Жизненный цикл – первое понятие, которое вводит на уроке учитель. Жизненный
цикл – последовательность стадий развития, через которые проходят
представители данного вида от зиготы одного поколения до зиготы
следующего поколения.
На слайде презентации первым разворачивается центральный круг. Далее
обсуждается, почему именно эта геометрическая фигура использована для
представления жизненного цикла (начала нет и нет конца).
Этап повторения актуализирует именно ту информацию, которая будет
работать при обсуждении новой темы. На этом этапе обсуждаются следующие
вопросы.
• В чем особенность взрослого организма? (Способен размножаться
половым путем.)
• Наличие каких клеток характерно для полового размножения? (Гамет.)
• Как называется женская гамета?
• Как называется мужская гамета?
• Какой набор хромосом характерен для гамет?
• Какой набор хромосом характерен для клеток тела животного?
Два последних вопроса необходимы для того, чтобы определить тип
деления, в результате которого получаются гаметы, и сделать вывод: гаметы
у животных получаются в результате мейоза.
• Как называется процесс слияния двух гамет?
• Что образуется в результате оплодотворения?
• Какой набор хромосом имеет зигота?
• Что развивается из зиготы?
Может показаться, что для шестиклассника понятия митоз, мейоз,
оплодотворение, набор хромосом сложны. На самом деле дети довольно
легко понимают и запоминают, что митоз сохраняет набор хромосом в
клетке, а мейоз – уменьшает вдвое. Естественно, в 6-м классе от детей
не нужно требовать запоминания стадий этих двух процессов.
Очень оживляют урок задания, в которых приходится работать с
фотографиями реальных объектов. Следующий слайд предполагает именно
такую работу. Ребятам предложено расположить рисунки в правильном
порядке. Это немудреное задание позволяет соединить практику и теорию.
Тут нет применения знаний в новой ситуации: объект (бабочка) не
изменился.
На следующем этапе урока разбирается жизненный цикл растений. Это
новая тема. Можно пойти по простому пути и дать учащимся готовое
решение, а можно попытаться совместными усилиями сконструировать
жизненный цикл растений. Отправной точкой для этой работы будут
следующие положения (их ребята записывают в тетрадь).
• В жизненном цикле большинства растений присутствуют два поколения:
половое и бесполое.
• Половое поколение размножается гаметами.
• Бесполое поколение размножается спорами.
• Гаметы у растений образуются в результате митоза, а споры – в
результате мейоза.
Задача учителя на этом этапе урока – направлять процесс вопросами,
выстроенными в определенной логической последовательности. Жизненный
цикл последовательно появляется на следующем слайде презентации, где
каждый элемент выводится на экран только после обсуждения вопроса.
• Какие поколения характерны для жизненного цикла растений?
• Каким образом размножается половое поколение?
• В результате какого деления образуются гаметы у растений?
• Какой набор хромосом имеет гамета?
• Какой набор хромосом у полового поколения?
(Митоз сохраняет набор хромосом, поэтому половое поколение имеет
тот же набор, что и гамета.)
• Что образуется в результате оплодотворения?
• Какой набор хромосом имеет зигота?
• Какой набор хромосом имеет бесполое поколение?
• В результате какого деления образуются споры у растений?
• Какой набор хромосом они имеют?
Настало время общую закономерность рассмотреть на конкретных
примерах. В учебнике 6-го класса описываются жизненные циклы
хламидомонады, спирогиры и кукушкина льна. Два первых примера на уроке
рассматривать не стоит, т.к. они не правило, а исключение. Закрепить
знания о жизненном цикле растений и показать, как действует общая
закономерность, лучше на примере жизненных циклов кукушкина льна и
папоротника.
Учитель делает утверждение: «Кукушкин лен – двудомное растение». На
этом этапе урока важно определить, что яйцеклетка находится на верхушке
женского растения и, поскольку она неподвижна, то образовавшаяся
зигота будет находиться там же. А это значит, что бесполое поколение
может вырасти только на верхушке женского растения.
Вся предварительная работа проведена. Учащиеся готовы самостоятельно
разобраться в особенностях жизненного цикла мха. Следующий слайд
содержит известный им жизненный цикл растений и мультфильм. Просмотреть
кинофрагмент лучше два раза. После первого просмотра можно задать
учащимся вопрос о том, с какого места жизненного цикла он начинается.
Далее обсуждаем, что увидели в кинофрагменте. Презентация позволяет
запустить кинофрагмент и во время обсуждения.
• Что вырастает из споры? (Половое поколение.)
• Чем представлено половое поколение? (Листостебельным растением.)
• Где образуются гаметы? (На верхушках растений в половых
органах.)
• Что нужно для оплодотворения? (Вода.)
• Где образуется зигота? (На верхушке женского растения.)
• Что вырастает из зиготы? (Бесполое поколение.)
• Где образуются споры? (В коробочке.)
• Чем представлено бесполое поколение? (Коробочкой на ножке.)
Затем самые важные моменты обсуждения заносятся в таблицу, поля
которой открываются только после обсуждения с классом. Колонка
«папоротник» на этом этапе остается незаполненной. Таким образом,
жизненный цикл мха на уроке повторен 4 раза. При этом использованы
разные виды работы, релизован принцип «повторение – мать учения», и, что
немаловажно, учитель организовал работу учащихся по добыванию новых
знаний. Частный случай жизненного цикла мха разобран на основе общей
закономерности. Дети активно вовлекаются в учебный процесс, а не
пассивно слушают объяснения учителя.
Для стимулирования познавательной активности название следующего
этапа урока скрыто от детей. Заголовок слайда появится после обсуждения
кинофрагмента, в котором в режиме замедленной съемки показан рост
молодого листа папоротника.
Задание. Посмотрите
кинофрагмент и скажите, о какой группе растений пойдет далее речь на
уроке? На с. 135 учебника найдите, что в тексте параграфа говорится о
размножении этой группы растений.
Содержание параграфа по этому вопросу ограничено всего одним
предложением: «Чередование поколений происходит и у папоротников».
Достаточно
ли это для изучения процесса размножения у папоротников? Оказывается,
достаточно, ведь в учебнике есть рисунок жизненного цикла, а жизненный
цикл растений разобран на предыдущих этапах урока. Учитель предлагает
частный и общий случаи, а чтобы у детей не разбегались глаза при работе
с двумя источниками информации, фрагмент страницы учебника попадает на
экран презентации.
Задание. Давайте по рисунку найдем половое
и бесполое поколения папоротника. Для этого вспомним, как размножается
половое поколение? (Гаметами.) Найдите их на рисунке.
Чтобы облегчить процесс поиска, каждый обсуждаемый этап жизненного
цикла на рисунке закрашивается по щелчку левой кнопки мыши в
определенный цвет, то же самое происходит и на схеме жизненного цикла
растений: фиолетовый – гаметы, розовый – половое поколение, голубой –
бесполое поколение, зеленый – споры. Для обсуждения можно использовать
следующие вопросы.
• Чем размножается половое поколение? (Гаметами.)
• Шагните по рисунку жизненного цикла назад и скажите, как называется
половое поколение папоротника? (Заросток.)
• Чем размножается бесполое поколение? (Спорами.)
• Шагните по рисунку жизненного цикла назад и скажите, как называется
бесполое поколение папоротника?
Последний вопрос вызывает у учащихся определенное затруднение: как
же назвать бесполое поколение папоротника? Ответ очевиден. Надо
рассмотреть строение бесполого поколения папоротника. Если рассмотреть
внешнее строение папоротника более подробно, становится ясно, что под
землей находится корневище. Вспомните, что такое корневище. Корневище –
подземный побег.
• Какие особенности характерны для подземного побега?
• Как называются корни, отходящие от побега?
Это придаточные корни. От корневищ растут также и листья
папоротника. Листья папоротника имеют особое строение и называются
вайями. У большинства папоротников вайи сильно расчленены и растут
своей верхушкой. Молодые, еще нераспустившиеся листья улиткообразно
закручены.
• Какие функции выполняют листья папоротника? (Фотосинтез.)
Часто помимо фотосинтеза листья папоротника выполняют еще и
спороносную функцию. Если летом посмотреть на нижнюю сторону вайи,
можно увидеть небольшие коричневые бугорки. Это группы спорангиев –
образований, в которых созревают споры.
Все части папоротника растут от корневища, поэтому давайте бесполое
поколение папоротника назовем корневищным растением.
Следующий слайд содержит известный учащимся жизненный цикл растений и
мультфильм.
Просмотреть кинофрагмент лучше два раза. После первого просмотра
можно задать учащимся вопрос о том, с какого места начинается жизненный
цикл, и обсудить, что они увидели в кинофрагменте. Презентация
позволяет запустить кинофрагмент и во время обсуждения.
• Что вырастает из споры? (Половое поколение.)
• Чем представлено половое поколение? (Заростком.)
• Где образуются гаметы? (На нижней стороне заростка.)
• Что нужно для оплодотворения? (Вода.)
• Где образуется зигота? (На нижней стороне заростка.)
• Что вырастает из зиготы? (Бесполое поколение.)
• Чем представлено бесполое поколение? (Корневищным растением.)
• Где образуются споры? (На нижней стороне листа.)
Затем самые важные моменты обсуждения заносятся в таблицу, поля
которой открываются только после обсуждения с классом. Таким образом,
жизненный цикл папоротника на уроке повторен тоже
4 раза и при этом использованы разные виды работы. Немаловажно и то,
что работа с рисунком из учебника позволяет получить необходимую
информацию. Любой рисунок учебника имеет информативную значимость. Это
иная форма представления информации и учащихся с ней тоже надо учить
работать.
В завершение урока делается вывод по заполненной таблице.
• Какое поколение преобладает в жизненном цикле мха? (В
жизненном цикле мха преобладает половое поколение.)
• Какое поколение преобладает в жизненном цикле папоротника? (В
жизненном цикле папоротника преобладает бесполое поколение.)
Повторное возвращение к вопросам размножения растений произойдет в
7-м классе при изучении систематики растений. |