Задачи подтемы:
– ознакомить учащихся с особенностями
организации низших растений – водорослей, их
распространением и происхождением, усложнением
строения, питания, размножения по сравнению с
бактериями, приспособленностью водорослей
разных отделов к жизни в различных условиях
водной среды, с их ролью в природе и практическим
значением;
– продолжить формирование умений
узнавать водоросли, проводить наблюдения,
сравнивать их между собой, обосновывать их роль в
природе, принадлежность к той или иной группе
(отделу).
Планирование подтемы
Урок 12. Подцарство Низшие растения.
Общая характеристика водорослей.
Урок 13. Размножение и развитие
водорослей.
Уроки 14, 15. Отделы водорослей, их
многообразие, роль в природе и практическое
значение.
Урок 12. Подцарство Низшие растения.
Общая характеристика водорослей
Задачи: раскрыть характерные
признаки строения, жизнедеятельности водорослей
как низших растений, отличающие их от бактерий,
грибов и лишайников; продолжить формирование
умений узнавать изученные организмы, проводить
наблюдения, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: стаканы с живыми
растениями хламидомонады и хлореллы, микроскопы,
лупы, лабораторное оборудование, таблицы,
рисунки из учебника, других книг с изображением
водорослей, диафильм о водорослях.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
строения, жизнедеятельности растений,
отличающих их от организмов других царств.
(Беседа с использованием таблиц.)
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения о водорослях как
древнейших представителях растительного мира:
общее число известных видов, разнообразие
жизненных форм, среда обитания, происхождение.
(Рассказ учителя, демонстрация таблицы.)
2. Одноклеточные водоросли, особенности строения,
питания, дыхания, среда обитания на примере
хламидомонады, хлореллы. (Рассказ учителя,
демонстрация таблицы, рисунка, лабораторная
работа «Строение одноклеточной зеленой
водоросли».)
3. Усложнение строения многоклеточных
водорослей: наличие слоевища, или таллома,
особенности его строения и др. (Рассказ учителя с
элементами беседы, использование приема
сравнения, таблиц или кадров диафильма.)
4. Особенности питания зеленых водорослей и
водорослей, не имеющих хлорофилла. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
таблицы, диафильма.)
III. Закрепление знаний об особенностях
организации водорослей как низших растений,
отличающих их от организмов других царств.
(Беседа, использование приема сравнения и
подведение к составлению общей характеристики
водорослей, подцарства низших растений.)
IV. Задание на дом: изучить статью
«Группа отделов водорослей» из темы «Подцарство
Низшие растения» до статьи «Размножение
водорослей», подготовить ответ на вопрос рубрики
«Подумайте».
Урок 13. Размножение и развитие
водорослей
Задачи: раскрыть особенности
размножения и развития водорослей; продолжить
формирование умений сравнивать, делать выводы об
особенностях организации водорослей как низших
растений.
Оборудование: таблицы, рисунки с
изображением одноклеточных и многоклеточных
водорослей; кинофильм о водорослях.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
распространения, питания, дыхания водорослей,
связанных со средой обитания. (Рассказ учащихся с
использованием таблиц.)
2. Проверка умений делать выводы об особенностях
организации водорослей. (Самостоятельная работа
для 1–2 учеников по заданию в рубрике
«Подумайте».)
II. Изучение нового материала
1. Способы размножения водорослей,
значение процесса размножения в жизни низших
растений. (Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация таблицы.)
2. Особенности бесполого размножения: условия
размножения, споры и зооспоры, их различия.
(Рассказ учителя, демонстрация таблиц, рисунков
или кадров кинофильма.)
3. Половой способ размножения (половые клетки,
образование зиготы) и его преимущество перед
бесполым способом расмножения. (Рассказ учителя,
демонстрация таблиц, рисунков.)
4. Вегетативный способ размножения одноклеточных
и многоклеточных водорослей и колониальных форм.
(Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация таблицы, рисунков, кинофильма).
5. Спорофит и гаметофит, их особенности у
водорослей. (Рассказ учителя, демонстрация
таблицы, рисунка.)
III. Закрепление знаний об особенностях
размножения, развития водорослей. (Беседа или
демонстрация кинофильма).
IV. Задание на дом: изучить статью
«Размножение водорослей», повторить материал об
особенностях водорослей как низших растений,
выполнить задание к рис. 33.
Уроки 14, 15. Отделы водорослей, их
многообразие, роль в природе и практическое
значение
Задачи: расширять знания об
особенностях организации водорослей, показать
их разнообразие, основные отделы, выделенные в
зависимости от строения, черты
приспособленности основных представителей к
жизни в различных условиях среды, роль
водорослей в природе и народном хозяйстве;
продолжить формирование умений узнавать
изученные водоросли, обосновывать их
принадлежность к тому или иному отделу, роль в
природе.
Оборудование: живые или гербарные
экземпляры спирогиры, лабораторное
оборудование, микроскопы, модели нитчатых
водорослей, таблицы об одноклеточных и
многоклеточных водорослях, диафильм о
водорослях.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний о характерных чертах
водорослей, отличающих их от организмов других
царств. (Беседа с использованием вопросов из
рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умения узнавать вoдopocли,
обосновывать их принадлежность к подцарству
низшие растения. (Самостоятельная работа для 1–2
учеников по заданиям из рубрики «Выберите
правильный ответ» или с использованием рис. 39
учебника.)
II. Изучение нового материала
1. Разнообразие водорослей,
подразделение их в зависимости от строения на
отделы: Зеленые, Бурые и Красные водоросли.
(Рассказ учителя, демонстрация таблиц или кадров
диафильма.)
2. Отдел Зеленые водоросли, их характерные
признаки (среда обитания, одноклеточные,
многоклеточные, колониальные формы, особенности
строения, передвижения большинства
одноклеточных и колониальных). (Рассказ с
элементами беседы, демонстрация таблиц,
лабораторная работа «Строение спирогиры».)
3. Роль зеленых водорослей в природе (обогащение
среды кислородом, создание органических веществ
– корма для многих животных, некоторые являются
индикаторами загрязнения), значение в народном
хозяйстве. (Рассказ с элементами беседы,
демонстрация кадров диафильма.)
4. Бурые водоросли, многообразие видов, широкое
распространение в морях и океанах, бурая окраска,
разнообразие размеров, наличие ризоидов.
(Рассказ с элементами беседы, демонстрация
таблиц, рисунков или кадров диафильма.)
5. Роль бурых водорослей, практическое значение в
природе. (Рассказ с элементами беседы,
демонстрация таблицы, кадров диафильма.)
6. Красные водоросли, или Багрянки, особенности
строения, жизнедеятельности, отличающие их от
других водорослей; роль в природе и практическое
значение. (Рассказ учителя, демонстрация
рисунков, таблиц или самостоятельная работа по
заданию учителя с использованием статьи «Отдел
Красные водоросли, или Багрянки».)
III. Закрепление знаний об особенностях
строения, жизнедеятельности представителей
водорослей разных отделов и чертах их
сходства. (Беседа, использование приема
сравнения, подведение к выводу об общности
организации водорослей.)
IV. Задание на дом: изучить тему
«Подцарство Низшие растения» до конца,
подготовить ответы на вопросы рубрики
«Проверьте свои знания».
|