Цели:
1. Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления,
диалогической и монологической речи.
2. Побудить интерес к познанию окружающего мира.
3. Помочь осознать важность открытия человеком железа и его роль в
развитии цивилизации.
4. Воспитывать чувство патриотизма. Оборудование:
Индивидуальные карточки, глобус, карта РФ, карта Белгородской области,
карточки-аппликации, компасы, коробочки с кусочками железной руды,
магниты, плакаты "Чугун и сталь", "Полезные ископаемые", сборники
"Родное Белогорье"; учебник "Мы и окружающий мир" для 4 класса, часть I,
Изд-во "Учебная литература" Корпорации "Федоров", 2003.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Учитель
: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу
начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к
уроку? Дети
: Да! Учитель
: Тогда вперед!
Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома - замечательной
планеты Земля.
А что же мы о ней уже знаем? И о чем будем говорить сегодня?
Учитель открывает запись на доске (табл. №1).
Это планета Солнечной системы.
Имеет шарообразную форму.
Окружена воздушной оболочкой.
Поверхность ее - горы, равнины, овраги.
На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди.
Внутри (в недрах) - ?
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы
думаете, о чем идет речь? Дети
: О нашей планете; о планете Земля… Учитель
: Как вы озаглавите текст? Дети
: Земля. Учитель
прикрепляет на доску карточку со словом "Земля". Учитель
: Что же нам предстоит выяснить сегодня? Дети
: Что находится в недрах Земли; как она устроена; что у нее
внутри есть ядро, о ее богатствах… Учитель
: А что является ее богатствами? Дети
: Полезные ископаемые. Учитель
: Верно. Учитель
прикрепляет карточку со словами "Полезные ископаемые".
В результате работы на доске появляется таблица.
Это планета солнечной системы.
Имеет шарообразную форму.
Окружена воздушной оболочкой.
Поверхность ее - горы, равнины, овраги.
На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди.
Внутри (в недрах) - ?
Учитель: Обратимся к словарю.
Дети читают термины по карточкам на доске.
железо |
мел |
медь |
ртуть |
алмазы |
геолог |
нефть |
каменный |
золото |
олово |
песок |
уголь |
Учитель: Все ли слова вам знакомы? Дети
: Да. Учитель
: Какое слово вы считаете лишним и почему? Дети
: Геологи - люди, остальное - полезные ископаемые. Учитель
: Оставшиеся слова распределите на две группы.
Догадались, по какому признаку? Дети
: Да, можно распределить на металлы и неметаллы.
В результате работы на доске получается такая таблица (табл. №2):
железо песок
золото мел
олово лмазы
медь нефть
ртуть каменный уголь
Учитель: Какие металлы вы еще знаете? Дети
: Алюминий, свинец, цинк, серебро. Учитель
: Откройте учебник на стр. 96 и рассмотрите образцы руд.
Дети выполняют задание. Учитель
: Как вы думаете, о каком главном металле пойдет речь
сегодня на уроке? Дети
: Наверное, о железе, мы его часто встречаем; может быть, о
золоте, потому что оно дорогое. Учитель
прикрепляет карточки со словами "железо" и "золото" под
карточку "полезные ископаемые" (к табл. №1).
? полезные ископаемые
железо ? золото
III. Постановка целей и задач урока. Учитель
: Что же мы хотим сегодня с вами выяснить? Посмотрите,
какой у нас первый вопрос. Дети
: Что находится в недрах земли? Учитель
: Какой еще вопрос мы с вами выделили? Дети
: Какой металл люди считают главным: железо или золото? И
еще нужно определить, почему он главный.
За детьми учитель записывает на доске три вопроса:
Что находится в недрах Земли?
Какой металл люди считают главным?
Почему он главный?
Учитель: Из каких же источников мы можем получить нужные
сведения? Дети
: Из учебника; научной литературы; можно спросить у
родителей; у одноклассников; найти в интернете.
IV. Включение домашнего здания в ход урока.
Дома дети читали и иллюстрировали рассказ В. Грузинской "Магнит и
компас". Учитель
: Сейчас мы перенесемся в далекое прошлое, чтобы
посмотреть, как люди открывали для себя металл, и оказаться рядом с
пастухом Магнитом - героем древнего сказания, с которым вы уже
познакомились дома. Какие замечательные иллюстрации к произведению вы
нарисовали дома!
На обратной стороне доски - выставка рисунков. Слева: сюжетные (пастух в
горах); справа - предметные (компас, магнит). Учитель
: Что интересного вы заметили в тексте? Дети
: Этот текст можно разделить на две части. Учитель
: Какие? Дети
: Первая часть - это сказание, легенда, сказка, это
художественный стиль, а вторая часть написана в научном стиле. Учитель
: Почему в названии текста автор поставил рядом слова
"магнит" и "компас"? Какая между ними связь? Дети
: В компасе используется намагниченная стрелка. Учитель
: Давайте возьмем этот замечательный прибор - компас. Он
поможет нам найти нужное направление и дорогу домой.
V. Практическая работа. Знакомство с железной рудой и ее
свойствами.
Учитель
: Что нужно сделать, чтобы определить по компасу
направление на север? Дети
: Сначала положить компас на ровную поверхность; потом
снять стрелку с предохранителя и поворачивать корпус, пока синий конец
стрелки не совпадет с буквой "С".
Учитель: Положите корпус на коробочку, которая лежит у каждого на
парте. Она же имеет ровную поверхность? Дети
: Да! Учитель
: Выполните необходимые действия.
Дети выполняют задание. Учитель
: Что вы заметили? Дети
: Стрелка качается; прыгает; не останавливается; наверное,
компас сломался… Учитель
: Что же происходит? Ведь мы с вами уже определяли
направление С-Ю и все было нормально!
Дети затрудняются объяснить. Учитель
: Какой новый предмет находится на вашем столе? Может
быть, причина в нем? Дети
: Коробочка. Учитель
: Попробуйте убрать коробочку. Дети
: Стрелка успокоилась. Компас работает нормально. Учитель
: Как вы думаете, почему такое произошло? Дети
: Надо посмотреть что там: может, там магнит?
Дети разглядывают содержимое коробочек и узнают в нем кусочки железной
руды. Учитель
: Попробуйте определить свойства руды.
Идет работа в группах. Дети обсуждают свойства. Учитель записывает на
доске ответы.
На доске:
Твердая холодная тяжелая ржавая
притягивается магнитом
VI. Работа с картой.
Учитель: Такое же непонятное поведение стрелки компаса
наблюдал Иван Михайлович Губкин - руководитель геологов-разведчиков на
территории Белгородской области у города Старый Оскол. Так компас помог
ученому обнаружить подземные залежи богатой железом руды - КМА, так
называется Курская магнитная аномалия. Первые несколько килограммов
железной руды были подняты из шахты в 1933 году. Сейчас же Стойленский
рудник дает стране ежегодно по 4 млн тонн отличной железной руды.
Учитель на карту Белгородской области прикрепляет опорную схему.
Губкин Ст. Оскол КМА 1933 г. 4 млн тонн
70 лет было в 2003 г. Учитель
: В Губкине, Старом Осколе и Белгороде есть необычные
памятники: на невысоких постаментах – тяжелые глыбы, огромные осколки
железной руды, железо, добытое из родной земли белгородскими горняками.
Это памятники трудовым свершениям рабочего народа.
Откройте в учебнике физическую карту России "Полезные ископаемые",
рассмотрите, каким знаком изображают железные руды, где они залегают.
В результате учитель наносит на карту Российской Федерации опорную
схему:
Магнитогорск Урал
VII. Работа с текстом.
Учитель
: Интересно, какой же металл мы нашли, главный или нет?
Давайте прочитаем текст О. Корякова "Главный металл" и тогда точно
ответим на этот вопрос.
Дети читают. Учитель
: Можем ли мы теперь ответить на вопросы, которые сами
сформулировали?
Учитель обращает внимание детей на вопросы, записанные на доске. Учитель
: Какой же металл люди называют главным? Дети
: Железо. Потому что железо есть у нас в организме, еще оно
может содержаться в пище; из железа много всего делают, например,
станки, ножницы… Учитель
: А может быть, все-таки золото? Ведь это - драгоценный
металл. Дети
: Мне папа говорил, что золото - это мягкий металл, он
очень быстро стирается, а железо - очень прочное! Да, железо сейчас
основной материал… Я знаю, что наш век называют железным… Учитель
: А раньше? Дети
: А раньше был каменный век, медный век и бронзовый. Учитель
: Верно. А с первого тысячелетия до нашей эры по
настоящее время - железный век. Теперь вы знаете, почему железо называют
главным металлом.
Найдите в тексте ответы на вопросы. Помните, вы можете выбрать себе
любой вопрос.
Детям предлагаются разные по уровню сложности вопросы, что дает
возможность активно работать всем ученикам класса.
На доске:
1. Где можно обнаружить железо?
2. Найди в тексте пословицу и объясни ее смысл.
3. Какие железные предметы, перечисленные в тексте, на твой взгляд, не
нужны?
Дети отвечают на вопросы. Дети
: Железо можно обнаружить в земле, в воде, почти везде.
- Я нашел такую пословицу "Железом и золото добуду".
- Я отвечал на третий вопрос, мне кажется, что не нужны танки, пушки,
пулеметы и винтовки, чтобы люди не убивали друг друга…
VIII. Поисково-творческая работа
. Учитель
: Дома вы готовили материал.
Каждая группа заранее получила текст и вопросы, на которые надо было
ответить. Работа выполнялась детьми дома.
На уроке каждая группа получила следующие задания: 1 группа
Как добывают руду?
Как руду превращают в металл? 2 группа
Из чего делают железо?
Сколько железа в куске хлеба, который ты съел за завтраком? Скажешь -
нисколько? А вот давай сообразим… 3 группа
Подготовьте выразительное чтение стихотворения о
Белгородчине:
БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ
От земли святой
В народе сила,
Все богатство наше - от труда,
Древнюю легенду сохранила
Резедой Донца пропахшая вода.
Сказка о мече, зарытом богатырском,
Оказалась явью: в Белых Лебедях
Будто кони мощные там рыскают,
Поезда с рудой магнитною гудят.
И ее Руси в избытке хватит,
Чтоб ковать орала и мечи,
Белгород - России белый факел
Над степями светится в ночи.
И. Пашков Учитель
: Итак, первая группа готова нам ответить на вопросы.
Дети используют материал, который они подготовили дома. Показывают
иллюстрации рудника, рассказывают о водяной пушке и мощной технике,
работающей там.
Используя таблицу "Чугун и сталь", ученики из первой группы рассказывают
о работе доменной печи.
Вторая группа отвечает на свои вопросы. Дети отмечают, что железо не
делают, а добывают из земных недр. Отвечая на второй вопрос, дети
сообщают, что немного железа содержится в разных продуктах питания и в
воде, значит, и в хлебе - тоже.
Ученики третьей группы выразительно читают предложенное им
стихотворение. Учитель
: Как здорово, что мы с вами белгородцы!
IX. Домашнее задание.
Учитель
: Подробная информация о домашнем задании есть в
ваших индивидуальных карточках:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Определи свойства железа (железных предметов). Результаты запиши в
рабочую тетрадь.
2. Подбери интересный материал по теме "Железо".
3. Сочини легенду о сказочном богатыре, потерявшем свой чудо-меч в
окрестностях Старого Оскола.
4. Составь кроссворд на тему "Железо".
5. Разузнай, что называют "черным золотом".
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР
1. Вспомни свои впечатления на уроке.
2. Закончи предложение: Я чувствовал себя
. Я работал с настроением
. Я доволен
собой
. Я испытывал затруднения, когда
. Я бы хотел стать более .
Дети берут индивидуальные карточки. Учитель
: Вы можете выполнить то задание, которое вам наиболее
интересно.
Х. Итоги урока.
Учитель
: А сейчас - заключительный разговор. Давайте с вами
поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со
всеми заданиями? Где вы испытали затруднения? Закончите предложения,
которые есть в ваших индивидуальных карточках. Дети
: Я работал с хорошим, веселым настроением; я очень доволен
собой; я испытал затруднение, когда настраивал компас для работы;
разыскивал в тексте лишние предметы из железа; мне бы хотелось быть
более уверенным; а мне более догадливым… Учитель
: Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо
потрудились. Ответили на все поставленные вопросы.
Дети перечисляют основные вопросы и еще раз отвечают на них. Учитель
: Вы все были дружными, активными, проявили смекалку,
ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за
работу!
|