Цели: активизировать знания учащихся по литературе;
расширять их кругозор; развивать логическое мышление, творческие способности,
смекалку, ловкость; способствовать сплочению коллектива класса.
Подготовка:
1. Оформлен стенд «Жизнь и творчество A.C. Пушкина».
2. Класс украшен плакатами с рисунками к
стихотворениям и сказкам A.C. Пушкина.
Действующие лица
Ведущий.
Чтецы.
Ход мероприятия
Чтец 1. Он - автор «Чудного мгновенья»,
Певец Петра и друг Евгения,
Отец «Людмилы и Руслана»,
Несчастный сын царя Салтана,
Бахчисарая грозный хан
И брат кочующих цыган.
Сам памятник себе воздвиг нерукотворный,
Невольник чести...
Пал на речке Черной.
Он наш.
Он пьет по полной кружке.
Пока в нас русский дух –
жить вечно будет Пушкин!
Л. Смелков
Ведущий. Творчество A.C. Пушкина приходится на рубеж
литературных направлений: классицизма и сентиментализма XVIII в. и романтизма
и реализма XIX в. Как личность и как художник поэт сформировался в переломный
момент европейской истории и в период подъема национально-патриотических
настроений в России. Эти факторы обусловили особенности развития его
творческого пути - утверждение народных и самобытных начал и усвоение европейского
опыта.
Вспомним основные периоды жизни и творчества великого
поэта.
Лицейский период
Пора ученичества и творческого поиска.
Мотивы любви, дружбы, вольнолюбия, тема Отечественной
войны 1812 г.
За это время было написано 2 поэмы и около 120
стихотворений.
Петербургский период
В лирике все ощутимее становятся социально-политические
тенденции.
В это же время закончена поэма «Руслан и Людмила».
Южный период
Увлечение Пушкина романтизмом, ведущий мотив -
свобода. Написаны поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник»,
«Цыганы», «Братья-разбойники». Михайловский период
Гений поэта достигает своего высшего расцвета.
Завершается переход от романтизма к реализму.
Лирика, история, дружба, возрастает интерес к
драматургии.
Написан «Борис Годунов», «Евгений Онегин».
Поздний период
Тема декабристов, настроение тоски и одиночества пронизывают
лирику.
Поэзия 1830-х гг. - это выдающиеся произведения, проза
— это новое явление в творчестве Пушкина. В этот период проза начинает
господствовать над поэзией.
Написаны «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Дубровский»,
«Пиковая дама», «Капитанская дочка».)
Чтец 2. Есть у каждого свой Пушкин.
В самого себя взгляни:
Есть и у тебя свой Пушкин,
Он твоей душе сродни.
Если из сердец влюбленных
Пушкиных извлечь на свет,
То предстал бы в миллионах
Разных обликов поэт.
Но творит законы гений,
Тем-то гений и хорош,
Что хоть несколько мгновений
Даже самый скорый схож...
С тем, который по заслугам
Почитаем и любим...
Все мы связаны друг с другом
Этим образом одним.
Т.В. Лукоянова
Ведущий. Проведем блиц-опрос по сказкам A.C. Пушкина.
1. Как звали царя из сказки «Золотой петушок»?
(Додон.)
2. Сколько было сыновей у этого царя? (Двое.)
3. Как звали царицу из шатра? (Шамаханская.)
4. Кто подарил петушка? (Звездочет.)
5. Как звали князя - отца Людмилы? (Владимир-солнце.)
6. Какой герой присутствует в двух сказках?
(Черномор.)
7. Сколько лет прожили старик со старухой? (33 года.)
8. Как звали работника попа? (Балда.)
9. С кем соревновался в беге бесенок? (С зайцем.)
10. Как звали королевича в сказке о спящей царевне?
(Елисей.)
11. У кого жила спящая красавица? (У семи братьев.)
12. Название острова. (Буян.)
13. Как звали хозяина острова Буян? (Гвидон.)
14. Кто тетя Гвидона? (Бабариха.)
14. Кто исполнял желания старухи? (Золотая рыбка.)
15. Кто идет направо - песнь заводит, налево - сказку
говорит? (Кот ученый.)
Ведущий. А теперь проведем конкурс чтецов. Учащиеся
читают стихи, которые подготовили к этому вечеру. По окончании вечера
подводятся итоги, награждаются лучшие чтецы.
|