Цели:
- Воспитывающие: воспитывать эстетические, нравственные,
патриотические качества на основе музыкальных пьес, интерес и любовь к
изобразительному искусству музыке, литературе, уважение друг к другу и
мнению товарищей, усидчивость, аккуратность, любовь к труду и завершению
начатого дела.
- Образовательные: формировать знания обучающихся о творчестве П.И.
Чайковского при знакомстве с пьесами из "Детского альбома”; сформировать
представления об изобразительном искусстве, закрепить знания по цветоведению
на примере изображения фантастических цветов, порхающих бабочек из слоеного
цветного пластилина
- Развивающие: развивать музыкальную речь учащихся при анализе
пьес, чувство ритма при слушании марша и выполнении ритмических движений,
вокально-хоровые навыки. Развивать чувство внутреннего контроля,
коммуникативные функции, художественные способности учащихся при помощи
музыкотерапии, кинезитерапии, изотерапии, библиотерапии, развивать сенсорный
опыт и психомоторную сферу, направленную на совершенствование культуры
мышления личности, на обеспечение комфортного самочувствия ребенка при
решении проблем адаптации. Развивать творческие способности, активность
учащихся
Оборудование: портрет композитора; иллюстрированные страницы музыкального
альбома, на листах которые написаны название пьес П.И.Чайковского; карточки с
названием альбома и пьес; фонозапись; разноцветный пластилин; цветной картон,
тонкая прочная нить, доска для лепки или линолеум.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, садитесь (музыкальное приветствие).
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в мир музыки, добра и
красоты.
– Мы познакомимся с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского и
перелистаем страницы его детского музыкального альбома.
2. Подготовка к уроку – путешествию.
(Концентрация внимания по методике Кольцова.)
3. Углубление в тему.
– Ребята, у вас на парте лежит листок и два фломастера (красный, зеленый,
синий).
– Сейчас вы послушаете музыкальное произведение и на листке изобразите такую
линию, какую вам хотелось бы нарисовать при слушании одним из этих фломастеров.
– Приняли все позу слушателя.
(Слушание пьесы "Вальс”.)
(Анализ выполненной работы.)
– Судя по выбранному зеленому цвету, которым вы изобразили линию, можно
сказать, что у вас, а так же у прослушанной пьесы хорошее настроение. Линия у
многих равномерная, волнистая. Почему?
– Музыка прозвучала плавно равномерно
– А какое музыкальное произведение так звучит?
– Вальс.
– Верно, это Вальс, который написал великий русский композитор П.И.Чайковский.
(Показываю портрет на доске.)
– Давайте все вместе скажем.
– Вальс Чайковский сочинил специально для музыкального альбома. Он очень любил
детей. Когда он гостил в семье своей сестры, то без устали возился со своими
племянниками (а их было семеро). Он придумывал для них различные праздники с
кострами и фейерверками, танцами и сам аккомпанировал им на рояле. Тогда-то он и
решил написать целый сборник пьес о детях и для детей. Пьес легких,
запоминающихся и с интересными названиями. А называется он " Детский альбом”.
– Давайте все вместе скажем "Детский альбом”.
4. Знакомство с "Детским альбомом” П.И. Чайковского.
1. " Зимнее утро”.
Откроем первую страницу "Детского альбома”, которая называется "Зимнее утро”
– Давайте все вместе скажем.
– Что вы видите на данной иллюстрации?
– Какие цвета и оттенки здесь преобладают?
– Нежно – голубые, бледно – розовые.
Вспомним строчки из стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро”.
(Дети читают у доски.)
Зимнее утро.
А.С. Пушкин
Мороз и солнце;
День чудесный!
Еще ты дремлешь,
Друг прелестный –
Пора красавица,
Проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
– А вот как П.И. Чайковский сумел запечатлеть это в музыке.
– При слушании пьесы " Зимнее утро” представьте себе такую картину: будто вы
проснулись рано утром, подышали на замерзшее стекло, оно подтаяло и в эту
маленькую проталинку вы смотрите, что делается за окном. Интересно, что каждый
из вас увидит благодаря музыке?
(Слушаем пьесы "Зимнее утро”.)
– Что вы увидели благодаря музыке?
– Как прозвучала музыка, какие чувства она у вас вызвала? При анализе
произведения, вы можете пользоваться музыкальными терминами, которые находятся
на ваших партах.
Пьеса прозвучала сонливо, дремотно, загадочно, весело, игриво, легко,
искрясь. Вызвала светлые чувства.
2. "Песня жаворонка”.
– Ребята, мы с нетерпением ждем прихода весны, тепла, когда все оживает и
воздух звенит от птичьих трелей. Об этом нам расскажет стихотворение
В.Жуковского "Жаворонок”.
(Ученик читает у доски.)
Жаворонок.
В.И. Жуковский.
На солнце темный лес зардел
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
– Ребята, вы, наверное, догадались, что следующая страница музыкального
альбома называется " Песня жаворонка”.
– Давайте все вместе скажем
– Песня жаворонка.
– Звуки ее мелодии передают щебет этой весенней птички. Послушайте, ребята, как
мелодия меняется, становится то выше, то ниже, словно звонкий жаворонок то
поднимается ввысь, то вновь спускается к земле.
Приготовились слушать "Песню жаворонка”. При слушании, ребята, давайте
поднимем птичку вверх при высоком звучании музыки и опустим при низком.
(Слушание пьесы "Песня жаворонка”.)
– Молодцы, правильно услышали, как меняется мелодия.
3. "Марш деревянных солдатиков”
– Следующая страница "Детского альбома” – "Марш деревянных солдатиков”.
Давайте вместе скажем Марш деревянных солдатиков.
– С этим произведением вы знакомы с 1 класса. Давайте мы послушаем его и
вспомним из скольких частей оно состоит. Для определения границы частей
поднимаем и опускаем руку. (Первичное слушание "Марша деревянных
солдатиков”.)
– Сколько частей услышали?
– 3 части.
– Как определили?
Смена музыки.
– Все части разные или есть одинаковые?
– 1 и 3 часть одинаковые.
– Как прозвучал марш?
– Сейчас мы еще раз послушаем "Марш деревянных солдатиков” и сидя за партой
будем отбивать ритм: 1-й и 2-й ряд – тыльной стороной карандаша в 1-й и 3-й
частях, 2-й ряд – ребром ладони во 2-й части.
(Вторичное слушание "Марша деревянных солдатиков”.)
4. Физкультминутка.
(Исполнение песни "Три танкиста” с движениями.)
– Ребята, наша страна в этом году отмечает 65-летие со дня победы над
фашистской Германией. 9-го Мая на красной площади пройдет парад войск, где будут
звучать марши и военные.
– Давайте немного отдохнем и вспомним песню военных лет "Три танкиста”.
(Исполнение песни "Три танкиста”.)
5. "Мама”.
Следующая страница музыкального альбома – " Мама”.
П.И. Чайковский с большой нежностью относился к своей маме . Всю жизнь он
помнил ее плавные движения, добрый голос, удивительные глаза. Видимо о своей мам
он рассказал нам в пьесе "Мама”.
(Слушание пьесы "Мама”.)
(На фоне слушания читаю слова.)
"Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе,
такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда
станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки”
Вы, наверное, представили себе свою маму. Какая она у вас?
И мелодия прозвучала та же красиво, ласково, мило , приветливо.
5. Выполнение открытки для мамы (с использованием пластилина).
6. Исполнение песни "Кузнечик” (с движениями).
– Вместе с красивой открыткой вы можете подарить маме музыкальный подарок.
7. Итог.
– Ребята, наше путешествие подошло к концу.
– Скажите, с пьесами какого композитора мы познакомились на уроке?
– Как называется сборник, куда вошли эти пьесы?
– Почему музыкальный альбом называется детским?
– Давайте мы проведем музыкальную викторину и вспомним эти пьесы.
– Помимо слушания пьес, чем еще мы занимались на уроке?
8. Оценивание.
9. Домашнее задание.
– Дома нарисуйте рисунок к наиболее понравившейся пьесе.
|