Цели урока: 1) истолкование
библейской заповеди;
2) использование
библейского сюжета с целью раскрыть содержание слова
«хам» через его
образную конкретизацию;
3) выделить духовные
ценности, которые делают человека богаче и щедрее
Оформление: рисунки учащихся
Методы: слово учителя,
беседа, словарная работа, словесное рисование, выборочное чтение, сравнительный
анализ произведений
Ход урока
1.Классификация понятий:
«чистосердечность», «зависть», «кротость», «искренность», «безответность»,
«хамство».
Задания:
1)
Распределите понятия на две группы: «хорошо» - «дурно». Через анализ значения
этих слов, их морфем объясните смысл этих понятий.
2)
А что значит «хамство»? Обратимся за ответом к Библии.
2. Чтение библейского сюжета о Ное и
сыновьях (Гл. 9, 20-25).
3. Анализ текста.
-
Кто такой Хам по библейскому преданию?
-
В чем проявилась предосудительность поступка Хама по отношению к отцу?
-
Какое наказание постигло Хама?
-
Как вы относитесь к этому наказанию?
-
Попробуйте подобрать слова, близкие по значению к слову «хамство».
4. Обращение к произведению,
прочитанному дома: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»
-
О чем это произведение? Каков смысл рассказа?
-
А можно ли сказать, что этот рассказ о хамстве?
-
Напомнил ли вам этот рассказ Л.Н. Толстого библейский сюжет? Чем?
5. Анализ произведения в сопровождении
выборочным чтением.
Попробуем вместе поразмышлять над
произведением:
-
почему сын и невестка перестали сажать деда за стол?
-
почему невестка решила давать старику еду в лоханке?
-
кому обычно дают еду в лохани?
-
как вы думаете, правы или нет были сын и невестка?
-
как вы охарактеризуете отношение сына к своему старому отцу?
-
можно ли считать это проявлением хамства?
-
что заставило сына и невестку одуматься, понять всю недопустимость такого
отношения к отцу?
А
возникли ли у вас вопросы к писателю? У меня возник такой: для кого все-таки
больше написан этот рассказ – для родителей или для детей? Если для родителей,
тогда зачем вы, дети, должны его читать?
Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у
родителей.
6. Обращение к библейской заповеди и ее
толкование.
1)
Беседа.
-
Среди библейских заповедей одна из самых
главных звучит так: «Почитай отца и матерь свою». Что значит почитать
родителей?
-
Как вы думаете, стала ли эта заповедь правилом жизни для русского народа?
-
Что является лучшим доказательством на этот счет?
-
Какие из этих пословиц вы можете привести в подтверждение этой библейской
заповеди?
2)
Работа с пословицами.
Задания:
а)
запишите такую пословицу: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Как
вы понимаете эту пословицу?
б)
есть еще одна пословица: «Почитай учителя как родителя». Почему родилась эта
пословица?
7. Подведение итогов урока. Домашнее
задание.
-
Об уважении еще к каким «родителям» нельзя забывать? Чтобы ответить на этот
вопрос, подберите однокоренные слова к слову «родители».
-
В чем проявляется хамство, непочтительность по отношению к своей родине, своему
народу?
Запишите в тетради эту библейскую заповедь,
а ниже попробуйте сформулировать правила жизни, которые с нею связаны. Первое
правило составим и запишем все вместе: «Будь послушным сыном (дочерью)». Дома
можете дополнить эти правила вместе с родителями. Чтобы эти правила не
оставались «мертвыми буквами», нужно следовать им в собственной жизни, чаще
давать себе отчет в собственных поступках.
|