Задачи подтемы:
– ознакомить учащихся с особенностями
организации высших растений, их разнообразием,
широким распространением на Земле, средами
обитания, чертами приспособленности к жизни в
них, ролью в природе и разнообразным
практическим значением;
– продолжить формирование умений
узнавать изученные виды высших растений,
проводить наблюдения, сравнивать виды растений
между собой, делать выводы об их принадлежности к
тому или иному отделу, обосновывать их роль в
природе.
Планирование подтемы
Урок 16. Общая характеристика
высших растений.
Урок 17. Отдел моховидные.
Особенности строения, жизнедеятельности.
Урок 18. Отдел плауновидные.
Особенности строения, жизнедеятельности.
Урок 19. Отдел хвощевидные,
особенности организации, роль в природе.
Урок 20. Отдел папоротниковидные.
Особенности строения, жизнедеятельности
папоротников.
Урок 21. Особенности строения и
жизнедеятельности папоротников, их роль в
природе и практическое значение.
Урок 22. Отдел голосеменные.
Особенности организации и происхождение.
Урок 23. Многообразие голосеменных,
их роль в природе и практическое значение.
Урок 24. Отдел покрытосеменные,
особенности организации, происхождение.
Урок 25. Размножение
покрытосеменных растений.
Урок 26. Класс двудольные,
характерные особенности растений семейства
розоцветных.
Урок 27. Класс двудольные,
характерные особенности растений семейств:
крестоцветных и пасленовых.
Урок 28. Класс однодольные,
характерные признаки растений семейства
злаковых.
Урок 29. Класс однодольные,
характерные особенности растений семейства
лилейных.
Урок 30. Повторительно-обобщающий
на тему.
Урок 16. Общая характеристика высших
растений
Задачи: раскрыть особенности
организации высших растений как наиболее
сложноорганизованных по сравнению с водорослями
– низшими растениями, многообразие видов, общие
признаки основных отделов.
Оборудование: живые растения или
гербарные экземпляры высших растений, таблицы,
рисунки учебника и других книг с изображением
мхов, плаунов, хвощей, голосеменных и цветковых
растений.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
строения, жизнедеятельности представителей
разных отделов водорослей, об их роли в
биоцинозах и народном хозяйстве. (Беседа с
использованием таблиц.)
2. Проверка умений узнавать представителей
разных отрядов водорослей, обосновывать их
принадлежность к ним.
II. Изучение нового материала
1. Многообразие высших растений,
широкое распространение на Земле, среды
обитания, основные группы: высшие споровые и
семенные. (Рассказ учителя, демонстрация живых
растений или гербарных экземпляров, таблиц.)
2. Ткани (образовательная, покровная, проводящая,
опорная, основная), особенности строения и
функции. (Беседа с элементами рассказа учителя,
использование знаний о тканях цветковых
растений, изученных учащимися в курсе биологии
6-го класса, демонстрация таблицы.)
3. Органы высших растений: вегетативные и
репродуктивные, их функции. (Беседа с элементами
рассказа учителя, демонстрация растений, таблиц
или рисунков с их изображением, использование
знаний об органах растительного организма на
примере цветковых растений.)
4. Эмбриональный и постэмбриональный периоды
индивидуального развития как одна из
характерных особенностей высших растений.
(Рассказ учителя, показ рисунков.)
5. Отделы споровых растений (моховидные,
плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные),
их особенности. (Рассказ учителя с элементами
беседы, демонстрация таблиц, рисунков.)
6. Отделы семенных растений (голосеменные и
покрытосеменные), их отличия от группы споровых
растений. Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация живых растений или гербарных
экземпляров, таблиц, рисунков.
III. Закрепление знаний об особенностях
высших растений, их основных группах и отделах.
(Беседа.)
IV. Задание на дом: изучить материал о
высших растениях, с. 31 до статьи «Отдел
моховидные», повторить общую характеристику
низших растений.
Урок 17. Отдел Моховидные. Особенности
строения, жизнедеятельности
Задачи: раскрыть особенности
организации моховидных (распространение, места
обитания, питания, размножения) на примере
представителей зеленых и сфагновых мхов, черты
усложнения их строения по сравнению с
водорослями; продолжить формирование умений
узнавать представителей моховидных, сравнивать
их между собой и водорослями, обосновывать более
сложную организацию мхов по сравнению с
водорослями.
Оборудование: гербарные
экземпляры кукушкина льна, сфагнума или других
мхов, микроскопы, таблицы, рисунки с изображением
мхов, водорослей, кинофрагмент о зеленом мхе –
кукушкином льне.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний об особенностях
строения и жизнедеятельности высших растений
как наиболее сложноорганизованных по сравнению
с низшими растениями, водорослями. (Беседа с
элементами рассказа учащихся.)
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения о моховидных
(многообразие видов, происхождение,
распространение на Земле, особенности строения:
размеры тела, вегетативные органы – стебель и
лист, преобладание полового поколения над
бесполым). (Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация мхов, гербарных экземпляров,
таблиц, рисунков.)
2. Основные группы моховидных: настоящие мхи и
белые мхи, или сфагновые. Особенности строения,
питания, размножения настоящих мхов на примере
зеленого мха – кукушкина льна. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация гербарных
экземпляров, таблицы или лабораторная работа «Строение
мха кукушкин лен».)
3. Сфагновые мхи (распространение, места обитания,
особенности строения на примере сфагнума).
(Беседа с элементами рассказа, демонстрация
таблицы, рисунков, лабораторная работа «Строение
сфагнума».)
4. Разнообразная роль мхов в природе и их
практическое значение. (Рассказ учителя с
элементами беседы.)
5. Обобщение знаний об организации моховидных как
одного из отделов высших растений. (Беседа,
использование рисунков, таблицы.)
III. Закрепление знаний об особенностях
строения, питания, размножения кукушкина льна,
сфагнума как представителей отдела моховидных и
усложнении организации мхов по сравнению с
водорослями.
IV. Задание на дом: изучить тему «Отдел
Моховидные», выполнить задание из рубрики
«Подумайте».
Урок 18. Отдел Плауновидные.
Особенности строения, жизнедеятельности
Задачи: ознакомить учащихся с
особенностями строения, жизнедеятельности
растений отдела плауновидных как более
сложноорганизованных по сравнению с
моховидными, их ролью в природе и практическим
значением; продолжить формирование умений
сравнивать, делать выводы о более сложной
организации плаунов по сравнению со мхами.
Оборудование: гербарные
экземпляры плаунов, таблицы, рисунки с
изображением плауновидных, кинофильм о плаунах.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
строения вегетативных органов, размножения мхов
на примере мхов кукушкин лен и сфагнум, о чертах
усложнения мхов по сравнению с водорослями.
(Рассказ учащихся с элементами беседы,
использование вопросов рубрики «Проверьте свои
знания»).
2. Проверка умений узнавать изученные мхи,
сравнивать, делать выводы о более сложной
организации мхов по сравнению с водорослями.
(Самостоятельная работа для 2–3 учащихся по
заданиям рубрики «Какие утверждения верны» или с
использованием рис. 46 на с. 34 учебника).
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения об отделе
Плауновидные (распространение, многообразие
видов, происхождение). (Рассказ учителя,
демонстрация гербарных экземпляров, таблицы,
рисунков.)
2. Особенности строения вегетативных органов
плауна, их расположение на растении. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
гербарных экземпляров, таблицы, рисунков.)
3. Особенности бесполого размножения плаунов, их
развития. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы,
рисунков.)
4. Половое размножение плаунов (мужские и женские
половые органы, особенности созревания половых
клеток). (Рассказ учителя, демонстрация таблицы,
рисунков.)
5. Практическое значение плаунов в медицине,
промышленности. (Рассказ учителя.)
III. Закрепление знаний об особенностях
строения, жизнедеятельности плауновидных, об
усложнении их строения по сравнению со мхами.
(Беседа или демонстрация диафильма.)
IV. Задание на дом: изучить раздел I
«Плауновидные», повторить общую характеристику
подцарства Высшие растения.
Урок 19. Отдел Хвощевидные,
особенности организации, роль в природе
Задачи: раскрыть особенности
строения, жизнедеятельности растений отдела
Хвощевидные, их роль в природе; продолжить
формирование умений узнавать изученные плауны и
хвощи, обосновывать их принадлежность к группе
высших растений.
Оборудование: гербарные
экземпляры хвощей, лупы, микроскопы, таблицы,
рисунки с изображением хвощей, кинофильм о
хвощевидных.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
строения, размножения плаунов, их роли в природе
и их практическом значении. (Рассказ учащихся с
элементами беседы.)
2. Проверка умений узнавать плауны на рисунке.
(Самостоятельная работа для 1–2 учащихся по
заданию с использованием рис. 46, 47 учебника.)
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения об отделе Хвощевидные
(распространение, многообразие видов,
происхождение). (Рассказ учителя, демонстрация
таблицы, рисунков.)
2. Особенности внешнего строения хвощей
(вегетативных органов). (Лабораторная работа «Строение
хвоща полевого».)
3. Бесполое размножение хвощей. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация таблицы,
рисунков.)
4. Особенности полового размножения хвощей.
(Рассказ учителя, демонстрация таблицы,
рисунков.)
5. Роль хвощей в природе. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация кадров
диафильма.)
III. Закрепление знаний об особенностях
организации хвощей, их роли в природе. (Беседа или
демонстрация кинофильма.)
IV. Задание на дом: изучить статью
«Отдел Хвощевидные», подготовить ответы на
вопросы рубрики «Проверьте свои знания»,
повторить материал об особенностях организаций
растений отдела Плауновидные.
Урок 20. Отдел Папоротниковидные.
Особенности строения, жизнедеятельности
папоротников
Задачи: расширить знания учащихся
о высших растениях путем раскрытия особенностей
строения и жизнедеятельности папоротников как
более сложноорганизованных по сравнению с
моховидными, хвощевидными; продолжить
формирование умений сравнивать, обосновывать
принадлежность папоротниковидных к данному
отделу.
Оборудование: гербарные
экземпляры папоротников, таблицы, рисунки с
изображением папоротников, готовые
микропрепараты и микроскопы, кинофильм о
папоротниках.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений.
1. Проверка знаний об особенностях
строения и жизнедеятельности плаунов и хвощей,
их роли в природе и практическом значении.
(Беседа по вопросам учебника из рубрики
«Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать изученные споровые
растения, обосновывать их принадлежность к тому
или иному отделу. (Самостоятельная работа для
двух учащихся по заданиям из рубрик «Какие
утверждения верны» и «Выберите правильный
ответ».)
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения об отделе
папоротниковидных: многообразие видов,
распространение, происхождение. (Рассказ
учителя, демонстрация гербарных экземпляров,
таблицы.)
2. Среда и местообитание папоротников,
разнообразие жизненных форм. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация таблиц, рисунка.)
3. Особенности строения стебля (корневища)
папоротника и его функции. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация гербарного
экземпляра, таблицы.)
III. Закрепление знаний об особенностях
строения вегетативных органов папоротников.
(Лабораторная работа «Строение
папоротника».)
IV. Задание на дом: изучить раздел I до
статьи «Размножение папоротников» и выполнить
задание из рубрики «Какие утверждения верны».
Урок 21. Особенности строения и
жизнедеятельности папоротников, их роль в
природе и практическое значение
Задачи: расширить представление
учащихся об организации папоротников путем
раскрытия особенностей размножения, развития
папоротников, показа их роли в природе и
хозяйственной деятельности человека; продолжить
формирование умений узнавать изученные
растения, обосновывать их принадлежность к
определенному отделу.
Оборудование: гербарные
экземпляры папоротников, таблицы, рисунки с их
изображением, кинофильм о папоротниках,
коллекция «Каменный уголь и продукты его
переработки».
Методические рекомендации
I. Проверка знаний об особенностях
строения и жизнедеятельности папоротников.
(Беседа или фронтальный опрос.)
II. Изучение нового материала.
1. Особенности вегетативного
размножения папоротников. (Беседа с элементами
рассказа учителя, демонстрация гербарных
экземпляров, таблицы.)
2. Бесполое и половое размножение папоротника,
особенности его развития (спорангии, спора,
заросток – гаметофит, оплодотворение в воде,
зигота, зародыш, спорофит. (Рассказ учителя,
демонстрация таблицы, рисунка или кадров
кинофильма.)
3. Особенности размножения разноспоровых
папоротников (мегаспоры, микроспоры, их функции).
Преимущество размножения разноспоровых
папоротников. (Рассказ учителя с элементами
беседы, демонстрация рисунков, таблицы.)
4. Роль папоротников в природе, в образовании
каменного угля. (Беседа, демонстрация коллекции.)
III. Закрепление знаний об особенностях
размножения папоротников, их значении в природе,
жизни человека. (Беседа или демонстрация
кинофильма.)
IV. Задание на дом: изучить до конца раздел
«Отдел Папоротниковидные», подготовить ответы
на вопросы из рубрики «Проверьте свои знания»,
составить общую характеристику отдела
папоротниковидных.
|