Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.
Н.А. Некрасов
Цель: обучать словесному
описанию картины, прививать любовь к искусству и
родной природе.
Оборудование: 1)
репродукции картин Шишкина «Рожь», «Корабельная
роща», «Лесные дали» и др.;
2) запись части I Первой симфонии В.Калинникова.
I. Вступительное слово учителя.
Рассказ о художнике И.И. Шишкине (1832–1898).
Уроженец Елабуги – маленького
уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович
Шишкин детские годы провел среди суровой природы
Вятской губернии (теперь Республика Татарстан).
Он рано пристрастился к рисованию и неизменно
занимался им, стремясь запечатлеть
замечательные пейзажи елабужских окрестностей.
– Что означает слово пейзаж?
Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал
пробудить у сына интерес к торговле, но
безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в
Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Здесь он подружился с художниками В.Перовым,
И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 г. Шишкин
получает Большую золотую медаль и право на
заграничную командировку. В 1873 г. ему было
присвоено звание профессора Петербургской
Академии художеств.
В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной
мастерской Академии художеств.
Шишкин прославился как пейзажист. Сегодня мы
познакомимся с одной из лучших картин мастера –
«Рожь». Перед вами репродукция картины.
– Что означает слово репродукция?
– Кто знает, где хранится подлинник? (Эту
картину сейчас можно увидеть в Третьяковской
галерее в Москве.)
Давайте рассмотрим репродукции с других картин
И.Шишкина: «Корабельная роща», «Лесные дали».
В.Стасов называл пейзажи Шишкина «пейзажами для
богатырей».
– Вы согласны с мнением известного русского
критика? Можно ли сказать, что «Рожь» изображает
пейзаж для богатырей? Почему?
Именно к этой картине такие слова относятся
больше, чем к любому другому произведению
мастера.
II. Беседа по картине. Выбор ключевых
слов. Составление плана.
– Что изображено на картине? (На
картине изображено поле золотистой ржи. Зреет
богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет
созревающей рожью.)
– Какое время дня написал художник? (Полдень.)
Вспомните стихи о ржаном поле. (Перечитаем
стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой
нивой...». См. приложение.)
– Какие строки из этого стихотворения подойдут
для описания картины? (Золотые переливы,
безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)
– Что можно сказать о колосьях? (Золотые,
спелые, тучные колосья наклонились к земле. От
легкого дуновения ветерка колышется, волнуется
желтеющее поле ржи.)
– Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые
цветы: васильки, ромашки.)
– Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает
вдаль.)
– Расскажите о соснах, изображенных на полотне
И.Шишкина. (Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая
ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из
сосен как мачта корабля. Как грозные часовые
поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные,
стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое,
светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные
облака.)
– Докажите, что художник изобразил не дикую
природу, а землю, возделанную трудом человека.
– Можем ли мы определить конкретное место, где
написан этот пейзаж? (Определить трудно. Скорее
всего это средняя полоса России.)
– Шишкин написал на обратной стороне эскиза
картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья
благодать, русское богатство».
– О чем хотел нам рассказать художник?
Определите главную мысль произведения. (Какой
открывается простор! Как прекрасна нива, где
зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
– Прочитаем слова поэта Н.А. Некрасова, которые
мы поставили эпиграфом к нашему уроку. Почему
Некрасов выбрал определение врачующий к
существительному простор?
III. – Какие чувства вы испытываете,
когда смотрите на картину?
Прослушаем фрагмент из Первой
симфонии русского композитора XIX века Василия
Сергеевича Калинникова. Эта мелодия созвучна
картине Шишкина, также воспевает широту, простор
родной природы.
IV. Заключительное слово учителя
Все в картине проникнуто чувством
покоя – летнее небо с медленно плывущими
облаками, недвижно стоящие среди поля огромные
сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей
тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в
золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный,
неподвижный. Картина «Рожь» – это идеальный
образ родной природы, исключающий не только все
случайное, но и все, что человека не радует, не
успокаивает и не возвеличивает душу.
Закончить беседу по картине можно
стихотворением И.Бунина «И цветы, и шмели, и
трава, и колосья...».
План
1. О художнике-пейзажисте И.Шишкине.
2. Описание картины И.Шишкина «Рожь».
1) Желтеющее море ржи.
2) Огромные сосны среди ржи.
3) Как хорошо в поле!
(Использованы материалы книг:
Порудоминский В. «Первая Третьяковка»; Осокин В.
«Рассказы о русском пейзаже»; и др.)
Во время беседы учитель выписывает ключевые
слова (и их синонимы), которые дети могут
использовать в своем сочинении-описании.
Золотистая рожь, золотые переливы,
безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные
колосья, наклониться к земле, желтеющее поле,
колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка,
полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль,
сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь,
низко нависает, легкие, воздушные облака,
скользят по голубому небу, раздолье, широкий
простор, русское богатство.
Приложение
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
(А. Фет)
|