Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 25.11.2024, 05:00:33
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Подготовка к сочинению – описанию животного 2 часа
21.03.2011, 12:29:40

ХОД УРОКА

В начале урока вспоминаем, из каких частей состоит описание, записываем на доске и в тетрадях.

1. Представление объекта речи. Кто это или что это?
2. Наиболее характерные признаки объекта речи (размер, форма, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид, занятия...).
3. Оценка объекта речи.

Далее предлагаем найти эти части описания в предложенном тексте (текст распечатан).

Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные серпообразные сине-черные перья. Он выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами.

(По Е.Носову)

Понравилось ли вам описание? Легко ли будет художнику нарисовать такого петуха? Почему?
(Ответы учеников. Писатель смог подметить у петуха детали, отличающие его от других: огненное ожерелье на шее, в хвосте серпообразные перья. И манера ходить у него особая, словно на параде. Так и видишь этого гордо вышагивающего петуха.)
Каким образом автору удалось нарисовать запоминающийся образ?
К какому стилю мы отнесем этот текст? По каким признакам?
(Ответы учеников. Это текст художественного стиля, в котором используются различные языковые средства выразительности.)
Давайте найдем их.
(Ответы учеников. Огненное ожерелье – это метафора, пышный хвост – эпитет, серпообразные перья – метафора, отливающей бронзой грудью – метафора, будто на параде – сравнение. С их помощью описание становится выразительным и красочным.)
Все ли части описания присутствуют в этом тексте?
Есть представление (Петух был...). Есть его подробное описание.
Выражено ли авторское отношение?
(Ответы учеников. Оно скрыто, но проявляется в словах красивый, смелый, выступал, как на параде. Автор любуется им.)

Задание 1. Прочитайте текст. О чем он? Кто описывается в нем? Озаглавьте текст. При списывании вставьте подходящие слова. Сравните свой текст с авторским. (Тексты раздаются.)

И стоит елочка растерянная, _________. Раскинула лапки, а на __________ подарки. И уже некуда их девать, а ей все дарят и дарят.

У всех на глазах становится елочка из __________ и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и _________. Вся нарядная и _______.

Не то что зимой и летом – ___________.

Авторский текст

И стоит елочка растерянная, счастливая. Раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уже некуда их девать, а ей все дарят и дарят.
У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная.
Не то что зимой и летом – одним цветом.

(Н.Сладков)

Ученики объясняют подобранные слова.

Задание 2. Помните, что авторское отношение к описываемому может выражаться не только словами мне нравится, люблю,..., а еще при помощи различных приставок и суффиксов, т.е. разных словообразовательных элементов. Учитывая это замечание, спишите текст, заменяя подчеркнутые слова другими, с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какие это суффиксы (суффиксы субъективной оценки)?
(Ребята перечисляют известные им. Работают с отпечатанным текстом.)

Вдруг вынырнула девочка малая. Волосы рыжие, сарафан голубой и в руке платок. Поглядела девочка веселыми глазами, блеснула зубами, подбоченилась, платком махнула и пошла плясать. Плясала ловко и легко.

Интересно ли было читать этот текст? Почему?
(Ответы учеников. Мы не чувствуем авторского отношения к описываемой девочке.)
Да, стилистически нейтральные слова не дают нам это почувствовать. Как изменился текст, когда вы добавили суффиксы субъективной оценки? Прочитайте свои варианты. Объясните свой выбор.

Авторский текст

Вдруг вынырнула девчоночка махонькая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руках платочек. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась и пошла плясать. Плясала ловко и легко.

(П.Бажов)

Почувствовали ли вы авторское отношение к девочке? Как этого смог добиться П.Бажов?

ВТОРОЙ УРОК

Редактируем текст

Задание 3. Внесите исправления в текст. Запишите текст в исправленном виде.

Один раз я увидел на коврике в подъезде маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глаза у него были зеленые, большие, умные.
Рядом с котенком находилось блюдечко с молоком. Он увидел меня, очевидно, испугался и торопливо побрел к батарее, забирая за собой коготками коврик. Вид у него в этот момент был очень жалкий.

Исправив текст, ребята объясняют внесенные изменения. (Можно перед исправлением текста в слабом классе найти речевые ошибки и предложить их исправить самостоятельно. В таком случае найденные ошибки подчеркиваются в тексте и выносятся на поле условным знаком.)

Исправленный текст

Однажды я увидел в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него маленький и пушистый, а глаза большие, зеленые и умные.
Рядом с котенком находилось блюдечко с молоком. Он увидел меня, очевидно, испугался и засеменил к батарее, зацепив за собой коготками коврик. Вид у него был очень жалкий.

Иногда ученические сочинения страдают непоследовательностью описания. Устранить этот недочет позволяет следующее задание.

Задание 4. Переставьте части текста, чтобы описание стало более последовательным.

МОЯ ПТИЧКА

У меня есть птичка канарейка. У нее спинка желтоватая, бока и хвостик белые, головка, как и спина, желтая. Глазки у моей канарейки черные, блестящие, как бусинки.
Канарейка ест капустные листья, коноплю.
Наша птичка поет целый день – утром, когда мы еще спим, и вечером, когда мы ложимся спать. Мне очень нравится, как поет наша канарейка.
Я люблю смотреть, как канарейка спит, втянув головку. Она поет громко, весело. Мне и маме в такие минуты кажется, что наступила весна.

Слушаем замечания ребят. Обсуждаем.

Итог урока. Подводим итог, чему мы научились, что надо знать и уметь, чтобы сделать описание интересным, красочным, чтобы уметь выразить свое отношение, избегая речевых и логических ошибок.

Памятка сочинителю.

1. Выберите для описания то, что хорошо знаете.
2. Выбрав, подумайте, в какой последовательности вы будете описывать.
3. Выделяйте характерные и яркие детали в своем описании.
4. Умейте выразить свое отношение к тому, что описываете.
5. Подумайте: сможет ли художник, используя ваше описание, нарисовать это животное и передать в рисунке ваше отношение?

Домашнее задание. Напишите сочинение – описание животного.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 1607 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/20
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0