Цель: познакомить учащихся с личностью поэта, показать связь Бунина с родным краем, развить поэтическое чутье, воспитать чувство уважения и преданности к родному краю.
Оборудование: видеопроектор, ноутбук, выставка книг, портрет поэта, записи на доске.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. Необычность его в том, что мы встретимся сегодня с нашим земляком, писателем и поэтом милостью божьей, лауреатом Нобелевской премии – И.А. Буниным. Это имя вам, конечно, знакомо. Его стихи уже звучали у нас на уроке. Но сегодня мы попытаемся чуть ближе прикоснуться к творчеству нашего земляка и попытаемся понять, связано ли творчество И.А. Бунина с Липецким краем. Слайды 1-5.
Слайд 6. Известный поэт Гете сказал: «Тот, кто хочет познать поэта, должен идти в страну поэта». Вот и мы начнем наше знакомство с этой страны. А страна эта – наша Липецкая область. Итак, мы начинаем. По ходу нашего путешествия вы, как настоящие путешественники - исследователи, должны будете вести дневник наблюдений, где отразите те особенности, которые оказали влияние на формирование мировоззрения поэта. На каждой станции нас встретит экскурсовод, который расскажет, как это место связано с Буниным.
Дневник наблюдений (записи учащихся)
1.Бутырки. Слайд 7. (страна детства, обостренное чувство прелести родной земли)
2.Озерки. Слайд 8. (помещичья усадьба, сады, пруды, дружба с крестьянскими
детьми, песни, присказки, посиделки)
3.Васильевское. Слайд 9. (бунинское Болдино, ярмарки, рассказы)
4.Каменка-Бунино. Слайд 10. (родовое имение, Суходол)
5.Елец. Слайд 11. (город отрочества, учеба в гимназии)
6.Секреты творчества. Слайд 12. (кровная связь с природой, с землей, корни в русской
почве)
7.Франция. Смерть. Слайд 13. (слава писателя, лауреат Нобелевской премии, дни безденежья )
8. Станция «Поэтическая» Слайды 14-16. Вслушаемся в бунинское слово. Чтение учащимися стихотворений. (Любовь к природе, к родине, родной земле, к простым людям)
9. А теперь поделитесь своими впечатлениями, наблюдениями. (Чтение учащимися дневниковых записей, комментарий)
Попытаемся заглянуть в поэтический мир Бунина. Как вы понимаете это выражение – «поэтический мир»? (Творчество поэта - целый мир, богатый и разнообразный. И в то же время поэтический мир – это автопортрет поэта. Только портрет этот отражает не внешние черты человека, а внутренние, которые мы называем душой)
4.При работе с текстами нам потребуется оперировать рядом литературоведческих терминов. Давайте их вспомним (цифровой тест 1-2, 2-4, 3-5, 4-6, 5-1, 6-3) Слайд 17.
5.Помимо стихотворений о природе, о родине, о любви и преданности к родной земле Бунин писал и о людях. Целая вереница разнообразных лиц: пахари, грузчики, рыбаки, моряки населяют лирику Бунина. Известны широкие симпатии Бунина к людям труда. Для него счастье – видеть мирный крестьянский труд, радость – слышать «гул молотилки», «шум мельницы»
6.Работа со стихотворением «Уж подсыхает хмель на тыне…» Слайд 18.
а) лексическая работа:
хмель – вьющееся растение с длинным тонким стеблем
тын – забор, частокол
бахча – участок, засеянный арбузами
ветряк – ветряная мельница
б) подберите пропущенные эпитеты (см. раздаточный материал)
в) нарисуйте словами, что изобразил поэт в стихотворении
г) какими красками вы изобразили бы подсыхающий хмель, хату, небо, мельницу. Почему для изображения мельницы понадобилось бы 2 цвета?
д.) какое время года изобразил поэт в стихотворении
е)найдите лексическое толкование слова «хлеб» в стихотворении (пищевой продукт, зерно, заработок)
е) придумайте название к стихотворению. Что в нем отразилось: тема или идея произведения? («Успокоение», «Гармония», «Счастье». «Покой»)
ж) какие изобразительно-выразительные средства вы отметите (их немного, так как Бунин всегда был верен правде жизни, всегда оставался реалистом. Приверженность к правде неотделима от его любви ко всему светлому и доброму в мире, от любви к природе, к родной земле, к человеку. Изобразительные средства его языка просты, исполнены строгости и ясности. «сверкает золотой заплатой» - сравнение, анафора, эпитеты.
з) определите, каким размером написано стихотворение (четырехстопный ямб с пиррихием)
В пейзаже много ярких красок, потому что изображена осень, а осень щедра на краски. Бунин любуется щедростью и красотой осенней природы, но главное для поэта – это счастье видеть плоды человеческого труда, (хмель, дыни на бахче, хлеб свезен, мельница работает) счастье человека – в мирном труде, достатке.
Вывод: перед нами мир труда крестьянина, деревенского уклада жизни и быта, особое, трепетное отношение Бунина к родной земле. «Чувствую в себе всех предков своих, свою связь со зверем, «по-звериному» люблю жизнь, все проявления её…». В основе раздумий - вечное: Россия, ее природа, жизнь людей с их праздниками и буднями, стремлениями и надеждами.
8.Итоги урока. Оценки.
9.Домашнее задание.
Работа со стихотворением, продолжающим эту тему, «Старик у хаты веял…»
а) лексическая работа
молотьба – извлечение зерен семян из колосьев путем выбивания железным цепом.
веять – очищать обмолоченное зерно от сора, подбрасывая его на деревянной лопате
гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба
плахта – юбка
Святой Спас – церковно-бытовой праздник в конце лета
рдеть – краснеть
б) подобрать пропущенные слова
в) выбрать название к стихотворению: старик и старуха, вечер. Святой Спас, счастье
что отразилось – тема или идея?
г) какие краски вам бы понадобились, чтоб нарисовать картину
д) укажите средства выразительности
|