Цели урока: - провести всесторонний анализ второй и 3 части сказки; - пополнить знания об авторе, о писателях того времени; - вызвать интерес к жизни и творчеству А. Погорельского; - воспитывать нравственные качества учащихся на примере главного героя; - расширять словарный запас; - развивать навык беглого и внимательного чтения; - развивать умение ориентироваться в тексте; - развитие образного представления. Оборудование: кроссворд, устаревшие слова и их значения, жетоны, книги. I. Организационный момент. - Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу: "Чтение – вот лучшее…” (учение) - Закончите фразу. - А кого мы называем хорошим, серьезным читателем ? (Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст) II. Викторина. - Посмотрим, насколько вы внимательные читатели. (За правильный ответ ученик получает жетон) Послушайте диалог (с. 99 – 100) и определите, кому принадлежат эти реплики. (А. Погорельский и племянник Алеша) Где жил А. Погорельский? (На Украине, в имении). Что такое имение? (Помещичья усадьба в деревне). Как оно называется? (Погорельцы). Являются ли слова имение и имя однокоренными? Что такое псевдоним? (Вымышленное имя). Назовите настоящее имя А. Погорельского? (Алексей Алексеевич Перовский). Для кого была написана сказка? (Для племянника Алеши). Кем стал племянник в будущем? (Поэт, писатель, драматург). - Молодцы, вы хорошо поработали. Встаньте те, кто получил больше одного жетона. - В русской литературе фамилия Толстой встречалась неоднократно. Какой именно Толстой является племянником Погорельского? (Выбирают из трех фамилий: Л.Н. Толстой, А.К. Толстой, А.Н. Толстой). III. Проверка домашнего задания. - Какую новую страницу в детской литературе открыл А. Погорельский? (Написал первую литературную сказку для детей). - Как называется эта сказка ? ("Черная курица или подземные жители”). Отправимся туда снова и встретимся с уже полюбившимися нам героями: Чернушкой и Алешей. Дома вы давали характеристику Алеши, выделяли его человеческие качества, открывшиеся нам в первой части. Назовите качества, докажите словами из текста. (Рассудительный, боязливый, храбрый, любопытный, наблюдательный). - В тексте вам встретились слова, передающие характер эпохи и не совсем понятные нам сейчас. Вы выписывали эти слова в "Тетрадь по чтению”. Проверим, запомнили ли вы лексическое значение этих слов. Положите перед собой листок и соедините слово с его значением. (Один ученик работает у доски).
Рукомойник Длинный выступ (у печки, у стены) для лежания Сени Глиняные плитки Лежанка Подсвечник Изразцы Небольшой висячий умывальник Шандал Помещение между жилой частью дома и крыльцом
Молодцы! - Где можно уточнить значения непонятных нам слов? (В толковом словаре). - Какие сказочные события произошли в первой части? IV. Работа с текстом до чтения второй части. "Алеша хотел было остановиться, но Чернушка ему не позволила”. - Предположите, какие события могли произойти с Алешей дальше. В этом вам помогут опорные слова: проснулась старушка рыцари приподнялись долго-долго шли сражаться обморок Прочитайте вторую часть самостоятельно, подчеркивая карандашом незнакомые слова. V. Работа с текстом во время чтения 2 части. 1) - Подтвердились ли наши предположения? - Кто такие рыцари? - Зачитайте описание рыцарей. (с.106) - А в нашей сказке рыцари являются положительными или отрицательными героями? Почему? (Отрицательные герои, воюют с Чернушкой). - Зачитайте сцену битвы. - Выделите в предложении глаголы, показывающие стремительное развитие событий. (Соскочили, ударили, бросились). - А что же случилось с Алешей? (Ему сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок). - Как бы вы вели себя на месте Алеши? 2) - Что нового узнали о мальчике? Какие качества можно добавить? (Нетерпеливый, непослушный). 3) - Какие слова вызвали у вас затруднения и вы выделили их при чтении? VI. Физминутка. VII. Комментированное чтение 3 части. - Интересно ли вам, что будет дальше. Как вы думаете, увидит ли Алеша Чернушку еще раз? Почему? 1) - Читаем 1 абзац. - Алеша получил большое впечатление от увиденного ночью. Докажите это словами из текста. (Долго не мог опомниться, виденное не выходило у него из головы). - Почему он так хотел выбежать во двор? Кого он хотел увидеть? (Чернушку, хотел снова попасть в сказку). - Посмотрите, как интересно построено последнее предложение абзаца. Перечитайте его. - Какую смысловую роль играет союз но ? (Действия предметов противопоставляются). - Он с нетерпением ждет минуты, чтобы выйти из дому, но, как нарочно, идет сильный снег. Сама природа против желания мальчика. 2) Чтение диалога. - Что расстроило Алешу за обедом? (Курица пропала, давно была назначена на кухню). - Чего он ждал с нетерпением? (Когда настанет время ложиться спать). 3) Чтение диалога в лицах. - Как Алешу характеризует Чернушка? (Добрый, ветреный, никого не слушает с первого слова). - А каким еще стал Алеша? (Послушным) Мир, в который он попал ночью, напомнил ему сказку, и чтобы попасть туда снова он готов измениться, стать послушным. 4) Чтение до конца. - Кого встретил Алеша, проходя через комнаты? - Нарушил ли Алеша запрет Чернушки на этот раз? Зачитать. Молодцы! Вы настоящие читатели. VIII. Кроссворд. - Я предлагаю вам разгадать кроссворд, в который вошли слова из текста. Если вы запишите слова правильно, то отгадаете ключевое слово. (Работа в парах).
По вертикали: Что явилось в серебряных шандалах? Из чего сделаны куклы? Куда давно была назначена курица? Как называет автор комнаты старушек?
- Какое ключевое слово получилось? (Чернушка). IX Итог. - Докажите, что эта сказка написана специально для детей? (Понятна нам, герой ребенок, волшебство). - Что нового узнали о писателе, об Алеше? Погорельский: добрый, верит в чудеса и его герои такие же. X. Релаксация. - Кому понравилась эта сказка, и кто согласен со словами Оли, что эта сказка чудесная, поднимите жетон. Эту сказку с интересом читали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, а теперь и вы. Она многократно переиздавалась. (Показ книг). Если у кого то из вас появилось желание прочитать сказку полностью, может начать чтение на каникулах.
|