Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 23:00:27
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Поэзия в рассказе К. Ушинского "Утренние лучи"
08.11.2010, 09:34:20
Цели: 
1. Рассмотреть произведение с разных точек зрения, формировать умение использовать в речи литературоведческие понятия.
2. На основе сравнения образов, их действий и признаков, развивать речь учащихся, желание и умение принимать активное участие в беседе.
3. Воспитывать чуткое отношение к литературе, как к искусству

 

Оборудование: 
1. Главные герои произведения на картинках: петушок, пчелка, жаворонок, зайчик, спящий мальчик.
2. Лира, вдохновение, воображение, муза (плакат с данными словами).
3. Рисунок солнышка.

 

 

жаворонок


зайчик



петух




пчела

мальчик

Поэзия в рассказе К. Ушинского 
"Утренние лучи". 

лира

Утренние лучи 
проза
Прощание 
скрипка
В стране небывалой 
стихотворение 
поэзия

"...тот недостоин говорить,
кто не умеет слушать..."

Ход урока

Учитель. Доброе утро, мои дорогие. Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!
Прочитайте запись на доске: "Поэзия в рассказе".
О чем она вам говорит? 
Тимофей
. Когда я прочитал слово поэзия, я вспомнил о Пушкине, он написал много стихов, это поэзия. 
Дарья.
А я думаю, что эти слова связаны с воображением и
вдохновением. Ведь для того, чтобы написать красивые стихи, нужно и то, и другое. 
Даша.
Вы говорите о стихах, а на доске написано "Поэзия в рассказе", такого быть не может. 
Аня.
А я думаю, что может быть. Но этот рассказ должен быть очень красивым. Учитель. Что значит красивым? 
Алина.
Это значит, в рассказе должны быть описаны яркие, светлые чувства. 
Учитель
. Как вы близки к разгадке темы урока, я очень этим довольна. А теперь прочитайте, что я еще приготовила. (открываю запись: 
лира
Утренние лучи 
проза
Прощание 
скрипка
В стране небывалой 
стихотворение 
поэзия) 
Тимофей.
Я заметил, что в первых словах чередуется заглавная буква и строчная.
Ваня.
Я могу найти соответствие, рассказ "В стране небывалой", это проза потому, что в нем строчки не рифмуются. 
Роман.
Я тоже нашел пару слов, стихотворение и поэзия, эти слова обозначают одно и тоже. 
Вадим
. Я нашел соответствие между словами лира и скрипка. 
Регина.
"Прощание" это стихотворение, а значит, можно сказать, поэзия.
Марина
. Одна запись осталась без пары, я догадалась, мы будем читать рассказ "Утренние лучи". 
Учитель
. Молодцы, ребята. (Пишу на доске: "Поэзия в рассказе К. Ушинского "Утренние лучи".)
Утренние лучи - какие они? 
Антон.
Они яркие, теплые. 
Регина.
Они нежные.
Дарья.
Лучи не всегда хорошие потому, что иногда хочется спать, а они мешают.
Учитель
. Ребята, значит, лучи настойчивые, можно так сказать? 
Роман.
Можно. Но иногда их облака закрывают. 
Даша.
Облака передвигаются, и солнышко снова светит. 
Учитель
. Итак, лучи заставляют вас просыпаться. Смотрите, на нашей доске тоже солнышко проснулось, и оно готово радовать вас своим светом и теплом. Давайте поговорим о пробуждении. Приготовьтесь быть внимательными, (читаю текст стр. 133) 
Учитель
. Вам понравилось?
Аня.
Мне очень понравилось, так нежно звучит, как песня. 
Валера
. И мне понравилось, в тексте много красивых слов. 
Учитель.
Чем привлекло ваше внимание это произведение? 
Наташа.
Мне понравились животные, о которых здесь написано. 
Антон
. Я думаю, что не все герои животные, здесь говорится о птицах и насекомых.
Кирилл.
И птицы разные: домашние и дикие. 
Учитель.
Прочитайте вопрос на стр. 133. Кто желает ответить? 
Валерия.
Лирическими произведениями называют такие, в которых описываются чувства и переживания. 
Учитель.
Перечитайте текст, попробуйте найти в нем лирику.
(самостоятельное чтение)
Аня.
Я хочу сказать, какие слова мне понравились: красное солнышко, серебряная песенка, привольно. В этих словах много нежных чувств, и много простора. 
Антон
. Я добавлю к ответу Ани такие слова: медок, весело запрыгал, душистые цветы.
Учитель.
Давайте вернемся к еще одной Аниной фразе "рассказ звучит, как песня". Кто еще услышал песню?
Роман.
Я услышал, только мне спать захотелось. 
Учитель. Значит ты услышал песню похожую на колыбельную. Ребята, давайте его разбудим. 

Физминутка: 
Потянулись, встрепенулись, улыбнулись.
Ручками похлопали, ножками потопали. 
Учитель. Кого разбудил первый луч? 
Валерия.
Первый луч разбудил жаворонка. 
Учитель
. (вывешиваю картинку жаворонка) Как проснулся жаворонок? 
Алина
. Он встрепенулся.
Аня
. Я хочу прочитать - "Выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко".
Марина
. Я добавлю - "Запел свою серебряную песенку".
Учитель.
Что значит выпорхнул?
Роман
. Это значит, очень быстро вылетел.
Учитель
. Скорее к солнцу, на волю, на волю, в поднебесье. Ах, как привольно! А воздух какой?!
Регина.
Воздух чистый, свежий и влажный от росы.
Учитель
. Кого разбудил второй луч?
Кирилл.
Второй луч разбудил озорного зайчика.
Учитель.
Почему озорного? (вывешиваю картинку с зайчиком)
Кирилл
. Потому, что он "весело" запрыгал по лугу.
Учитель
. Ребята, в тексте написано "добывать себе сочной травки", а если сказать так "добывать себе сочной травы"?
Аня
. Вторая фраза звучит некрасиво, слова автора менять нельзя.
Учитель.
Я рада, что каждое слово для вас в авторском тексте имеет большое значение, и вы не желаете его менять. Можно сказать, что жаворонок и зайчик, проснувшись, стряхнули "грезы ночи". (пишу на доске "грезы ночи")
Вадим.
Что такое грезы?
Валерия
. Я думаю это фантазии.
Учитель
. Верно. Другим словом - это мечты.
А вы знаете, что жаворонок, который поет утром - полевой, но есть и такой, который поет ночью, это лесной жаворонок. Куда отправился третий луч?
Кирилл.
Третий луч полетел в курятник. У моей бабушки в деревне есть курятник. Я видел, как куры спят.
Учитель.
(вывешиваю картинку петуха) Молодец, Кирилл. Значит, ты нам ответишь на вопрос. Откуда слетели куры?
Кирилл
. Куры спят на тонких палочках.
Учитель
. Если быть более точным - эта перекладина, ее называют насестом. Как запел петух?
Дарья.
Петух запел громко, чтобы все слышали. 
Учитель
. Как повели себя курочки?
Даша.
Они тоже проснулись, слетели на землю, стали разгребать сор и искать червячков. 
Учитель
. Курочки и петухи спят очень чутко. При малейшем шорохе открывают глазки. Можно сказать, что петушок дремлет? 
Дети.
Да. 
Учитель
. Петушок проснулся - победил дремоту. (запись на доске "победил дремоту")
Что-то я сбилась в подсчетах. Про который луч пойдет речь сейчас? 
Сережа.
Четвертый луч разбудил пчелку.
Учитель.
(вывешиваю картинку пчелки) Как просыпалась пчелка? 
Валерия.
Я думаю, что ей было лень просыпаться. О ней сказано "пчелка выползла". 
Учитель
. Умница, хорошо подметила. Откуда выползла пчелка? 
Ваня
. Она выползла из кельи, но я не знаю что это. 
Учитель
. Ребята, кто из вас может сказать, что такое келья? Келья - уединенное жилище. В данном случае жилище пчелки из воска. Что пчелку окружает кругом? 
Дети.
Мед.
Учитель
. Можно сказать, что она сладко просыпается? 
Дета.
Да. 
Учитель
. (пишу на доске "сладко просыпается")
Вот и обо всех поговорили. 
Кирилл
. Вы не правы. Лентяй спит. 
Учитель.
Что ты говоришь? Разве он не проснулся, после стольких красивых ответов.
(вывешиваю картинку спящего мальчика). 
Дети.
Нет, не проснулся.
Марина
. Сладко спит, и на лучи не обращает внимания. 
Роман.
За это его и прозвали лентяем. 
Ваня.
Он не хочет вставать и браться за дела. 
Учитель
. Ребята, можно сказать, что лентяй сладко спит? 
Дети.
Конечно можно. 
Учитель
. Ребята, посмотрите, что у нас получилось. На левой доске все герои произведения собрались, а на правой – сказано, кто как просыпался. 
Дети
. Можно установить соответствие.
(на усмотрение учителя, подробную работу над синонимами и антонимами можно перенести на следующий урок, где будет вестись работа над стихотворением "Рассветает " С. Пшеничных).
Учитель.
Послушайте музыку. Чьи голоса вы услышали?
Алина
. Это птицы поют.
Учитель
. Я думаю, где-то среди них и наш жаворонок. Какое чувство вас посетило? 
Дарья
. Нежность. 
Аня.
Ласка. 
Ваня
. Вдохновение. 
Учитель.
Я очень хотела услышать слово вдохновение, так как именно оно нам понадобится. Постарайтесь, читая, убедить нас, что вы рады солнцу. (чтение текста вслух) 
Учитель.
Присутствует поэзия в рассказе? 
Дети
. Конечно.
Учитель.
А сказка? Или здесь все научно? 
Ваня
. Я думаю, что здесь есть и то, и другое. 
Учитель.
Предлагаю домашнее задание на выбор. Сделать текст более сказочным или более научным.
(дети отказываются от задания, так как текст изначально красив)
Учитель
. Тогда придумайте способ разбудить лентяя. Заканчивая наш урок, давайте обратимся к словам, записанным на доске. Прочитайте их. Что они означают? 
Роман.
Они напоминают нам о том, что мы должны быть друг к другу внимательными. 
Учитель.
А мы были такими сегодня? 
Регина.
Да. Мы были дружными во время работы, поэтому нам было интересно. 
Учитель.
Я очень рада, что вам было интересно, и говорю вам
спасибо за хорошую работу.
Категория: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | Добавил: tineydgers | Теги: поурочные планы, открытый урок, младшая школа, учителю начальных классов, педсовет, методическая помощь, конспект урока, начальные классы
Просмотров: 2528 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0