Эту игру можно провести с
учащимися среднего школьного возраста на уроке, в биологическом кружке, в
рамках Недели биологии. На занятии ребята знакомятся с многообразием птиц, с
отдельными представителями класса «Птицы», у детей развивается внимание,
мышление, они учатся быть наблюдательными.
В ходе подготовки игры учащиеся читают литературу, в которой
рассказывается о жизни и повадках пернатых, учат стихотворения о птицах,
выпускают газету.
Для проведения занятия необходимо найти рисунки с
изображением птиц, о которых пойдет речь, подготовить звездочки, скотч, призы,
эмблемы, магнитофон, кассету с записью пения птиц, черный ящик, две шкатулки,
кубик, бочонок лото.
Учитель. Ребята
мы проводим занятие, тема которого – удивительный мир птиц. Успех его
проведения зависит от вашей активности, дисциплинированности, организованности
и взаимоуважения.
Сегодня мы поговорим о наших друзьях, которые всегда готовы
порадовать нас своим пением. (Включается
запись пения птиц.) Однако пернатые не только радуют людей пением (запись отключается), они уничтожают
вредных насекомых. О птицах, их жизни и трудолюбии сложено немало стихов.
(Ученица читает стихотворение о птицах.)
Учитель. Поистине
удивителен и разнообразен мир птиц. Этой теме и посвящена наша игра «Поле
чудес». Сначала мы определим первую тройку игроков. У каждого из вас есть
номер. Ребята, чьи номера совпадут с номерами на бочонках, извлеченных из
«чудесного» мешочка, станут первой тройкой игроков.
(Разыгрываются номера.
Ученица достает бочонок, называет его номер, учащийся с таким же номером
занимает место за игровым полем.)
Учитель. Послушайте
правила игры. Ребята бросают кубик и называют букву, если знают слово, то можно
сразу его назвать. Грани кубика имеют свои символы:
Б – (банкрот)
замена игрока,
Ш – помощь
одноклассника,
П – переход хода,
Р/П – рекламная
пауза (загадками рекламируем ту или иную птицу),
«+» - черный ящик
(приз в студию),
«?» - открытие
одной буквы.
Если вы угадали три буквы подряд, то в студию вносят две
шкатулки, в одной из них находится билет, угадавший получает «5» по биологии в
журнал, в другой нет ничего. Правила понятны?
Ученики. Да.
Учитель. Тогда
начинаем первый тур игры. На доске написано название птицы, буквы которого
закрыты картонками. Каждая буква названия имеет свою цифру. Число в конце слова
– это число очков, которые получает игрок, отгадавший слово.
Учитель. Первый
тур окончен и перед вами финалист первой тройки. Остальные игроки получают
утешительные призы, а мы поаплодируем победителю, который занимает свое место в
зале.
А теперь моя помощница познакомит вас с информацией о птице
под названием бегунок.
Ученица. Бегунок
– смелая, ловкая и осторожная птица. Часто встречаясь на отмелях с крокодилом,
она научилась жить в полной безопасности возле хищного животного и даже
извлекать из этого пользу. Осторожно просунув свой клюв в промежуток между
зубами крокодила, бегуноквытаскивает
остатки пищи, склевывает пиявок с десен. Ценит ли крокодил свою живую
«зубочистку»? Нет! Они просто живут рядом и приспособились друг к другу.
Учитель.
Удивительно! Набираем вторую тройку игроков. (Ребята занимают места за игровым полем) Задание второй тройке
игроков:
·Какая птица на болоте плачет, а из болота не идет? (К у л и к )
1
2 3 4 5
(Учащиеся, бросая кубик, отгадывают слово)
Учитель. Перед
вами финалист второй тройки, поаплодируем. Игроки второй тройки награждаются
призами. А сейчас послушаем историю угаданной птицы.
Ученица. Кулик –
птица, обитающая на болоте. Окрашена она так, что, если сядет на кочку, - не
сразу разглядишь. Бегает по болоту на длинных ногах, вспархивает, всюду сует
свой длинный нос – ищет корм.
Учитель. Думаю,
вы согласитесь с тем, что кулик – удивительная птица. Однако пора выбрать
третью тройку игроков. (Разыгрывают
номера уже известным способом.)
Учитель.
Задание для игроков третьей тройки:
·Какая группа птиц считается очень древней?(
с о в ы )
1
2 3 4
(Бросая по очереди кубик, школьники отгадывают слово).
Учитель. Окончен
третий тур, и у нас есть еще один финалист. Прошу игроков третьей тройки занять
места в зрительном зале и вместе со всеми послушать информацию о совах.
Ученица. Совы –
древняя группа птиц. Изображения их встречаются в египетских росписях, на
индийских тотемах, посуде древних колумбийских племен Южной Америки.
Общеизвестны изображения Афины Паллады с сычом. В старину на Руси верили, что
если сова ночью ударится в окно, то в скором времени дом сгорит или хозяин его
умрет. В Германии эта птица всегда считалась символом благополучной жизни и
успеха. В наши дни сова олицетворяет мудрость и рассудительность.
Учитель. А сейчас
игра со зрителями. Вы должны назвать слово и тогда получите замечательный приз.
Приз в студию! (Вносят приз)
Учитель. Вот этот
замечательный приз (показывает его) вы получите в подарок, если угадаете все
слово. Слушаем задание:
·Какие птицы
таскают друг у друга камешки, а при случае и яйца?( П и н г в и н ы )
1 2 3 4 5
6 7 8
(Если зрители угадали
название птиц, то получают приз.)
Учитель.
Послушаем рассказ о пингвинах.
Ученица. Пингвины
во многом отличаются от других птиц. Например, крылья у многих есть, однако на
крыльях они похожи мало. Пингвин может ими быстро махать и тогда он «летит» под
водой и гребет не лапами, как утка, а крыльями. Издалека ныряющего пингвина
можно принять за маленького дельфина. Пингвин плавает и по воде. Пингвины
таскают друг у друга камешки, а при случае и яйца. Чаще всего это бывает во
время постройки гнезда. Стоит хозяину зазеваться, как сосед утащит камешек. А
пока он бегает, к его гнезду спешат другие соседи и тащат из него камешек за
камешком. Кончится суматоха на одном конце колонии, начнется на другом.
Учитель. А сейчас
– рекламная пауза, в которой мы рекламируем птиц. Вы должны сказать, о каких
птицах идет речь. (За правильный ответ
зрители получают мини-приз.)
·Щиплет, а не рак, шипит, а не гадюка. (Гусь)
·Явился в желтой шубке – прощайте две скорлупки. (Цыпленок.)
Учитель.
Финальная игра. В ней участвуют победители всех трех туров. Прошу их занять
места за игровым полем.
(Ребята занимают места.)
Учитель. Задание финальной игры.
·Какая птица могла бы сказать о себе: «Красть чужое у
меня просто хобби. А ведь некоторые субъекты сделали это малосимпатичное
занятие своей профессией»?( С о р о к а )
1 2 3 4 5 6
(Учащиеся бросают кубик, отгадывают слово.)
Учитель. Верно!
Сорока. Призы в студию! (Вручаются призы)
Учитель. Победителя
попрошу остаться за игровым полем, остальные игроки возвращаются на свои места.
(Обращается к победителю.) вы угадали
два слова, каждое слово оценивалось в баллах, поэтому за два угаданных слова вы
набрали определенное количество очков. Сейчас вынесут список призов (помощница выносит список) и из
предложенного перечня вы можете выбрать призы на сумму набранных вами баллов. (Призы выбраны.)
Учитель. Вот
призы! Они ваши. Вы можете их взять и уйти, но я предлагаю вам сыграть в
суперигру.
Итак – суперигра! В ней разыгрывается … (указывает что). Выиграете вы или нет суперигру, ранее выигранные
призы останутся за вами. Прошу помощниц вынести три конверта. Вы выбираете
конверт, вскрываете его, и там мы определим наименование приза.
(Ученик выбирает конверт и, вскрыв его, называет
наименование приза.)
Учитель. Очень
скоро вы станете обладателем данного приза. Если скажите
·Как называется
домашняя птица, питающаяся колорадским жуком?
(И н д е й к а)
1 2 3 4 5
6 7
Для начала назовите любые три буквы алфавита. Если они есть
в слове, то их откроют.
(если
игрок отгадает слово, то получает приз, если нет – задание предлагается
зрителям и приз при правильном ответе вручается им. В противном случае он
остается организаторам.)
Учитель. Вот и
завершилась наша игра. Спасибо за участие, хочется верить, что частичка доброго
проникла в ваши сердца. Как «сказал» бы скворец: «Вот и игре конец»!
(Звучит музыка и все расходятся.)
Задания для рекламных пауз:
·Маленький мальчик
в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. (Воробей)
·Без рук, без
топоренка построена избенка. (Гнездо)
·Живет в своем
доме, спит на соломе, на высоком шесте распевает в высоте. (Скворец)
Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы. (Сорока).