Цель
урока: Подготовка обучающихся к работе над сочинением-описанием.
Задачи:
Помочь
собрать необходимый для творчества материал;
Развить
навыки владения образной речью и стремление любоваться прекрасным
Оборудование:
Букеты
живых цветов
Стенд
с рисунками обучающихся
Диск
с записью «Пастораль» Г.Свиридова
Фотоэтюды
на тему «Осень»
Раздаточный
материал для словарной и аналитической работы (см. Приложение)
Тексты
миниатюры М.Пришвина «Анютины глазки»
Ход
урока
1.
Здравствуйте! Сегодня мы готовимся к сочинению-описанию по теме «Последние
цветы» Это будет, надеюсь, не только урок развития речи., но и урок развития
чувства, урок любования прекрасным.
За
окном холодный осенний день. Ветер обрывает листья с деревьев, накрапывает
холодный дождь. Лето с яркими теплыми днями ушло, но что-то в природе
напоминает нам о нем. Что же это? (цветы)
Да,
последние цветы. Вот они, перед нами. Молча полюбуемся ими под музыку Свиридова
(слышим сильный, грустный мотив осени. Мелодия трогает до слез).
А.С.Пушкин
утверждал что «Цветы последние милей роскошной прелести полей» Это эпиграф
нашего сочинения. (записываем тему урока и эпиграф, вспомнив, что именно он
выражает основную мысль сочинения)
2.
Реализация предварительного домашнего задания:
А)
подобрать стихотворения о цветах и выучить их (задание дается за неделю до
урока. Дети оформляют книжечки со стихотворением и иллюстрацией к нему)
Б)
составить словарик синонимов к предложенным словам, подобрать слова-эпитеты к
описанию цветов задано на предыдущем уроке
Мы
знаем, что А.С.Пушкин любил осень, называл ее «очей очарованье». Но и других
поэтов вдохновляла и осень, и цветы.
Дети
читают выученные стихи: А.Фет «Осенняя роза», И.Бунин «Осыпаются астры в садах»,
С.Есенин «Цветы»
Учитель:
поэты прекрасно выражают свои чувства, передают их нам, рисуя словами
удивительные картины природы. При помощи каких художественных средств создаются
поэтические картины? (учащиеся вспоминают определения метафоры, олицетворения,
эпитета, сравнения). Кстати, само название цветов зачастую метафора: золотой
шар, анютины глазки, Иван-да-марья.
3.
Работа с лексическим материалом и заданиями «Приложения». Анализ миниатюры
Пришвина «Анютины глазки».
А)
На доске написаны названия цветов: цинния, астра, гладиолус, хризантема,
георгин, виола, флокс.
Учащиеся
списывают с доски названия, а учитель обращает их внимание на орфографию и дает
краткий комментарий по этимологии этих названий и символике цветов, которая
раньше имела очень большое значение. Был придуман даже так называемый язык
цветов. Например, астра и хризантема – символы печали. Георгин же означает
«Благородный», а существительное «гладиолус» оказывается, однокоренное со
словом «гладиатор», потому что «гладиус» – короткий и широкий меч гладиатора.
Форма листьев гладиолуса именно такова. Когда гладиолусы завезли в Россию, их
поначалу называли «шпажник».
Б)
анализ миниатюры Пришвина.
Учитель
в ходе работы подводит детей к выводу о том, что автором использован прием
сравнения и сообщает, что это не просто поэтическое сравнение, а еще и
развернутое сравнение.
В)
читаем сочинение «Тюльпан» (задание 1 «Приложения») Вывод: это тоже развернутое
сравнение.
Г)
Выполняем задание № 2(«Приложение»)найти и назвать в предложенных отрывках художественные средства.
4.
Домашнее задание. Написать сочинение, взяв либо широкую тему («Последние
цветы»), либо узкую.
Приложение
Прочитайте
сочинение. Какое художественное средство лежит в его основе, образует текст?
Тюльпан
похож на факел. Стебель – как рукоятка, раскрывшийся бутон – как чаша. Дно этой
прекрасной тончайшей чаши – черное, с бархатистым отливом. В лепестках черный цвет
переходит сначала в желтый, а затем в огненно-красный. И кажется, будто
лепестки – это языки пламени, а черные тычинки на дне цветка – тлеющие угольки.
Найдите
в предложенных отрывках художественные средства.