Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 19:31:56
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Поиск истины... (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
18.03.2011, 10:19:06

Цель: в результате анализа текста романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» методом концентрации раскрыть философско-моральный смысл романа, на примере жизни героев, их морального кредо, доказать мысль о вечности моральных общечеловеческих ценностей, которая выплывает из романа.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: Портрет М. Булгакова, книги, Библия, магнитофон, запись «Лунной сонеты» Л. Бетховена (последнее — при наличии возможности)

ХОД УРОКА

Учитель. «Есть в человеке начало светлое, доброе, животворное, начало пушкинское, шевченковское, бетховенское (можно добавить - булгаковское). И мне кажется, что именно это светоносное начало в мировой культуре составляет вершину из вершин» (О. Гончаров)

Будем честны сами с собой: спросим себя о добре и Эле, об истине. И не будем томить себя иллюзиями, что до конца поймем смысл этих непостижимых философских понятий.

Но мы не имеем права, читая роман Булгакова «Мастер и Маргарита», не размышлять над этими проблемами, которые щедрым родником вытекали из души писателя и находили своё воплощение в образах романа и его и пластах.

Ученик-актер. (Понтий Пилат в белом плаще, представление)

Я «прокурор Иудеи... Это она, опять она непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От неё нет средств, нет никакого спасения.

О, боги, за что наказываете меня... Приведите обвиняемого...»

Ученик Почему, не желая смерти философа, не веря в его вину, вы подписываете распоряжение о казни Иешуа?

Понтий Пилат. Я отрекся от истины справедливости только потому, что во мне победил слуга государства, для которого Иешуа был небезопасен своими идеями, а не человек. Я руководствовался государственной пользой, а не справедливостью.

Вывод учеников динамической группы.

Роман М. Булгакова произведение о моральной ответственности человека за свои поступки. Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает понять Иешуа как человека. Он не хочет уничтожить философа, римский прокуратор стремиться склонить Иешуа к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить Камфу помиловать Га-Ноцри по поводу праздника Пасхи. Все в Понтии Пилате: сочувствие, жалость, сопереживание, страх. Именно он, рожденный зависимостью от государства, руководствуется его интересами, а не истинной. И это определяет его выбор. В условиях тоталитарного режима даже самый сильный человек может выжить, достичь успеха, руководствуясь государственной пользой, а не моральными ориентирами.

Учитель. Носителем вечного идеала, символом добра и справедливости, вершинной бесконечного восхождения человечества на вершину добра, любви, милосердия, вступает в роман образ Иешуа.

Ученик-актер. (Иешуа в терновом венке)

Я, Иешуа Га-Нарци, родом из города Гамады. Я путешествую из города в город... Я один в мифе...

Ученик. (Сатирически - реальный пласт)

Иешуа.

Все в мире держится на вере, надежде, любви. Моя вера это символ поддержки человека.

Вывод учеников динамические группы. (библейский пласт)

Конкретно-временной спор Понтия Пилата с Иешуа об истине, добре превращается на вневременной спор. В нем отображен вечный конфликт идеального и реального, общечеловеческого и социально-политического. Иешуа беззащитный, физически слабый, но он сильный духом — он вестник новых человеческих идеалов, Ни наказание, ни страх не могут заставить его изменить идее добра, милосердия.

Учитель «Я той силы часть, что делает лишь добро, желая лишь злого…» (Гете, «Фауст»).

Ученик-актер (Воланд в черном костюме, представление)

Я «росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у меня платиновые коронки, а с правой — золотые... По виду я — лет сорока с лишним. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Словом — иностранец».

Ученик (сатирически-реальный пласт)

Почему невозможно распознать в вас Сатану, Люцифера, Асмодея, так вас, по-моему, называли в произведениях выдающихся писателей?

Учитель «За мной, читатель! Кто тебе сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь...» (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Ученица-актриса (Маргарита с мимозами в руках)

Меня зовут Маргарита Николаевна. Я красива и умна. Многие женщины все что угодно отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на мою, Я не знаю ужасов житья в общей квартире, не прикасаюсь к примусу, но все это пустое... перед моей любовью к Мастеру.

Ученик Почему вы идете на сговор с Воландом? Разве любовь не требует чистоты?

Маргарита Я умею бороться за свое счастье, мой сговор с Воландом — это борьба за любовь, искусство и покой. Да и Воланда не назовешь воплощением зла.

Вывод учеников динамической группы (символично-реалистический пласт)

Маргарита творит подвиг во имя любви и веры в талант Мастера. Она переборола страх и собственную слабость, она борец. Маргарита побеждает хаос жизни и сама творит свою судьбу.

Учитель Человеческая судьба и сам исторический процесс определяет беспрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты, их понимание невозможно без терпения, любви, духовного воплощения. И мы с вами попробуем подумать над этими истинами.

1. Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс?

2. Что лежит в основе человеческого поведения: стечение обстоятельств, ряд случайностей, фатум или последовательное движение выбранным идеалам, идеям?

3. Что же является истиной в этом хаотическом мире?

4. Существуют ли неизменные моральные категории, или они изменчивы?

5. Руководствуется ли человек ими, или им руководят страх перед силой смерти, жажда власти и богатства?

Выводы урока

- О чем же этот роман?

Он про ответственность человека за добро и зло, которое делается на Земле. За собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине, любви, красоте или к преступлению, измене, греху. Он о силе любви и творчестве, которые возвышают душу к настоящей человечности.

Воланд От каждого из них во мне немного есть. Но на самом деле я «катализатор», довожу явления до логического конца, до идеи, которая выплывает из сути явления.

Вывод учеников динамической группы (библейского и символично- реалистического пластов)

Воланд не укладывается в рамки одной какой-то концепции. Он рассматривает человека и человечество с определенной дистанции — культурной, временной, стремясь выявить несовершенное в ней. Жизнь показана в борьбе спорных сторон. Какое-либо суждение о мире — односторонне, так как односторонне добро, но, переступив черту, оно уже не является добром. Воланд связан с самим движением жизни. Меру зла, корысти, греха Князь тьмы определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он устанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру...

Учитель

Поэт не человек, он только дух —

Будь слеп он, как Гомер,

Илъ как Бетховен, глух, -

Все видит, слышит, всем владеет...

Анна Ахматова

Ученик-актер (Мастер в черном берете с буквой М)

Я, Мастер... как утверждает Маргарита, маловерный, несчастный человек. С бременем на плечах... С бременем творчества и истины...

Ученик (сатирически-реальный пласт)

В чем, по вашему мнению, долг писателя?

Мастер Писательский долг я вижу в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, помочь дойти до истины. Пусть истина, добро, милосердие существуют наперекор там, кто не хочет с ними считаться. Поэтому и провозглашает Воланд: «...Рукописи не горят...»

Вывод учеников динамической группы (символично- реалистический пласт)

Для Мастера идея творчества, установление исторической истины — это моральный выбор. Благодаря беспрерывному поиску истины, не прерывается связь духовной культуры, не пропадают высокие идеалы. Творчество Мастера — образец служения духовной истине. Мастер — не герой, он только слуга истины. В условиях тоталитарного режима, от которого нельзя спастись, спрятаться, он упал духом, отказывается от своего романа, сжигая его.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, для учителя, русская литература, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно
Просмотров: 1355 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0