Оборудование: живые цветущие
декоративные растения; коллекции плодов и семян
на каждый стол, демонстрационные экземпляры
редких плодов (ореха грецкого, гледичии),
корнеплоды моркови и свеклы, таблица «Плоды и
семена».
I. Проверка знаний
1. Письменная самостоятельная работа с
использованием дидактических карточек:
рассмотреть и сравнить изображенные на
карточках нецветущие растения, подписать
названия органов, найти отличительные признаки.
2. Устный опрос в форме фронтальной
беседы с использованием таблиц, рисунков. Какие
органы имеют цветковые растения? Какие функции
выполняют корни, побеги, плоды? У каких растений
употребляют в пищу корни, листья, стебли, плоды?
Какие растения называют цветковыми? Почему
необходимо охранять растения? Для чего
необходимо изучать растения?
II. Изучение нового материала
1. Ученики отвечают на следующие
вопросы. Что образуется на месте цветка? Какие
части цветка являются главными и почему? Что
находится внутри плода? Какие плоды вы знаете?
Каковы сроки созревания плодов и семян?
ОДУВАНЧИК
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.
Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна, –
Срываются, взвиваются
На воздух семена.
Летят пушинки чистые
3а луг, за сад, за лес...
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
В.Рождественский
Загадки
Одноусый дед в соломинку одет. (Зерновка
овса.)
Икру похвалишь, а ухи не сваришь. (Баклажан.)
Стебель усатый, плод полосатый. (Арбуз.)
2. Особенности строения плодов. Понятие
о сухих и сочных, односемянных и многосемянных
плодах. Отличие плодов от корнеплодов.
Распространение плодов.
ЖЕЛУДЬ
Лесной ручей певуч и звонок.
Мы гоним плот к большой реке.
Вот желудь – крошечный бочонок,
Упав, плеснулся в омутке.
По всем законам полагалось
Ему бы здесь пойти ко дну.
Да спас листок случайный – парус,
Он вынес желудь на волну.
Волна, как искорки, дробится
И дар свой к берегу несет.
Ему в земле бы укрепиться,
А там уж он не пропадет!
В зеленом встанет океане,
Где без границ лесная ширь.
Как в сказке о царе Салтане,
Плывет в бочонке богатырь.
А.Рыбочкин
Можно использовать также рассказ
М.Пришвина «Золотой луг», стихотворения
В.Рождественского «Одуванчик», А.Левушкина
«Рябина», С.Баруздина «Подорожник».
III. Подведение итогов урока
Выводы о многообразии плодов, о
практическом значении плодов и семян.
|