сильные ученики.
Удивительно, но работы учащихся не получались
шаблонными, каждая несла отпечаток личности
автора, его понимания художественного текста.
Анализ эпизода. "Соня и Раскольников
читают Евангелие” из романа Ф.М. Достоевского
"Преступление и наказание” (часть 4-я, глава IV)
Вступление.
1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чём
роман, не пересказывая сюжета.)
2. Какие основные проблемы (вопросы) ставит
автор в романе?
Главная часть.
1. Каково место эпизода в композиции
произведения (входит в экспозицию, является
завязкой, кульминацией, развязкой, участвует в
развитии действия, необходим для характеристики
героя или другое)? Покажите (докажите) это.
2. Как этот эпизод включается в контекст
всего романа?
1) Когда Раскольников впервые задумывает
прийти к Соне и зачем?
2) Раскольников приходит к Соне трижды. Каков
смысл каждого посещения (зачем и почему
приходит)?
3) Почему в этом эпизоде упоминается
Лизавета?
4) Почему этот разговор Сони и Раскольникова
автор даёт услышать именно Свидригайлову?
3. Как связан этот эпизод с непосредственно
предшествующими ему событиями?
1) Как и почему Раскольников прощается
с матерью и сестрой?
2) Как другие герои оценивают его поведение
(что общего с анализируемым эпизодом)?
3) Что происходит между Раскольниковым и
Разумихиным?
4. Какие микроэпизоды можно выделить (на
сколько частей разбить, каков смысл каждой
части)? Следующие вопросы или некоторые из них
можно включить в эту часть работы.
5. Какие детали описания комнаты Сони
являются самыми важными? Какое чувство вызывает
эта комната у Раскольникова? Почему Достоевский
поселяет свою героиню в такой комнате?
6. Как раскрывается Раскольников в этом
эпизоде?
1) Какие вопросы и с какой целью он задаёт
Соне?
2) Зачем просит почитать Евангелие?
3) Как Раскольников относится к Соне?
Докажите свою мысль.
7. Как раскрывается Соня в этом эпизоде?
1) Как она выглядит? На какие детали её
внешности обращает внимание автор?
2) Каково отношение Сони к своей семье?
3) Каково отношение Сони к Раскольникову?
4) Какие переживания испытывает Соня на
протяжении эпизода? С чем они связаны? (При ответе
используйте короткие — 3–4 слова — цитаты.)
5) Как характеризует Соню то, как она говорит?
Найдите глаголы, описывающие её речь, а также
наречия и деепричастия, которые к ним относятся
(короткие цитаты). Когда и как меняется её речь?
Почему?
6) На каком контрасте строится изображение
Сони в этом эпизоде?
8. Что общего во взглядах друг на друга
(взаимооценках) у Сони и Раскольникова? Почему?
9. Какие пути возможны для Сони? Каков её
выход из жизненного тупика?
10. Каков смысл читаемой евангельской истории
в контексте эпизода и всего романа?
11. Принимает ли Раскольников Сонин путь?
12. Как следующий в романе эпизод (второе
посещение Раскольниковым Порфирия Петровича)
связан с результатом разговора Сони и
Раскольникова?
13. Покажите, какие мотивы проходят через весь
эпизод (света/тьмы, безумия, тайны, чуда и тому
подобное).
14. Какова авторская позиция в эпизоде?
Докажите. Насколько легко её понять?
Заключение.
1. Выводы к проделанной работе (может быть,
какова основная идея эпизода?).
2. Что в этом эпизоде произвело на вас
впечатление?
Три встречи Раскольникова и Порфирия
Петровича
Вступление.
Кратко охарактеризуйте или изложите суть трёх
встреч-поединков героев.
Главная часть.
I. Часть 3-я, глава V
1. С какой целью Раскольников идёт к Порфирию
Петровичу? Какой повод для этой встречи он
избирает?
2. Каким Раскольников хочет предстать перед
следователем? В чём он притворяется? (Приведите
последовательно примеры из разных частей
эпизода.) Удаётся ли ему выдержать свою линию?
3. Как выглядит Порфирий Петрович? В чём
противоречивость его внешности?
4. Знает ли Порфирий Петрович, что
Раскольников — убийца? В каких местах эпизода на
это делается намёк? Почему Раскольникову трудно
с абсолютной уверенностью ответить на этот
вопрос?
5. Какие чувства испытывает Раскольников на
протяжении этого эпизода? В связи с чем они
меняются и почему?
6. Раскольников и Порфирий Петрович излагают
теорию Раскольникова по-разному. В чём состоит
эта разница? Зачем Порфирий Петрович
притворяется не понимающим смысла статьи и
начинает расспрашивать Раскольникова о нём?
7. На какие противоречия в теории
Раскольникова указывает Порфирий Петрович?
8. Что больше всего ужасает Разумихина в
теории Раскольникова? Почему?
9. Почему Порфирий Петрович спрашивает
Раскольникова о вере в Бога?
10. Какова, по-вашему, цель Порфирия Петровича
в этом эпизоде?
II. Часть 4-я, главы V, VI
1. Как и почему так ведёт себя Порфирий
Петрович во время этой встречи?
2. Каково внутреннее состояние Раскольникова
на протяжении этого эпизода?
3. "Дело следователя... — свободное
художество”, — говорит Порфирий Петрович. Как он
это понимает?
4. Почему Порфирий Петрович считает, что
преступнику (Раскольникову) никуда от него не
уйти? Какой метод ведения следствия по отношению
к нему он выбирает?
III. Часть 6-я, глава II
1. Как и почему меняется Порфирий Петрович
при последней встрече с Раскольниковым?
2. Зачем Порфирий Петрович приходит к
Раскольникову? Что нового об этом герое можно
понять?
3. Как Порфирий Петрович относится к
Раскольникову и почему так?
4. Как ведёт себя Раскольников на протяжении
эпизода?
5. Почему мысль о том, что Порфирий Петрович
принимает его за невиновного, испугала
Раскольникова?
6. Какие советы, которые помогут
Раскольникову пережить своё поражение, даёт
Порфирий Петрович? Как вы их понимаете?
Заключение.
Каков образ Порфирия Петровича и его роль в
романе?
|