Тип урока: комбинированный.
Оборудование: гербарные
экземпляры растений; модель «Цветок картофеля»;
таблицы «Строение цветка», «Оплодотворение у
цветковых растений»; плакаты «Строение цветка»,
кодоскоп.
ХОД УРОКА
Проверка знаний, полученных на
предыдущем уроке:
– фронтальный опрос по вопросам
рубрики «Проверьте свои знания»;
– несколько учеников получают индивидуальные
задания – письменно дать определения терминам;
– самостоятельная работа по заданиям рубрики
«Выбери правильный ответ».
«Выбери правильный ответ»
1. Половой способ размножения
встречается только у:
а) растений; б
) всех живых организмов;
в) многоклеточных живых организмов.
2. К гермафродитам относятся:
а) дождевой червь;
б) амеба;
в) заяц-беляк
3. Наружное оплодотворение происходит
у:
а) птиц, млекопитающих; б
) рыб, земноводных;
в) пресмыкающихся.
Растениям, как и животным, присущи обе
формы размножения: бесполое и половое. Сегодня вы
познакомитесь с тем, как растения разных
систематических групп размножаются половым
путем. Вопрос классу: В чем суть полового
размножения? (В слиянии двух половых клеток.)
Этот процесс характерен и для полового
размножения растений.
С особенностями полового размножения
водорослей, мхов и папоротникообразных
знакомимся в ходе самостоятельной работы.
Ученики по рядам получают задание – прочитать
соответствующий текст учебника (с. 134–135),
ознакомиться с рисунками и рассказать
одноклассникам о половом размножении:
– водоросли хламидомонады (1-й ряд);
– водоросли спирогиры (2-й ряд);
– мхов (3-й ряд).
Далее проводим беседу с учащимися по
следующим вопросам: Что такое чередование
поколений? Какие растения размножаются с
чередованием поколений? Как оно происходит у
растений разных групп? Что общего в размножении
мхов, водорослей, папоротников? (Происходит
слияние двух клеток – оплодотворение,
образуется зигота, которая прорастает и дает
начало новому растению; для оплодотворения
необходима вода.)
При переходе к вопросу о половом
размножении покрытосеменных растений, для
актуализации знаний учащихся о строении цветка,
проводим беседу по вопросам: Какие растения
называются цветковыми? Какое строение имеет
цветок? Назовите главные части цветка; почему они
являются главными? Какое строение имеет тычинка,
пестик?
Таким образом, цветок является органом
полового размножения, а тычинки и пестик –
важнейшие его части.
Для того, чтобы образовались плоды и
семена, должно произойти опыление, а затем –
оплодотворение. Опыление – это перенос пыльцы с
тычинок на рыльце пестика. Цветковые растения в
процессе длительной эволюции выработали
различные приспособления для того, чтобы
опыление происходило более эффективно.
Существуют несколько видов опыления. При
самоопылении пыльца с тычинок переносится на
рыльце пестика этого же цветка. Горох, пшеница,
картофель – это самоопыляемые растения.
При перекрестном опылении происходит
перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльца
пестиков других цветков. Большинство растений в
природе опыляются перекрестно. У них для этого
есть характерные приспособления, о которых вам
расскажут ученики, заранее подготовившие
сообщения.
Темы сообщений (по книге Г.А.
Денисовой «Удивительный мир растений»):
– «Особенности насекомоопыляемых
растений»;
– «Особенности ветроопыляемых растений»;
– «Особенности строения пыльцы и рыльца пестика
у перекрестноопыляемых растений».
Далее следует рассказ учителя о
прорастании пыльцевой трубки, строении
зародышевого мешка, процессе двойного
оплодотворения, развитии зиготы, образовании
зародыша, семени и плода.
(Демонстрация таблицы,
кодотранспаранта, разбор рисунка в учебнике)
Закрепление – беседа по вопросам
учебника под рубрикой «Подумайте».
«Подумайте»
1. Чем оплодотворение у цветковых
растений отличается от подобного процесса у
других организмов?
2. Каково биологическое значение
двойного оплодотворения?
Домашнее задание |