Цели:
1. Рассмотреть произведение с разных точек зрения, формировать умение
использовать в речи литературоведческие понятия.
2. На основе сравнения образов, их действий и признаков, развивать речь
учащихся, желание и умение принимать активное участие в беседе.
3. Воспитывать чуткое отношение к литературе, как к искусству
Оборудование:
1. Главные герои произведения на картинках: петушок, пчелка, жаворонок,
зайчик, спящий мальчик.
2. Лира, вдохновение, воображение, муза (плакат с данными словами).
3. Рисунок солнышка.
|
жаворонок
зайчик
петух
пчела
|
мальчик
|
|
Поэзия в рассказе К. Ушинского
"Утренние лучи".
лира
Утренние лучи
проза
Прощание
скрипка
В стране небывалой
стихотворение
поэзия |
"...тот недостоин говорить,
кто не умеет слушать..."
|
Ход урока
Учитель. Доброе утро, мои дорогие. Я очень рада встрече с
вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот
Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!
Прочитайте запись на доске: "Поэзия в рассказе".
О чем она вам говорит? Тимофей
. Когда я прочитал слово поэзия, я вспомнил о Пушкине,
он написал много стихов, это поэзия. Дарья.
А я думаю, что эти слова связаны с воображением и
вдохновением. Ведь для того, чтобы написать красивые стихи, нужно и то, и
другое. Даша.
Вы говорите о стихах, а на доске написано "Поэзия в
рассказе", такого быть не может. Аня.
А я думаю, что может быть. Но этот рассказ должен быть
очень красивым. Учитель. Что значит красивым? Алина.
Это значит, в рассказе должны быть описаны яркие,
светлые чувства. Учитель
. Как вы близки к разгадке темы урока, я очень этим
довольна. А теперь прочитайте, что я еще приготовила. (открываю запись:
лира
Утренние лучи
проза
Прощание
скрипка
В стране небывалой
стихотворение
поэзия) Тимофей.
Я заметил, что в первых словах чередуется заглавная
буква и строчная. Ваня.
Я могу найти соответствие, рассказ "В стране небывалой",
это проза потому, что в нем строчки не рифмуются. Роман.
Я тоже нашел пару слов, стихотворение и поэзия, эти
слова обозначают одно и тоже. Вадим
. Я нашел соответствие между словами лира и скрипка. Регина.
"Прощание" это стихотворение, а значит, можно сказать,
поэзия. Марина
. Одна запись осталась без пары, я догадалась, мы будем
читать рассказ "Утренние лучи". Учитель
. Молодцы, ребята. (Пишу на доске: "Поэзия в рассказе К.
Ушинского "Утренние лучи".)
Утренние лучи - какие они? Антон.
Они яркие, теплые. Регина.
Они нежные. Дарья.
Лучи не всегда хорошие потому, что иногда хочется спать,
а они мешают. Учитель
. Ребята, значит, лучи настойчивые, можно так сказать? Роман.
Можно. Но иногда их облака закрывают. Даша.
Облака передвигаются, и солнышко снова светит. Учитель
. Итак, лучи заставляют вас просыпаться. Смотрите, на
нашей доске тоже солнышко проснулось, и оно готово радовать вас своим
светом и теплом. Давайте поговорим о пробуждении. Приготовьтесь быть
внимательными, (читаю текст стр. 133) Учитель
. Вам понравилось? Аня.
Мне очень понравилось, так нежно звучит, как песня. Валера
. И мне понравилось, в тексте много красивых слов. Учитель.
Чем привлекло ваше внимание это произведение? Наташа.
Мне понравились животные, о которых здесь написано. Антон
. Я думаю, что не все герои животные, здесь говорится о
птицах и насекомых. Кирилл.
И птицы разные: домашние и дикие. Учитель.
Прочитайте вопрос на стр. 133. Кто желает ответить? Валерия.
Лирическими произведениями называют такие, в которых
описываются чувства и переживания. Учитель.
Перечитайте текст, попробуйте найти в нем лирику.
(самостоятельное чтение) Аня.
Я хочу сказать, какие слова мне понравились: красное
солнышко, серебряная песенка, привольно. В этих словах много нежных
чувств, и много простора. Антон
. Я добавлю к ответу Ани такие слова: медок, весело
запрыгал, душистые цветы. Учитель.
Давайте вернемся к еще одной Аниной фразе "рассказ
звучит, как песня". Кто еще услышал песню? Роман.
Я услышал, только мне спать захотелось.
Учитель. Значит ты услышал песню похожую на колыбельную. Ребята, давайте
его разбудим.
Физминутка:
Потянулись, встрепенулись, улыбнулись.
Ручками похлопали, ножками потопали.
Учитель. Кого разбудил первый луч? Валерия.
Первый луч разбудил жаворонка. Учитель
. (вывешиваю картинку жаворонка) Как проснулся
жаворонок? Алина
. Он встрепенулся. Аня
. Я хочу прочитать - "Выпорхнул из гнездышка, поднялся
высоко-высоко". Марина
. Я добавлю - "Запел свою серебряную песенку". Учитель.
Что значит выпорхнул? Роман
. Это значит, очень быстро вылетел. Учитель
. Скорее к солнцу, на волю, на волю, в поднебесье. Ах,
как привольно! А воздух какой?! Регина.
Воздух чистый, свежий и влажный от росы. Учитель
. Кого разбудил второй луч? Кирилл.
Второй луч разбудил озорного зайчика. Учитель.
Почему озорного? (вывешиваю картинку с зайчиком) Кирилл
. Потому, что он "весело" запрыгал по лугу. Учитель
. Ребята, в тексте написано "добывать себе сочной
травки", а если сказать так "добывать себе сочной травы"? Аня
. Вторая фраза звучит некрасиво, слова автора менять нельзя. Учитель.
Я рада, что каждое слово для вас в авторском тексте
имеет большое значение, и вы не желаете его менять. Можно сказать, что
жаворонок и зайчик, проснувшись, стряхнули "грезы ночи". (пишу на доске
"грезы ночи") Вадим.
Что такое грезы? Валерия
. Я думаю это фантазии. Учитель
. Верно. Другим словом - это мечты.
А вы знаете, что жаворонок, который поет утром - полевой, но есть и
такой, который поет ночью, это лесной жаворонок. Куда отправился третий
луч? Кирилл.
Третий луч полетел в курятник. У моей бабушки в деревне
есть курятник. Я видел, как куры спят. Учитель.
(вывешиваю картинку петуха) Молодец, Кирилл. Значит,
ты нам ответишь на вопрос. Откуда слетели куры? Кирилл
. Куры спят на тонких палочках. Учитель
. Если быть более точным - эта перекладина, ее называют
насестом. Как запел петух? Дарья.
Петух запел громко, чтобы все слышали. Учитель
. Как повели себя курочки? Даша.
Они тоже проснулись, слетели на землю, стали разгребать
сор и искать червячков. Учитель
. Курочки и петухи спят очень чутко. При малейшем шорохе
открывают глазки. Можно сказать, что петушок дремлет? Дети.
Да. Учитель
. Петушок проснулся - победил дремоту. (запись на доске
"победил дремоту")
Что-то я сбилась в подсчетах. Про который луч пойдет речь сейчас? Сережа.
Четвертый луч разбудил пчелку. Учитель.
(вывешиваю картинку пчелки) Как просыпалась пчелка? Валерия.
Я думаю, что ей было лень просыпаться. О ней сказано
"пчелка выползла". Учитель
. Умница, хорошо подметила. Откуда выползла пчелка? Ваня
. Она выползла из кельи, но я не знаю что это. Учитель
. Ребята, кто из вас может сказать, что такое келья?
Келья - уединенное жилище. В данном случае жилище пчелки из воска. Что
пчелку окружает кругом? Дети.
Мед. Учитель
. Можно сказать, что она сладко просыпается? Дета.
Да. Учитель
. (пишу на доске "сладко просыпается")
Вот и обо всех поговорили. Кирилл
. Вы не правы. Лентяй спит. Учитель.
Что ты говоришь? Разве он не проснулся, после стольких
красивых ответов.
(вывешиваю картинку спящего мальчика). Дети.
Нет, не проснулся. Марина
. Сладко спит, и на лучи не обращает внимания. Роман.
За это его и прозвали лентяем. Ваня.
Он не хочет вставать и браться за дела. Учитель
. Ребята, можно сказать, что лентяй сладко спит? Дети.
Конечно можно. Учитель
. Ребята, посмотрите, что у нас получилось. На левой
доске все герои произведения собрались, а на правой – сказано, кто как
просыпался. Дети
. Можно установить соответствие.
(на усмотрение учителя, подробную работу над синонимами и антонимами
можно перенести на следующий урок, где будет вестись работа над
стихотворением "Рассветает " С. Пшеничных). Учитель.
Послушайте музыку. Чьи голоса вы услышали? Алина
. Это птицы поют. Учитель
. Я думаю, где-то среди них и наш жаворонок. Какое
чувство вас посетило? Дарья
. Нежность. Аня.
Ласка. Ваня
. Вдохновение. Учитель.
Я очень хотела услышать слово вдохновение, так как
именно оно нам понадобится. Постарайтесь, читая, убедить нас, что вы
рады солнцу. (чтение текста вслух) Учитель.
Присутствует поэзия в рассказе? Дети
. Конечно. Учитель.
А сказка? Или здесь все научно? Ваня
. Я думаю, что здесь есть и то, и другое. Учитель.
Предлагаю домашнее задание на выбор. Сделать текст
более сказочным или более научным.
(дети отказываются от задания, так как текст изначально красив) Учитель
. Тогда придумайте способ разбудить лентяя. Заканчивая
наш урок, давайте обратимся к словам, записанным на доске. Прочитайте
их. Что они означают? Роман.
Они напоминают нам о том, что мы должны быть друг к
другу внимательными. Учитель.
А мы были такими сегодня? Регина.
Да. Мы были дружными во время работы, поэтому нам было
интересно. Учитель.
Я очень рада, что вам было интересно, и говорю вам
спасибо за хорошую работу.
|